Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»






Скачать 323.85 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование»
страница1/3
Дата публикации07.02.2015
Размер323.85 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > История > Программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА



В МАГИСТРАТУРУ
по направлению

44.04.01 «Педагогическое образование»
по образовательной программе

«Социально-историческое образование»

для поступающих в 2015 году


Армавир

2014

^ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В МАГИСТРАТУРУ

по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по образовательной программе «Социально-историческое образование»
^ I. Пояснительная записка

Программа вступительного экзамена составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование», предъявляемыми к уровню подготовки, необходимой для освоения специализированной подготовки магистра, а также с требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовленности выпускника по соответствующему направлению подготовки бакалавра.

Данная программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

^ «СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Цель вступительного экзамена: выявить у поступающих уровень овладения общенаучными, инструментальными, общекультурными и профессиональными компетенциями и определить степень их готовности к продолжению обучения по данной магистерской программе

^ Задачи вступительного экзамена:

- установить уровень развития системы теоретических и фактических знаний, необходимых для понимания историко-социальной реальности в различных ее проявлениях;

- определить степень владения базовым понятийным, методологическим и методическим аппаратом исторической науки как предпосылки для восприятия комплекса дисциплин магистратуры;

- диагностировать уровень развития исторического мышления и навыков анализа историко-социальных явлений и процессов, значимых как для социальной ориентации личности в целом, так и в профессиональной, научно-исследовательской подготовке магистра;

- определить степень готовности применять информационно-коммуникационные и образовательные компетенции в процессе обучения по магистерской программе.
^ Форма проведения вступительного экзамена: письменный экзамен. В билете два вопроса. Время на подготовку не менее 40 минут. После ответа на вопросы билета возможны дополнительные вопросы со стороны экзаменаторов.

^ П. Содержание программы.
Введение.

Природа исторического знания. История как наука, изучающая закономерности развития общества. Со­временные подходы в изучении истории России. Историческая наука и динамика общественного сознания. Отличия гумани­тарного познания от естественного. Источниковедение и исто­риография истории России. История научная и история попу­лярная. Воспитательная и патриотическая ценность истории. Современные методы изучения истории.

^ 1. Зарождение и развитие Русского государства.

Проблема происхождения и расселения славян в свете антропологических и археологических данных. Географическая среда обитания славян и формы материального производства. Основные хозяйственные занятия. Пути коммуникаций и тор­говля. Племенной состав. Динамика развития сельской общины. Формы перехода к раннефеодальным отношениям. Проблема «восточнославянского феодализ­ма». Князья и племенные вожди. Полюдье. Древнерусский го­род как политико-административный центр. Норманны и гене­зис Древнерусского государства. Киев и Великий Новгород. Превращение Киева в столицу Древнерусского государства. Организация великокняжеской власти. Причины и последствия принятия христианства. Внешнеполитическое положение Руси в IX-XI вв. Ярослав Мудрый. Начало феодальной раздроблен­ности. Русско-кочевнические отношения и появление монголов. Культурные ориентиры древнерусского общества. Византий­ское влияние на культуру домонгольской Руси.

Феодальная раздробленность - закономерный этап в ис­тории средневековой государственности. Причины нарастания феодальной децентрализации в Восточной Европе. Татаро-монгольское нашествие и образование Золотой Орды. Проблёма русско-золотоордынских отношений в современной исто­риографии и исторической публицистике. Политические, экономические, демографические и культурные последствия тата­ро-монгольского ига. Причины объединения земель вокруг Мо­сквы. Основные этапы борьбы с монголо-татарским игом. Ку­ликовская битва. Стояние на Угре. Альтернативные пути объе­динения восточнославянского этноса в единое государство. Новгород и Псков в борьбе с Западом. Русско-восточный куль­турный симбиоз. Теория евразийцев. Негативные последствия и позитивные моменты включения русских земель в Золотую Ор­ду. Внутренняя и внешняя политика Ивана III и Василия III. За­вершение объединения русских земель вокруг Москвы и начало формирования великорусского этноса. Государственное и пра­вовое устройство Московского княжества: от феодальной вот­чины к государственному суверенитету. Судебник 1497 г. - на­чало законодательного оформления крепостного права. Про­блема личности и государства. Формирование идеологии «Мо­сква - Третий Рим». Система государственного феодализма. Православная церковь - опора великокняжеской власти.

^ 2. Российское государство и общество в XVI-XVIII вв.

Реформы Ивана IV Грозного и формирование самодер­жавия. Социальная структура русского общества. Боярская оппозиция и пережиток территориальной феодальной автоно­мии. Судебник 1550 г. и дальнейшее закрепощение крестьян. Взаимоотношения государства и церкви. Стяжатели и нестя­жатели. Начало формирования сословно-представительных органов. Внешнеполитический фактор в укреплении государ­ственной власти. Присоединение Поволжья и Сибири. Роль казачества в освоении окраинных земель. Опричнина, ее социальные и политические последствия. Ливонская война. Поли­тический и социально-экономический кризис в конце XVI -начале XVII вв. Борис Годунов. Народные движения. Лжедмитрий. «Смутное время». Польско-шведская интервенция. Осмысление политического кризиса русским обществом в публицистической литературе. Народные ополчения, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Выход из кризиса и восстанов­ление монархической власти,

Самодержавие и Земские соборы. Династия Романовых. Восстановление государственного единства русских земель. Воссоединение Украины с Россией. Антитурецкая политика. Восточные походы. Выход к Тихому океану. Соборное уложе­ние 1649 г. и окончательное оформление крепостного права. Русский город и село в XVII в. Зарождение мануфактуры, раз­витие внутренней и внешней торговли. Государственный строй сословно-представительной монархии в XVII в. Абсолютизация монархической власти. Боярская дума. Земские соборы и их значение. Церковь и государство. Органы государственного центрального и местного аппаратов. Финансовая система. Рус­ское войско и его качественная трансформация к концу столе­тия. Дворянство - социальная опора нарождающегося абсолю­тизма. Движение раскольников и формы социального протеста. Степан Разин. Законодательная реформаторская деятельность царя Алексея Михайловича «Тишайшего». Явления обмирще­ния русской культуры.

Предпосылки и необходимость реформ Петра I. Рефор­мы управленческого аппарата, армии и флота. Экономическая и социальная политика. Война за выход к Балтийскому и Азов­скому морям. Итоги внешней политики Петра. Провозглашение Российской империи. Европейские преобразования в области культуры и быта. Русские традиции и европейская ментальность. Социальная сущность дворцовых переворотов. Достиже­ния и утраты во внутренней и внешней политике. «Петровский курс» при Елизавете Петровне. Характерные черты абсолютной монархии.

Правление Екатерины Великой. Ее внутренняя и внеш­няя политика. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» рос­сийского дворянства. Крестьянская война: ее причины и последствия. Усиле­ние крепостного гнета и новые явления в экономической жизни страны. Укрепление дворянской монархии. Дальнейшая евро­пеизация культуры и быта. Формирование двух культур - гос­подствующего класса и народной. Попытки реформ при Павле I. Нарастание противостояния России и Европы. Охранительно-консервативный курс во внутренней и внешней политике как противовес буржуазным преобразованиям в Западной Европе.

^ 3. Развитие России в первой половине XIX века.

Территория и население Российской империи в первой половине XIX века. Проблема кризиса крепостничества. Ману­фактурное производство. Начало промышленного переворота. Рост городов и городского населения. Внутренний рынок. Внешняя торговля. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг. Неглас­ный комитет. Деятельность М.М. Сперанского. Крестьянский во­прос в политике Александра I. Преобразование органов центрально­го управления. Реформа народного образования. Внешняя политика самодержавия в 1801-1812 гг. Отечественная война 1812 г.. Причины и зна­чение победы России в Отечественной войне 1812 года.. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Создание новой политической системы в Европе. Внутренняя и внешняя политика в 1815-1825 гг. Внутрен­няя политика самодержавия в послевоенный период. Попытки ре­шения крестьянского вопроса. Самодержавие и конституция. Воен­ные поселения. Поворот к реакции. "Аракчеевщина": проблемы ис­ториографии. Итоги нового курса Александра I. Европейское на­правление внешней политики. Россия и революции в Европе. Начало освободительного движения в России: проблемы историографии. Особенности первого этапа. Формирование оппози­ционной идеологии. Тайные общества и восстания декабристов. Причины поражения и историческое значение.

Внутренняя политика самодержавия (1825-1855 гг.). Централиза­ция управления. Преобразование императорской канцелярии. Коди­фикация законов. Ш отделение. Социальная политика. Меры по ук­реплению дворянства. Крестьянский вопрос. Реформа государственной деревни П.Д. Кисе­лева. Политика в области печати и просвещения. Меры в области промышленности, торговли, финансов. Усиление политической ре­акции в 1848-1855 гг. Внешняя политика России во второй четверти XIX века. Крымская война (1853-1856 гг.). Международные и внутриполитические последствия поражения царизма в Крымской войне. Внутренняя политика Рос­сии в Закавказье. "Кавказская вой­на": проблемы историографии. Общественная мысль России во второй четверти XIX ве­ка. Настроения в русском обществе после поражения декабристов. П.Я. Чаадаев. Оппозиционные кружки второй половины 20-начала 30-х гг. Формирование основных идейно-политических направлений общественной мысли. Теория "официальной народности". Славяно­филы и западники. Радикальное (революционно-демократическое) направление общественной мысли. Социалистические идеи в Рос­сии. Кружок петрашевцев. "Русский социализм" А.И. Герцена.

^ 4. Развитие России в 1861 -1917 гг.

Расширение территории Российской империи и рост ее насе­ления. Социальная структура населения Российской империи. Этнический и конфессиональный состав населения. Основные демографические процессы и проблемы порефор­менного периода. Переход от общинного типа социальных отношений к граж­данскому обществу: основные противоречия и незавершенность этого процесса к 1917 г. Социокультурная трансформация России. Эволюция традици­онной системы ценностей в общественном сознании. Проблема "диалога культур" Запада и России и эволюция смысла российской культуры. Феномен "Сереб­ряного века" русской культуры: сущность и основные особенности.

Проблема экономического отставания России от Запада. Пре­емственный характер модернизационных начинаний в России во второй половине XIX в. и их незавершенность. Объективные и субъективные факторы догоняющего развития. Экономический аспект системных реформ 18,60-187.0-х гг. Традиционализм и ре­форматорство как основные тенденции программы экономического развития страны и их противоречивое взаимодействие. Сущность и основные типы капиталистической модернизации. Экономические последствия крестьянской реформы. Рыночное отношение и нарастание расслоения крестьянства. Два пути развития аграрного капитализма и их сближение. Столыпинская аграрная реформа, ее содержание и последствия.

Капиталистическая модернизация России и развитие промыш­ленности. Особенности промышленного подъема 1860-х - первой половины 1880-х гг. Начало промышленной революции. Скачкообразный харак­тер и цикличность в развитии промышленности. Складывание первых монополий, их деятельность и ее ос­новные последствия. Формирование рабочего класса в России и его особенности.

Система органов государственного управления и их эволю­ция. Имперская и местная системы управления и их эволюция. Взаимодействие общества и государства. Александр II и реформы 1860-1870-х гг. События 1 марта 1881 г. и их политические последствия. Манифест о незыблемости самодержавия 29 апреля 1881 г. Алек­сандра III и правительственный кризис. Эволюция социальной политики и ее законодательное закре­пление: национальная политика, дворянское, крестьянское и рабо­чее законодательство. Николай II и разработка программы внутриполитического курса. Причины, характер, основные этапы и события первой русской революции. Формирование российской многопартийности. Деятельность Государственной думы: особенно­сти содержания основных законопроектов.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее внешнеполитические итоги. Международное положение России в начале XX в. Русско-японская война: причины, характер, основные события и последствия. Внешняя политика России в 1906-1917 гг. и ее особенности. Россия в Первой мировой войне. Зарождение и особенности либерального движения. Дея­тельность либералов в 1870-1880-х гг. Теоретические, политические и социальные исто­ки народничества. Особенности революционного движения начала 1860-х гг. Эволюция основных направлений общественно-политической мысли и общественные движения в конце XIX - начале XX в. Тра­диционализм и его основные направления. Первые марксистские организации в России. I съезд социал-демократов и создание РСДРП. II съезд РСДРП. Основные положения револю­ционной программы. Фракционный раскол в РСДРП. Системный кризис Российской империи как последствие столкновения двух направлений общественного развития: модернизаторства и традиционализма.

^ 5. Становление и эволюция советского государства в 1917 – 1945 гг.

Борьба идейно-политических сил российского общества за выбор дальнейшего пути развития страны в 1917 - 1920 гг. Основные причины Февральской буржуазно-демократической революции. Влияние системного кризиса на обострение внутриполи­тической ситуации. Причины образования двоевластия. Модернизация политической сферы рос­сийского общества. Внешняя политика Временного правительства. Влияние Советов рабочих, крестьянских и солдатских депу­татов на политическую жизнь в условиях двоевластия. Идейные программы основных политических сил (кадеты, меньшевики и эсеры, большевики) и борьба за их осуществление. Июльские события и конец двоевластия. Нарастание экономического и политического кризиса в стране осенью 1917 г. Подготовка и проведение большевиками вооруженного вос­стания в Петрограде. Оценка октябрьских событий. II съезд Советов и провозглашение Советской власти. Первые преобразования Советской власти. Складывание однопартийной политической системы.. Брест­ский мир и его последствия. Причины Гражданской войны. Характеристика "красного" и "белого движений, других сил, участвующих в войне. Иностранная интервенция: цель, участники, направления. Основные этапы и собы­тия Гражданской войны. Политика "военного коммунизма", её идей­ные и теоретические основы. Причины победы Советского государства в войне. Итоги и по­следствия Гражданской войны для судеб российского общества.

Развитие советского государства и общества в период новой экономической политики (1921 -1929 гг.). Обо­стрение экономического и политического кризиса в стране после окончания гражданской войны. X съезд РКП(б) и начало новой экономической политики.. Либерализация политиче­ского курса большевистской партии в экономической сфере: введе­ние элементов рыночного хозяйства, развитие материального сти­мулирования производителей. Сущность противоречия между рыночным нэпом и бестоварным социализмом. Дискуссии в РКП(б) о дальнейших путях строительства социализма. Внутрипартийная борьба за власть лидеров РКП(б). Основные этапы экономического развития в 1920-е гг., подчиненность промышленного развития интересам сельского хо­зяйства. Политика чрезвычайных мер. От­ход от принципов нэпа и усиление директивных методов управле­ния промышленностью. Социально-политическое и культурное развитие советского общества в 1920-е гг. Идеология большевизма и проблема нацио­нально-государственного строительства Советской России. Образование СССР. Политика большевистской партии в области культуры и рели­гии.. Проблема влияния НЭП на общественное сознание. Форми­рование новой модели социального устройства общества. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Меж­дународное положение СССР в нач. 1920-х гг. Осуществление прин­ципов мирного сосуществования государств с различным общест­венным строем. Роль большевистской партии в международном коммунисти­ческом движении.

Социальное, экономическое, политическое и духовное развитие советского общества в конце 1920-х — начале 1940~х гг. "Великий перелом" и утвер­ждение административно-командной системы управления на рубе­же 1920-х - 1930-х гг. Сущность административно-командной сис­темы и особенности ее проявления в условиях сталинского режима. Объективные и субъективные причины культа личности. Основные задачи и направления сталинской политики форси­рования темпов социалистического строительства. Советский вари­ант модернизации России: сущность и основные противоречия. Факторы и условия экономического роста. Основные результаты промышленного строительства и раз­вития в годы первых пятилеток в СССР. Проведение сплошной коллективизации сельского хозяйст­ва и ее последствия. Формирование советской политической системы в 1930-е гг.: сущность, особенности и основные тенденции развития. Социально-политические процессы развития советского общества в 1930-е гг. Упрочение тоталитарных основ общественной жизни страны. Ос­новные факторы воздействия тоталитарного государства на совет­ское общество. Ос­новные цели и направления внешней политики СССР. Участие СССР в создании системы коллективной безопасности в Европе. Характер взаимоотношений с фашистской Германией. Укрепление позиций СССР в руководстве мировым коммунистическим движением. Участие в борьбе за "жизненное пространство" и сферы интересов на рубеже 1930-х -1940-х гг.

Характер Великой Отечественной войны. Причины поражений Красной Армии в первые месяцы войны. Последствия поражений и оккупации. Реорганизация государственных и общественных структур в условиях военного времени. Перестройка жизни страны на военный лад. Мобилизация населения для борьбы с врагом. Поддержка СССР антифашистскими силами мирового сообщества. Воен­но-политическое значение разгрома немецко-фашистских войск, под Москвой. Предпосылки осуществления коренного перелома в Великой Отечественной войне. Контрнаступление советских войск под Сталин­градом и начало коренно­го перелома в ходе войны. Битва на Курской дуге и завершение коренного перелома.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Движе­ние населения тыла по оказанию помощи фронту. Решение проблемы продовольственного и материального обеспечения населения тыла. Наступа­тельные операции Советской Армии в 1944 - 1945 гг. Бер­линская операция и поражение фашистской Германии. Участие в разгроме милитаристской Японии. Причины и Всемирно-историческое значение Победы советского народа в воине. Цена Победы. Итоги Великой Отечественной войны и II Мировой воины.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа вступительных испытаний подготовлена с учетом основных требований Государственного Стандарта по направлению 44. 04. 01...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру факультета технологии, экономики и дизайна направление...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру по программе

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
...

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44. 04. 01 «Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 44....
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену магистратуру по программе «Социально-педагогическая поддержка различных...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск