Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста»






Скачать 123.01 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста»
Дата публикации21.01.2014
Размер123.01 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Журналистика > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ

Ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского

профессор Л.Ю. Коссович

___________________________

"__" __________________2011 г.
Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________2011 г.

Номер внутривузовской регистрации _______________________________
Рабочая программа дисциплины

«Поэтика журналистского текста»
Направление подготовки

^ 032700 – Филология

магистерская программа «Русская словесность и журналистика»

Научный руководитель – д.ф.н, проф. В.В. Прозоров

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная


Саратов, 2011

^ 1. Цели освоения дисциплины

Получение необходимых базовых знаний, представлений и умений, связанных со слабо отрефлексированной в настоящее время в науке о журналистике актуальной областью поэтики современных средств массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет), в том числе и в избранных обучающимися конкретных областях практической и теоретической филологии и журналистики.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры.

М.2. Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть.

Дисциплина «Поэтика журналистских текстов» относится к вариативной (профильной) части профессионального цикла структуры ООП магистратуры. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате по широкому спектру гуманитарных направлений. Освоение дисциплины «Поэтика журналистских текстов» осуществляется параллельно с изучением важнейших дисциплин теоретико-практической подготовки будущих магистров филологии – «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Саратовская филологическая (литературоведческая) школа: история и современность», «Спецсеминар», «Спецкурс», «Основы журналистской критики», «Методика преподавания русской словесности и журналистики в высшей школе: традиции и инновации», «Практикума по текстообразованию», модулей «Поэтика русской литературы», «Текст как инструмент профессиональных коммуникаций».
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Поэтика журналистских текстов».

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки магистров 032700 – «Филология»:
а) общекультурные (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6);

б) профессиональные (ПК):

- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

- владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

-способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);

- способность к трансформации различных типов текстов (изменению стиля, жанр, целевой принадлежности текста) (ПК-13);

-умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-19).

^ В результате освоения дисциплины «Поэтика журналистских текстов» обучающийся должен:

- Иметь внятное представление об объёме многозначных понятий «журналистский текст», «журналистская поэтика», «журналистское мастерство», «журналистская культура»;

- Уметь использовать в конкретных журналистских и филолого-журналистских исследованиях базовые знания в области поэтики журналистского текста, усвоенные в процессе изучения данного курса;

- Владеть культурой критико-журналистского мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу филолого-журналистских текстов в контексте генетических и этико-эстетических подходов к современной масс-медийной деятельности.
^ 4. Структура и содержание дисциплины «Поэтика журналистских текстов».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 108 часов или 3 кредитных единицы, из них 10 аудиторных часов и 98 часов на самостоятельную работу магистранта (во 2 семестре – 10 часов практических занятий).




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1

Объём многозначного понятия «журналистский текст».

2

1

Практическое занятие

2

20

22

Письменное 15-минутное аудиторное задание «Каков диапазон понятия «журналистский текст»?»

2

Подступы к общей поэтике СМИ. Три рода СМИ и их глубинные истоки. Основы общей поэтики СМИ.

2

2

Практическое занятие

2

20

22

Практическое знакомство со специальными изданиями по теме курса в кабинете кафедры общего литературоведения и журналистики С ГУ

3

Три литературных рода по Аристотелю. Тройственная функция речи. Роль речевых жанров в работе журналиста.

2

3

Практическое занятие

2

20

22

Письменное 15-минутное аудиторное задание «Что входит в объем понятия "литературный род»?

4

Три взаимосвязанные психологические универсалии и их связь с основами поэтики журналистского текста

2

4

Практическое занятие

2

20

22

Письменное 15-минутное аудиторное задание «Связь психологических универсалий с основами возрастной психологии».

5

Коммуникативные готовности трёх родов современных СМИ: эпические, лирические и драматические каналы массовой информации. Глубинные основы журналистского мастерства.

2

5

Практическое занятие

2

18

20

Проверка персональных заданий, связанных со специальными поэтико-журналистскими знаниями и умениями.

























зачет
















10

98

108





^ Программа лекционного курса


  • Объём многозначного понятия «журналистский текст» или «медиа-текст». Смысловое размежевание понятий «произведение текста на свет» («рождение текста»), «текст как готовый к употреблению продукт», «воспроизведение текста вероятным читателем, слушателем, зрителем» («интерпретация текста»).

  • Концепция Ролана Барта, связанная со «смертью автора», и её справедливость по отношению к современному журналистскому тексту. Представление о «мультитексте». Генетические основы поэтики СМИ. Внутренняя конфликтность новостной масс-медийной информации. Субъективность масс-медийной информации. «Призрак истины» (Н.М.Карамзин) и природа журналистского текста, по Ю.М.Лотману. Создание образной картины мира у аудитории, регулярно воспринимающей мультитексты СМИ. Подступы к общей поэтике СМИ. М.М.Бахтин о границе между художественным и внехудожественным. Три рода СМИ и их глубинные истоки.

  • Эпос, лирика и драма - три литературных рода по Аристотелю. Гегель и Белинский о трёх универсальных родах художественной словесности. Три литературных рода и тройственная функция речи. Концепция Карла Бюлера о трёх взаимосвязанных функциях языка – репрезентации, экспрессии и апелляции. Основные речевые жанры в журналистской работе.

  • Три взаимосвязанные психологические универсалии (постепенная активизация саморазвития личности, «состав душевной жизни» - С.Л.Франк) и их связь с основами поэтики журналистского текста. Взаимопроникновение эпической, лирической и драматической доминант в процессе взросления человека. Три литературных рода – универсальная триада, объясняющая особенности огромного литературного рельефа, основные речевые функции и природу возрастной психологии.

  • Эпические, лирические и драматические каналы информации и их влияние на основные разновидности массовой коммуникации.. Коммуникативные готовности трёх родов современных СМИ. Поэтика печатных СМИ: пресса – эпос. Погоня за ускользающим временем. Кричащее молчание газеты и журнала. Основы поэтики печатного текста. Эффект остановившегося мгновения. Эпическое пространство газеты. Герои, проблемы и события в современной прессе. «Проникающая способность» радиоискусства. Коннотационность радиозвучания. Власть тембра. «Противные» голоса. Искренность в эфире. Радио – лирика. Настоящее время радиоискусства. Поэтика радиотекста. Диалогическая видеоактивность телевидения. Зрители в студии. Будущее время на телеэкране. Природа телевизионного конфликта. Стихия комического и трагического на телевидении. Интерактивная энергия ТВ. Поэтика телевизионного текста. Поэтика журналистских текстов в Интернете: дискуссионные вопросы. Соединение (сплав) эпических, лирических и драматических функций в социальных сетях Интернета. Сочетание (кровная связь) поэтики и этики СМИ. Единство профессионально правильного и профессионально совершенного в СМИ.

^ 5. Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, выполнение аудиторных и домашних практических заданий, непосредственно связанных с изучаемой темой, самостоятельная работа магистров под руководством профессора, аудиторные контрольные работы.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В процессе освоения дисциплины выполняются следующие виды самостоятельной работы: ознакомление с основной и дополнительной литературой, выполнение домашних заданий, предлагаемых преподавателем на лекционно-практических занятиях, работа со специальным филолого-журналистским книжным собранием кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ.
^ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ


  1. Объём многозначного понятия «журналистский текст» или «медиа-текст».

  2. Представление о «мультитексте». Генетические основы поэтики СМИ.

  3. Субъективность масс-медийной информации. Создание образной картины мира у аудитории, регулярно воспринимающей мультитексты СМИ.

  4. Подступы к общей поэтике СМИ. Три рода СМИ и их глубинные истоки.

  5. Эпос, лирика и драма - три литературных рода по Аристотелю. Гегель и Белинский о трёх универсальных родах художественной словесности.

  6. Три литературных рода и тройственная функция речи. Основные речевые жанры в журналистской работе.

  7. Три взаимосвязанные психологические универсалии и их связь с основами поэтики журналистского текста. Взаимопроникновение эпической, лирической и драматической доминант в процессе взросления человека.

  8. Три литературных рода – универсальная триада, объясняющая особенности огромного литературного рельефа, основные речевые функции и природу возрастной психологии.

  9. Эпические, лирические и драматические каналы информации и их влияние на основные разновидности массовой коммуникации.

  10. Поэтика печатных СМИ: пресса – эпос. Погоня за ускользающим временем. Кричащее молчание газеты и журнала.

  11. Основы поэтики печатного текста.

  12. Эффект остановившегося мгновения. Эпическое пространство газеты.

  13. «Проникающая способность» радиоискусства. Коннотационность радиозвучания. Власть тембра.

  14. Искренность в эфире. Радио – лирика. Настоящее время радиоискусства. Поэтика радиотекста.

  15. Диалогическая видеоактивность телевидения. Зрители в студии. Будущее время на телеэкране. Природа телевизионного конфликта.

  16. Стихия комического и трагического на телевидении.

  17. Интерактивная энергия ТВ. Поэтика телевизионного текста.

  18. Поэтика журналистских текстов в Интернете: дискуссионные вопросы.

  19. Соединение (сплав) эпических, лирических и драматических функций в социальных сетях Интернета.

  20. Основы поэтики современных СМИ: итоги и перспективы курса.

  21. Сочетание (кровная связь) поэтики и этики СМИ. Единство профессионально правильного и профессионально совершенного в СМИ.


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Прозоров В.В. Власть и свобода журналистики: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2011. 282 с.

б) дополнительная литература:

Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Искусство, 1957. С. 43-48.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 422-555.

Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. : В 13 т. Т. 5. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. С. 30- 69.

Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Уч. зап. Тартуского ун-та. Вып. 422. Труды по знаковым системам. 1Х. Тарту, 1977.С. 43 – 69.

Моль Абраам. Социодинамика культуры: Пер. с фр. М.. 1973. 412 с.

Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 291-299.

Ворошилов В.В. Журналистика.: Учебник. 5-е изд. СПб., 2009. 328 с.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. 5-е изд., испр. и доп. М., 2008. 368 с.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Изд-во МГУ, 2000. 286 с.

Грабельников А.А. Аудитория газеты как субъект журналистской деятельности // Работа журналиста в прессе. М., 2001. 348 с.

Михайлов С.А. Технологический фактор в деятельности журналиста // Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000. С. 212- 228.

Сметанина С.И. Медиатекст в системе культуры. СПб., 2002. С. 28-39.

Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. 316 с.

Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. 212 с.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2002. 226 с.

Прозоров В.В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 236 с.

Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиаэтос как территория поиска. М. , 2001. 542 с.

Бюлер Карл. Теория языка. Репрезентативная функция языка: Пер. с нем. М., 1993. С. 8-27.

Канетти Элиас. Человек нашего столетия. Пер. с нем. М..1990. 386 с.

Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 154-169.

Сиберт Фред С., Шрамм Уилбур, Питерсон Теодор. Четыре теории прессы. М., 1998. 202 с.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во МГУ, 1999. 242 с.
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Доступ к вузовскому библиотечному фонду; доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); доступ к интерактивной видеопанели (во время лекционных занятий).

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки магистров «032700 – Филология».

Авторы:
Доктор филологических наук, проф. В.В. Прозоров ______________________
Кандидат филологических наук, доц. Л.С. Борисова _____________________
Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от ___________, протокол № ________.

 

Зав. кафедрой В.В. Прозоров

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа по Элективному курсу «Поэтика» Класс 11 Б
Программа составлена на основе программы элективного курса Е. А. Зининой «Основы поэтики: теория и практика анализа художественного...

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа модуля «Поэтика русской литературы»
Модуль 1 «Поэтика русской литературы» объединяет в себе дисциплины «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XIX века»,...

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа дисциплины экономика (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «многоаспектный...
Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса Губаревой А. А. «Многоаспектный анализ текста» // М., журнал...

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа дисциплины земельное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Земельное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа дисциплины римское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Римское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов по специальности...

Рабочая программа дисциплины «Поэтика журналистского текста» iconРабочая программа учебной дисциплины
В результате ее освоения бакалавры получают знания, необходимые для дальнейшего освоения историко-литературных курсов, у обучающихся...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск