Российской федерации






Скачать 205.01 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации17.01.2014
Размер205.01 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Спецсеминар

Направление подготовки

031300 – Журналистика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная
Саратов

2012

1. Цели освоения дисциплины

Занятия в спецсеминаре имеют целью подготовить студентов к написанию выпускной квалификационной работы, будущей профессиональной деятельности в учреждениях образования, науки, культуры, СМИ, развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, создания самостоятельного научно-исследовательского труда.
^ 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина преподаётся с 4 по 8 семестр. Курс содержательно и методически связан с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла «Философия», «Культурология», «История», «Основы отечественной художественной культуры»; с дисциплинами профессионального цикла «Основы литературной культуры», «История отечественной литературы», «История зарубежной литературы», «История отечественной журналистики», «История зарубежной журналистики», «Стилистика и литературное редактирование», «Основы журналистской деятельности», «Профессиональная этика журналиста», «Профессионально творческий практикум», «Язык СМИ», «Устная речь», «Актуальные проблемы современности и журналистика».
^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК):

- готовность уважительно и бережно относиться к наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- культура мышления, способность к анализу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- понимание значения и гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность видеть и реализовывать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего профессионального и социального опыта (ОК-8);

- понимание социальной значимости своей будущей профессии, высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности (ОК-9);

- способность к социальной и профессиональной адаптации, социальной и профессиональной мобильности (ОК-10);

- готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-16);

- свободное владение нормами и средствами выразительности русского (и родного – национального) языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникаций, при подготовке журналистских публикаций (ОК-17);

- способность ориентироваться в современной системе источников информации в целом и по отдельным отраслям знаний и сферам общественной практики, знание и умение владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, умение использовать основные программные средства, базы данных, работать в Интернете и использовать его ресурсы, пользоваться поисковыми системами, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-19).

б) профессиональные (ПК):

- понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ (ПК-1);

- понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

- ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомлённость в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции (ПК-3);

- понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, её базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

- знание основных этапов и процессов развития отечественной журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ (ПК-5);

- знание основ организации научного исследования в сфере журналистики (ПК-38).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные положения и концепции в области теории и истории журналистики и литературы, анализа и интерпретации текста, библиографические источники, иметь представление об истории, современном состоянии и перспективах развития журналистики и филологии.

Уметь: проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области журналистского и филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов.

Владеть: основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке; навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, участия в научных дискуссиях, выступлений с сообщениями и докладами, представления материалов собственных исследований.
^ 4. Структура и содержание дисциплины

Дисциплина преподаётся в 4, 5, 6, 7 и 8 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 7 зачётных единицы, 252 часа всего, из них 144 аудиторных практических, 108 часов отводится на самостоятельную работу. Промежуточная аттестация (зачёт) предусмотрена 4, 5, 7 и 8 семестрах, в 6 семестре студенты выполняют курсовую работу.





^ Раздел дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Практ.

Самост.

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с проблематикой, темами и целями спецсеминара. Определение круга научных интересов участников семинара.

4

1

2




Анкета

1.2.

Знакомство со структурой и работой Зональной научной библиотеки СГУ. Разновидности библиографических разысканий.

2-3

4







1.3.

Правила библиографического оформления литературы и примечаний

4-5

4

2

Сбор и оформление первичной библиографии по теме

1.4.

Знакомство со вторичными научными жанрами: обзор, конспект, реферат, аннотация, тезисы.

6-7

4

4

аннотация, рецензия

1.5.

Представление реферата по одной книге, связанной с изучаемой темой

8-9

4

14

Реферат

1.6.

Основы работы с архивными материалами. Типы указателей, приложений и комментариев

10-11

4







1.7.

Обзор журнала «Журналист» за текущий год.

12-13

4

2

Обзор двух номеров журналов

1.8.

Чтение и обсуждение рефератов об исследовательских намерениях студентов

14-15

4







1.9

Итоговое занятие. Подведение предварительных итогов. Планы на следующий семестр.

16

2




Анкета




^ Промежуточная аттестация













Зачёт




ИТОГО







32

22




2.1.

Вводное занятие.

5

1

2







2.2.

Обзор новой литературы по избранным темам.

2-3

4

4

Обзор новых публикаций

2.3.

Знакомство с фондами и экспозицией Государственного музея К.А. Федина

4-5

4







2.3

Основы работы с архивными материалами. Типы указателей, приложений и комментариев

6-7

4







2.5.

Сообщения участников семинара о теоретических аспектах изучаемых тем (определение целей и задач исследования)

8-9

4

6




2.6.

Коллоквиум «Журналистика 1920-1930-х годов». Литературные чтения

10-11

4

4

Участие в коллоквиуме

2.7.

Обзор журнала «Журналист», Интернет-ресурсов.

12-13

4

2




2.8.

Жанр проспекта выпускной квалификационной работы.

14-15

4

6




2.9.

Защита проспектов выпускных квалификационных работ: теоретическое обоснование темы

16-18

6




Доклады




^ Промежуточная аттестация













Зачёт




ИТОГО







36

22




3.1.

Вводная лекция.

6

1

2







3.2.

Коллоквиум «Современная художественная критика на страницах газет и журналов и интернет-критика»

2

2

2




3.3.

Анализ публицистических выступлений в прессе на выбранную тему

3-4

4

2




3.4.

Доклады студентов по теоретическим аспектам избранных тем. Обсуждение методологических проблем исследования.

5-7

6

5




3.5.

Обзор литературоведческих журналов за текущий год.

8-9

4

2




3.6.

Чтение и обсуждение студенческих докладов по курсовым работам

10-16

14

9

Доклады, рецензии на доклады




ИТОГО







32

20




4.1.

Вводная лекция

7

1

2




Анкета

4.2.

Утверждение тем курсовых работ на семестр

2

2




Собеседование

4.3.

Работа в экспозиции Государственного музея К.А. Федина

3-4

4







4.4.

Обзор новых поступлений в ЗНБ

5

2




Реферат одной из работ

4.5.

Коллоквиум «Проблема жанра: интернет-словесность и журнальная литература»

6

2

4







Участие в ежегодной конференции молодых ученых

7

2







4.6

Обзор новейших справочных изданий и энциклопедий. Справочные интернет-системы.

8-9

4

2




4.7

Чтение и обсуждение докладов по разрабатываемым темам

10-13

8

8

Выступление, участие в обсуждении докладов




^ Промежуточная аттестация













Зачёт




ИТОГО







26

14




5.1.

Жанр выпускной квалификационной работы. Структура. Требования к оформлению. Уточнение тем.

8

1-2

4

6

Собеседование

5.2.

Работа над текстом выпускной квалификационной работы.

3-8

12

20

Опрос, письменное задание

5.3.

Правка и оформление выпускной квалификационной работы.

9

2

4







^ Промежуточная аттестация













Зачёт




ИТОГО







18

30





^ Содержание разделов дисциплины
Содержание каждого из разделов дисциплины «Спецсеминар» определяется темами, над которыми работают студенты, тематикой новейших научных изданий и этапами работы над выпускным квалификационным сочинением.
^ 5. Образовательные технологии

1) Лекция-беседа в первую неделю.

2) Консультации в конкретном диалоге со студентом при разборе трудных случаев анализа художественного текста.

3) Работа в научной библиотеке (знакомство с различными справочно-библиографическими изданиями, каталогами, приемами научного поиска).

4) Практикум по анализу текста в интерактивной форме (студент пробует – преподаватель поправляет, расширяет и углубляет).

5) Коллоквиум (знакомство с различными типами журнальных изданий, доклады студентов, ответы на вопросы аудитории и преподавателя).

6) Обучение практике реферирования через обсуждение сделанных рефератов как выработка нужных для будущей профессиональной деятельности навыков.

7) Практика обращения к нужным словарям и теоретическим источникам как выработка умений, необходимых для всех форм профессиональной деятельности журналиста.

8) Выработка навыков работы в Интернете – как необходимое профессиональное умение для журналистской авторской деятельности.

9) Обсуждение докладов как выработка навыков:

- написания текста с соблюдением логики жанра;

- умения защищать свои позиции;

- умения эффективно спорить;

- умения выражать свои мысли не только письменно, но и устно.

Все виды работы нацелены на выработку навыков, необходимых как для профессии журналиста, так и для дальнейшего обучения в магистратуре (для самостоятельной научной деятельности).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
План составления обзора литературы, опубликованной в периодике последнего года:

  1. Описание журнала (название, редколлегия, выходные данные, периодичность).

  2. Описание номера (год, структура, содержание).

  3. Обзор и анализ материалов, касающихся тем спецсеминара.


Примеры тем

выпускных квалификационных работ:


  • Читатель-адресат журнала «Русский Newsweek» (на материале 2005-2007 гг.)

  • Светская хроника как явление современной журналистики («Vogue», «Известия 2004-2006)

  • Колонка ВВ. Познера в журнале «Эсквайр» («Escquire»)

  • Телевизионная критика на страницах газеты «Известия» (2007-2008)

  • Формы и функции читательской литературной критики в Интернете

  • Образ провинциальной России по материалам газеты «Комсомольская правда» (1925 и 1995 годы)

  • Литературная критика и художественная критика в журнале «Афиша» 2007-2009 гг.

  • Жанры художественной публицистики в молодежных телепрограммах 1960-1990-х гг.

  • Роль и назначение журналистики в восприятии журналистов 1920-х и 2000-х гг. на примере журнала «Журналист»

  • Анализ современного аналитического жанра ток-шоу в России и Америке (на примере программ «Larry King Live» и «Познер»)

  • Публицистика О.Г. Чайковской (на примере газетных материалов 1986-1987 гг. и сборника «Диалоги гласности»)

  • Образ политического деятеля в общественно-политических СМИ (на материале изданий Украины и России )

  • Колумнистика в российской прессе 2008-2010 гг.

  • Отражение литературно-общественной ситуации рубежа 1920-1930-х гг. в «Литературной газете»

  • Творческая индивидуальность журналиста Инны Руденко

  • Поэтический текст на страницах журнала «Мурзилка» 2009-2010 гг.

  • Интернет-дневник писателя Евгения Гришковца


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Прозоров В.В., Елина Е.Г., Захаров Е.Е., Книгин И.А., Милованова О.О. История русской литературной критики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.В. Прозорова. 2-е изд. испр. и доп. М., 2009.

Хализев В.Е. Теория литературы: учеб. для студентов вузов - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Изд. центр «Академия», 2009.
б) дополнительная литература

Введение в литературоведение / Под ред. Л.В.Чернец. М., 2004.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Примеч. С.С. Аверинце-ва, С.Г. Бочарова. 2-е изд. М., 1986.

Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов: «Перевал» и судьба его идей. М., 1989

Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.

Губернская власть и словесность: Литература и журналистика Саратова 1920-х годов: Коллективная монография. Саратов, 2003.

Елина Е.Г. Левый фронт и новая журналистика // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции. Саратов, 2008. С. 163-176.

Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. М., 1994.

Елина Е.Г. Литературная критика на страницах журнала «Прожектор» (1920-е годы) // Тонус: Научно-публицистический альманах. Казань, 1997. №2 (3). С.97-100.

Елина Е.Г. Маргинальные жанры в современной русской литературе//Известия Саратовского университета. Новая серия. 2007. Т.7. Серия Филология. Журналистика. Вып.2. С.82-86.

Елина Е.Г. «Народная» поэзия на страницах Интернета//Литература и человек. Тверь, 2007. С.233-242.

Елина Е.Г. Образы России в цикле рассказов Л. Улицкой «Девочки» // Язык художественной литературы. Саратов, изд-во Саратовского гос. Ун-та, 2004. С. 181-187.

Елина Е.Г. Предмет и вещь в поэзии А.А.Тарковского//Язык художественной литературы. Литературный язык. Саратов, 2006. С. 172-178

Елина Е.Г. Предметный мир в «Опытах» М.Вишневецкой // О женщине, женщинах и прочем. Тверь, 2007. С.233-242.

.Елина Е.Г. Пушкинское начало в художественном сознании Хармса. Филология. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. Вып.5. Пушкинский. С.199-204.

Елина Е.Г. Статья О.Мандельштама «Выпад» в литературно-критическом контексте 1920-х годов // Филологические записки. Воронеж, 1997. Вып.9. С.91-97.

Елина Е.Г. Журналистика и цензура в советской России 1920-х годов // Цензура как социокульурный феномен. Саратов, 2007. С. 176-191.

Елина Е.Г. Об идеологической самоцензуре в советском искусствоведении // Цензура как социокультурный феномен. Саратов, 2007. С. 191-201.

Елина Е.Г., Фризен М.А. Формы и функции читательской литературной критики в Интернете // ФIЛIA ЛОГОY. Саратов, 2010.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972.

Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора.-Ижевск, 1982.

Мешкова Л.А. Авторская позиция в современной прозе (Теоретический аспект) // Филологические науки. 1988. № 3. С. 3-13.

Немзер А. Литературное сегодня. М., 2002.

Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. М., 2003.

Теория литературы: учеб. пособие : в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2010.

Успенский Б.А. Поэтика композиции: Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.,1970.

Чупринин С. Позиция: Литературная критика в журнале «Новый мир» времен Александра Твардовского. 1958–1970.

Чупринин С. Критика – это критики. Проблемы и портреты. М., 1988.

Чупринин С. Русская литература сегодня. М., 2003.

Эйдинова В. Стиль художника. Концепции стиля в литературной критике 20-х годов. М., 1991.
^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Доступ к библиотечным фондам ЗНБ СГУ им. В.А. Артисевич, доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки студентов).
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 011300 Журналистика.
Программа одобрена на заседании кафедры общего литературоведения и журналистики от 15.12.2011 года, протокол № 3.

Авторы: Е.Г. Елина, А.В. Раева, И.В. Бибина, Л.С. Борисова

Зав. кафедрой общего

литературоведения и журналистики В.В. Прозоров

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconМинистерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...

Российской федерации iconВикторина по истории "Государственные символы России"
Популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской...

Российской федерации iconПредседатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев "31"...
Федеральным конституционным законом "о правительстве Российской Федерации", направлены на реализацию положений указов Президента...

Российской федерации iconЗаконодательством
«Сказка» (далее – Порядок) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Российской федерации icon5. Задачами Уполномоченного по правам человека является
Российской Федерации; по факту нахождения на территории Российской Федерации; по факту прибытия на территорию Российской Федерации;...

Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации услуги общественного питания
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...

Российской федерации iconПравительство российской федерации постановление от 6 августа 1998...
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,...

Российской федерации iconГост р исо 9001- 2008 национальный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...

Российской федерации iconУголовно-процессуальный кодекс российской федерации
Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск