Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств






Скачать 388.44 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств
страница1/2
Дата публикации21.01.2014
Размер388.44 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования

Актуальные проблемы методологии истории искусств

Разработали:

Алексеева Г.В.,

Крыловская И.И.

Идентификационный номер: УМКД. 8(15) – 035400.68 – М 2.Б.2 - 2012

Контрольный экземпляр находится на кафедре культурологии и искусствоведения

Лист из






лого

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
ШколА ИСКУССТВА, КУЛЬТУРЫ и СПОРТА

^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Актуальные проблемы методологии истории искусств
«История искусств» — 035400.68 «История искусств»
Форма подготовки - очная

Школа искусства, культуры и спорта

Кафедра культурологии и искусствоведения

курс _1-2___ семестр _2-3____

лекции _36_ (час.)

практические занятия_36___час.

семинарские занятия____час.

лабораторные работы_______час.

консультации

всего часов аудиторной нагрузки__72____ (час.)

самостоятельная работа _72_____ (час.)

реферативные работы (количество)

контрольные работы (количество)

зачет ___2______ семестр

экзамен_3_______семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ № 748 от 21.12. 2009 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании

кафедры_культурологии и искусствоведения__________«__21__» _апреля____2012____г.

Заведующая  кафедрой___________________Алексеева Г.В.____21 апреля______ 2012____г.

Составители :_д.иск., профессор Алексеева Г.В., к.иск., доцент Крыловская И.И.___
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «___» _______ 2012 г. № ____

Заведующий кафедрой _______________________ ____________

(подпись) (И.О. Фамилия)


^ II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

АННОТАЦИЯ

Настоящая рабочая программа основана на примерных программах дисциплин: «Методология истории искусства» для специальности 020900 «Искусствоведение» (Авт.-сост. С.С.Ванеян. – М., 2002) и «Историография и методология истории искусства» для направления 031500.68 «Искусствоведение» (история искусств) (Авторы-составители Т.М. Степанская и Л.И. Нехвядович. – Барнаул, 2009).

Курс «Актуальные проблемы методологии истории искусств» входит в базовую часть профессионального цикла (М.2.Б.2). Предусматривает проведение лекционных, практических (семинарских) занятий и предназначен для изучения студентами-магистрами 1-2 курса направления 035400.68 «История искусств». Непосредственно связанный с такими дисциплинами, как «Философия и методология науки», «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства», «Проблемы истории, социологии и психологии искусства», «Направления и школы отечественного искусствознания (историография)», «Направления и школы зарубежного искусствознания (историография)», «Методологические проблемы изучения раннехристианского и византийского искусства», данный курс призван способствовать всесторонней и углублённой профессиональной подготовке магистра-искусствоведа.

Цель освоения дисциплины - систематическое изложение основных исследовательских методов и подходов, выработанных искусствознанием на протяжении его развития как научной дисциплины и имеющихся в арсенале этой науки на сегодняшний день.

Задачи освоения дисциплины:
- изучить процесс и основные этапы возникновения и развития

научных знаний об искусстве;

- познакомить с методологией истории искусства и

искусствоведения;

- дать представление о системе взаимосвязей между теорией и

методами научного познания истории искусства;

- научить применять научные методы в искусствоведческом

исследовании;

- изучение современных методологических концепций и подходов в изучении произведений искусства и явлений в художественной культуре прошлого и настоящего.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать

- современные научные стратегии и методологические принципы, применяемые в исследованиях по истории искусства;

- важнейшие концепты методологии искусствознания в историческом контексте;

- современные информационно-коммуникационные технологии, применяемые в учебном процессе и педагогической деятельности, пропаганде художественного наследия;

- и понимать место истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания;

- и понимать сущность взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке;

уметь

- применить знание методологии искусствознания в своей научно-исследовательской работе;

- использовать полученные знания при осуществлении экспертных и аналитических работ;

- анализировать и объяснять с методологических позиций историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства;

- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности знания и умения, расширяющие и углубляющие научное мировоззрение;

- применять современные методы и методики как в самостоятельных научно-исследовательских работах, так и в соответствии с профилем ООП магистратуры;

- готовить аналитическую информацию (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного и цивилизационного контекста) для взаимодействия с структурами государственной власти;

владеть

- навыками анализа и атрибуции памятников искусства в соответствии с разными методологическими подходами.;

- методами критического анализа собственной научной и прикладной деятельности;

- методами анализа, синтеза и критического осмысления информации на основе комплексных научных методов;

- навыками анализа и обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов;

-навыками подготовки и проведения научных семинаров, конференций, подготовки и редактирования научных публикаций;

- методами экспертно-аналитической работы при разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, так же связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением, изучением и пропагандой художественного наследия в деятельности различных социальных институтов и масс-медиа.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);

- способностью к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью свободно пользоваться русским и иностранными языками (ОК-4);

- быть готовым к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции и способен к принятию нестандартных решений для разрешения проблемных ситуаций (ОК-6);

- способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ОК-7);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-9);

- способностью применять современные методы и методики исследования (ОК-11);

- способностью к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знаний в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; обладает пониманием места истории искусства в системе гуманитарного знания, взаимосвязи и взаимодействия истории искусства, как науки, с другими науками об обществе и человеке (ОК-12);

- способностью к инновационной деятельности, умением ставить ирешать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ОК-13);

- способностью к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ОК-14);

- способностью анализировать, синтезировать и критически осмыслять информацию на основе комплексных научных методов (ОК-15);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

- способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП магистратуры, с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин ООП магистратуры (ПК-1);

- способностью к анализу и обобщению результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов (ПК-2);

- знанием современных научных стратегий и методологических принципов, применяемых в исследованиях по истории искусства (ПК-3);

- способностью использовать в исследованиях по истории искусства тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-4);

- способностью к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-5);

- владением навыками практического использования полученных знаний в преподавании курсов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства, истории отечественного искусства в общеобразовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (ПК-6);

- умением анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства (ПК-7);

- способностью к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-8);

- способностью формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационно-управленческих функций, умением использовать для их осуществления методы изученных наук (ПК-9);

- умением организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения (ПК-10);

- способностью к подготовке аналитической информации (с учётом историко-культурного, искусствоведческого, художественного, цивилизационного контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-11);

- способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-12);

- способностью к осоуществлению историко-культурных, краеведческих функций, в том числе, по сохранению, изучению, пропаганде хъудожественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы) (ПК-13);

- способностью к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, в том числе, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства, сохранением и изучением, пропагандой художественного наследия в деятельности информционно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма (ПК-14).

Общая трудоемкость дисциплины составляет __4_ зачётные единицы _144___ часа.
^ I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ- 36 Ч.

Предусмотрено 6 часов аудиторных занятий с использованием технологий активного обучения. Рекомендуемые темы: 13, 22, 24. На лекционных занятиях по данным темам используются демонстрационные методы, видеодемонстрации, презентации.

^ МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

Раздел I. Введение- 2 ч.

Тема 1. Общетеоретические (эпистемологические и когнитологические) предпосылки и источники методологии истории искусства- 2 ч.

Раздел II. История науки как история её методов (пути сложения современного искусствознания)- 12 ч.

Тема 1. Первоначальный период (Античность и Средние века)-2 ч.

Тема 2. Эпоха Возрождения и Вазари- 2 ч.

Тема 3. Барокко и классицизм в истории искусствознания-2 ч.

Тема 4. Начало истории искусства как науки (эпоха Винкельмана)-2 ч.

Тема 5. Искусствознание в пределах всеобщей истории -2 ч.

Тема 6. История искусства как самостоятельная наука – 2 ч.

Раздел III.Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII – XIX вв.- 4 часа.

Тема 1. Искусствоведческая мысль в русской культуре XVII -XVIII вв.-2 ч.

Записка Симеона Полоцкого царю об иконописании: формулировка новых художественных принципов. «Сочинение об искусстве» Иосифа Владимирова (1665-1666) и «Слово к люботщательному иконного писания» Симона Ушакова (1666-1667) – первые русские сочинения по теории искусства.

Записки Я.фон Штелина – первая попытка создания истории русского искусства.

Тема 2. Искусствоведческая мысль в русской культуре XIX в.-2 ч.
^ МОДУЛЬ 2. ТЕОРИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИСКУССТВОЗНАНИЯ.

Раздел IV. «Археология искусства». Методы первичной обработки художественного памятника (знаточество) – 2 ч.

Тема 1. Источниковедческие аспекты истории искусства-2 ч.

Раздел V. Анализ формы (морфология искусства).- 6 часов.

Тема 1. Формально-стилистический метод- 2 ч.

Тема 2. Венская школа искусствознания. Традиции английского и французского формализма- 2 ч.

Тема 3. Структурный анализ в искусствознании- 2 ч.

Раздел VI. Семантический подход- 6 часов.

Тема 1. Иконография-2 ч.

Тема 2. Иконология. Герменевтика искусства как современная форма содержательного подхода (опыт преодоления неоплатонических тенденций иконологии).- 2 ч.

Тема 3. Семиотика в искусствознании- 2 ч.

Раздел VIII. Междисциплинарные тенденции (обзор) – 2ч.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «Актуальные проблемы административного права»
...

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы современности и журналистики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс гражданский процесс уровень основной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» «Актуальные проблемы социальной работы»
«Технологии сопровождения профессионального роста специалистов образовательной сферы»

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс банковское право уровень основной образовательной...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс экономико-математические методы и модели...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Аф. 03. 4б Художественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине (Художественная типология северокавказской поэзии) составлен в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс дисциплины «проблемы истории, социологии и психологии искусства»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс актуальные проблемы теории государства...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс дисциплины основной образовательной программы высшего профессионального образования Актуальные проблемы методологии истории искусств iconУчебно-методический комплекс информационные технологии в экономике...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск