Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий






Скачать 67.76 Kb.
НазваниеВоспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий
Дата публикации20.09.2013
Размер67.76 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы


Ж.В. Алексеева,

кандидат педагогических наук,

начальник отдела культуры,

искусства и аналитической работы

Департамента Смоленской области по культуре
Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий.
Неотъемлемой стороной культуры личности является правовая культура. Важная роль в общественной социализации личности, в реализации её политического и гражданского статуса, предоставленных ей прав и свобод, в выполнении возложенных на неё обязанностей принадлежит правовой культуре. Каждому гражданину необходимо уметь правильно ориентироваться в политической обстановке, видеть социальную основу тех или иных событий и их законодательное закрепление в государственной политике, уметь соизмерять предпринимаемые шаги с существующими в обществе законами и нормами.

Формирование правовой культуры и предоставление населению социально-значимой информации стали сегодня одними из важнейших направлений работы публичной библиотеки. В свете вышесказанного хотелось бы отметить, что библиотеки сегодня являются одними из самых важных структур в деятельности по формированию правовой культуры населения.

Развитие Центров правовой и социально-значимой информации (далее – центры) в библиотеках Смоленской области позволяет вести целенаправленную просветительскую работу среди детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий. С открытием Центров в библиотеках появились новые формы обслуживания пользователей детского и юношеского возраста: общественные юридические консультационные пункты, круглые столы, тематические беседы, встречи с юристами, общественными организациями, представителями власти, информационные акции ко Дню молодёжи, ко Дню защиты детей и многие другие мероприятия. Центры активно работают и сотрудничают с районными комитетами по образованию, экологии и природным ресурсам, пенсионным Фондом, Фондом социального страхования, поддержки малого предпринимательства, детскими комнатами милиции, военными комиссариатами, преподавателями институтов, колледжей, социальными педагогами и другими организациями.

Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения, особенно несовершеннолетних. Способствует развитию этого направления областная целевая программа «Комплексные меры по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Смоленской области на 2007-2010 годы», в соответствии с которой в этом году открылся Центр правовой культуры несовершеннолетних на базе Смоленской областной универсальной библиотеки. Приоритетным направлением является воспитание человека - гражданина, знающего свои и уважающего чужие права путем правового просвещения, формирование у молодёжи активной жизненной и нравственной позиции. В Центре ведётся активная работа по проведению занятий правой грамотности, конкурсов на знание правовых основ со школьниками школ города. В планах Центра - проведение круглых столов, обучающих семинаров, конкурсов, развивающих игр. В рамках областной целевой программы «Дети Смоленщины» на 2006-2010» года (подпрограмма «Культура и дети») Центр осуществляет ежегодное проведение семинара «Воспитание правовых знаний у несовершеннолетних».

В Смоленской областной детской библиотеки им. И.С. Соколова-Микитова действую четыре информационных центра. В Центре социально-правовой информации по проблемам детства пользователи получают доступ к социально-правовой информации по проблемам детства. Созданы информационно-поисковая система «Досуг детей в Смоленске и Смоленской области», электронная картотека «Социально-правовая информация по проблемам детства». В Мультимедийном Центре "Грани" ведется работа по сохранению уникального фонда грамзаписей, диафильмов и репродукций. Центр гуманитарного развития пользователей детского возраста использует компьютерные технологии для развития и поддержки интереса и любви к чтению художественной литературы, популярных изданий по искусству, истории и другим гуманитарным наукам путем организации видеопоказов и видеопросмотров, виртуальных встреч с героями книг, аудиопрослушиваний. В Центре экологического просвещения детей «ЭКОЗНАЙКА» с помощью компьютерных технологий пользователям обеспечивается доступ к информационным ресурсам по экологии, ведется работа по созданию электронных картотек "Экологический портрет Смоленского края", "Герои литературных произведений – животные", "Проверь свои знания по экологии", электронных папок – накопителей "Книга. Ребенок. Здоровье", "Экология человека" и др.

Одним из основных направлений работы Центра правовой информации Смоленской областной юношеской библиотеки является правовое просвещение молодёжи. Приоритетные направления деятельности центра:

  • проведение тренингов по работе с правовыми ресурсами;

  • проведение конференций, круглых столов и семинаров по вопросам права для организаций и широкого круга общественности;

  • формирование документного фонда для информационного обслуживания;

  • подготовка тематических баз данных по вопросам права;

  • справочно-информационное обслуживание индивидуальных и специальных групп пользователей;

  • предоставление доступа к электронным правовым ресурсам, программному обеспечению по правовой тематике;

  • сотрудничество с учреждениями, осуществляющими правовую реформу, правоохранительными органами;

  • широкое взаимодействие с учебными заведениями города;

  • участие в различных областных, городских конкурсах и конкурсах и грантах РФ.

Для юных читателей с ограниченными возможностями создан Центр информационного развития в Смоленской областной специальной библиотеке для слепых. Согласно областной целевой программе “Развитие культуры Смоленской области” библиотеке в 2007 году выделены денежные средства для оборудования Центра информационного развития детей-инвалидов и на создание студии звукозаписи и тиражирования “говорящих” книг. Работники библиотеки оказывают помощь инвалидам на каждом этапе обучения: в детском саду, в школе, в высшем или среднем специальном учебном заведении. Многие профессии, которые для незрячего человека были вообще недоступны, с появлением компьютеров и адаптированных программ, стали реальными.

В библиотеке открылся Тифлоцентр коллективного пользования электронными ресурсами. Студенты и школьники получили доступ к Интернету и к информационным ресурсам библиотеки. Возможность работать на компьютере и искать информацию в Интернете имеет особое значение для детей-инвалидов из малообеспеченных семей. Частыми посетителями компьютерного зала являются родители детей-инвалидов. Они изучают сайты, посвященные воспитанию, развитию и образованию детей с ограниченными возможностями.

В 2007 г. проект библиотеки “Создание Центра социокультурной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями” выиграл Грант Президента Российской Федерации. На денежные средства, выделенные по Гранту, библиотека также приобрела современное компьютерное оборудование, адаптированное для пользования незрячими людьми. Это еще более расширило информационные возможности библиотеки. С помощью современных компьютеров и программ речевого вывода и брайлевского дисплея, незрячий человек приобрел возможность самостоятельно редактировать и читать документы, распечатывать их в нужный момент на брайлевском принтере. При помощи сканера и программ распознавания текста появилась возможность читать плоскопечатные тексты – книги, газеты, журналы. Программа “Дракон” позволяет незрячим пользователям вводить информацию в компьютер посредством голоса. Программы речевого доступа и брайлевский дисплей позволяют незрячим читателям пользоваться возможностями Интернет.

В целях повышения правовой культуры детей и молодёжи и их родителей, содействия их юридическому образованию и самообразованию продолжается работа в Центрах социально-значимой информации муниципальных библиотек области. Так, например, Центральная библиотека Сафоновского района активно работают по целевым программам «Милосердие» (правовое просвещение людей с ограниченными возможностями здоровья) и «Секреты права для подростков». В рамках программы «Милосердие» 30 мая 2007 года состоялся день информации «Вместе думать о будущем» (для родителей детей-инвалидов), на который были приглашены специалист комитета по социальной защите населения и психолог. По итогам Дня информации была набрана группа по бесплатному обучению компьютерной грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках программы «Секреты права для подростков» 4 декабря 2007 года прошел День информации «Молодёжь ХХ1 века: защита, развитие, участие» (для учащихся школы-интерната). Мероприятие включало в себя демонстрацию фильма «Деятельность Сафоновских библиотек по правовому просвещению подростков и юношества», а также выступления Сафоновского ОВД, врача центра медпрофилактики, психолога, зав. сектором деловой информации Сафоновской РЦБС. Для лиц, достигших 18-летнего возраста была разработана памятка «Голосующему впервые», где очень кратко описаны действия, которые необходимо произвести, придя на избирательный участок.

Центр правовой информации Центральной библиотеки Руднянского района работает в тесном контакте с учебными заведениями города (Руднянским колледжем современных технологий, филиалом СПб. Институтом внешнеэкономических связей экономики и права, РСШ №1, РСШ №2). Для студентов и учащихся проводятся часы информационно-правовых знаний по программе «Школа полезных наук»: деловая игра «Закон и ответственность», день информации «Выбор сделай сам» и «Правовое поле библиотеки».

Для дальнейшего совершенствования процесса воспитания правовой культуры детей и молодёжи необходимо активизировать совместную деятельность учреждений социальной сферы в данном направлении. Сегодня отмечается неполный охват правозащитной подготовкой учащихся общеобразовательных школ, молодежи, обучающейся в учреждениях начального профессионального образования, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях неюридического профиля. Эффективное решение указанных задач предполагает разработку и реализацию библиотеками совместно с образовательными учреждениями системных программ и планов мероприятий по воспитанию правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий на базе центров правовой и социально-значимой информации.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconНазвание урока: Рациональное питание младшего школьника
«Урок здоровья» с применением информационно-коммуникационных технологий. (Урок обобщения)

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального...
Форма проведения: ситуация познавательного общения с применением игровых приемов и информационно-коммуникационных технологий

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconКонтрольное задание.  Задание Представьте методическую разработку...
Представьте методическую разработку воспитательного мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconКраткое содержание проекта Использование информационно-коммуникационных...
Воспитание культуры слушания симфонической музыки. В рамках данного проекта рассматриваются группы инструментов симфонического оркестра:...

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconКонкурса: Педагогические идеи и технологии Урок с применением информационно...
«Средняя общеобразовательная школа с. Моховое Ершовского района, Саратовской области» 413506 Саратовская обасть, Ершовский р-он,...

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconМетодическая разработка на тему: «Использование информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconИзложение учебного материала с интерактивными анимациями
Обучение физике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. Использование эор (электронных...

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconОбучение детей-инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий
Коваль А. М., директор казённого учреждения Омской области Региональный информационно-аналитический центр

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...

Воспитание правовой культуры детей и молодёжи с применением информационно-коммуникационных технологий iconЛитература, информатика, библиография
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск