Лекция Культурология как предмет






НазваниеЛекция Культурология как предмет
страница1/7
Дата публикации31.01.2014
Размер0.7 Mb.
ТипЛекция
top-bal.ru > Культура > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7


Лекция 1. Культурология как предмет.

Культурология – раздел социогуманитарного знания, изучающий культуру как целостную систему, исследующий все многообразие культурных явлений, стремящийся дать научное описание различных форм и процессов культуры.

Культурология – наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, исторического развития, функционирования и трансформации культуры как системы, духовные и материальные ценности. Культурология - это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре.

Причины появления культурологии как науки и как предмета. Возникновение культурологии как сферы научных поисков запрограммировано самой логикой научных знаний. Дело в том, что роль интеграции того или иного знания в истории брала на себя то философия, то социология, то философия культуры. Сегодня эту роль выполняет культурология.

^ Другая серьезная причина, способствующая появлению предмета или данной научной сферы это открытие разнообразных культурных миров. Дело в том, что долгое время человечество находилось в плену европоцентризма, что определялось достижениями европейской культуры. В настоящее время ученые приходят к выводу, что экономические успехи не являются показателем прогрессивного развития общества, подтверждается мысль Н. Бердяева, что человечество может обрести себя только в культуре, но никак не в экономике, и не в политике. В жизни общества примат принадлежит культуре (Н. Бердяев).

^ Следующая причина в особенности протекания мировых процессов на современном этапе. Глобализация является реальностью наших дней, она стирает границы, и стирает в определенном смысле культурные различия. Происходит разрушение нередко базовых структур национальных культур, уничтожение традиций, дискредитация обычаев, кроме того идет неприкрытая экспансия американской массовой культуры. В этих условиях многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного человека. Изучение культуры становится актуальным и необходимым.

Современная отечественная культурология сложилась в 60-80 гг., она получила импульс к интенсивному развитию в процессе демократизации и перестройки общества, когда в результате отмены предмета марксистско-ленинской философии возникла лакуна, которую нужно было заполнить.

^ Специфика культурологии как предмета. Ее местоположение на стыке наук. Ее концептуальная основа – интегративность и междисциплинарность. Как интегративная наука она стягивает в узел все гуманитарное образование.

Споры вокруг культурологии. ^ Это – молодая наука. Многие сегодня склонны считать, что сегодняшняя культурология не имеет собственной системы, собственной культурной теории и свои теоретические концепции она заимствует из других наук, в частности из философии. Это не наука в классическом варианте – это допарадигмиальная наука. Парадигма – это своеобразная метанаука, возникающая в определенном междисциплинарном и проблемно-тематическом пространстве, объединяющая различные науки в единую систему.

^ Возникновение и развитие культурологической мысли.

1 этап. Хронологически – от 3 тыс. до н.э. до 17 столетия. Есть знания о культуре, но они не носят научного характера. В средние века они не отделяются от теоологии.

2 этап. 17-19 вв. знания о культуре приобрели научный характер, но всецело развивались в рамках философии.

^ Первым теоретиком культуры принято считать И.Г. Гердера – немецкого философа (1744-1803). Он является первопроходцем в полном смысле этого слова, он дал первое определение, обозначил проблемную зону, к культуре он относит язык, искусство, науку, религию, ремесла, государственное управление, семейные отношения. Гердер также попытался ответить на целый ряд вопросов и таким образом заложил первые теоретические представления о культуре и ее происхождении. Почему возникает культура? Нужда, потребности – вот, что лежит в основе культуротворческой деятельности человека.

Проблема культургенезиса. Все уходит в почву. Тип религии, экономических отношений, форма государственного устройства определяется тем, где расположена страна, т.е. географическими условиями.

Основные положения его теории культуры. Религия является самым древним элементом культуры. И она подчиняет все другие составляющие культуры. Роль религии чрезвычайно велика. Без нее ни один народ не вступил бы на путь культуры. Возникновение религии объясняется естественными причинами - она возникает вместе с возникновением самого человека. Человеческое воображение оживляет все, что видит, наполняет незримым существом, которого он боится и почитает. Но в религии проявляется высшая гуманность, возвышенный дух человечества.

«Религия – это упражнение сердца в его нравственном совершенствовании. Религия - наставница человечества, подающая людям совет, утешающая их в темной жизни с ее опасными лабиринтами. Все пороки все чаяния нашего рода человеческого религия слила в веру и свила венок бессмертия для человечества».

^ Важная составляющая культуры – язык. Язык – эта форма, в которую отливается душа народа. По его мнению, праязык был отлит в поэтическую форму, был тесно связан с магической практикой и религиозными обрядами и только затем человек начал говорить прозой. Богатство языка определяется наличием родственных слов, отражающих одно и то же действие. Арабский язык – чрезвычайно поэтичен и особенен в этом плане. Есть 50 синонимов для обозначения льва, 200 – для змеи, 1000 – для меча. Сама же логика развития языка связана с логикой развития человеческой деятельности.

Гердер выделяет два типа культур – культуру ученых и культуру народа. Народ не создан для обширных теоретических учений. Они не пойдут ему на пользу. Народ должен неустанно трудиться на благо своей Родины, семьи, овладевать добронравием, знанием основ религий и предписаний церкви.

Роль воспитания в формировании человеческой культуры. Человек становится человеком лишь благодаря воспитанию. «Человек – это искусно построенная машина, наделенная генетической предрасположенностью к полной жизни». Человек должен быть гуманным и миролюбивым. Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности. Но приходится признавать, пишет Гердер, что лишь у немногих богоподобный дух гуманности становится подлинным стремлением всей жизни. Разум целых народов пленен их звериным духом, истину ищут на самых нелепых путях. Красота и прямодушие подвержены порче от гнусности и небрежения. Достижима ли гуманность? Или творец ошибся, направив человека к этой цели? Богоподобная гуманность – это бутон, скрывающий внутри себя истинный облик человечества. Но пока человек лишь в начале пути, ибо усваивая дух гуманности, он вместе с семенами добродетели наследует и дурные нравы. Жизненный путь благородных людей нередко менее привлекателен для подражания, чем путь преступников. Гуманность – это цель истории человечества, его высшее предназначение». Прогресс заключается, таким образом, в идее гуманности. Именно начала гуманности отличают человека от животного, возвышают его. Цель существования человечества – полное торжество любви и разума.

«Письма к поощрению гуманизма» содержатся замечательные слова: «Общность без общего духа болеет и умирает. Отечество без тех, кто его любит, превращается в пустыню».

Основателем культурологии является американский антрополог Л.Уайт (1900 – 1975). Но впервые термин был предложен немецким химиком, нобелевским лауреатом Вильгельмом Оствальдом в своей речи «Система наук» в 1915 г., в которой он предложил создать науку о цивилизациях, которую предложил назвать культурологией. Но в широкий научный оборот термин вводит Л.Уайт, впервые в печати употребил это слово в 1939 г. В культуре он увидел новую область научных исследований и научных интерпретаций. Отвечает на вопрос, что же такое культура?

Во-первых, это совершенно особая сфера, и ее можно объяснить только в терминах самой культуры. Именно культура, а не общество является отличительным признаком человека. Научное изучение этого признака следовало бы назвать скорее культурологией, чем социологией. Обоснованию предмета Уайт посвятил свой труд « наука о культуре», опубликованный в 1949 г. «Объяснение культуры может быть только культурологическим – утверждал он. Наука о культуре еще молода, но многообещающа. Ей еще многое предстоит совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение – вперед и вверх». Уайт придавал огромное значение науке о культуре «Открытие культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической системой Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни» - писал он.

По его представлению, культура вырастает из культуры, в этом смысле она является самотворящимся организмом, одно рождает другое. Что бы мы не рассматривали – эволюцию математики или генеалогию парового двигателя – принцип интерпретации остается одним и тем же: культура вырастает из культуры.

В культуре как организованной целостности Уайт выделяет три подсистемы. Технологическую – сфера, которая характеризует отношения человека с природой, использованием им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.д.; Социальную – сфера общественных отношений, и соответствующих им типов поведения, включает также родственные и иные отношения – военные, экономические, религиозные и т.д.; Идеологическую сферу – куда входят идеи, верования, обычаи, различные виды знаний. Технологию как определяющий момент эволюции культуры Уайт разбивал на энергию и орудия.

В качестве основного начала культуры Уайт вводит понятие символа. Им она трактуется как клетка культуры. По мнению Уайта, существуют два различных научных подхода к изучению предметов и явлений. Если мы рассматриваем их во взаимосвязи с организмом человека, т.е. в соматическом контексте, то эти предметы и явления для нас предстают как поведение человека (я курю сигару, иду к теще, голосую на выборах и т.д.) и это есть предмет психологии. Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи с друг другом, независимо от поведения человека, т.е. в экстрасоматическом контексте, то эти явления и предметы станут для нас культурой – культурными элементами или культурными чертами, и мы займемся культурологией.

^ Культура в представлении Уайта, это поток взаимодействующих элементов; каждая культурная черта воздействует на другие и сама испытывает с их стороны также воздействие. Некоторые элементы могут устаревать и исключаются из этого потока, на смену им появляются новые, происходит в ходе движения их комбинация, синтез. Для понимания характера формирования разнообразного мира культур Уайт применяет системный подход, в рамках которого культура рассматривается как система, движущаяся в сторону все большей организации, дифференциации структуры, повышения уровня интеграции, увеличения концентрации энергии. Поэтому для него прогресс науки заключается в количестве вырабатываемой энергии на душу населения. При этом культура как система является полностью детерминированной, т.е. в ней четко прослеживаются причинно-следственные связи между ее подсистемами, в качестве которых выделяются технологические, социальные и идеологические.

Методологической основой энергетической теории Л. Уайта послужила идея нем. философа Оствальда о том, что история цивилизации есть история возрастания человеческого контроля над энергией. Отсюда по Уайту культура развивается вместе с возрастанием количества энергии, ежегодно вырабатываемой на душу населения (обуздываемой) и это есть основной закон эволюции культуры. По мере возрастания количества этой энергии человечество проходило свой исторический путь от дикости, от варварства к цивилизации. Первым источником энергии был сам человек, затем была обуздана солнечная энергия в результате неолитической революции, когда человек перешел к выращиванию растений и развитию скотоводства. Затем последовала эра освоения энергии ветра и воды. Произошла топливная революция – освоение каменного угля и, наконец, наступила эра атомного ядра. Итак, в истории общества он обнаруживает три революции, аграрная, топливная, термоядерная. В связи с этим необходимо указать, что критики более всего упрекали Уайта за технологический фактор. Уайт полагал, что в основе социокультурной динамики лежит закон преобразования энергии, который определяет сроки существования культуры, скорость социокультурной адаптации.

Итак, состояние культурологии на современном этапе. Для западной науки термин культурология не прижился, в западной традиции принято говорить больше как науке о культуре. Также сохраняется традиция изучать культуру в рамках социальной и культурной антропологии.

Культурная антропология как самостоятельная область научного знания возникла вначале 20 столетия. Ее основателем считается американский антрополог и этнолог Франц Боас (1852- 1942). В США на современном этапе культурную антропологию относят к общей науке о человеке, туда же входят биологическая антропология, доисторическая археология, историческое языкознание и др. Главная задача культурных антропологов – изучение человека ка творца и носителя культуры.

^ Социальная антропология. Термин был введен Дж. Фрезером (1854-1941). Наука занимается изучением социальных аспектов культуры человека, процесса становления человека как социального существа, роль различных социальных институтов и структур, влияющих на этот процесс. На протяжении длительного времени объектом этой науки были «примитивные общества», сейчас их становится все меньше и меньше. На современном этапе объектом изучения являются примитивные племена в условиях современной цивилизации и разработка практических рекомендации по их спасению. Однако как полагают ученые, социальная и культурная антропология сосредоточена на изучении этнического разнообразия традиционных культур и не дает представления о целостной культуре.

В нашей стране культурология начала внедряться в 1960 гг. Возникла необходимость заполнить лакуну, появившуюся в результате смены идеологической парадигмы. Это молодая наука, и она находится в процессе становления, поэтому ее контуры еще недостаточно ясны. Споры вокруг культурологии сохраняются. Ее упрекают в эклектике, неопределенности предмета исследования.

Культурология возникла в процессе интеграции гуманитарных наук. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности. Культурология возникла на стыке наук, с которыми она сохраняет свои связи. Каждая из этих наук по-своему интересна и изучает культуру и углубляет представления о ней и дополняет его своими особыми открытиями (дать таблицу – она указана в приложении).

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, дает самое общее представление, раскрывает природу культуры.

Социология выявляет закономерности ее функционирования в обществе;

Психология дает возможность глубже понять механизм восприятия человеком ценностей культуры, становления его духовного мира;

Этнография дает понимание национально-этнической уникальности культуры народов мира;

История позволяет рассмотреть развитие культуры в прошлом;

Искусствознание раскрывает особенность художественной культуры.

Таким образом, каждая из наук рассматривает какой-то из аспектов культуры, но ни одна из них не изучает культуру в целом как способ жизни человека, не дает системных знаний о культуре. Это призвана сделать культурология, которая становится базовой дисциплиной. Перед собой ставит задачи осмысления культуры в ее реальной целостности, полноте и во всех конкретных формах, дать понимание ее строения, функционирования и развития. Культурология – системная рефлексия о культуре как целостности. Она включает в себя исторические, социологические, антропологические, философские, этнографические, религиозные, художественные и иные аспекты культуры. Культурология развивается как комплекс наук о культуре, каждая из которых имеет свою область исследования, категориальный аппарат, методы и эмпирическую базу. Возникновение и развитие этой области науки имеет важное значение, поскольку на современном этапе актуальной становится интеграция наук, в том числе и гуманитарных. Взаимодействие наук – объективная тенденция современности, границы между науками становятся прозрачными, что приводит к взаимопроникновению и сотрудничеству. В западной гуманитарной традиции проблемы культуры изучают целые комплексы наук – изучение культуры, культурного многообразия, межкультурного взаимодействия.

Еще одна особенность – «Современная культурология в широком смысле не может характеризоваться одним лишь атрибутом научности: в ней есть своя художественность и философичность, и своя политизированность, и широкая вариативная ассоциативность» (И.В. Кондаков). В этих словах выражен новый синкретизм культурологического знания, представленного множеством дискурсов, концептов и аспектов интерпретации социальной реальности.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Культурология как предмет iconПрограмма дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология»
Лекция Новое время. От традиционного общества к обществу модерна. Буржуа как антропологический тип

Лекция Культурология как предмет iconПрограмма дисциплины «История западной культуры» для направления: 031400. 62 «Культурология»
Лекция Новое время. От традиционного общества к обществу модерна. Буржуа как антропологический тип

Лекция Культурология как предмет iconЛекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси
Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски

Лекция Культурология как предмет iconЛ. Д. Волкова культурология учебное пособие
Культурология. Это латинское слово, впервые употребленное оратором Цицероном (I в до н э.) в привычном для нас значении. Cultura...

Лекция Культурология как предмет iconКомплекс разработан на кафедре гуманитарных дисциплин. Авторы комплекса
Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история мировой культуры; история...

Лекция Культурология как предмет iconЛекция №1. Предмет и метод Термин «экономика»
Термин «экономика» имеет греческое происхождение переводится как управление хозяйством. В современном мире это понятие имеет несколько...

Лекция Культурология как предмет iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 51. 04. 01 «Культурология»
«Культурология» по образовательной программе «Теория и практика управления социокультурными процессами»

Лекция Культурология как предмет iconИм сущ это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы кто?
«кто? Что?». Существительное называет предмет в широком смысле слова: это название лиц (девочка, мальчик), событий (спектакль, лекция),...

Лекция Культурология как предмет iconКонспект лекций по системному анализу Лекция: История, предмет, цели системного анализа 2
Рассматриваются история развития и предмет системного анализа, системные ресурсы общества, предметная область системного анализа,...

Лекция Культурология как предмет iconМетодические рекомендации к курсу «культурология»
Введение курса «Культурология» в качестве обязательного произошло в рамках осуществления концепции гуманитаризации высшего образования...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск