Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение»






Скачать 125.56 Kb.
НазваниеУрока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение»
Дата публикации24.04.2014
Размер125.56 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Культура > Урок
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Сложное предложение и знаки препинания в них» Повторение»
Аттестуемый педагог (ФИО) Плотникова Альбина Витальевна

Предмет__русский язык __Класс_10 класс

Тема урока Обобщение и систематизация по теме « Сложное предложение»

(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учетом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период)




^ Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент, включающий:

Цель: развитие умения строить логические цепочки, делать выводы, развитие навыка самооценки ,эмоциональный настрой учащихся.

Средства обучения - учебник, тексты стихов А.Ахматовой, компьютер
Методы обучения –беседа и фронтальный опрос,, просмотр презентации с помощью проектора и компьютера, анализ стихотворения
Тип урока - комбинированный.
Прием самодиагностики,
Во время чтения стихотворения учителем дети знакомятся с образцом выразительного чтения, затем, анализируя языковой материал, сопоставляют предложения по тематике, по ритму, рифме, знакомятся с творчеством А Ахматовой ( работа ученицы)

Цель:

знакомство учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

" развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, соотнесения его содержания с ,фактами биографии, имеющими непосредственную связь с данным произведением;

Прием опережающего обучения. С творчеством А Ахматовой учащиеся будут знакомиться позднее. Цель данной работы: пробудить интерес к творчеству и личности поэтессы..
Развитие познавательного интереса.

Учащиеся выделяют грамматические основы в предложениях, группируют предложения ,делают вывод о теме урока.

Ставят перед собой цели на урок.

Здравствуйте, ребята! 1.Выразительное чтение стихотворений

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо,чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

. Узнала я,как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жесткие страницы

Страдание выводит на щеках.

Я научилась просто,мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревог

Что объединяет эти стихи? Какие чувства вызывает? Чем различаются?

- Философская тема, смысл жизни, тяжелая судьба.

,

Это произведения А Ахматовой, стихотворение и отрывок из поэмы «Реквием»

Что вы знаете о творчестве А Ахматовой?

2. Презентация ученицы о поэтессе .

3.Теперь проанализируйте предложения с точки зрения синтаксиса и скажите, какие предложения преобладают в стихах? О чем же пойдет речь на уроке?

Cформулируйте тему нашего урока. «Повторение по теме « Сложное предложение» Запишите в тетради тему урока и заполните «Лист учета знаний ,который лежит на парте »,поставив в каждую из граф себе оценку, на которую, по твоему мнению, ты знаешь раздел. Итак, наша цель -Обобщить и систематизировать теоретические знания о сложном предложении;

совершенствовать практические умения в постановке знаков препинания в БСП,ССП,СПП.

использовать всю совокупность своих знаний в речи. повторить пройденное по теме ,выявить свои пробелы в знаниях и постараться их ликвидировать.

2

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель: повторить основные правила о видах сложных предложений и постановке знаков препинания в бессоюзном, сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях,

развивать умение подбирать синтаксические синонимы;

развивать логическое мышление.
Игровой прием позволяет проконтролировать усвоение учащимися теоретического материала.

Цель: развитие монологической речи, умение создавать высказывания на лингвистическую тему, совершенствование навыка работы с текстом, умения отстаивать свою точку зрения.
Навык работы с алгоритмом.


Отработка навыка выделять сложное предложение в тексте, обоснованно доказывать выбор знака препинания.

Метод: эвристическая беседа, метод устного контроля и самоконтроля

Приёмы мотивации(блеф-клуб),

самоконтроля(самодиктант с проверкой),

Проблемный вопрос


Проверка домашнего задания . 1.Блеф-клуб. 1) В сложном предложении две и более грамматических основы

2) Сложные предложения делятся на ССП, СПП, БСП ( презентация, слайды 1-2) 3) Между частями БСП может стоять двоеточие. 4)Если второе предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом, то ставиться двоеточие. 5)Между частями БСП иногда могут быть союзы. 6)Точка с запятой в БСП употребляется при перечислении фактов. 7) В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

8) Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

9) Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

10) В В сложносочиненном предложении ставится запятая между простыми предложениями (перед сочинительным союзом) (слайды3-8)

11)В сложноподчиненном предложении ставится запятая между простыми предложениями ( перед подчинительным союзом) СПП имеет придаточное изъяснительное, определительное и обстоятельственное (слайды9-10)

12) СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трех типов подчинения.( слайды11-16)

Так что же такое сложное предложение ? Что вам уже известно по этой теме? 2.Выступления учащихся на выбранную ими тему (1 выступает,1 дополняет своими примерами). Последующее устное рецензирование выступлений. Выставление оценок в лист контроля.

2.Составление алгоритма «Союзное сложное предложение».

3.Самодиктант .Выписать бессоюзные предложения, объяснить постановку знаков препинания. Назвать(устно) сложноподчиненные предложения.

Сыграть Гамлета для актера — все равно что защитить диссертацию. Мне очень повезло, мне удалось сыграть Гамлета. У нас получается так: человеку надо на пенсию выходить, он уже на ладан дышит, а ему говорят: «Вот теперь он может Гамлета сыграть, он в жизни разбирается!» Но мне очень повезло. Страшно набросились журналисты, требовали всевозможных интервью. Все спрашивали: «Какая ваша трактовка?» Я всегда отвечал на этот вопрос так: если можно было бы рассказать, про что мы играем «Гамлета» и как он отличается от других «Гамлетов», которые были раньше, то надо было бы полтора года рассказывать — ровно столько, сколько мы репетировали этот спектакль.(В.Высоцкий «Монолог о Гамлете»)

А нужны ли БСП в нашей речи? Какова их роль?

3

Изучение нового учебного материала.

Анализ языкового материала, последующий вывод о том, что бессоюзное предложение позволяет сделать текст динамичным, настроение стиха напряженным
Цель: проанализировать языковой материал и сделать вывод о стилистической роли БСП в художественной речи.

Учащиеся выразительно читают стихи. Затем пробуют заменить предложения на союзные, динамика стиха нарушается, пропадает напряженность, грусть. Мысль о неотвратимости предначертанного смазывается, стихотворение становится более мягким, смысл теряется.

Цель: обучение выразительному чтению, методам исследовательской работы.
Метод проблемно-поисковый

Прием эвристической беседы
Анализ языкового материала, последующий вывод о том, что сложноподчиненное предложение наиболее полно выражает мысль ,этому способствуют различные типы подчинения .

Цель: закрепить знания о типах подчинения в сложном предложении , развитие навыка практического применения

Стилистическая роль бессоюзных предложений

Задание: Прочитайте отрывки из стихотворений. Выделите бессоюзные предложения. Попробуйте заменить их на союзные и ответьте на вопрос: остаётся ли прежней динамика стиха, не нарушается ли смысл его? Какой художественный эффект достигается использованием количества БСП ? Сделайте вывод о стилистической роли бессоюзных предложений.

.У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо,чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Я научилась просто,мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу

Задание: запишите в тетради вывод о стилистической роли бессоюзия в стихотворных текстах

Задание: расставить знаки препинания, построить схему предложения, определить тип подчинения.

Дорога становилась хуже и мы не знали где мы и куда ехать. Мы молчали но для нас обоих было ясно что это весна эти соловьи этот аромат были созданы для нас обоих и что не будь их не произошло бы того что произошло. Я увидел как звезды стали туманиться и терять свою лучистость как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. Нас предупредили что если погода не улучшится о рыбалке нечего и думать.

4

Закрепление учебного материала, предполагающее:
Проверка усвоения теоретического материала.(выполнение теста),

Работа с текстом, определяющая практический уровень овладения пройденным материалом( работа с деформированным текстом)

Заполнение «Листа учета знаний» и сравнение оценок на начальном этапе проверки и в конце урока.

В случае выявления пробелов в знаниях на дом дается дополнительное задание по узкому вопросу(теория и практика)
.

4. Подготовка к ГИА. Цель: отработка навыка выполнения типовых заданий В13.



Проверка усвоения теоретического материала.

1.Решение теста. Определите характер связи между частями в следующих сложных предложениях и поставьте знаки препинания., определить вид сложного предложения

1. Лошади тронулись колокольчик зазвенел кибитка полетела.

А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

2. Задумаю реки большие надолго упрячу под гнет.

А. Пояснение. Б. Последовательность. В. Условие.

3. Вдруг слышим во все горло кричат чибисы.

А. Пояснение Б. Последовательность. В. Условие.

4. Ты богат я очень беден. Ты прозаик я поэт.

А. Последовательность. Б. Сопоставление. В. Условие.

5. Молвит слово соловей поет. А. Сравнение Б. Условие В. Последовательность.

6. Давно наступили сумерки она все еще сидела в гостиной.

А. Условие Б. Последовательность. В. Сопоставление.

7. Мы в трауре так балу дать нельзя.

А. Условие. Б. Сравнение В. Следствие.

8. Сейчас вода в озере была очень черная прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно.

А. Следствие. Б. Причина. В. Условие.

2.Анализ текста

^ Перепиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.

Прох.дит несколько дней фестиваль заканчивается я уезжаю из Москвы, подписав контракт, и приеду на с.емки в начале шестьдесят восьмого. Проходит время. Сн.чала я получаю нежное п.сьмо из Москвы и мне ст.новится т.скливо и грус.но. Телефонный звонок обрывает мои (не)веселые раздумья это ты. Я слышу теплый тембр твоего голоса и русский язык, напом.нающий мне об отце от всего этого у меня ком в горле. После разговора я кладу трубку и реву от того что влюблена,. Я стараюсь найти другое объяснение — много работы, устала, но в глубине души понимаю я жду не дождусь встречи с тобой.

3.Заполнение «Листка учета знаний»

4. Выполнение заданий ГИА по теме «Сложное предложение» (презентация, слайды 17-24 )или

Тестовой работы(см. приложение)

5

Задание на дом, включающее:

Цель развитие речи при конструировании предложений;

знакомство с с текстами стихов А Ахматовой

воспитание интереса к чтению, к личности поэта


^ Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные сложные предложения.

1) Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…

2) Не будь многословен…

3) Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными…

Или составить подборку предложений по теме «Сложное предложение» из стихов А Ахматовой



Приложение

Тест .

Знаки препинания в сложном предложении
1 Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении :

Заморосил мелкий дождик и весь видимый горизонт обложило тучами.

1)Сложное предложение ,перед союзом И запятая не нужна

2)Простое предложение с однородными членами ,перед союзом запятая не нужна.

3) Сложное предложение ,перед И нужна запятая

4) Простое предложение с однородными членами ,перед И нужна запятая
^ 2 На месте каких цифр в предложении должны быть запятые?

Там(1)где воздух сухой (2) и нет ветра(3) морозы переносятся легче.

1)1,3 2)1,2,3 3) 3 4) 2,3
3 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Будут деньги ( ) поедем на всё лето к Черному морю.

1) Ставится двоеточие, вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение.

2) Ставится тире, первая часть бессоюзного предложения обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

3) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода.

4) Ставится двоеточие, вторая часть раскрывает содержание первой части.
^ 4 Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении.

Поехать к нему — значит помириться.

1) Тире разделяет подлежащее и сказуемое.

2) С помощью тире обособляется приложение.

3) Тире разделяет части бессоюзного сложного предложения со значением условия.

4) Тире ставится на месте пропущенного члена в неполном предложении.
^ 5 Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить ( ) у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1. Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.

2. Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части

3. Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение слёдствия.

4. Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.
6 .В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Долгое время (1) киты (2) наблюдать (3) которых (4) удавалось раньше немногим (5) считались рыбами..

1) 1,3 2)2,4 3)2,3,4 4) 2,5
7 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Чтобы идти вперед (1) чаще оглядывайся назад(2) ибо иначе вы забудете (3) откуда вы пришли (4) и куда вам надо идти.

1)1, 2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 1, 2 ,3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока Обобщение и систематизация по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Данный урок в предшествующий период

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока : урок обобщения и систематизации знаний. Вид урока : смешанный....
Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н. Я., карточки-задания, переносная доска

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока: «Обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Тепловые явления»
...

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconЗанятие 18. Это сложное сложное предложение
Почему так называется тема сегодняшнего занятия, вы поймете, когда прочитаете следующее предложение: я подошёл к калитке с радостным...

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрок в 6 классе Туптина С. В. Обобщение и систематизация знаний по...
...

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока: Дидактическая : систематизировать навыки и умения по теме...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация....
Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках

Урока Обобщение и систематизация по теме «Сложное предложение» iconУрока : Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической...
Обобщение и систематизация знаний об арифметической и геометрической прогрессиях, закрепление и совершенствование навыков решения...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск