Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района






Скачать 114.94 Kb.
НазваниеМастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района
Дата публикации05.05.2014
Размер114.94 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд»

Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» МОУДОД «РЦДТ «Гудвин» Усть-Цилемского района

Введение

(Усть-Цилемский традиционный костюм представляет обычная глиняная кукла).

Народный костюм – это результат исторического развития и художественного творчества народа. Он впитал в себя многовековой опыт, поэтому является вершиной национального искусства, демонстрацией умений и традиций. Изучение истории костюма необходимо не только специалистам-дизайнерам, модельерам, театроведам, но и обычным людям для повышения общего культурного уровня, так как история костюма – это история культуры в самом широком смысле этого слова. Всё, чего смогло достичь человечество в различных сферах деятельности, нашло своё отражение в одежде. Костюм даёт представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Не случайно мы говорим «язык костюма», ведь одежда обладает многими свойствами языка, сообщая о человеке, который её носит, самую разнообразную информацию, дающую представление не только о свойствах его характера и привычках, но и о той социокультурной среде, к которой этот человек принадлежит.
Кукла

Некоторые игрушки, в том числе и куклы, предназначены не для игры, а для рассматривания. Кукла - первая среди игрушек. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.

Мир кукол на удивление светлый и радостный. В них есть то, чего нам не хватает в нашей действительности: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Куклы выстраивают вокруг себя целый мир чувств, запахов, мыслей и звуков, хранящие память о народных традициях. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, наделенных нежной непосредственностью и ярчайшей фантазией, так и взрослых. Для каждого найдется свой уголок в этом ускользающем мире. Ребенку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить.
Эта глиняная кукла является своеобразной этнографической миниатюрой, одетой в исторически достоверный, народный, древнерусский костюм, присущий жителям Усть–Цилемского района Республики Коми.
^ Глина - как материал для художественного творчества

Неслучайно для изготовления сувенирной куклы в Усть-Цилемском традиционном костюме, выбран такой материал, как глина. Глина – это замечательный дар природы, которая сопровождает людей еще с далеких времен и по сию пору. Из глины лепят, строят, ею лечат. Работа с глиной прекрасно развивает тактильные и моторные навыки, чувство формы и объема, позволяет приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая природа становится понятнее, ближе и интереснее. Единственным препятствием является неумение человека лепить, но и этому можно научиться, воспользовавшись инструкцией по лепке глиняной куклы.

Экспонирование традиционной народной одежды через показ ее в кукольном варианте, а также изготовление коллекционных кукол помогает решить несколько задач. Во-первых, пропаганда народного костюма. Во-вторых, обучения детей и взрослых навыкам изготовления сувенирной продукции (коллекционных кукол) и решение проблемы увеличения сувенирного производства в районе.

«^ Его величество Усть-Цилемский наряд

(Мастер-класс для детей среднего возраста)

Цель: познакомить детей с Усть-Цилемским традиционным костюмом, с особенностями его внешнего вида, посредством лепки из глины.

Задачи:

а) образовательные:

- показать детям красоту Усть-Цилемского традиционного костюма, отражение русских традиций в его исполнении;

- учить, детей лепить и расписывать глиняную куклу.

б) развивающиеся:

-способствовать развитию мелкой моторики рук и речи;

- развивать стремление к углублению знаний о народном костюме;

- развивать художественный вкус и совершенствовать умения и навыки в создании куклы «Усть-Цилёмки».

в) воспитательные:

- воспитывать интерес и уважение к культуре родного края;

-воспитывать аккуратность при работе с глиной и красками.

^ Методические приемы:

словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение).

наглядные методы (показ презентации, демонстрация приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся).

практические (выполнение последовательности работы, управление технологическими процессами)

^ Тип занятия: комбинированное.

Форма организации занятия: групповая.

Словарная работа: активизировать в речи детей термины: наряд, бархат, позумент, репс, парча, шелк, рукава, ластовицы, борок, кант, плат, фартук, сарафан, кокошник.

Предварительная работа: изготовление наглядного пособия, составление презентации.

Оборудование

  • мультимедио проектор

  • Презентация

  • Наглядные пособия

  • Муфельная печь

Материалы

  • Голубая глина

  • Вода

  • Тряпочка для вытирания рук

  • Кисти

  • Акриловые краски и блёстки

  • Глиняные куклы в Усть-Цилемских традиционных нарядах.

Этапы занятия.

  1. Организационная часть.

  2. Введение в тему занятия.

  3. Сообщение темы занятия.

  4. Рассказ педагога с демонстрацией мультимедийной презентацией

  5. Практическая работа.

  6. Подведение итогов.


Ход занятия

1. Организационная часть.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в нашей творческой мастерской.

2.Введение в тему занятия. Я хочу, чтобы вы сами догадались, о чем мы будем говорить сегодня на занятии. Итак, послушайте стихотворение.

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежу,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли красива, хороша!


– Догадались? (Ответы детей).

^ 3. Сообщение темы урока. Правильно. Сегодня на занятии мы поговорим об одежде. Вы познакомитесь с Усть-Цилемским женским традиционным костюмом. Тема нашего занятия так и называется «Его величество Усть-Цилемский наряд!» (вывесить название темы на доску)

^ 4. Рассказ педагога. Ребята, задумывались ли вы о том, когда человек начал носить одежду? (Ответы детей). Это произошло в стародавние времена, тогда одежда служила только для защиты от холода и жары. Со временем одежда стала не только защищать человека от капризов погоды, но и приобрела особое значение в жизни человека. Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста, богатый или бедный, женатый или холостой, чем занимается.

На Руси было немало праздников. И люди их ждали с таким же нетерпением, как и мы сейчас, готовились к ним. Праздники требовали самого серьезного, уважительного отношения к ним, а чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала мастерица долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие и мастерство. Давайте-ка сейчас полюбуемся Усть-Цилемским традиционным женским костюмом!

(Демонстрация мультимедийной презентации «Его величество Усть-Цилемский наряд!»)

Содержание презентации

Основными элементами традиционного женского костюма являются: рукава,сарафан,платок,пояс,фартук.

Вторым основным элементом является сарафан.

Надевают сарафан поверх рукавов. Украшением сарафана служат кисти, пришитые на высоте 1/3 от подола изделия.

Поверх сарафана повязывают фартук. Что такое фартук?

Украшением фартука служат кисти, выполненные таким же образом, как и на сарафане, и атласный кант подола.

Головной убор играет огромную роль в женском костюме. По нему можно определить возраст его владелицы. Головной убор замужних женщин состоит из кокошника и платка.

Согласно старинному обычаю замужние женщины волосы заплетают в две косы и укладывают их вокруг головы. Чтоб сохранить прическу и придать ей высоту, на голову одевают кокошник. Поверх него завязывают платок.

Платы, отличаются особой роскошью. Самым богатым считается репсовый плат, выполненный из особого шелка. Преобладают тона: сине-оранжевый, зелено-красный, бело-розовый. Следующей по значимости - конофатный плат. Для его изготовления использовали более плотный шелк, украшенный золотой вышивкой. Далее следуют обычные шелковые платки.

Дополнением наряда служат украшения.

Неповторим и обворожителен Усть-Цилемский традиционный женский костюм. Одежда усть-цилемок, особенно праздничная, нарядная, пришедшая к нам из веков, восхищает, заставляет уважительно относиться к прошлому. И наряды эти не исчезли. Они пополняются новыми экземплярами. Праздничные женские костюмы есть почти в каждом доме. С большой бережливостью носят усть-цилемки свои наряды; от матери к дочерям, от бабушек к внучкам переходят эти костюмы. И поэтому сегодня, спустя века, мы можем увидеть наряды «старины глубокой».

Ребята, а вам нравится такой костюм, вы бы хотели создать исторический костюм - копию настоящего наряда? (^ Ответы детей).

Этот наряд может представить обычная глиняная кукла, которая украсит ваш дом или станет прекрасным подарком для друзей и близких. (Демонстрация глиняных кукол в традиционных нарядах).
Сегодня мы с вами научимся настоящему волшебству! А для этого нам понадобятся, умелые руки и терпение.

^ 5. Практическая работа.
Инструкция по лепке глиняной куклы
Нам потребуется:



  • Голубая глина

  • Вода

  • Тряпочка для вытирания рук

  • Кисти (колонковые, хорьковые)

  • Муфельная печь

  • Акриловые краски и блёстки



Лепка куклы

Для того чтобы слепить куклу, надо поделить кусок глины на три неравных куска. Из одного куска сделать пустотелый конус, колоколообразной формы.

Делается он при помощи карандаша, все время, вертя его для выравнивания стенок. Затем начинаем работать со вторым куском глины. Делим его на две неравные части. Из большой части лепим руки и грудь. Прокалываем торс и насаживаем на конус, хорошо заглаживаем место соединения деталей. Из следующего куска изготовим шарик - голову, вытянем шею и присоединим её к туловищу. Из остальной глины лепим руки, детали одежды и украшений.
Места соединения всех деталей смачивают водой при помощи мягкой кисточки.

Сушка.

Перед обжигом куклу необходимо высушить. Сушить глиняные изделия лучше всего при комнатной температуре, избегая сквозняков, вдали от отопительных приборов и солнечных лучей, так как неравномерность сушки также может привести к деформации и растрескиванию. В любом случае, перед обжигом в печи, изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при нагревании в печи разрывает глину. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет дополнительно обработать и при необходимости окончательно зачистить изделие мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Обжиг.

Высушенные глиняные куклы обжигаются в муфельной печи. Для обжига их помещают в холодную печь, и нагревают постепенно. Обжиг, в муфельной печи длится обычно 3 - 4 часа. Чем дольше длится обжиг, тем прочнее получаются изделия. Вынимать игрушки сразу после обжига нельзя: они должны остывать 5 - 6 часов, но лучше всего разгружать печь на другой день. (После того как кукла обожжена в муфельной печи начинается процесс росписи - нанесения ярких красок.)

Роспись.

Давайте внимательно рассмотрим глиняную куколку в наряде. Повторим, во что она одета? (^ Ответы детей).

- А теперь, когда мы разобрались с одеждой, будем раскрашивать куколку как настоящие мастера – умельцы сразу кистью, создавая свою яркую красочную неповторимую куклу «Усть-Цилемку».

- Роспись будем выполнять в такой последовательности:

1.Работа над верхом:

- на кисть набираем краску цвета головного убора, закрасим головной убор (помним, что он  двухцветный)  (показ педагога)                   

- покрасим лицо и руки;

- на лице нарисуем круглые розовые пятна щек, красный рот, черные дужки бровей над точками-глазками.

 2. Работа над низом:

- раскрасим рукава, не забываем, отделить ластовицы контрастным цветом и борок – золотыми блёстками.

- раскрасим фартук, помните, что при раскрашивании фартука желательно использовать цвета из одной цветовой гаммы, что и рукава.

- золотыми блёстками нанесём кисти на фартуке.

- сарафан покрасим в тёмный цвет, но так, чтобы цвет подходил под цветовую гамму фартука и рукавов.

- нанесём кисти на сарафан.

А теперь проявите свою фантазию и мастерство. Украсьте вашу куколку акриловыми блёстками, покажите богатство и узор порчи так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась.

^ 6. Подведение итогов.

Куколки «Усть-Цилёмки» готовы.

Какие замечательные они у вас получились. Нет ни одной одинаковой, каждая по-своему хороша. А вам нравятся они? Понравилось ли вам занятие? Я благодарю вас за работу. И хочу закончить нашу встречу прекрасным стихотворением:

Его величество –Усть-Цилемский наряд!

Каким словам о нем под силу рассказать?

Он на себе любой задержит взгляд

И впечатление то не передать.

Его величество-Усть-Цилемский костюм!

Ты современен и хорош собой

Какой же здравый создал тебя ум:

Не властно даже время над тобой.

Его величество – роскошный сарафан!

Он строг и строен,

Дивен и богат.

С ним величава поступь,

Стройный стан…

Под стать ему узорный прежний плат.

Его величество – старинный островок!

Как много он таит в себе секретов:

Баски ли ластовицы, годен ли барок,

И подподолье подойдет ли это?

Его величество – семейное предание!

Хранит он бабушкиных рук тепло.

В нем столько мудрости,

Заботы и внимания

Коль есть наряд – считай, что повезло.

Его величество –Усть-Цилемский наряд!

Тебе сегодня песню мы поем!

Ты наша память в будущее взгляд

Наряд справляют – значит, мы живем!

М.Г.Ясинская

Литература


  • А в Усть-Цильме поют… Традиционный песенно-игровой фольклор Усть-Цильмы. (Сборник к 450-летию села) Изд. «ИнКА», 1992г.

  • В.Даль. Этимологический словарь.

  • Историко-культурный атлас Республики Коми. – М.:Дрофа; ДиК, 1997. – 384 с.: ил., карт.

Список информаторов

  • Дуркина Галина Яковлевна, 1950 г.р., с. Усть-Цильма

  • Карманова Роза Карповна, 1967г.р., с. Усть-Цильма

  • Кислякова Татьяна Георгиевна 1953г.р., с. Усть-Цильма

  • Чупрова Вера Николаевна, 1956 г.р., с. Усть-Цильма

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconЗакрепить за административными участками города Усть-Илимска и Усть-Илимского...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconРоссийская Федерация Иркутская область город усть-илимск Управление...
Управлению образования Администрации города Усть-Илимска (с изменениями), руководствуясь Положением об Управлении образования Администрации...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconПортфолио Чупрова
Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках пнпо, 2006 год, победитель конкурса лучших учителей Республики...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconРешени е
«Усть-Илимский район» о социально-экономическом развитии муниципального образования «Усть-Илимский район» за 2011 год, руководствуясь...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconУсть-джегутинский муниципальный район муниципальное казённое образовательное...
Список учащихся 9 а класса муниципального казённого образовательного учреждения«Гимназия №4 г. Усть-Джегуты»

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconАктуализированный справочник образовательных учреждений Усть-Вымского района
Республика Коми, Усть-Вымский район, пст. Вежайка, ул. Школьная, д. 6, 8(82134)23-633, e-mail: super sv

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconПриказ от 19. 04. 2013г. №252 Об итогах муниципального этапа всероссийской...
Приказа Управления образования Администрации города Усть-Илимска от 28. 12. 2012г. №727, руководствуясь Положением об Управлении...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconПостановление
Фз и решением Совета мр «Усть-Куломский» от 29 марта 2006 года № ххii-265 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconПрограмма мероприятий, посвященных Международному дню защиты детей...

Мастер-класс «Его величество Усть-Цилемский наряд» Автор: Чупрова Наталья Алексеевна, педагог дополнительного образования, руководитель природной мастерской «Сувинир» моудод «рцдт «Гудвин» Усть-Цилемского района iconСопроводительное письмо к конкурсной работе
Автор – педагог дополнительного образования Лузикова Наталья Александровна гбоу сош №2046 города Москвы, руководитель кружка «Академия...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск