Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана






НазваниеРекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана
страница1/5
Дата публикации10.07.2014
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5


Московский государственный технический университет

им. Н.Э. Баумана

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Рекомендовано Научно-методическим советом

МГТУ им. Н.Э. Баумана

в качестве учебного пособия

Москва

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана

2012

УДК 008

ББК 71

Акимова И.А., Моторина И.Е., Попова А.А. Рабочая тетрадь по культурологии: Учебное пособие. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012. – 74 с.

ISBN

Данное учебное пособие разработано на основе курса, который читается в университете с 1990 года и является частью учебно-методического комплекса по культурологии.

Адресовано студентам всех специальностей МГТУ им. Н.Э. Баумана, обучающимся по направлению «бакалавр».

УДК 008

ББК 71


Подписано в печать г.

Формат

Печ. л. Усл. печ. л. Уч.-изд. л.

Тираж экз.
Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана

© Московский государственный технический

университет имени Н.Э. Баумана


ISBN

^ МОДУЛЬ 1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Терминологическое поле

Напишите три основных подхода к интерпретации культурологии как науки:

  1. Культурология – это





  1. Культурология – это





  1. Культурология – это



Основные методы культурологии – это





Сущность культуры – это



Задание 1. «Синквейн». Напишите свой синквейн на темы «культурология» и «культура».

Синквейн – стихотворение из 5 строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях для описания и рефлектирования по заданной тематике с использованием богатого понятийного аппарата.

Строение синквейна представляет собой следующую схему

  1. Тема (имя существительное)

  2. Два прилагательных, относящихся к имени существительному (теме)

  3. Три глагола по теме

  4. Осмысленная фраза на данную тему из 4-х слов

  5. Резюме к теме (1 слово или словосочетание)

Пример:

Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Защита. (Резюме)

  1. Культурология

  2. ________________________________________________________

  3. ________________________________________________________

  4. ________________________________________________________

  5. ________________________________________________________

  1. Культура

  2. ________________________________________________________

  3. ________________________________________________________

  4. ________________________________________________________

  5. ________________________________________________________


Задание 2. Напишите, что изучают следующие разделы культурологии:

  1. Теория культуры





  1. История культуры





  1. Культурная антропология





  1. Социальная антропология





  1. Социология культуры





  1. Прикладная культурология



Задание 3. Заполните таблицу по культурологии техники:

Разделы культурологии техники

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: 




Онтология инженерной культуры







Гносеология профессиональной культуры






Морфология профессиональной культуры






Семантика инженерной культуры






Антропология инженерной культуры






Социология культуры






Социальная динамика профессиональной культуры






Историческая динамика профессиональной культуры






Прикладной аспект

Цель: 



Прикладные аспекты культурологии техники







Задание 4. Найдите, проанализируйте и запишите определения, которые рассматривают культуру как

  1. Феномен

  2. Процесс

  3. Сумма поведения и образа мышления

  4. Система координат

  5. Класс предметов и явлений

  6. Иерархия смыслов

  7. Логическая конструкция

  8. Созидательная деятельность

  9. Продукт

  10. Совокупность норм

  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это





  1. Культура – это



Тема 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Терминологическое поле

Типологизация – это



Типология – это



Тип культуры – это



Задание 1. Установите соответствие между критериями типологии культуры и их частными примерами

  1. Связь с религией

А. Культура охотников, земледельцев, индустриальная культура

  1. Регионально-этническая особенность

Б. Высокая, элитарная, народная, массовая культура

  1. Принадлежность к историческому типу общества

В. Обыденная и специализированная культура

  1. Хозяйственный уклад

Г. Сельская и городская культура

  1. Сфера общества или вид деятельности

Д. Обыденная и специализированная

  1. Связь с территорией

Е. Русская, французская

  1. Специализация

Ж. Культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества

  1. Этническая принадлежность

З. Религиозная и светская культура

  1. Уровень мастерства и тип аудитории

И. Культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

З


























Задание 2. Перечислите культурные типы и их краткое описание, которые выделяли следующие авторы

Освальд Шпенглер (1880 – 1936)



Арнольд Джозеф Тойнби (1889 – 1975)



Фридрих Ницше (1844-1900)



Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864 – 1920)



Задание 3. Заполните таблицу по типологии культуры Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885)

^ ОСНОВАНИЕ: пространственно-временные критерии

Уединенный культурно-исторический тип (плоды деятельности не передаются) 




Преемственный культурно-исторический тип (плоды деятельности передаются) 






ОСНОВАНИЕ: 4 направления человеческой деятельности: 







Название

Характеристика

^ Первичные, подготовительные






 Одноосновные культурно-исторические типы(приоритет одного вида деятельности) 











 






^ Двуосновной культурно-исторические типы(приоритет двух видов деятельности)






Четырехосновной культурно-исторический тип





Задание 4. Установите хронологические рамки культурных периодов :

^ Название периода

Классификация внутри периода

Хронологические рамки

Первобытная культура

палеолит (древний каменный век)

мезолит (средний каменный век)

неолит (новый каменный век)

бронзовый век

железный век



















Древнеегипетская культура

Древнее Царство

Среднее Царство

Новое Царство
















Шумеро-аккадская культура

 




Ассиро-вавилонская культура

 




Античная культура

^ Древнегреческая культура

Крито-микенская культ

Гомеровская культурара


Архаическая культура

Классическая культура

Эллинистическая культура




^ Древний Рим

Ранний или царский Рим

Ранняя Римская республика

Римская республика

Расцвет Римской империи

Упадок римской империи

















































Средние века

Раннее средневековье

Расцвет средневековья

Возрождение
















Новое время

 




Просвещение

 




XIX в.

 




Новейшее время

 

XX в.

Задание 5. Кратко охарактеризуйте периоды технологической эволюции, которые Хосе Ортега-и-Гассет типологизирует как

  1. «технология случая»





  1. «технология мастерового»





  1. «технология техника»

Задание 6. Разгадайте кроссворд по теме «Типология культуры»



По горизонтали: 1. Стремление к частным моментам, обособлению. 5. Определение понятий, отношений и механизмов управления, необходимых для описания процессов решения задач в конкретной предметной области. 7. Российско-американский социолог и культуролог, выстроивший свою типологию культуры, основополагающим критерием которой является специфика способа мировосприятия – идеациональный и чувственный. 9. Немецкий философ (работа «Рождение трагедии из духа музыки»). 10. Немецкий философ и культуролог, критерием типологизации культур у которого выступал внутренний, психологический строй коллективной души народа. 11. Смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов, обоснованное на их искусственном соединении. 13. Немецкий философ, психолог и психиатр, который ввел понятие «осевое время». 14. Лингвистический тип культур, в котором общность культур определяется родством языков по происхождению.16. Культурный тип по К. Ясперсу, представляющий собой становление «основных свойств человеческого бытия». 17. Иррациональное восприятие мира, основанное на приоритете чувственного (по Ф. Ницше). 18. Раздвоенность, последовательное деление на две части, не связанные между собой. 19. Культурная система, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное, фактический синоним религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

По вертикали: 2. Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих культур группируется, классифицируется, упорядочивается. 3. Лингвистический тип культур, в котором общность языковая устанавливается на основе их структурного сходства и функционального подобия. 4. Критерий классификации, определяющий доминирование в той или иной культуре индивидуального или коллективного начала. 6. Одноосновная культура, где доминировала религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию (по Н. Э. Данилевскому). 8. Духовный наставник в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. 12. Восприятие мира, основанное на господстве рациональности (по Ф. Ницше). 15. Ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы. 16. Древнегреческий философ и политический деятель, занимавшийся вопросами бытия и познания, доказывавший, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли.
^ МОДУЛЬ 2. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconПрограмма научно-исследовательской и научно-педагогической практики...
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconГриненко Г. В. Г 85 История философии: Учебник
Рекомендовано Научно-методическим советом Минобразования России по философии в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconУчебник/Ю. Б. Борев-М,: Высш шк., 2002. 511с
Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconКонспект лекции по дисциплине «основы самообразования»
Рекомендовано научно-методическим советом колледжа в качестве конспекта лекций по дисциплине «Основы самообразования» для студентов...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconСеверо-западная академия государственной службы
Рекомендовано к печати кафедрой культурологии Петрозаводского государственного университета, кафедрой гуманитарных дисциплин и научно-методическим...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconМетодические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»
Рекомендовано учебно-методическим советом Кабардино-Балкарского Института бизнеса

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана icon«Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана»...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с требованиями к обязательному минимуму...

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconВоронежский государственный университет
Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 15 декабря 2005 года протокол №3

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconФорма утверждена научно-методическим
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики” (фгобу впо “Сибгути”) советом университета

Рекомендовано Научно-методическим советом мгту им. Н. Э. Баумана iconМетодическое пособие по курсовой работе для студентов Современной Гуманитарной Академии
Рекомендовано Учебно-методическим советом в качестве учебного пособия для студентов сга



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск