Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой






Скачать 250.69 Kb.
НазваниеСборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой
страница1/3
Дата публикации04.09.2014
Размер250.69 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой теоретический и практический материал. Сборник рекомендован для образовательных учреждений.

Составители сборника:

Ковалева Ирина Данное издание явилось результатом конференции «Воспитание толерантности» в рамках фестиваля «Единство разных», организованном при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и развитию гражданских инициатив Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия.

Владимировна, директор

МОУ ДОД Октябрьский Дом творчества школьников

Антипова Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Октябрьский Дом творчества школьников,

кандидат педагогических наук
^ Сборник издан в полиграфическом центре «Жираф»

Тираж 100 экземпляров

Терпение и вера

(Л. Г. Пачкир .ст. вожатая МОУ «СОШ №15», г. Улан-Удэ)

Стремительно и мимолётно пролетая,

Несётся шумный, бурный ΧΧΙ - й век.

Как разрушительный торнадо, всё сметая,

Идёт по голубой планете человек.

Когда кричит иной малец кичливо:

- Эй, черномазый, ты, иди сюда!

Или по телевиденью крикливо

В кино чеченца чёрным называют иногда,

Тогда и начинают связи разрушаться,

Среди людей идёт в умах разброд.

И нервы сразу начинают рваться.

И новый Апокалипсис грядёт.

Всё так нелепо, суетливо, беспокойно:

И кровь, и слёзы, и безумства плен,

Землетрясенья, катаклизмы, войны,

Пустых домов печальный мрак и тлен.

Как часто в игры мы словесные играем,
Провозглашаем лозунги с трибуны свысока.

Мы толерантностью терпенье, веру называем,

Забыв о качествах родного языка.

Но каждый в нашем древнем мире тесном

Имеет право верить, жить, любить,

Имеет право петь родные песни,

Свою культуру бережно хранить.

Ведь только в детстве можно с верным другом,

Не глядя на акцент, вес, рост и цвет,

Играть, любуясь радугой над лугом,

Дружить, так свято веря в добрый свет!

И только сидя рядышком за партой школьной,

Изведав вместе горечь поражений и обид,

Ребёнок сможет научиться, пусть невольно,

Прощать, страдать, любить, терпимым быть.

Найдут все дети путь свой, робко или смело,

И лучшую чтоб выбрать из дорог,

С любым ребёнком рядом, так умело,

Стоит заботливый и чуткий педагог!

Спаси, спаси, о Боже, наши души,

Верни нам веру в правду, счастье и любовь,

Иначе нас задавит равнодушие,

И будет долго проливаться кровь!

В своей стремительности всё и вся сметая.

Несётся шумный, бурный ΧΧΙ - й век…

Лишь вера и терпенье нас спасёт от края,

Так будь же терпелив и верен, человек!
^ Толерантность, как один из принципов организации воспитательного процесса Октябрьского Дома творчества школьников

(И.В. Ковалева, директор ОДТШ г. Улан-Удэ)

Жива традиция, жива:

От поколенья старшего

Нужны обряды и слова

Для поколенья младшего

Нет необходимости рассказывать, как обострены в стране национальные проблемы, какой бедой порой оборачивается неуважение к традициям, обычаям, языкам соседствующих народов. Не меньшую беду таит в себе и другая проблема нашего общества - забвение прошлого, национальных традиций молодым поколением. Интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от реанимации старых традиций и обычаев до попыток воссоздать свою национальную государственность. Обращение институтов образования, одним из которых является Дом творчества школьников, к возрождению этнонациональных ценностей позволяет преодолеть разрыв между духовными ценностями культуры и материальными ценностями цивилизации и обеспечить воспитание подрастающего поколения в духе толерантности. Учитывая, что участниками образовательного процесса в Октябрьском Доме творчества школьников являются как взрослые, так и дети разных национальностей и разной направленности своей творческой деятельности, возникла необходимость в создании и реализации проекта «Единство разных» в форме фестиваля, как одного из видов деятельности, направленного на этнокультурное воспитание.

ЦЕЛЬ: Распространение успешного опыта по укреплению межкультурных и межнациональных связей в образовательном пространстве.

ЗАДАЧИ:

  1. Улучшение межличностных, межэтнических, межвозрастных взаимоотношений детей в образовательном пространстве.

  2. Создание атмосферы единения и дружбы, а также благоприятной сферы для возрождения, сохранения и продолжения социально- значимых традиций разных народов.

  3. Содействие передачи мастерства этнокультурного взаимодействия посредством фестиваля, как центра сбора, апробации и тиражирования успешного опыта.

  4. Программно- методическое обеспечение деятельности, направленной на формирование этнокультурной компетентности педагога.

Проект «Единство разных» является частью Программы развития Октябрьского Дома творчества школьников. I этап- 2001-2005гг.- «Октябрьский Дом творчества школьников как база сохранения и трансляции этнокультурных традиций». Особенностью программы являлось ее содержание, основанное на традиционной культуре бурятского и русского народов, что придавало ей особую актуальность в период возрождения национального самосознания, ориентации на гуманистический принцип воспитания личности. Очень важно сохранять, развивать и передавать будущим поколениям наши национальные традиции, обычаи, ремесла, тот духовный опыт человечества, что способствует сохранению связей между поколениями, воспитывает патриотизм, чувство любви к Родине.Октябрьский Дом творчества школьников организовал работу таким образом, чтобы творческая деятельность детей так или иначе, была связана с возрождением народных традиций, ремесел, промыслов. Учитывая интересы и потребности детей, в Доме творчества дополнительно были открыты кружки: народной живописи и изделий из глины, бурятский фольклор, художественного вязания, умелые руки и другие, где дети знакомились с видами народного творчества, изучали истоки старинных праздников, осваивали приемы изготовления различных изделий: деревянной утвари, национальных костюмов, игрушек и кружев, изделий из глины и теста. Умелое использование народного опыта воспитания позволило в полном объеме реализовать первый этап программы развития.

II этап- 2005-2010 гг.- Программа развития «Глобус». Деятельность Октябрьского Дома творчества школьников строится на модели «Глобус», которая предполагает работу по различным направлениям (континентам):

  • «Фантазия».

  • «Хранители народных традиций».

  • «Родник здоровья».

  • «Социально- практический».

  • «Социальное партнерство».

Основой учебно- воспитательного процесса в данной модели Дома творчества является личностно-ориентированный подход в выстраивании взаимоотношений педагога и ученика. Это связано с желанием педагогов «дойти» до каждого воспитанника, наиболее полно раскрыть его способности и возможности, развить его неповторимую индивидуальность помочь в самореализации личности ребенка.

Взяв все лучшее из первого этапа программы и сохранив основные, востребованные направления деятельности, педагогический коллектив продолжает работу по формированию навыков этнокультурного взаимодействия на образовательном пространстве Дома творчества и Октябрьского района. Формирование этических и эстетических представлений, чувства причастности к коллективу, умение взаимодействовать с другими членами коллектива, толерантность, стремление к саморазвитию - эти воспитательные задачи решаются педагогическим коллективом в процессе обучения.

Главным принципом на данном этапе реализации программы развития является толерантность. Опыт толерантности, положительный (нормальные отношения) или отрицательный (негативизм отношения), имеется у каждого человека, в том числе ребенка. Тем более такой опыт есть у воспитанников, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать существующие порядки. Процесс воспитания толерантности происходит эффективней, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение опыта толерантности, что создает эмоционально -интеллектуально - нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения. Каждый педагог Дома творчества разрабатывает вариативные программы, грантовые проекты по организации образовательной и воспитательной деятельности, способствующие созданию такого поля.

В Октябрьском Доме творчества школьников прошел первый фестиваль национальных культур «Единство разных», в котором приняли участие все школы Октябрьского района. Программа фестиваля была насыщенной и интересной. Это: научно- практическая конференция «Воспитание межкультурной толерантности в образовательном процессе», выставка декоративно- прикладного творчества «Узоры родного края», фотовыставка, конкурс рисунков «Я, ты, он, она- вместе целая страна!», деловая игра «Мост»!», познавательно- развлекательная программа «Живущие у берегов Байкала», деловая игра «Стереотипы», мастер- класс гитарной песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», конкурс- презентация национальных блюд «СМАК», шоу-программа «Возьмемся за руки, друзья!». Ребята проявили интерес к этническим истокам своих семей, пытаясь описать традиции и культуру избранной национальности. С особенным удовольствием и азартом ребята и педагоги участвовали в различных конкурсах. На фестивале был представлен широкий спектр представителей национальных культур: казаки, русские, буряты, семейские, киргизы, евреи, эвенки, цыгане, азербайджанцы, украинцы, японцы, монголы, поляки. Все участники фестиваля получили дипломы, сувениры за участие и большой заряд веселого настроения. Фестиваль «Единство разных» надолго запомнится юным зрителям, артистам, родителям, педагогам. Оценив его значимость и воспитательную ценность, педагогический коллектив Октябрьского Дома творчества школьников решил присвоить фестивалю статус традиционного.

^ Формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе

(П.И.Ронская, методист ОДТШ, г.Улан-Удэ)

В последние годы в обществе продолжает нарастать социальная напряжённость, не прекращаются межэтнические и межконфессиональные конфликты. Недоброжелательность, озлобленность, агрессивность всё больше распространяются в детской, особенно подростковой среде. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Что же такое толерантность? В принятой в 1995г. ООН «Декларации принципов терпимости» дано следующее определение: «Толерантность- уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или принятие иных убеждений. Это означает, что каждый имеет право придерживаться своих убеждений и признаёт такое право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности являющиеся составляющими толерантности:

  • Компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия Другого (национальность, религия, статус, пол), социальная мобильность – как способ установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

  • Компетентность общения на основе диалога; знания, уважения и соблюдения традиций, этикета…

  • Компетентность в сфере культурно - досуговой деятельности (выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

М.И.Рожков,Л.В.Байбородова, М.А.Ковальчук, толерантность рассматривают как «реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения». Младшим школьникам не свойственно разделять людей по национальной принадлежности, они вместе играют, не интересуясь национальностью друг друга. Тем не менее, несмотря на присущий детям интернационализм, бывает что и на их жизнь влияют теневые стороны межнационального общения, возникающие по вине взрослых с их сознанием, не исключающим предрассудков и предубеждений относительно людей другой национальности. В данной ситуации актуален опыт Сухомлинского-воспитателя. «В основе межнациональных отношений, - считал он,- должны лежать следующие заповеди:

1) береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека;

2) знай, что твоё неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить;

3) нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит и самому стать злым, безнравственным;

4) большое зло – унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой»;

5) дорогим для тебя должно стать не «моё», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности».

В.А.Сухомлинский считал терпимость важнейшим элементом духовной культуры личности школьника, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров».

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному или религиозному признакам, в нарушении важнейших демократических принципов. Воспитание толерантности, цель которой состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой личности, - первая ступень в развитии мировой культуры. Только при условии толерантности может быть осуществлено полное раскрытие возможностей и способностей человека и общества, развитие дружественных отношений между разными сообществами

В реализации идей толерантности очень важна роль образования. В 1996г. Генеральная ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости и проводить в рамках этой даты соответствующие мероприятия. Так в Октябрьском Доме творчества школьников в этот день для учащихся начальных классов проводится «Праздник сказки», где представители от каждого объединения рассказывают малоизвестные народные сказки и немного о том народе, в среде которого она родилась. Для V – VII классов проводится конкурс чтецов, который предполагает поиск учащимися стихов о дружбе, единстве, толерантности. Со старшими школьниками проводится опрос по теме «толерантность». Используется опросник, составленный (на основе черт авторитарной личности Т. Адорно) психологом Российской государственной юношеской библиотеки Ю. В. Овчинниковой. Участники опроса отмечают крестиком нужный вариант ответа. При проведении опроса методику нужно распечатать и раздать учащимся. Каждому ответу присваивается 1 балл. Отдельно подсчитывается число баллов в каждой колонке. Максимальное число баллов -15. Последняя графа ответов составлена так, что удовлетворяет требованиям авторитарной личности. Первая графа ответов соответствует человеку толерантного склада. Опросник позволит определить лиц, склонных к авторитарному типу поведения, и процент таких учащихся в группе.

1. Как ты считаешь, в твоей личности больше достоинств или недостатков?

Достоинств

Недостатков

Не знаю

2. А как считают твои родители?

Достоинств

Недостатков

Не знаю

3. Чувствуешь ли ты поддержку родителей?

Да

Не знаю

Нет

4. Можешь ли рассчитывать на помощь друзей?

Да

Не знаю

Нет

5 Часто ли в твоих неприятностях бывают виноваты другие?

Нет

Не знаю

Да

6. Считают ли тебя родители ответственным человеком?

Да

Не знаю

Нет

7. Могут ли положиться на тебя друзья?

Да

Не знаю

Нет

8. Считаешь ли ты, что любое событие, ситуацию нужно оценивать как хорошие или плохие?

Нет

Не знаю

Да

9.Готов ли ты выслушать точку зрения своих оппонентов, недругов или ты считаешь своё мнение более важным?

Готов выслушать

Не всегда

Их мнение мне не интересно

10. Часто ли ты прислушиваешься к авторитетному мнению?

Не всегда

Часто

Всегда, когда надо принимать решение

11. Кто является для тебя авторитетом?

Родители

Друзья

Педагоги

12. Любишь ли ты порядок в своих вещах?

Не очень

Да

Стараюсь всегда держать вещи в порядке

13. Позволяешь ли копаться в своих вещах родителям, братьям или сёстрам?

Да

Иногда

Никогда

14. Хорошо ли ты чувствуешь настроение, чувства других людей?

Да

Не всегда

Не очень

15. Есть ли у тебя чувство юмора?

Меня считают человеком с юмором

Только когда хорошее настроение

Не люблю смеяться над собой

Именно подростковый период развития личности характеризуется интолерантным поведением: повышенной агрессивностью, некритичностью мышления, несформированностью образа «Я», безответственностью, незащищённостью, бескомпромиссностью. От того, как подросток преодолеет этот кризисный период, во многом будет зависеть, насколько понимающим, терпимым станет он в дальнейшем.В нашей республике проживают люди 183 национальностей. И, конечно, время от времени в учебных учреждениях возникают проблемы интолерантного поведения. Следовательно, необходимо систематически и целенаправленно проводить работу по профилактике такого поведения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconРеспублика Бурятия Администрация города Улан-Удэ стратегия социально-экономического...
Улан-Удэ, находит свое отражение в перспективах развития региона. Город Улан-Удэ выступает одной из опорных площадок для реализации...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconПояснительная записка Основная образовательная программа Муниципального...
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ Детский...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconПлан работы органов местного самоуправления городского округа «город Улан-Удэ» на
Об утверждении инвестиционной программы ООО «бкс» по развитию систем коммунальной инфраструктуры городского округа «город Улан-Удэ»,...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconПояснительная записка 3 Организация режима пребывания детей в доу...
Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Улан – Удэ «Детский...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconУрок проект «Мы создаём газету «Доблестный пожарный»
Методические разработки данного пособия являются результатом многолетнего сотрудничества Дома детского творчества и школ Октябрьского...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconПлан мероприятий органов местного самоуправления городского округа...
Новогодние концертные, игровые, развлекательные программы культурно-досуговых учреждений и творческих коллективов

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconМетодические рекомендации для образовательных учреждений по проведению...
Основы формирования толерантности к людям с ограниченными возможностями в современном обществе: социально-психологические, политические...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconМуниципальное бджетное учреждение города костромы «городской центр...
Опыт работы дошкольных образовательных учреждений города Костромы в рамках выполнения областной целевой программы

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconМетодические рекомендации для педагогов и учащихся образовательных учреждений
Образовательные ресурсы сети Интернет для учителя – предметника, биология: Методические рекомендации для педагогов образовательных...

Сборник обобщает опыт педагогов образовательных учреждений города Улан-Удэ, работающих в направлении межэтнической толерантности, представляет собой iconДля работы педагогов предложены на семинаре для руководителей и педагогов...
Обозначены идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск