Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю)






Скачать 124.61 Kb.
НазваниеПрограмма дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю)
Дата публикации15.09.2014
Размер124.61 Kb.
ТипПрограмма
top-bal.ru > Культура > Программа
МОУДОД «Центр детского творчества»

Утверждаю

Директор МОУДОД ЦДТ Муравьёва

___________________

Программа дополнительного образования

«Затейники»

Для обучающихся 10 – 12 лет

Срок реализации программы – 2 года.

(2 часа в неделю)

Педагог Бескровная Ольга Николаевна

Мельниково 2008

Пояснительная записка.

Программа «Затейники» по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – двухгодичной.

Программа «Затейники» предназначена для школьников младших и средних классов, интересующихся традициями народной культуры, стремящихся проявлять и развивать творческие умения и навыки.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, познание ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей через игру. Содержание программы расширяет представление учащихся о народной культуре. Игры – отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, выработке навыков общения. Большинство предлагаемых игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития.

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с народной культуры. Она воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, загадках и др. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в различных постановках, разгадывать и сочинять загадки. В то время, как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.

Программа курса рассчитана на 2 часа в неделю.

Цель данного курса: введение детей в мир русской народной культуры, способствование принятию ими нравственных ценностей русского народа, познание самих себя через игру.

Логика освоения учебных тем определяется задачами:

  • Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника.

  • Изучить народные песни, сказки, игры, праздники.

  • Развивать мышление и кругозор учащихся.

  • Развивать индивидуальные способности каждого ребёнка: ловкость, силу, конструкторские способности, сообразительность, быстроту, память, наблюдательность, творческие способности.

  • Воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к своему прошлому, к истории и культуре своего народа.

Структура состоит из 2 образовательных блоков: теория, практика. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке.

В результате работы по программе «Затейники» учащиеся

Должны знать народные детские песни, игры, загадки, сказки.

Должны уметь:

-изготавливать поделки из природного материала, бумаги, ниток;

-действовать в коллективе.

^ Учебный план 1 года обучения



Наименование разделов плана. Название тем.

Общее количество часов

В том числе

теория

Практика

1.

Зачин дело красит.

34







1.

В гостях у матушки-природы.

8

4

4

2.

Зима на мороз, а мужик за праздник.

8

4

4

3.

Тепло домашнего очага

9

4

5

4.

Сокровища бабушкиного короба

9

2

7

2.

Человек и природа в русской народной культуре

34







5.

Осень.

8

4

4

6.

Зима.

9

4

5

7.

Весна

8

4

4

8.

Лето

9

4

5


^ Учебный план 2 года обучения



Наименование разделов плана. Название тем.

Общее количество часов

В том числе

теория

Практика

1.

Человек и семья в русской народной мифологии

34







9.

Мир крестьянского дома. Дом и мир.

17

7

10

10.

Жизнь человека в доме и мире

17

7

10

2.

Человек и родная земля в русской народной мифологии

34







11.

Многообразие культуры России

10

5

5

12.

Семья в истории.

5

2

3

13.

«Откуда русская земля стала есть…»

7

2

3

14.

Золотые руки народные

10

2

8



^ Содержание учебных тем

  1. В гостях у матушки-природы.8ч.

Вводное занятие, узнаём, каким видели наши предки мир вокруг себя. Прогулка по селу. Собираем пословицы и поговорки, записываем и оформляем в книжки с рисунками. Мастерим изделия из природного материала. Учим народные песни, детские игры.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала, изготовление книжки.

^ Формы контроля: выставка.

  1. Зима на мороз, а мужик за праздник.8ч.

Читаем сказки о животных, расспрашиваем родителей о сказках их детства. Лепим фигурки животных. Инсценируем сказку.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Изготовление фигурок животных из пластилина.

Формы контроля: выступление.

3.Тепло домашнего очага. 9ч.

Что такое родословная. Зачем её знать. Расспрашиваем родителей об истории рода, знакомимся с историей семьи. Игротека. Чаепитие с родителями.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа, игра.

Практическая работа: изготовление родословного дерева.

Формы контроля: презентация.

  1. Сокровища бабушкиного короба. 9ч.

Узнаём о разных народных промыслах. Учимся рукоделию, готовимся к выставке. Проводим выставку.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление шарфиков, салфеток.

^ Формы контроля: выставка.

  1. Осень 9.ч.

Осенние праздники. Собираем загадки, пословицы об осени, рисуем осень. Делаем книжки об осени. Игротека.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа, игра.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

^ Формы контроля: выставка, презентация.

  1. Зима. 8ч.

Зимние праздники. Собираем загадки, пословицы о зиме, рисуем зиму. Делаем книжки о зиме. Игротека.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

Формы контроля: выставка, презентация.

  1. Весна. 9ч.

Весенние праздники. Собираем загадки, пословицы о весне, рисуем весну. Делаем книжки о весне. Игротека.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

Формы контроля: выставка, презентация.

  1. Лето. 8ч.

Летние праздники. Собираем загадки, пословицы о лете, рисуем лето. Делаем книжки о лете. Берёзкины именины. Игротека.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

Формы контроля: выставка, презентация.

  1. Мир крестьянского дома Дом и мир. 17ч.

Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. Посещаем Шегарский музей. Рисуем дом, делаем украшения для дома. Знакомимся с народными ремёслами. Пробуем силы в изготовлении поделок из доступных материалов. Знакомимся с обрядами и обычаями.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Посещение музея, изготавливаем поделки из бумаги, природного материала.

^ Формы контроля: презентация, выставка.

  1. Жизнь человека в доме и мире.17 ч.

Термины родства. Внутренний строй семьи. Место в нём каждого. Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды. Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим и показываем спектакль – сказку.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: участие в хороводах, изготовление костюмов, участие в показе сказки.

^ Формы контроля: эскиз костюма, выступление.

  1. Многообразие культуры России. 10ч.

Чем богата Томская область. Народы Томской области. Народный костюм. Рисуем народный костюм. Делаем эскиз-панно народного костюма. Музыкальная гостиная – слушаем песни, сами поём песни, частушки. Конкурс народной песни.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изображение русского костюма, изготовление эскиза-панно костюма, презентация.

^ Формы контроля: выставка, конкурс.

  1. Семья в истории. 5ч.

Семья в истории Отечества. История фамилий. Игры, в которые играли родители. Семейные истории. «Рекорды моей семьи». Праздник «7Я».

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: участие в играх.

Формы контроля: наблюдение.

13.«Откуда Русская земля стала есть…»7ч.

Знакомимся с происхождением г. Томска, с. Мельниково, с. Трубачево. Рисуем красивые места. Сочиняем стихи.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Изготовление рисунков, сочинение стихов, экскурсия.

Формы контроля: выставка, сочинение.

14. Золотые руки народные. 10ч.

Рукоделие. Вяжем, вышиваем. Делаем аппликации. Выставка поделок. Игротека.

^ Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление вязаных изделий, вышивки, аппликаций.

Формы контроля: выставка.
Методическое обеспечение образовательного процесса

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как кружковую деятельность детей. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете работы на занятии.

^ Методика организации теоретических и практических занятий может быть предоставлена следующим образом:

На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами и жанрами народного творчества. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.

Важным условием придания обучению проблемный, творческий характер является подбор материала для изучения. Каждый этап включает задания поискового характера, игровые моменты и практические работы. Приём объяснения ребёнком собственных действий, а также приём совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы помогают расширить представление о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных навыков. Практические задания подбираются разной трудности, что позволяет всем ребятам включиться в работу и успешно её выполнить. Развитие у детей начальных навыков конструирования при работе с различными материалами способствует формированию творческих способностей детей. Много времени уделяется играм. Игра – путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей, пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры – важное средство самовоспитания. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Настоящих человеческих качеств. Они преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силу, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Педагогические требования, которых должен придерживаться педагог во время игры: ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры. Некоторые игры требуют наличие инвентаря, он должен быть безопасным, удобным для детей и безопасным. Конец игры должен быть результативным, ярким, эмоциональным, содержать анализ.

Подведение итогов по результатам освоения материала должно быть наглядным, проводится в форме выставки, концерта, выступления, презентации. В процессе просмотра происходит обсуждение оригинальности выполнения, сравнение различных способов решения поставленной задачи.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы «Затейники», предполагает наличие учебного кабинета, спортивного зала, игровой площадки.

^ Условия выполнения программы.

Для занятий по программе «Затейники» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, ручки, фломастеры, иллюстрации, краски, картон, цветная бумага, клей, аудиозаписи, тексты народных сказок, народные костюмы, пряжа и спицы для вязания, береста, нитки с иголкой, ткань, мячи.

Литература для учителя.

  1. Гукасова А.М. Внеклассная работа по труду. - М.: Просвещение 2001.

  2. Классный руководитель №5. – М.:2001

  3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России. - М.:Школьная пресса. 2001

  4. Соколова Ю. Мягкая игрушка. – СПб.:Литера, 1999

  5. Шмаков С. От игры к самовоспитанию. – М.: Новая школа. 2003

  6. Цирулик Н.А. Уроки творчества. – М.:Учебная литература.2007


Литература для учащихся.

  1. Егоркины скороговорки. – М.:Правда 1999.

  2. Калугин В.И. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин.- М.:Правда, 2000.

  3. Маршак С. «Разноцветная книга» - М.:Правда, 1998

  4. Сказки народов России. – М.: Правда.1997

  5. Цирулик Н.А. Уроки творчества. – М.:Учебная литература.2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconПрограмма «Начинаем изобретать» для детей 9-12 лет Педагог Навернюк Анжелика Юрьевна
Реализации программы рассчитана на 144 часа. Занятия будут проходить 2 раза в неделю по два часа или 1 раз в неделю по 4 часа

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconОбразовательная программа «Силуэт»» Программа рассчитана на детей...
...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconРабочая учебная программа по музыке 5 7 класс 2013 2014 уч г
Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-7классов общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 учебных часов, из расчета...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Направление:...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «мари-турекский дом детского творчества»

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconОбразовательная программа объединения «Оригами» д ля детей 7 10 лет...
Овз предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей равные с обычными...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconРабочая программа по английскому языку разработана на основе программы...
В. Михеева, Н. В. Языкова к умк о. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English viii» (М.,“Просвещение” 2009). Рабочая программа рассчитана...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconПрограмма предназначена для классов, в которых для изучения физики...
Программа предназначена для классов, в которых для изучения физики выделяется два часа в неделю в неделю. Объем программы 136 часов,...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconПрограмма дополнительного образования «Школа вожатого» возраст воспитанников:...
Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные программы, направленные на развитие различных видов детской деятельности...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconДополнительная общеразвивающая программа
Программа «Школа раннего развития» по содержанию соответствует социально-педагогической направленности. Срок реализации программы...

Программа дополнительного образования «Затейники» Для обучающихся 10 12 лет Срок реализации программы 2 года. (2 часа в неделю) iconРабочая программа по английскому языку для 3 б класса Составила: Полак К. Ф
Данная рабочая программа по английскому языку предназначена для работы с обучающимися 3-го а класса в общеобразовательной школе....



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск