Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов






НазваниеВладимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов
страница1/92
Дата публикации23.09.2014
Размер4.47 Mb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   92

Владимир Яковлевич Петрухин

Загробный мир. Мифы разных народов





Владимир Яковлевич Петрухин

Загробный мир: Мифы разных народов



Мифы о загробном мире и становление культуры



Смерть и представления о посмертном существовании – один из вечных вопросов, волнующих человечество. В современном обществе удерживаются древние погребальные ритуалы, хотя никто толком не помнит, почему надо хоронить умершего головой на запад, почему нужно устраивать поминки на девятый и сороковой дни. Собственно «мифов» – рассказов о жизни за гробом, как правило, уже не знают, но родственники считают необходимым следовать обычаю, почитая память умершего. Повсюду, от Европы до Китая, умершего положено выносить в гробу ногами вперед, и мало кто осознает при этом магический смысл обряда: смерть не должна найти дорогу в дом, из которого выносят покойника. Похоронный оркестр ныне выражает коллективную скорбь по умершему, а не создает шум на похоронах, чтобы отгонять злых духов, как было в древние времена.

Исходя из наших знаний о формировании культурных традиций, можно полагать, что похоронный ритуал – древнейший в истории культуры. Древнейшие погребения археологи датируют временем, отстоящим от нашего на сто тысяч лет. Это был древний каменный век, эпоха мустье, когда еще не было «человека разумного» – человека современного вида (во всяком случае, пока не открыты его останки) и на земле обитали неандертальцы, которые не были нашими прямыми предками. Неандертальцы и предшествовавшие им ископаемые люди (архантропы) умели использовать огонь и укрываться от непогоды в примитивных убежищах (гротах и др.), заменявших им жилища, могли делать грубые орудия из камня, но они не обладали членораздельной речью, не создавали произведений искусства, то есть не обладали умениями, отличавшими человека современного вида уже в последующие эпохи древнего каменного века. Тем не менее что то заставляло их заботиться о членах своих коллективов, которых оставила жизнь и которые уже не могли быть полезны для совместной борьбы за выживание.

Для умерших вырывали неглубокие могилы, которые засыпались землей и камнями, что позволило некоторым исследователям полагать, что первобытными людьми руководило, скорее, инстинктивное чувство санитарии, желание захоронить разлагающиеся останки. Но отечественный археолог А. П. Окладников в могиле мальчика, погребенного в гроте Тешик таш (Узбекистан), обнаружил козлиные рога. В пещере Шанидар (Ирак) один из погребенных скелетов, судя по находкам цветочной пыльцы, был осыпан цветами, другой оказался принадлежавшим калеке: неандерталец лишился руки – значит, сотоварищи заботились о нем, сам же он выжить и прокормиться после ранения не мог (судя по костным останкам, он дожил до сорока лет, а это был солидный возраст для древнего каменного века). Археологи спорят, насколько осознанными могли быть действия по размещению погребальных даров, напоминающие современное возложение цветов и др.

В пещере Мустье (Франция) неандертальский юноша был помещен в могилу в позе спящего. Сон и смерть всегда сближались в мифах народов мира, например, в греческой мифологии Гипнос (сон) и Танатос (смерть) – братья близнецы, сыновья Ночи; считалось, что во время сна жизнь (или воплощающая жизнь душа) покидает тело. Более того, тщательные исследования костных останков в Шанидаре и других захоронениях неандертальцев показали, что трупы первоначально расчленяли при помощи кремневых орудий. Сначала думали, что первобытные пещерные люди, троглодиты, были каннибалами (ритуалы поедания умерших известны у разных народов), но кости не были раздроблены – из них не извлекался мозг для поедания. Это значит, что перед нами именно ритуалы, а не инстинктивные действия – неандертальцы реагировали на труп как на источник опасности для коллектива и расчленяли его.

Любому живому существу доступен страх смерти, но у неандертальцев навыки коллективного выживания, очевидно, привели к осознанию значимости тех потерь, которые приносила смерть, и к стремлению преодолеть ее воздействие при помощи первых символических акций – погребальных ритуалов. Неандертальские погребения оказываются первыми памятниками культуры, хотя и несравнимыми с теми некрополями и мавзолеями, которые ныне являются центрами паломничества или туризма. Но и эти памятники фиксировали при посредстве ритуала то место, которое занимал в коллективе умерший или погибший. Так возникала историческая память, необходимая состявляющая культуры.

Чувство неизбежности смерти было доступно самым архаическим обществам, изучавшимся современными этнологами. Это чувство мифологизировалось, ибо мифология была главным инструментом познания и описания мира в первобытности. Элементарным восприятием смерти было представление о ее противоестественности: смерть проникла в живой мир случайно, в силу ошибки, или нарушения божественного запрета (как свидетельствует Библия; о сходных мифах речь пойдет отдельно), или из за козней враждебных людей и сил, злых духов, колдунов, иноплеменников. Убеждение в действенности колдовства было настолько сильным, что человек, который узнавал, что стал объектом порчи или случайно нарушил запрет, мог действительно умереть [1] . Многочисленные обряды и мифы, о которых пойдет речь, были направлены на преодоление этих страхов.

Предметом интереса автора книги являются, в частности, разнообразные традиции, призванные удерживать историческую память, – от древнерусских курганов и погребений степняков до заброшенных еврейских некрополей, которые становятся памятниками археологии, ибо их некому посещать: создававшие и столетиями оберегавшие их люди не пережили Второй мировой войны. Современная культура нашла много новых способов хранения и передачи исторической памяти, но не отказалась и от древнейшей своей традиции – заповеданной нам тысячелетиями «любви к отеческим гробам».

Автор выражает искреннюю благодарность людям, с которыми его связывали не только ученые интересы, но и дружба: профессора МГУ Даниила Антоновича Авдусина (1918–1994), под руководством которого исследовался самый обширный в средневековой Европе древнерусский некрополь в Гнёздове; крупнейшего знатока архаических традиций народов мира профессора Сергея Александровича Токарева (1899–1985); главного редактора энциклопедии «Мифы народов мира», культуролога и знатока скифской культуры Дмитрия Сергеевича Раевского (1941–2004). Славянский материал для книги по преимуществу почерпнут из фундаментального этнолингвистического словаря «Славянские древности», издание которого было инициировано академиком Никитой Ильичом Толстым (1923–1996). Отдельную благодарность автор выражает И. И. Соколовой, принимавшей участие в подборе оригинальных текстов и составившей указатель к этой книге.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   92

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconСамостоятельная работа 36 час. Форма контроля опрос, зачет Цель,...
Цель, задачи и предмет дисциплины «Мифы и легенды народов мира». Помочь студентам обогатить свое воображение, память, речь и, главное,...

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconСписок литературы для летнего чтения к 5 классу
Мифы разных народов о сотворении мира. Божества славянской мифологии. Например: «Мифологический словарь» п р. Е. М. Мелетинского;...

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов icon"Музыкальная культура стран Востока. Япония "
Цель урока: Продолжать знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов, пробуждать и развивать интерес к этой музыке. На...

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconМифы кельтских народов
Книга знакомит читателя с мифологией одного из самых загадочных народов древней Европы — кельтов

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconМифы Древней Греции. Мифы Древней Индии. Мифы древних славян. Скандинавские мифы
Баратынский Е. А., Майков А. Н., Никитин И. С., Полонский Я. П., Толстой А. К., Тютчев Ф. И., Фет А. А

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconСамуил Яковлевич Маршак (1887 — 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н с.) в
У. Шекспира, сказок разных народов и др. Философические миниатюры ("Избранная лирика", 1962; Ленинская премия, 1963), лирические...

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconТема Содержание программы
Общее прошлое народов России. История объединения в составе российского государства народов Севера, Поволжья, Забайкалья, Сибири....

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconМгпу учебно-методичекий комплекс дисциплины
Автор программы: Побойкин Владимир Яковлевич, старший преподаватель кафедры м и мом мгпу

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconВладимир Яковлевич Родился 6 октября 1965 года в Ленинграде. Гражданство : Россия
Адрес: 191187, Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, 3, Европейский Университет в Санкт-Петербурге

Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир. Мифы разных народов Владимир Яковлевич Петрухин Загробный мир: Мифы разных народов iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский Интернет-конкурс
Слушатели узнают об истории возникновения гитары, об эволюции ее конструкции, строя, приемов игры, развитии гитарного искусства;...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск