Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.






НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
страница1/6
Дата публикации07.10.2014
Размер0.62 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (СКРИПКА)»

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиля «Оркестровые струнные инструменты»

(бакалавриат)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

^ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И

^ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор института МТиХ

______________________/Демина Л.В./

______________________2011 г.

«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (СКРИПКА)»

Учебно-методический комплекс

для студентов института музыки, театра и хореографии

по направлению 070100.62 «Музыкальное искусство»

профиля «Оркестровые струнные инструменты»

(бакалавриат)
^ «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы____________________/Шаламова Т.А./

«____»______________2011 г.
Рецензент____________________________/ Рева В.В./

«_____»___________2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры Оркестровых струнных инструментов,

протокол № 8 от « 24 » 02 2011 г.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
^ «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем__48_стр.

Зав. кафедрой_____________________/Рева В.В./

«_____»_____________2011 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института музыки, театра и хореографии

протокол №_____«_____»___________2011 г.
Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК______________________/Петрова В.В./

«_____»___________2011 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Директор научной библиотеки____________/ Соколова Н.П./

«_____»____________2011_г.

РЕЦЕНЗИЯ

на учебно-методический комплекс

«Специальный инструмент» (скрипка)

для специальности 070100.62 Музыкальное искусство

специализации «Оркестровые струнные инструменты» (бакалавриат)

(автор – Шаламова Т.А., преподаватель кафедры оркестровых струнных инструментов ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Дисциплина «Специальный инструмент» является основной в цикле специальных дисциплин по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство», специализации «Оркестровые струнные инструменты». Учебно-методический комплекс включает в себя: «Пояснительную записку», «Методические рекомендации», «Учебно-тематический план», «Содержание учебной дисциплины», «Формы контроля», «Требования к уровню подготовки выпускников», примерный репертуарный список и список методической литературы.

Определены цели и задачи курса, направленные на развитие навыков игры на инструменте в объеме, необходимом для продолжения обучения в магистратуре, и дальнейшей практической деятельности выпускников в качестве артистов оркестра и преподавателей.

В репертуарный список включены художественный и учебно-инструктивный материал различной степени трудности. Приведены примеры экзаменационных программ. Автор подробно излагает программные требования по каждому семестру, отражает все формы отчетности, соответствующие Государственным стандартам.

Считаю необходимым рекомендовать учебно-методический комплекс «Специальный инструмент» (скрипка) для использования в учебном процессе.

Рецензент:

кандидат искусствоведения,

профессор УГК им. Мусоргского, Рева В.В.

заведующий кафедрой оркестровых

струнных инструментов ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ»
Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………..5

Требования к уровню подготовки выпускника……………………………………………5

Цель и задачи дисциплины…………………………………………………………………7

Методические рекомендации ………………………………………………………………8

Основные требования к владению материалом………………………………………….10

Учебно-тематический план………………………………………………………………..12

Формы контроля….………………………………………………………………………..14

Самостоятельная работа студентов……………………………………………………….17

Содержание дисциплины…………………………………………………………………..18

Примерные программы государственного экзамена…………………………………….22

Примерный репертуарный список………………………………………………………..23

Нотная литература……………………….…………………………………………………33

Библиографический список………………………………………………………………..38

Обучающие материалы…………………………………………………………………….41

Материальное обеспечение дисциплины…………………………………………………47


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление 070100.62 Музыкальное искусство специализации Оркестровые струнные инструменты утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.01.2002г., № 181 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования – Классификатора специальностей высшего профессионального образования».

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 070100.62 Музыкальное искусство специализации Оркестровые струнные инструменты при очной форме обучения 4 года на базе среднего профессионального музыкального образования.

Квалификации выпускника: бакалавр музыкального искусства.

Квалификационная характеристика выпускника:

Деятельность бакалавра музыкального искусства направлена на сохранение, развитие и распространение музыкально-художественных ценностей. Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются различные направления в сфере музыкальной культуры: исполнительское искусство, музыкальная наука и образование, музыкально-эстетическое воспитание и другие виды творческой, исполнительской деятельности в образовательных, профессиональных и культурно-просветительных учреждениях. Бакалавр может работать в профессиональных концертных организациях в качестве солиста, концертмейстера, артиста ансамбля, оркестра; в музыкальных учебных заведениях в качестве преподавателя.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников по специальности 070100.62 «Музыкальное искусство».
^ Требования к уровню подготовки выпускника по направлению Музыкальное искусство специализации Оркестровые струнные инструменты:

Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;

  • владеет широким кругозором;

  • проявляет ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;

  • готов к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеет профессиональной лексикой;

  • обладает устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремится к творческой самореализации


^ По специальным дисциплинам выпускник должен знать:

  • сольный и ансамблевый репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей;

  • теоретические основы и историю исполнительства на данном инструменте;

  • специальную литературу по профессии;

  • педагогический репертуар, уметь планировать развитие профессиональных навыков у учащихся;

  • профессиональную терминологию;

  • основы организации репетиционной работы в качестве концертмейстера;

  • современную методологию преподавания в учреждениях музыкального образования;

  • музыкальную литературу для избранного инструмента


Выпускник должен уметь:


  • читать с листа, транспонировать;

  • адаптироваться к условиям работы в конкретной концертной организации, современной студии звукозаписи;

  • профессионально и психофизиологически владеть собой во время публичных выступлений с сольными и ансамблевыми программами;

  • организовать обучение учащихся игре на инструменте с учетом их возраста и уровня подготовки


Дисциплина «Специальный инструмент» (скрипка) направления 070100.62 Музыкальное искусство специализации Оркестровые струнные инструменты является основополагающей в цикле специальных дисциплин.

Занятия в специальном классе «скрипка» позволяют углубить профессиональную направленность в обучении исполнителей.

В классе специального инструмента студент изучает и готовит к концертному исполнению произведения разных стилей, жанров, включая сочинения композиторов-классиков, романтиков, современных авторов. В классе специального инструмента развивается и совершенствуется весь комплекс профессиональных навыков молодого музыканта, происходит формирование его творческой личности, художественных, исполнительских и педагогических принципов, самостоятельности мышления

Под руководством педагога по специальности происходит формирование творческой личности музыканта на основе всех знаний и умений, полученных им при изучении всего комплекса музыкальных дисциплин: методики обучения игре на скрипке, педагогической практики, истории исполнительства, оркестрового класса и класса ансамбля, а также педагогики и психологии.

^ Цель данной дисциплины – подготовить высококвалифицированного специалиста, владеющего всем арсеналом художественных и технических средств современного исполнительства, необходимым для самостоятельной профессиональной деятельности в качестве артиста оркестра, артиста ансамбля, преподавателя.

^ Задачи дисциплины:

–– продолжение профессионального обучения студента игре на инструменте;

–– воспитание свободной и естественной постановки (организация целесообразных игровых движений, обусловленных художественно-техническими задачами);

–– углубление работы по овладению различными техническими приемами, необходимыми для развития беглости, четкости, ровности исполнения: изучение переходов и смена позиций, работа над гаммами, арпеджио, двойными нотами, флажолетами и пиццикато;

–– воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыков правильного распределения смычка, освоение штриховой техники;

–– развитие точной интонации и качества звукоизвлечения — важнейшим средствам музыкальной выразительности;

–– овладение навыками использования грамотной, осмысленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения;

–– формирование у студентов широкого музыкального кругозора в процессе ознакомления с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки, произведениями современных композиторов; развитие эстетических потребностей и вкусов;

–– развитие навыков самостоятельной работы над художественным произведением и учебно-вспомогательным материалом;

–– изучение произведений, разнообразных по содержанию, форме, стилю и фактуре, способствующих всестороннему формированию музыкально-исполнительских навыков;

–– стремиться развить творческую активность и чувство ответственности, сознательной дисциплины и воли к преодолению трудностей, умение обобщать приобретаемые знания, навыки и применять их на практике.
Одна из основных задач специальных классов – формирование музыкально - исполнительского аппарата учащегося. Так, например, специфика обучения на струнных инструментах, связана с целым комплексом проблем:

  • это достижение физической свободы игрового аппарата учащегося и отсутствия мышечных «зажатий» в постановке;

  • воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания, навыков правильного распределения смычка и струн на смычковых инструментах, максимально полное освоение штриховой техники;

  • работа над важнейшими средствами музыкально – художественного исполнения: точностью прочтения музыкального текста, чистотой и выразительностью интонации, ритмической точностью, разнообразием вибрации, правильным подбором аппликатуры, соблюдением динамики, фразировки, построением формы художественного произведения.

Педагог по специальности – основной руководитель студента – должен заботиться о всестороннем развитии обучаемого. Предметом постоянного внимания педагога специального класса следует сделать глубинные предпосылки овладения мастерством инструменталиста – широко понимаемое развитие студента. Это предполагает не только общекультурный, художественно-эстетический музыкальный кругозор, но и становление этических, духовно – нравственных качеств воспитанника.
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальные занятия в классе по специальности, обычно включающие в себя проверку выполненного задания, совместную работу педагога и студента над музыкальным произведением, рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы учащегося. Занятия могут иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед студентом, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, сложившимся в процессе занятий отношений студента и педагога. Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте необходимых фрагментов музыкального текста.

Занятия в специальном классе проводятся на основе индивидуального учебного плана студента, составленного педагогом в соответствии с программой и учетом курсовых требований. Подбирая репертуар, педагог должен учитывать возможности студента, степень его одаренности, музыкального развития и профессиональной подготовки. В соответствии с этим в индивидуальных планах необходимо соблюдать определенную последовательность в выборе репертуара с постепенным возрастанием трудностей, как в техническом, так и в художественном отношении. При этом следует избегать как чрезмерного завышения требований, выполнение которых непосильно для студента на данной стадии развития, так и необоснованного занижения, не способствующего профессиональному росту студента.

В репертуар следует включать сочинения, различные по стилю, жанру и форме. Помимо произведений, изучаемых детально, необходимо проходить часть репертуара в порядке ознакомления. При составлении репертуарного плана следует предусмотреть использование ряда произведений в исполнительской практике студентов.

Предлагаемые репертуарные списки, экзаменационные программы, а также требования по технике являются примерными, т.е. ориентирующими педагога, но ни в коей мере не сковывающими его творческую инициативу. В связи с этим в репертуарные списки, рекомендуемые для каждого курса, включен художественный и учебно-технический материал различной степени трудности.

Учебный репертуар должен охватывать более широкий круг музыкальных стилей, жанров и форм, включить концерты. Сонаты (сольные, и с фортепиано), другие произведения крупной формы, миниатюры, виртуозные пьесы и т.д.

Необходимо, чтобы студент за время обучения в ВУЗе усвоил принципы и приемы исполнения произведений разных стилей:

  1. Музыка мастеров XVII – первой половины XVIII вв.;

  2. Западноевропейская музыка второй половины XVIII – начала XIX вв.;

  3. Музыка западноевропейских романтиков XIX века;

  4. Русская музыка XIX – начала XX вв.;

  5. Зарубежная музыка XX века;

  6. Русская музыка XX века;

  7. Современная музыка XXI века.


Учитывая специфику исполнительства на струнных инструментах, необходимость формирования разносторонних технических навыков, следует обратить особое внимание на овладение полифоническим стилем, а также стилем виртуозной-романтической музыки XIX– начала XX века.

На старших курсах большое внимание должно быть уделено освоению художественных и технических особенностей современной музыки. В этот период рекомендуется особенно активно включать в репертуар произведения русских и зарубежных композиторов XX и XXI века.

Важным разделом индивидуального плана, особенно в первые годы, является работа над этюдами, гаммами и другими учебно-вспомогательным материалом. При их выборе следует учитывать не только целенаправленность, но и их художественную значимость материала. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от содержания и характера учебных задач, для решения которых используется тот или иной этюд. Здесь может быть и доведение исполнения этюда до возможной степени законченности и использование его в плане ознакомления или чтения нот с листа. Требования, предъявляемые к качеству звука, точности интонирования, устойчивости ритма, не снижаются при работе над техническим материалом.

Стремясь к наиболее совершенному исполнению, постоянно развивая виртуозную технику, разъясняя пути и методы овладения приемами игры на инструменте, нужно воспитывать правильное понимание музыкально-исполнительской техники, являющейся лишь средством воплощения художественно-исполнительского замысла. Воспитание художественной и технической сторон музыкально-исполнительского мастерства следует осуществлять в их неразрывном единстве.

В целях более тесного контакта со студентами специального класса, а также для формирования класса в коллектив следует организовывать классные занятия так, чтобы на них присутствовало максимальное число студентов.

Для более всестороннего развития студента педагогу по специальному классу необходимо следить за тем, чтобы программы по квартетному классу и камерному ансамблю были согласованы с программами по специальности.

^ Основные требования к владению материалом
Требования по специальности должны рассматриваться в развитии и постоянном совершенствовании, в зависимости от конкретных задач и призваны создавать прочный фундамент для будущей исполнительской и педагогической деятельности выпускника вуза. К основным принципам, положенным в основу обязательных требований, относятся:


  • в период обучения студент должен изучить большое количество музыкальных произведений, различных по времени создания, стилю, жанру и форме;

  • овладевая средствами музыкальной выразительности, технической оснащенностью, культурой звукоизвлечения, студент должен добиваться яркого, выразительного исполнения;

  • научиться самостоятельно работать над музыкальным произведением, овладеть приемами работы над различными исполнительскими трудностями на основе глубокого, тщательного изучения авторского текста, понимания характера музыки, ее образности, стремиться к созданию интерпретаций, адекватным композиторским замыслам;

  • накапливать исполнительский опыт, развивая навыки сценического самоконтроля и добиваясь стабильности исполнения;

  • совершенствовать навык первоначального прочтения и охвата произведения в целом;

  • уметь анализировать музыкальное произведение, используя знания, полученные на уроках специальности и музыкально – теоретических дисциплин

  • знать музыкальную литературу для избранного инструмента;

  • проявлять профессиональный интерес к научно – исследовательской литературе по истории и теории исполнительства;

  • уметь проводить сравнительный анализ записей исполнения произведения музыкантами.



В процессе обучения необходимо использовать технические средства обучения: аудиотехнику и видеотехнику для прослушивания и просмотра записей исполнения произведений знаменитых музыкантов. А также пользоваться диктофоном для записи урока, чтобы со стороны услышать все недостатки своего исполнения, анализировать их и исправлять по замечаниям преподавателя.

Знания и практические навыки специального класса находятся в неразрывной связи с другими дисциплинами (оркестровый класс, квартетный класс, камерный ансамбль).
При составлении программы были использованы следующие материалы:

- Специальный инструмент: Скрипка [Программа для оркестровых факультетов муз. вузов]

/ Сос. Курдюмов, М. – Москва, 1973;

- Специальный инструмент: оркестровые духовые инструменты, [уч. программа] / Сост. Ивонин, Ю. - Пермь, 2001.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Курс

семестр


Наименование тем


Вид отчетности

Всего

трудоёмк.

Количество часов

Самостоятельная работа


I курс

1 семестр


– 2-3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 3 - 4 этюда на различные виды техники

– Старинная соната

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен


206

72

134


I курс

2 семестр


– 2-3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4- 5 этюдов на различные виды техники

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен

194

68

126


II курс

3 семестр



– 2 - 3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– полифоническое произведение

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен

151

54

97


II курс

4 семестр


– 2 - 3 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– полифоническое произведение

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен

143

51

92


III курс

5

семестр


– 3 - 4 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– Часть из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен

206

72

134


III курс

6 семестр


– 3 - 4 мажорных и минорных гаммы, арпеджио, штрихи, двойные ноты.

– 4 - 5 этюдов на различные виды техники

– Часть из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы

– Две пьесы различного характера


Технический зачет

Академический концерт

Экзамен

194

68

126


IV курс

7 семестр


– Прослушивание части программы

Итогового государственного экзамена


Академический концерт

Экзамен

151

54

97


IV курс

8 семестр


Прослушивание программы итогового государственного экзамена

^ Программа итогового государственного экзамена:

– Одна-две части из Сюит И.С.Баха

– Произведение крупной формы (I часть или II-III части концерта)

– Виртуозная пьеса

– Пьеса кантиленного характера


Зачет

Государственный экзамен

142

51

91




Итого:




1387

490

897



^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формой отчетности являются выступления студентов на кафедральных академических прослушиваниях, зачетах, семестровых, переводных и государственных экзаменах.

Зачеты и экзамены проводятся по курсам. Технические зачеты должны проводиться два раза в год на I – III курсах.
^ Требования к проведению технических зачетов

Важным разделом в индивидуальном плане студента является работа над этюдами, гаммами, упражнениями, что позволяет:

- закрепить принципы рациональной исполнительской техники;

- понять психофизические основы звукоизвлечения и основные принципы мышечного напряжения;

- усовершенствовать идеомоторную подготовку игровых движений и способы ее осуществления;

- достичь необходимого единства технического и художественного развития студента;

- добиться преодоления снижения и устранения мышечной напряженности.

Работа над гаммами и арпеджио как элементом музыкального произведения являются важным тренировочным материалом для развития мелкой и крупной техники. А работа над звуком – одна из главнейших задач в работе над инструктивным материалом.

Совершенствование техники скрипача происходит на основе достижений современной методики обучения игре на скрипке. Подбор инструктивного материала предполагает не только его целенаправленность, но и художественную значимость. Инструктивный материал используется для исправления неправильных игровых навыков и постановки, для ликвидации пробелов периода обучения в среднем специальном учебном заведении, для изучения лучших технических конструктивных систем и лучших методов освоения приемов игры на скрипке, а также для организации ежедневных тренировок с целью постоянного всестороннего повышения исполнительского мастерства.
^

Требования по гаммам


I курс

2-3 мажорных и минорных гамм;

Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд);

Гаммы двойными нотами (терциями, секстами, октавами).

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент»...
Требования к уровню освоения дисциплины по каждой форме контроля

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деловое общение» разработан...
Зарайченко В. Е деловое общение: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы таможенного дела»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы таможенного дела» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс гражданское процессуальное право (гражданский процесс) составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по применению таможенных платежей» составлен в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Специальный инструмент» (скрипка) для специальности «Оркестровые струнные инструменты» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «экономическая теория»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск