Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»






Скачать 292.88 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
страница1/4
Дата публикации12.10.2014
Размер292.88 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
e:\новая папка\изображение 007.jpg
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Основная общеобразовательная программа БОУ «Нюксенская НОШ».

  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год

  • Положение о рабочей программе БОУ «Нюксенская НОШ». Приказ № 20/1 – ОД от 25.05.2013г.

  • Программа для начальной школы»Истоки» (1-4-й классы)

И.А.Кузьмина, А.В.Камкина

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В МОУ «Нюксенская НОШ» во 2 классе на изучение истоков отводится 34ч, в 3 классе – 34ч, в 4 классе – 34ч.

^ Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Программы « Истоки»( 1-4 классы) автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

^ ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОКИ»

Программа предусматривает 4 раздела обучения:

1. Мир. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

«ИСТОКИ» Схема 1

^ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

2 4 классы
2 класс

РОДНОЙ ОЧАГ. РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ.

ТРУД ЗЕМНОЙ. ТРУД ДУШИ




^ РОДНОЙ ОЧАГ

РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ







* Имя

* Нива и поле







* Семья

* Лес







* Род

* Река







* Дом

* Море-океан







* Деревня

* Путь-дорога







* Город






















^ ТРУД ЗЕМНОЙ

ТРУД ДУШИ







* Сев и жатва

* Слово







* Братья меньшие

* Сказка







* Ткачихи-рукодельницы

* Песня







* Мастера-плотники

* Праздник







* Кузнецы-умельцы

* Книга







* Ярмарка

* Икона










* Храм





3 класс Схема 1

^ ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ. СОФИЯ



ВЕРА

НАДЕЖДА

ЛЮБОВЬ

СОФИЯ

* Вера

* Надежда

* Любовь

* Ум да разум

* Верность

* Согласие

* Милосердие

* Истина

* Правда

* Терпение

* Доброта

* Знания и мудрость

* Честь

* Послушание

* Раскаяние

* Вера, Надежда










и Любовь










родные сестры


4 класс

Традиции отечества


ТРАДИЦИИ

ОБРАЗА

ТРАДИЦИИ

СЛОВА

ТРАДИЦИИ

ДЕЛА

^ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

* Первые образы

* Священные слова

* Труд

* Гулять всем

* Священные образы

* Сердечные слова

* Служение

миром

* Светлые образы

* Честные слова

* Творчество

* Радоваться всей







* Традиции

семьей







праведного дела

* Помнить всем










Отечеством










* Молиться всей










Церковью










* Потрудиться










душой


^ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА
Год Наименование учебных Кол-во

обучения курсов часов

2 Родной очаг. Родные просторы.

Труд земной. Труд души. 34

3 Вера. Надежда. Любовь. София. 34

4 Традиции Образа. Традиции дела.

Традиции слова. Традиции праздника 34

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Курс предназначен для преподавания в 1 – 4-м классах начальной школы.

Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «ИСТОКИ» в рамках начальной школы.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий и ценностей в начальной школе (1 – 4 классы).

Главные ценности жизни Слово, Образ, Книга, развивают жизненное пространство в контексте программы «Исткоки» (начальная школа) следующим образом (см. схему 2):

Схема 2
Развитие жизненного пространства ИСТОКОВ

в начальной школе

«Истоки» - 1



«Истоки» - 2



«Истоки» - 4

Слово

Мир

Социокультурная среда развития

Родной очаг.

Родные просторы.

Труд земной.

Труд души.

Традиции

Слова,

Образа,

дела,

праздника

Образ



«Истоки» - 3


Духовно-нравственные ценности
Вера. Надежда.

Любовь. София


Книга

Главные ценности жизни


В целом, ценностно-категориальный ряд ИСТОКОВ в начальной школе может быть представлен следующим образом:

^ ИСТОКИ – 1. Системообразующие категории – ценности Слово – Образ – Книга дают представление о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). Категории-ценности представлены в темах «Мир», «Слово», «Образ», «Книга»

^ ИСТОКИ – 2. Категории-ценности, развивающие представление о социокультурной среде развития, основных видах деятельности и творении души. Категории-ценности представлены в темах «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной» и «Труд души».

^ ИСТОКИ – 3. Категории-ценности, развивающие внутренний мир человека. Категории-ценности представлены в темах «Вера», «Надежда», «Любовь», «София».

^ ИСТОКИ – 4. Категории-ценности, развивающие традиции Слова, Образа, дела и Праздника.

Все темы начальной школы, во взаимодействии с системообразующими категориями Слово, Образ и Книга соединяет главная ценность Жизнь, отвечающая за развитие социокультурного опыта, взаимодействие Школы и Семьи при реализации программы активного воспитания.

Особое внимание в системе духовно-нравственных категорий ИСТОКОВ уделяется категории-ценности Книга.

В контексте ИСТОКОВ Книга воспринимается как живое существо.

Согласно программе активного воспитания (1 – 4 классы) дети создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлен их опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Таким образом, в системе ИСТОКОВ категория-ценность Книга переводит знания в практическую плоскость, значительно расширяя жизненное пространство ребенка, его семьи и общества в целом.

^ Содержание курсов
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования»
...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по музыке рабочая программа по учебному курсу «Музыка»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по музыке рабочая программа по учебному курсу «Музыка»
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 3 «А» класса разработана на основе

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе 2 класс
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5-9...
...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса
Рабочая программа – нормативно управленческий документ мбоу шамординской оош характеризующий систему организации образовательной...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 5 класс...
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ моин РФ от 18. 07. 2003 №2783)

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к рабочей программе для 5 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы, авторской программы Гуревича А. Е. 2004 года издания и учебнику...

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки» iconПояснительная записка к программе «Экология леса»
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск