Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса)






Скачать 468.7 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса)
страница1/4
Дата публикации08.11.2014
Размер468.7 Kb.
ТипРабочая учебная программа
top-bal.ru > Культура > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4
МКОУ «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор школы

______________________

«_____»_________2013год


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

______________________

«_____»_________2013год


Рассмотрено на заседании ПТК

Протокол № _________

«_____»_________2013год




Рабочая учебная программа

по культуре народов Севера

(наименование учебного предмета (курса)

основного общего образования

(уровень, ступень образования)

5 лет

(срок реализации программы)

^ Составлена на основе авторской программы:

Составитель Плеханова Клавдия Семёновна

(наименование программы, автор программы)

Плеханова Клавдия Семёновна

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:

______________2010__________________

(год разработки)

^ Пояснительная записка
Программа курса «Культура народов Севера» предназначена для учащихся 5-7 классов общеобразовательной средней школы.

В современном мире наряду с расширяющимся процессом глобализации и, как следствие, размывания национальной идентичности происходит процесс, характеризующийся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность многовековой национальной культуры.

Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Предлагаемая программа позволяет сформировать у учащихся представления о единстве и многообразии современного мира, усиливает этнокультурный компонент образования.

Духовная культура – это форма и результаты преобразовательной деятельности человека и общества, связанные с процессом духовного творчества: музыкой, живописью, культурой, наукой, религией и другими видами деятельности.

Устойчивости и равновесию общества способствуют традиции и обычаи. Обычай не существует отдельно от традиции, он является ее разновидностью, показателем, способом существования самой традиции. А вот обряд или ритуал - это определенный порядок действий, которым совершается и закрепляется обычай. У ханты и манси сохранились обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью и так далее.

Традиции – это русла различных течений общественной жизни. Но их глубина бывает самой разной, что зависит от отношения к ним в обществе. Особенностью традиционного общества является преобладание религиозной ориентации в господствующем мировоззрении.

В наследство от первобытной культуры достались нам и мифы. Они есть у всех народов и их влияние на мышление человека сохраняется и по сей день. Мифология - это начальный этап человеческого мышления. В ХХ веке возникло особое отношение к мифологии. Оно состоит в том, что мифология понимается уже не просто далекое прошлое человеческой культуры, как ее пройденный этап. Исследователи мифов рассматривают их как сохраняющееся начало духовной культуры на всем протяжении ее развития, проводят параллели между мифологическим и научным мышлением.

Основное отличие мировоззрения обских угров заключается в неразрывной связи человека со всем окружающим миром: животными, растениями, водой, землей, сторонами горизонта, небесными светилами, космосом.

Учащиеся 7 класса уже знакомы с хозяйственной деятельностью и материальной культурой ханты и манси, но мало знают об этнографических исследованиях Западной Сибири, о самих исследователях. Какими увидели хантов и манси европейцы, что их поразило в жизни коренного населения? Как менялся образ жизни обских угров ? Каково духовное наследие народа? На все эти вопросы должны найти ответ ребята на уроках по КНС в 7 классе .
Но создать у учащихся целостную картину мира сегодня невозможно без интеграции предметов – то есть объединения их в единое целое.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систе­матизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, историче­ской, философской). А тип куль­туры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необхо­дима в современной школе.

В данной программе содержится курс интегрированных уроков КНС с географией и мансийским языком.

Методические приемы, используемые на интегрированных уроках могут быть следующими:

Сравнение: «Вот вы недавно строили на уроке коллеги А. схему… Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня».

Напоминание, обычно проводится через заимствованный материал, например, рисуя на уроке какое-то животное, спрашивают у детей, что помнят о нем учащиеся.

^ Ожидание узнавания, или мнимая ошибка – на уроке вводится элемент материала, известный по другому материалу (эффективен в 5-6 классах), делается пауза, ожидая продолжения от учащихся, или поступаем нарочно, ошибочно, предполагая эту ошибку устранить.

^ Цель программы: - формирование у школьников межэтнического взаимопонимания, уважения к другим культурам и цивилизованным ценностям;

- развитие гуманного отношения к людям, различным мирам, обществу, к окружающей среде, через знакомство с культурой народов уральской языковой семьи.

^ Задачи преподавания курса:

  • знакомство с историей происхождения уральских народов, с традиционной материальной и духовной культурой обских угров, с хозяйственными занятиями и традиционным образом жизни ханты и манси;

  • знакомство с уникальной экологической культурой угорских народов.

- установить взаимосвязи между культурой обско – угорских и других народов страны;

  • осознать своеобразие и богатство мансийской культуры посредством ее изучения в контексте мировой культуры;

  • повысить интерес к инонациональным культурам и литературам;

  • научить школьников уважать другие народы и их культуру, воспитывать релятивное сознание;

  • работать над формированием творческой личности ребенка, раскрепощением его сознания.

  • Планируемые результаты обучения.

  • 1 Иметь представление о материальной и духовной культуре, о её роли в развитии нации : несмотря на то, что коренные народы подвержены быстрой ассимиляции другими народами, что исчезает язык, но наследственные черты могут проявиться в любом поколении, в любом человеке. Не зная истоков родства, духовного наследия, человеку труднее вписаться в современную жизнь. Духовная культура неразрывно связана с религией, с язычеством. Знание и почитание духов, святых мест – неотъемлемая черта жизни обских угров. Соблюдение традиционных обрядов придаёт уверенности за жизнь близких людей, надежду на лучшее. Религиозные и мифологические представления о природе, об обществе, об окружающем мире воспитывают в человеке моральные качества.

Материальная культура сформировалась в исторических условиях проживания коренных народов и как нельзя соответствует образу жизни народа, продолжающему в наше время вести традиционный образ жизни. Её развитие способствует сохранению языка и культуры в целом.

2 Знать: исследователей и носителей культуры как из числа коренных .народов, так и из представителей других народов, внёсших значительный вклад в сохранение культуры, её истоков.

3 Познакомиться: с фольклорным наследием манси и ханты; с драматическим искусством, представленным в медвежьем празднике; с народными приметами, как кладезем народной мудрости.

4 Сравнивать: духовное наследие народа в прошлом и в настоящем; выявить, что сохранено, что утрачено, каковы перспективы развития культуры. Сопоставлять и сравнивать с культурой других народов


^ Требования к знаниям и умениям:

Объяснять понятия: культура, мировоззрение, традиционная культура, духовная культура, материальная культура, этнос, коренные народы и коренные жители, название и самоназвание народов, миф, легенда.

Знать: классификацию финно – угорских и самодийских народов, традиционные хозяйственные занятия манси и ханты, особенности материальной культуры

В предлагаемой программе учебный материал распределён следующим образом:

5 класс - Финно-угорский мир.

6 класс - Материальная культура и хозяйственная деятельность манси и ханты.

7 класс- Духовная культура ханты и манси.
Указанные в примерной программе элементы содержания могут быть представлены в иной логике и иной структуре различных авторских программ.

Распределение учебных часов на разделы программы является примерным. Программа предполагает преподавание культуры народов Севера в общеобразовательных школах в качестве национально – регионального компонента.

^ Содержание программы

5 класс
Введение

Дать ответы на такие вопросы как «Что такое культура и почему мы изучаем культуру народов Севера? Почему люди имеют разную национальность? Какие существуют страны мира? Как называется наша страна, наш округ? Люди какой национальности проживают в нашем посёлке?

^ Уральская языковая семья

Дать понятие о языковых семьях, о генеалогическом древе. Составить генеалогическое древо народов уральской языковой семьи. Познакомить с картами размещения народов в древности и в настоящее время.

^ Народы, имеющие свои суверенные государства

Познакомить с государствами Венгрия, Финляндия, Эстония. Дать общую характеристику: размещение на политической карте, площадь, численность населения, государственные символы, национальный состав. Познакомить с блюдами национальной кухни, с традиционными играми.

^ Прибалтийско-финские народы

Карелы, вепсы, водь, ливы, ижора, саамы имеют интересную и порой трагическую историю своего развития. В разной степени сумели они сохранить язык, культуру. Знакомство с национальными особенностями этих народов, их проблемами можно провести через фольклор, традиционные игры.

^ Поволжские народы

Мордва и марийцы. Они исторически оказались на пути переселения народов с запада на восток. История становления этих народов интересна и полна драматизма. В течение долгого времени мордва и марийцы подвергались ассимиляции. Но они сумели сохранить своеобразие жизненного уклада, свои национальные особенности, с которыми и нужно познакомить детей.

^ Финно-пермские народы

Коми, удмурты.

Особенностью народа коми является то, что они проживают в двух субъектах федерации: в республике Коми и в Коми-Пермяцком автономном округе. Они много заимствовали у русских, но в тоже время, в отличие от других финно-угорских народов, проживающих в России, сохранили свой язык и культуру.

Большая часть удмуртов проживает в республике Удмуртия. Удмуртия сейчас урбанизированный, индустриализированный, милитаризованный регион. Но в сельской местности сохранился патриархальный уклад жизни. Познакомить детей с традиционным укладом жизни, фольклором.

^ Самодийские народы

Ненцы, энцы, нганасаны, селькупы.

Ненцы занимают обширную территорию Севера европейской части России и Западной Сибири. Нганасаны-это самый северный народ нашей страны. Селькупы живут в Западной Сибири по Оби и её притокам. Энцы – народ, находящийся на грани исчезновения. Район расселения – Таймырский (Долгано – Ненецкий АО). Основное занятие ненцев, энцев и нганасан- оленеводство, а у селькупов- охота и рыболовство. Несмотря на христианизацию, во многом сохранили языческие обряды. Фольклор представлен в основном сказками, загадками, преданиями. Познакомить с образом жизни этих народов, с культурой, с фольклорным наследием.

^ Обско-угорские народы

Представителями финно-угорского мира являются манси и ханты. Большая их часть проживает на территории ХМАО. Численность ханты и манси менее 1% от общего числа населения. Хозяйственная деятельность и материальная и духовная культура этих народов будет изучаться в 6-7 классах. Поэтому целесообразнее в 5 классе ребят познакомить с мансийскими и хантыйскими играми и игрушками.

Контроль и учёт знаний

По итогам изучения Уральской языковой семьи желательно выявить у ребят уровень знаний по данной теме. Можно организовать ребят и провести праздник-ярмарку. Можно при помощи ребят составить викторины, тесты, ребусы, опросные листы и т.д.

^ Литература уральских народов

Литературу каждый учитель может подобрать сам исходя из местных условий. Прилагаемый список литературы примерный.

Еремей Айпин «Старик месяц» (отрывок из повести «Я слушаю Землю»)

Селькупская сказка «Почему люди стали умирать». Энецкая сказка «Баручи». Нганасанская сказка «Девушка и луна». Ненецкая сказка «Хозяин и работник». Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошиң Урт». Т. Молданова «Пули налима». Т. Молданов «Лис ики»


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая учебная программа по мансийской литературе (5-9 классы) (наименование...
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков, даёт распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность...

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая учебная программа по иностранному языку (английскому) (наименование...
«Программа курса английского языка к умк "EnjoyEnglish" для учащихся 2-9 классов общеобразовательных учреждений»под редакцией М....

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая учебная программа по литературе (наименование учебного предмета/курса)...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая учебная программа по физике (наименование учебного предмета)

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая учебная программа по физике (наименование учебного предмета)

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая программа по предмету «Литература»
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая программа по предмету «История»
Стика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «История»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая учебная программа по культуре народов Севера (наименование учебного предмета (курса) iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск