Скачать 0.79 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО» Зам.директора по УВР МБОУ СОШ № 9 Директор МБОУ СОШ № 9 ______________/ __ Хотий Т.И. _/ _____________/_Лепилова И.А. / « 30 » 08 2013 г. Приказ № __57/1 от 02.09.2013 Рабочая программа начального общего образования по музыке (на основе ФГОС) 1 – 3 классы г. Иваново Пояснительная записка Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373, в редакции приказов от 26.11.2010г., № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357), примерной программой начального общего образования по музыке «Музыка. 1-4 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Цель: введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. ^
^ Личностные результаты: - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; - наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; - формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; - продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных; - развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов. Метапредметные результаты: - наблюдения за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума; - овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; - применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей; - умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; - общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; - представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; - использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; - готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; - участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др. ^ связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. ^ - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». ^ каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. ^ являются групповая, коллективная работа с учащимися. Программа предусматривает возможность учителю самостоятельного выбора средств и методов обучения в сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе ИКТ. В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование, инсценирование, музыкальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Для 1 класса в программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю). ^ (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела: 1 класс: 2 четверть: 8 урок – «Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины» 4 четверть: 32 урок - «Ничего на свете лучше нету». В конце учебного года в форме заключительного урока-концерта (33 урок) 2 класс: 1 четверть – 2 урок «Контроль остаточных знаний», 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 7 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 8 урок «Обобщающий урок 4 четверти 3 класс: 1 четверть – 2 урок «Контроль остаточных знаний»; 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти». 4 класс: 1 четверть – 2 урок «Контроль остаточных знаний»; 9 урок «Обобщающий урок 1 четверти»; 2 четверть – 16 урок «Обобщающий урок 2 четверти»; 3 четверть – 10 урок «Обобщающий урок 3 четверти»; 4 четверть – 34 урок «Обобщающий урок 4 четверти». ^ 1 класс. Обучающиеся научатся: Знать/понимать: - жанры музыки (песня, танец, марш); - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.); - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов. Уметь: - выявлять жанровое начало музыки; - оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; Обучающиеся получат возможность научиться: - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении. 2 класс. Обучающиеся научатся: Знать/понимать: - жанры музыки (песня, танец, марш); - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.); - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов. - средства музыкальной выразительности Уметь: - выявлять жанровое начало музыки; - оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение; - проводить интонационно-образный анализ музыки. Обучающиеся получат возможность научиться: - выразительно разыгрывать народные песни; - импровизировать в игре на народных инструментах - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении. 3 класс. Обучающиеся научатся: Знать/понимать: - жанры музыки (песня, танец, марш); - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.); - особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов; - основные формы музыки и приемы музыкального развития; - характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига. Уметь: - выявлять жанровое начало музыки; - оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; - определять средства музыкальной выразительности; - определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное зуковедение; Обучающиеся получат возможность научиться: - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах). - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - проявлять готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении. 4 класс. Обучающиеся научатся: Знать/понимать: - взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); - музыку разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ; - ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, прелюдия и т.д.); - тембровые и регистровые особенности звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; тембров вокальных голосов; - основные формы музыки и приемы музыкального развития; - характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена, Л.Э. Грига, Ф.Шопена. Уметь: - выявлять характерные особенностей русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран; - умения анализировать содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе; - определять основные формы музыки и приемы музыкального развития; - понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение. Обучающиеся получат возможность научиться: - эмоционально-осознанно воспринимать музыку, давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - формировать постоянную потребность общения с музыкой, искусством вне школы, в семье; - развивать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений. ^ внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно: 1 класс: Тема: «Музыка осени» -1 час вместо 2 часов. Тема: «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука разделена на 2 часа. Тема: Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа разделена на 2 часа за счет Темы: Музыкальные инструменты. Звучащие картины, которой выделены 2 часа в учебно – тематическом плане. Тема: «Музыкальные инструменты. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» разделены на две темы: «Музыкальные инструменты» и «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины» Тема: «Музыка в цирке» - 1 час вместо 2 часов 2 класс: В разделе «О России петь – что стремиться в храм» увеличено количество часов, вместо 5 – 7 на темы: «Музыкальные инструменты» и « Музыка на Новогоднем празднике» по 1 часу, за счет разделов: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч вместо 4ч) – объединены темы «Проводы зимы. Встреча весны»; «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (5ч вместо 6 ч) – объединены темы «Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга». 3 класс: В разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» произведена корректировка часов (3ч вместо 4ч) для изучения раздела «В концертном зале» (7ч вместо 6ч): - на изучение темы «Настрою гусли на старинный лад.. (былины). Былина о Садко и морском царе» выделен 1 час вместо 2 часов для изучения темы в разделе «В концертном зале». В данном разделе теме «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена» отводится 2 часа т.к. содержит объемный материал для изучения и слушания. В разделе «В музыкальном театре» произведено перераспределение часов: тема «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» на которую выделено 2 часа объединена с темой «Океан – море синее». Выделен 1 час для изучения темы «Балет «Спящая красавица». Две феи», за счет объединения тем «Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу» и темы «Океан – море синее», т.к. эти две темы связаны с творчеством композитора Н.А.Римского – Корсакова. 4 класс: Уменьшено количество часов на изучение разделов: «День, полный событий» - (5ч вместо 6ч) «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - (5ч вместо 7ч). За счет этого увеличено количество часов на следующие разделы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»- (4ч вместо 3ч), добавлен 1 час на разделение темы «Оркестр русских народных инструментов». Тема«Музыкант - чародей» разделена на два урока. «В концертном зале» - (6ч вместо 5ч) добавлен 1 час, т.к. тема «Старый замок. Счастье в сирени живет» разделена для изучения на 2 урока, т.к. имеет объемный материал для изучения творчества двух разных композиторов и слушания их произведений. Так же при составлении календарно - тематического планирования произведена и корректировка в названии тем уроков. |
![]() | «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т.... | ![]() | «Музыка» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Е. Д. Критская, Г. Х. Сергеева, Т. С. Шмагина, М., Пр., 2007г и... |
![]() | «Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010 | ![]() | «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва:... |
![]() | Программа: Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой,... | ![]() | |
![]() | Программы общеобразовательных учреждений Музыка 1-7 классы, искусство 8-9 классы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.:... | ![]() | В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю) |
![]() | В соответствии с Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) | ![]() | Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г., М.: «Просвещение», 2011г., авторской программой «Музыка» 1-4 классы, авт. Е. Д. Критская,... |