Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»






НазваниеДанная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании»
страница1/8
Дата публикации16.11.2014
Размер1.14 Mb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8




2013-2014 учебный год

2 класс «Музыка» Пояснительная записка

Статус документа. Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),

- Приказа МО и Н РФ от3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312»
- Примерной программы по Музыке

(Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
- Приказа МО и Н РТ от 2 августа 2011 года №3934/11/ «Об утверждении базисного учебного плана на 2011-2012 учебный год для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального и основного общего образования»
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Примерной программы начального образования по музыке и содержания программы «Музыка. 1—4 классы» авторов Е. Д. Критской и Г. П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего - 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 2 класс» (М.: Просвещение, 2008), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, пособие для учителя «Методика работы с учебниками "Музыка. 1-4 классы"» (М.: Просвещение, 2006).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живём на многонациональной земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 2 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн»; «Рождество Христово»; «Фольклор - народная мудрость»; «Обряды и праздники русского народа: Масленица и встреча весны». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
^ Краткая характеристика обще-учебных умений и навыков на начало учебного года:
Учащиеся второго класса научились воспринимать музыку различных жанров (песня, танец, марш);

Ориентируются в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

Знают особенности звучания знакомых музыкальных инструментов;

Могут оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

Могут поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.
^ Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса:

  • развитие у учащихся эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

  • понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров в опоре на ее интонационно-образный смысл;

  • накопление знаний о закономерностях музыкального искусства в музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);

  • развитие умений и навыков хорового пения (выработка унисона, кантилены, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);

  • расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;

  • включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);

- накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах и исполнителях.

Обучение музыкальному искусству во 2 классе должно вывести учащихся на стандарт-уровень знаний, умений и навыков.
«Музыка». Этот предмет обеспечивает формирование личностных, коммуникативных, познавательных действий. На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностносмысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.
^ Музыка в жизни человека.

Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокальнохоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.

У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.

Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.

Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.

^ Музыка в жизни человека

Выпускник научится: ·воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;

·ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

·воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

· реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

· организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать.

^ Основные закономерности музыкального искусства

Выпускник научится: ·соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

·наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

· общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Выпускник получит возможность научиться:

·реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

·использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

·владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

^ Музыкальная картина мира

Выпускник научится: ·исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

· оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

·адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

·оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Урок № 1

Россия – Родина моя.

Сценарий урока может быть разработан по-разному, в зависимости от того, какие задачи будут поставлены учителем.

Если начать первый урок с обобщения летних музыкальных впечатлений детей, то в процессе беседы возможно акцентировать внимание детей на том, что музыка постоянно звучит в жизни, в будни и в праздники. Можно предложить второклассникам при озвучивании их музыкальных примеров определять их жанровую принадлежность ( песня – танец– марш), характер и настроение, выражать свое отношение к той или иной музыке. В этой вступительной беседе ведущую роль должны играть звучащая музыка и коллективное музицирование (например, исполнение знакомых песен, включение простейших инструментов, движений и пр.).

Продолжением урока может стать знакомство ребят с новыми для них Учебником и Рабочей тетрадью для 2 класса. Так, при рассматривании красочной обложки Учебника, на которой изображены поющие и играющие на различных музыкальных инструментах дети, нотные строчки, ноты, можно предложить второклассникам определить на обложке главное слово – Музыка. Можно вспомнить родство слов «музыка» и «муза», о котором шла речь еще на уроках в 1 классе. Прочитав с детьми обращение «Дорогой друг!», особо следует выделить смысл стихотворения В. Семернина «Вслушайся: весь мир поет…» Именно слова «Музыка во всем живет» помогут детям естественно перейти к осмыслению вводного разворота Учебника 2 класса «Россия – Родина моя».

Рассматривая рисунок этого разворота, дети, наверняка, отметят, что в центре – ребенок, стоящий у открытого окна. Перед его взором дома, река, церковь на пригорке, солнце. За спиной, в комнате – любимые игрушки, спящий кот, цветы в вазе, нотные листы, портреты композиторов.

Если каждый ученик представит себя на месте этого ребенка, то какую музыку он может услышать с этого рисунка? Дети могут назвать конкретные впечатления – например, знакомую народную песню («Во поле береза стояла»), звуки церковного колокола, произведения уже знакомых им по 1 классу композиторов (П.Чайковский, С. Прокофьев), или – высказать предположения обобщенного характера – музыка светлая, радостная, праздничная, песенная и пр.

При любых вариантах ответов детей необходимо «поддержать» их звучанием конкретных произведений из программы 1 класса – исполнением знакомых песен: «Добрый день» Я. Дубравин, «Пестрая песенка» И. Якушенко, «Песенка о солнышке, радуге и радости» И. Кадомцева, «Здравствуй, детство!» И. Космачева, прослушиванием фрагментов таких сочинений русских композиторов как: «Сладкая греза» П. Чайковского, «Орнамент» (из «Фресок Софии Киевской») В. Кикты, «Вечерняя музыка» (из «Перезвонов») В. Гаврилина и др.

Работа с разворотом Учебника «Мелодия»1 позволит не только ввести новый материал в урок – «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского (вступление из оперы «Хованщина»), но и закрепить в сознании детей такое понятие как мелодия – главная мысль, смысл высказывания любого музыкального произведения. Пусть второклассники послушают это удивительное сочинение русской классики, без ориентации на разворот Учебника и попытаются ответить на вопросы: какую картину нарисовала музыка? какие чувства в ней переданы? что она изображает?

Как показывает практика, дети без труда определяют утренний колорит этой музыки, слышат в ней и спокойствие, и взволнованность, и тревогу, отмечают звучания, напоминающие пастушьи рожки, перекличку петухов, звук церковного колокола.

После этой беседы можно обратиться к развороту Учебника «Мелодия» и еще раз напомнить ребятам песенный характер этой музыкальной картины «Рассвет на Москве-реке», спеть с ними ее основную мелодию, ориентируясь на нотную запись, вспомнить с детьми и то, что она неоднократно повторялась в звучании различных инструментов симфонического оркестра. Пусть ребята запомнят имя ее автора – великого русского композитора XIX в. Модеста Петровича Мусоргского.

Закрепить летние музыкальные впечатления, а также усвоить материал этого урока дома поможет детям Рабочая тетрадь (см. развороты «Музыка вокруг нас» и «Как появляется музыка?»).

Возможен и другой вариант сценария урока. Беседа на тему «Россия –Родина моя» строится в опоре на летние музыкальные впечатления детей, на те знания о родном крае, полученные на других школьных уроках («Литературное чтение», «Знакомство с окружающим миром»), подкрепляются исполнением знакомых песен (народных и современных).

Работа с разворотом Учебника «Мелодия» позволит сделать центром урока восприятие и анализ нового для детей сочинения – симфонической картины «Рассвет на Москве-реке». Перед прослушиванием этого сочинения можно познакомить детей с его главной мелодией, спеть ее на какой-либо слог, напевно, на широком дыхании.

Напомним, что пение мелодий инструментальных произведений помогает учащимся не только лучше их запомнить, понять их интонационную природу, но и искать слухом опорные «вехи» при его прослушивании. Многократное повторение главной темы в «Рассвете…» приведет в последствие учащихся к пониманию принципов вариационного развития, характерного для русской музыки, как народной, так и профессиональной.

Можно прочитать ребятам строки, написанные двадцатилетним Мусоргским, впервые посетившим Москву: «…Кремль, чудный Кремль – я подъезжал к нему с невольным благоговением… Василий Блаженный и Кремлевская стена… – это святая старина. …Москва заставила меня переселиться в другой мир – в мир древности…»2. Любовь ко всему русскому этот композитор многогранно раскрыл в своем творчестве.

Вокруг этого сочинения можно закрепить с учащимися уже известные по урокам музыки в 1 классе понятия: композитор (М. Мусоргский), исполнители (детский хор, симфонический оркестр, пианист и др.), слушатели (слушать музыку в тишине, как на настоящем концерте), жанры музыки (песня, танец, марш), выразительность и изобразительность и др.3

На знакомых песнях на первом уроке можно не только в коллективной работе сплотить учащихся, напомнить им основные правила пения, поработать над выразительностью звучания песен и певческими навыками

(унисон, кантилена, объем дыхания, дикция, осознанное произношение текста и др.), но и понять насколько изменились вокальные-хоровые данные класса за летние каникулы.4 Таким образом, второй вариант планирования первого урока может иметь, условно говоря, трехчастную форму:

  1. музыкальные впечатления детей; 2. «Рассвет…» Мусоргского;

3. знакомые песни о родном крае.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по музыке 4 класс...
Федерального компонента государственного стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа по...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по музыке для 1 класса (33 недели Х 1 ч = 33 часа)
Данная рабочая программа по музыке в 1 классе составлена на основании следующих документов

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по музыке для 2 класса (34 недели Х 1 ч = 34 часа)
Данная рабочая программа по музыке во 2 классе составлена на основании следующих документов

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по музыке (5 класс) Тухфатуллиной Фардии Р
Данная рабочая программа по музыке в 5 классе составлена на основании следующих документов

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе 8 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconПояснительная записка Данная рабочая программа по искусству 9 класс...
Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ мо...

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Примерной...
Данная рабочая программа по музыке, для 4 класса составлена на основании следующих документов

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» 1 класс
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов

Данная рабочая программа по Музыке 1-7 классы составлена на основании следующих документов: Законы РФ и рт «Об образовании» iconЛ. И. Нигаметзянова / мбоу «Лесхозская сош»
Данная рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основании следующих документов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск