Скачать 285.52 Kb.
|
Раздел 2. Содержание деятельности и результаты мероприятий 2.1. Содержание деятельности и результаты мероприятия «Проведение цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Руководитель директор Международного Центра Шахматного Образования _________________ А.Н. Костьев (введение, заключение) Зам. руководителя (Мероприятия 15) канд. физ.-мат. наук, доцент _______________ Е.В. Комарова (приложение 1) Исполнители д-р пед. наук, профессор _________________ Н.И. Никитина (заключение) д-р пед. наук. _________________ С.Н. Вольхин (2.15.6) канд. физ.-мат. наук _________________ О.Н. Ломидзе (2.15.1.-2.15.7.) канд. техн. наук, доцент _________________ О.А. Блохина (2.15.8. – 2.15.12.) ст. преподаватель ________________ Л.М. Абрамян (2.15.13. – 2.15.15.) канд. пед. наук, доцент _________________ И.В. Михайлова (2.15.16. – 2.15.17., список использованных источников) РЕФЕРАТ по мероприятию 15 Объем отчета -121, таблиц - 17, приложений - 1 количество частей отчета - 3 количество использованных источников- 45 Перечень ключевых слов: шахматы, методика обучения; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Проблема, на решение которой направлено мероприятие: разработка и обоснование научно-методического обеспечения организационно-технологических и содержательно-дидактических процессов, направленных на создание и реализацию условий для цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; цикл занятий ориентирован на популяризацию игры в шахматы, развитие логической и интеллектуальной культуры обучающихся, повышение мотивации к самообразованию в сфере игры в шахматы. ^ проведение цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ^ теоретическое исследование проблемы проводилось с помощью методов теоретического познания (сравнительно-сопоставительный, формально-логический, системно-терминологический анализ различных аспектов исследуемой проблемы, функциональное моделирование, синтез, обобщение и систематизация, классификация и др.); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседы, тестирование, метод экспертных оценок); для обработки данных применялись методы математико-статистического анализа; праксиметрические (дидактические игры; игры-тренинги). ^ разработка и реализация сценарного базиса проведения цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. ^ разработаны методические рекомендации для педагогических работников по организации и проведению образовательных программ для обучающихся игре в шахматы. ^ школы, ссузы, вузы, учреждения дополнительного образования детей и юношества Итоги внедрения результатов: проведение цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Прошедшим обучение выдается сертификат установленного образца. ВВЕДЕНИЕ (по Мероприятию 15) Шахматы являются одним из популярных видов спорта во всем мире. В настоящее время существует тенденция, использования шахмат, прежде всего как средство воспитания современного подрастающего поколения, как инструмент развития личности ребенка, его творческих и интеллектуальных способностей. В Государственной программе города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) в сфере развития образования города Москвы отмечается необходимость создания условий для проведения мероприятий для обучающихся и педагогов, направленных на развитие физической культуры и спорта, в том числе интеллектуальных игр, для реализации образовательных программ обучению игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В содержании всех программ «Столичное образование» («Столичное образование – 1», «Столичное образование – 2» и др.) последовательно и целенаправленно подчеркивается важность, значимость и актуальность проблемы создания условий для популяризации среди детей, подростков, учащейся молодежи различных видов интеллектуально-развивающего и физкультурно-оздоровительного досуга. Также во всех программах отмечается необходимость проведения специализированной интеллектуально-развивающей и физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Цель выполняемых работ: проведение цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Задачи выполняемых работ: - активизация и стимулирование профессионального творчества преподавательского состава вуза и студенческой молодежи в сфере разработки и реализации инновационных форм, методов, технологий (в том числе и дидактическо-игровых, тренинговых и др.) для развития у обучающихся мастерства шахматной игры, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, в том числе и у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - популяризация форм интеллектуально-развивающего и культурно-просветительского досуга с использование игры в шахматы среди детей, подростков, учащейся молодежи, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; - содействие поиску новых форм интеллектуально-развивающей работы, направленных на развитие физической культуры и спорта, в том числе интеллектуальных игр, включая игру в шахматы. Реализация вышеперечисленных задач должна обеспечить накопление базы теоретических и эмпирических материалов, необходимых для научно-методического анализа проблемы, на решение которой направлено выполнение данного мероприятия. У РГСУ имеется существенный задел по выполнению технического задания данного мероприятия, так как РГСУ имеет многолетний опыт (1991-2012 гг.) профессиональной подготовки специалистов для работы с контингентом обучающихся игре в шахматы (в рамках реализации профессионально-образовательной программы специальности «Социальная педагогика» со специализацией «Педагог дополнительного образования по шахматной игре»), а также позитивный опыт проведения аналогичных мероприятий (в частности, в специализированных образовательных учреждениях для детей-инвалидов, которые являются базами практики студентов РГСУ). Профессорско-преподавательский состав РГСУ имеет богатый опыт в сфере научно-методических и прикладных разработок по проблемам организации и проведения различных форм развивающего досуга для обучающихся игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Опыт проведения аналогичных мероприятий был приобретен в процесс выполнения следующих грантов, работ по хозрасчётным НИР и по госконтрактам: реализация Договора №78 от 12 августа 2011 г. с Некоммерческой организацией «Ассоциация московских вузов» о создании консультативного центра для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья; грант Минобрнауки РФ по повышению квалификации преподавателей вузов и ссузов РФ, в котором был модуль по проблемам развития форм активизации интеллектуальной, самообразовательной, деятельности учащейся молодежи; госконтракт с Минобрнауки РФ на проведение Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ студентов по социальной проблематике. Преподаватели РГСУ принимают активное участие в поддержке сайта Шахматной федерации г. Москвы - http://moschess.ru. ^ (по Мероприятию 15) 2.15.1. Описание проблемы, на решение которой направлено мероприятие, цели и задачи мероприятия. Проблема, на решение которой направлено мероприятие, заключается в разработке и обосновании научно-методического обеспечения организационно-технологических и содержательно-дидактических процессов, направленных на создание и реализацию условий для цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; цикл занятий ориентирован на популяризацию игры в шахматы, развитие логической и интеллектуальной культуры обучающихся, повышение мотивации к самообразованию в сфере игры в шахматы. Цель выполняемых работ: проведение цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Задачи выполняемых работ: - активизация и стимулирование профессионального творчества преподавательского состава вуза и студенческой молодежи в сфере разработки и реализации инновационных форм, методов, технологий (в том числе и дидактическо-игровых, тренинговых и др.) для развития у обучающихся мастерства шахматной игры, интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, в том числе и у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - популяризация форм интеллектуально-развивающего и культурно-просветительского досуга с использование игры в шахматы среди детей, подростков, учащейся молодежи, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; - содействие поиску новых форм интеллектуально-развивающей работы, направленных на развитие физической культуры и спорта, в том числе интеллектуальных игр. ^ В начале ХХI века многим странам стало ясно, что без объединения усилий дальше невозможно продвигать шахматы в систему образования и пора наметить единые подходы к преподаванию новой учебной дисциплины. К 2012 году Россией, США, Венесуэлой, Италией, Великобританией, Испанией и другими странами накоплен большой банк экспериментальных материалов по изучению позитивного влияния шахмат на самые различные сферы жизни детей. Только за пять последних лет этим аспектам было посвящено много национальных конференций, а также более десяти международных семинаров и конференций, в том числе и такие значимые как "Шахматы в школах" (Испания, 2004), "Шахматы в школах и обществе" (Шотландия, 2007), "Шахматы в системе образования России и мира" (Россия, 2009), "Шахматы: Игра с которой мы растем" (Италия, 2009). Шахматы как ценнейший образовательный ресурс вошли в тех или иных формах в жизнь школ России, Италии, Испании, Великобритании, Турции, США, Канады, Венесуэлы, Аргентины, Китая, Индии и других государств. На повестке дня – выработка единых подходов к преподаванию шахмат в школах и других секторах сферы образования. Как свидетельствует накопленный опыт, проведение уроков шахмат в школах зарубежных стран (Венесуэлы, Испании, США, Канады, Швеции, Китая, Словении, Индии и др.), а также в отечественных школах (в Республике Калмыкия, Республике Саха, Томской области, Псковской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Москве и других регионах России) позволяет повысить уровень логического мышления детей, способствует обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться, развитию способности действовать "в уме", а все это вместе взятое приводит к повышению успеваемости детей по основным предметам школьной программы. Данный шаг приобретает особую значимость именно сейчас, когда многие страны мира выражают недовольство своей системой образования и актуален поиск новых учебных предметов, включение которых в учебные программы способно привести к повышению качества образования. В ХХ веке шахматы прочно вошли в школьный (и даже дошкольный) учебно-воспитательный процесс. Польза от занятий шахматами очевидна и общепризнана. Они учат вести аналитическую работу, концентрировать внимание, способствуют развитию памяти, интуиции, чувству красоты и т.п. Все это делает шахматы поистине уникальным тренажером, который в настоящее время активно используется в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Шахматная игра способствует гармоничному развитию человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой. Дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания. Игровая деятельность существенно влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у детей развивается произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Поэтому можно утверждать, что при раннем старте и правильной организации занятий, шахматы могут стимулировать развитие ребенка-дошкольника. В настоящее время существует большое количество исследований посвященных шахматам, в которых решались психолого-педагогические проблемы обучения и тренировки шахматистов (Н. Петровский, П. Рудик, Я. Г. Рохлин, П. Барташникова, И.М. Линдер), психологии шахматной игры (Н. В. Крогиус, Б.М. Блюменфельд, В.М.Малкин). Вопросы влияния шахмат на интеллектуальное и личностное развитие детей, взаимосвязь обучения шахматам и развития ребенка нашли отражение в работах А. Авраменокова, Н. Гнатко, В. Князевой, Л. Кормишкина, Н. Циова, Е.Кучумовой, И. Сухина и др. "Шахматы - это наука, спорт, искусство". Такая всеобъемлющая характеристика шахмат, как определенного вида деятельности, показывает, что шахматы представляют собой тот особый конгломерат, который требует от индивида максимальных внутренних затрат: интеллектуальных, эмоциональных, личностных, физических. Практическая значимость результатов мероприятия состоит: - в выявлении одаренных детей в сфере шахматной игры; - в повышении мотивации у обучающихся к образованию и самообразованию в сфере шахматной игры; - в содействии расширению кругозора, сферы предметных знаний обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; - в популяризации интерактивных культурно-просветительских и образовательных, интеллектуально-развивающих форм досуга обучающихся; - в развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе игрового интеллектуально-конкурсного взаимодействия, развитие навыков командной работы; - укрепление содружества и партнерских связей образовательных учреждений в сфере интеллектуального сотворчества; - в повышении эффективности использования научного потенциала вузов и образовательных учреждений для обучающихся игре в шахматы, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья; - в активизация различных форм интеллектуально-развивающей и валеологически ориентированной внеклассной и внешкольной, внеаудиторной работы с учащейся молодежью. ^ . Новизна предлагаемых решений в рамках реализации технического задания данного мероприятия заключается: - в новых подходах к созданию материалов для участников цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на основе учета анализа данных современных психолого-педагогических, социологических, медико-реабилитационных исследований по проблемам влияния игры в шахматы на интеллектуальное и валеологическое развитие подрастающего поколения; - в содействии поиску новых форм досуговой интеллектуально-развивающей работы с аудиторией обучающихся игре в шахматы; - в научном осмыслении передового опыта организации обучающих занятий по игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Новизна предлагаемых решений состоит также в том, что в процессе проведения цикла образовательных программ обучения игре в шахматы, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, профессорско-преподавательским составом РГСУ предложены собственные оригинальные авторские разработки. |
![]() | Мероприятия 2 «Проведение многоступенчатого интеллектуального конкурса «Интеллектуальный марафон», направленного на выявление и поддержку... | ![]() | Объем отчета – 151 стр., количество иллюстраций 2, таблиц – 9, приложений 6, количество частей отчета 3, количество использованных... |
![]() | ... | ![]() | Список использованных источников – структурный элемент выпускной квалификационной работы (вкр), который приводится в конце текста... |
![]() | Соблюдение закона об авторском праве (есть ссылки на авторов (источники) использованных цитат, фото – и видеоизображений, наличие... | ![]() | В структуре выпускной квалификационной работы должны быть содержание, введение, 2-3 главы основного текста, заключение, список использованных... |
![]() | Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2012/13 учебный год 2 часа в неделю. Количество часов в неделю на изучение... | ![]() | Количество классов с углубленным изучением отдельных предметов/ количество учащихся |
![]() | Термометр. Лабораторная работа №1 «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | ![]() | Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами |