Цели и задачи изучения дисциплины






Скачать 144.58 Kb.
НазваниеЦели и задачи изучения дисциплины
Дата публикации16.01.2015
Размер144.58 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Культура > Документы
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины - ознакомить студентов с историей культуры Санкт-Петербурга, повысить их профессиональный уровень как будущих специалистов сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи дисциплины – научить студентов:

  • осознавать особенности вклада Санкт-Петербурга в мировую культуру и о роли мировой культуры в развитии города;

  • целостному представлению о Санкт-Петербурге, как о многонациональном и многоконфессиональном культурном центре России;

  • ознакомить их на практике с характерными памятниками культуры мегаполиса.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «История культуры Санкт-Петербурга» студент должен:

  • знать:

  • историю города (от основания до наших дней), особенности разных исторических эпох (например: литературы СПб ХIХ в., СПб-Петроград-Ленинград – советские времена и т.д.);

  • уметь:

  • свободно ориентироваться в топографии города;

  • характеризовать с историко-культурологической точки зрения различные памятники архитектуры, скульптуры;

  • получить навыки:

  • использования полученных знаний в профессиональной деятельности специалиста СКС.

  • составления историко-культурологической справки об объектах показа при проведении экскурсий по достопримечательностям Санкт-Петербурга.


^ ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ


№ п/п

Наименование темы

Объем аудиторных занятий (в часах)

Объем

сам. раб. студентов

(в час.)

лекции

лаб.

раб.

пр.

зан.

сем.

зан.

итого



Роль Санкт-Петербурга в

мировой и отечественной культуре

2

-

-

2

4

8



Исторические предпосылки к возникновению новой российской столицы (XVII-XVIII в.)

4

-

-

2

6

4



Строительство града Петрова

4

-

-

2

6

5



Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху

4

-

-

3

7

4



Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы

2

-

-

2

4

4



Эпоха правления Екатерины Великой

4

-

-

2

6

6



Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв. Александровский классицизм

2

-

-

2

4

6



Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.

4

-

-

2

6

4



Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых. Эпоха эклектики и модерна

4

-

-

-

4

4



Ленинград - “колыбель трех революций”. Город-герой, город-воин

2

-

-

-

2

6



Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.). Санкт-Петербург в XXI веке

2

-

-

-

2

6




Всего:

34

-

-

17

51

57




Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен




Семестры:

-

-

1

-




Для заочной формы обучения




Всего:

6

-

-

4

10

98




Формы итогового контроля:

Курс. работа (проект)

Контр. работа

Зачет

Экзамен




Семестры:

-

1

1

-


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре

Вклад Санкт-Петербурга в мировую культуру. Синтез европейских и отечественных традиций в облике Санкт-Петербурга. Сравнение культурных особенностей Санкт-Петербурга и Москвы. Новая столица как аккумулятор творческих сил России и Европы. Мифология и мистика Санкт-Петербурга. Городские легенды.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Реформы и политика Петра I.

  2. История приневских земель.

  3. Закладка города.

  4. Культурное самоопределение Санкт-Петербурга.

  5. Мифы и легенды Санкт-Петербурга.

Литература:

  1. Анисимов, Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого / Е. В. Анисимов. - СПб. : Дм. Буланин, 2003.

  2. Шарымов, А. М. Предыстория Санкт-Петербурга / А. М. Шарымов - СПб. : Лениздат, 2004.

  3. Базарова, Т. А. Планы Петровского Петербурга / Т. А. Базарова - СПб. : Дм. Буланин, 2003.

  4. Петербург в эпоху Петра I. Каталог документов. СПб. : Дм. Буланин, 2003.


Тема 2. Исторические предпосылки к возникновению новой столицы (XII-XVIII вв.)

Обитатели приневских берегов (водь, финны, карелы, ижоры, чудь, весь (вепсы)). Крестовые походы шведов на новгородские земли (1164, 1240, 1293-1300 гг.). Крепости Ландскрона, Ниеншанц, Канцы. Столбовский мир (1617 г.). Завоевание прибалтийских земель Петром I.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Иностранцы в России: проекты застройки города (Д.Трезини, Ж.-Б. Леблон). Первые здания в городе.

  2. «Петровское барокко».

  3. Петровские новшества: кунсткамера и ассамблеи, академия наук.

  4. Наводнения в Санкт-Петербурге.

Литература:

  1. Гиппинг, А. И. Нева и Ниеншанц / А. И. Гиппинг - М. : Наука, 2003.

  2. Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Сб. статьей. - СПб. : Нестор, 2003.

  3. Марсден, К. Северная Пальмира. Первые дни Санкт-Петербурга / К. Марсден – М.: Наука, 2004.


Тема 3. Строительство града Петрова

Строительство Петропавловской крепости. Первые здания города, первая городская улица, площадь, гостиный двор, таможня. Планы застройки (Д.Трезини, Ж.Б. Леблон). Складывание стиля “петровское барокко”. Санкт-Петербург – столица Российской империи.

^ Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Зрелое русское барокко. Эрмитаж: этапы застройки и первые коллекции.

  2. Становление в Санкт-Петербурге духовной культуры просветительского типа. Учебные заведения при Екатерине II.

  3. Утверждение классицизма в художественной культуре Санкт-Петербурга (литература, живопись, скульптура).

  4. Театр в Петербурге XVIII в.

  5. Новые принципы строительства Санкт-Петербурга в эпоху Просвещения. Архитектура классицизма (Ж.-Б.-М. Валлен-Деламот, А.Ринальди, Ю.М. Фельтен, И.Е.Старов, Дж.Кваренги, Ч. Камерон).

Литература:

  1. Костылев, Р. П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили / Р. П. Костылев – СПб. : Астрель-СПб, 2002.

  2. Морозова, А. А., Гербель Н.Ф. Городской архитектор Санкт-Петербурга / А. А. Морозова. – СПб. : Архитектура, 2004.

  3. Шуйский, В. К. Огюст Монферан / В. К. Шуйский – М.; -СПб. : Азбука, 2005.


Тема 4. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху

Первые строители и жители города. Петербургская знать. Двор и гвардия при Петре I. Официальные торжества и праздники в петровском Петербурге. Петровские ассамблеи, гулянья в летнем саду, фейерверки, традиции пушечных выстрелов. Газеты и книги. Первые музеи, библиотеки. Первые церкви в Санкт-Петербурге.

^ Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Санкт-Петербург: эпоха классики (живопись, архитектура, литература)

  2. Оформление архитектурного ансамбля центра Петербурга. Стиль ампир в градостроении и архитектуре Петербурга XIX века.

  3. Развитие системы образования и просвещения: военные корпуса, гимназии и т.д. Санкт-Петербургский государственный университет как центр науки и образования.

  4. Отражение особенностей культуры Петербурга в творчестве А.С. Пушкина.

  5. Литературные салоны как явление духовной жизни пушкинского Петербурга.

  6. Петербург Ф.М.Достоевского.

  7. Народные гулянья и официальные праздники.

Литература:

  1. Быт Пушкинского Петербурга. Опыт энцикл. словаря. – СПб. : Журнал «Звезда», Т. 1, 2003; Т. 2., 2005.

  2. Санкт-Петербург. 300 лет истории. СПб. : Наука, 2003.


Тема 5. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы

Граница и предместья города. Аничковская слобода. Первый мост в Петербурге. Постройка крупных дворцов и монастырей. Аничковский дворец. Придворные церемонии. Малый театр. Набожность Елизаветы. Торжественные богослужения. Зимний дворец. Закладка нового здания.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Эпоха Модерна: особенности петербургского стиля.

  2. Литературно-художественные общества и собрания к XIX - началу XX века. Поэты и художники.

  3. Новое явление городской жизни: кино.

  4. Русский музей - национальный музей страны.

Литература:

  1. Муравьева, И. А. Век модерна / И А. - СПб. : Журнал «Звезда», 2004.


Тема 6. Эпоха правления Екатерины Великой

Отражение эпохи Просвещения на духовном облике столицы. Развитие образования, науки, философии. Эрмитаж: этапы застройки, первые коллекции. Открытие новых воспитательных учреждений в Санкт-Петербурге. Переход к классицизму (ранний, строгий).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Революционная культура Санкт-Петербурга.

  2. Культура города в 20-30-е годы: праздники и будни.

  3. Жизнь блокадного города (1941-1944 гг.)

Литература:

  1. Гордин, М. А. Екатерининский век / М. А. Гордин. – СПб. : Журнал «Звезда», 2004.


Тема 7. Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв. Александровский классицизм

Военные парады. Дворцово-парковая культура: Павловск, Гатчина. Михайловский замок: история создания. Убийство императора. Мощный культурный подъем в Петербурге (п.п. XIX в.). Либеральные реформы Александра I. Классицизм.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Главные водные артерии города: Нева, Мойка и Фонтанка.

  2. Роль каналов в жизни города (Крюков, Екатериненский).

  3. Новый облик набережных во времена Екатерины Великой.

  4. Реки и каналы Петербурга в XX веке.

Литература:

  1. Горышина, Т. К. Зеленый миг старого Петербурга / Т. К. Горышина. – СПб. : Наука, 2003.

  2. 300 лет военной истории Санкт-Петербурга. – СПб. : Полигон, 2003.

  3. Келлер, Е. Э., Келлер А. Э. Петербург. Морская столица России / Е. Э Келлер. – СПб. : Азбука, 2003.

  4. Военная столица Российской империи. – СПб. : Полигон, 2004.


Тема 8. Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.

Литературный Петербург (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский). Наиболее значительные постройки этого времени: Сенат и Синод, Александрийская колонна и др. Новый архитектурный стиль - ампир. Литературные салоны, собрания и кружки. Театральная и музыкальная жизнь города. Женское образование в России. Библиотеки и книжные лавки. Наука в Петербурге. Открытие первой железной дороги.

^ Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

  1. Возрождение названия города. Позитивное и негативное в сегодняшней городской культуре.

  2. Празднование 300-летия города. Новые памятники культуры.

Литература:

  1. Гордин, А. М., Гордин М. А. Пушкинский век / А. М. Гордин – СПб. : Журнал «Звезда», 2005.

  2. Длуголенский, Я. Н. Век Достоевского / Я. Н. Длуголенский – СПб. : Лениздат, 2005.


Тема 9. Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых. Эпоха эклектики и модерна

Увеличение численности населения, разрастание городских масштабов, застройка города жилыми доходными домами. Городская повседневность 80-90-х гг. Новые развлечения (театры-буфф, кино-театры). Открытие первых народных домов; электрификация, первый трамвай. Эпоха модерна - в архитектуре и живописи. Художественно-литературные кафе и собрания (Приют комедиантов, Бродячая собака). Торжественные события: 200-летие Санкт-Петербурга, 300-летие дома Романовых. Падение династии Романовых.
Тема 10. Ленинград - “колыбель трех революций”. Город-герой, город-воин.

Февральская и октябрьская революции 1917г. Петербург – Петроград – Ленинград. Перенесение столицы. Период НЭПа. Жизнь города в 20-30-е гг. Уничтожение памятников культуры (взрывы храмов). Блокада Ленинграда. Город-герой.
Тема 11. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.) Санкт-Петербург в XXI веке

Возвращение исторических названий городу, улицам, мостам, площадям. Особенности культурного развития Петербурга на современном этапе (музеи, выставки, театры, кинотеатры). Празднование 300-летия города.
^ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

  • самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

  • подготовка к зачету.


^ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)


  1. Роль Санкт-Петербурга в мировой и отечественной культуре.

  2. История развития Невской Пятины: влияние русской культуры на Приневский край.

  3. Синтез русской, шведской, финской и немецкой культур в регионе Ингерманландии.

  4. Исторические предпосылки к возникновению новой российской столицы (XVII-XVIII в.).

  5. Начало строительства Санкт-Петербурга.

  6. Общественная и культурная жизнь Петербурга в петровскую эпоху.

  7. Санкт-Петербург в царствование императрицы Елизаветы.

  8. Эпоха правления Екатерины Великой.

  9. Санкт-Петербург на рубеже XVIII-XIX вв.

  10. Основные черты культурного развития Санкт-Петербурга в XIX в.

  11. Санкт-Петербург в последние годы правления семьи Романовых.

  12. Ленинград - “колыбель трех революций”. Город-герой, город-воин.

  13. Современные особенности развития и жизни города (1990-2007 гг.). Санкт-Петербург в XXI веке.

  14. Основные тенденции развития архитектуры Петербурга.

  15. Петербург-центр развития литературы имперской России.

  16. История развития музеев Санкт-Петербурга.

  17. Быт Петербурга как элемент городской культуры.

  18. Самобытность деятельности Петербургских композиторов.

  19. Влияние Петербурга на развитие отечественной живописи.

  20. Петербург – законодатель российской моды.


^ ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ


  1. Текущий контроль:

  • опрос на семинарских занятиях;

  • рубежный контроль;

  • защита контрольной работы.

  1. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

  • зачет - по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебном планом.

  1. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

    1. Каган, М. С. История культуры СПб : учебник / М. С. Каган. – СПб. : Петрополис, 2006.

    2. Ягодинская, Н. В. Культурно-исторические центры России : учеб. пособие / Н. В. Ягодитская – М. : Академия, 2005.

Дополнительная:

  1. Волков, С. История культуры Санкт-Петербурга с основания до наших дней / С Волков. - М. : Эксмо, 2005.

  2. Дмитриева, Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с заданиями и тестами / Е. В Дмитриева. – СПб. : Корона Принт, 2005.

  3. Келлер, Е. Э. Праздничная культура : очерки истории. / Е. Э. Келлер. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2001.

  4. Кутейникова, Н. С. Мазайка. Санкт-Петербург XVII-XXI вв. / Н. С Кутейникова. – СПб. : Знание, 2005.

  5. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII в./ под ред. Е.П. Львова – СПб: Литер, 2006.

  6. Пыляев, М. И. Забытое прошлое / М.И. Пыляев – СПб. : Паритет, 2003.

  7. Пыляев, М. И. Старый Петербург / М.И. Пыляев - СПб. : Паритет, 2002.

Периодические издания:

  1. Деловой Петербург : журнал.

  2. Караван историй : журнал

  3. КЛИО : журнал

  4. Туризм: практика, проблемы, перспективы : журнал


Составитель: д.и.н., проф. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» С.Н. Полторак.

Рецензент: к.п.н., доц. кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» И.М. Триодина.

--

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цели и задачи изучения дисциплины icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами системы теоретических знаний, научных рекомендаций и приобретение на их основе...

Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования...

Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи изучения дисциплины
Целью изучения дисциплины является приобретение знаний и умений в области философии, а также навыков, необходимых для формирования...

Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа дисциплины «История русской литературы ХХ века (1 половина)»
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»

Цели и задачи изучения дисциплины icon1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Основы экономики» сформировать у студентов основные навыки экономического мышления путём изучения главных...

Цели и задачи изучения дисциплины iconПояснительная записка к учебно-методическому комплексу цели и задачи изучения курса
Цель изучения дисциплины – формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по методологии, организации...

Цели и задачи изучения дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «основы теории электрических аппаратов»
Цели и задачи освоения дисциплины целью дисциплины является научно-техническая подготовка студентов, необходимая для формирования...

Цели и задачи изучения дисциплины iconЛитература рубежа 19 – начала 20 века
Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями гос впо по специальности 032700. 62 «Филология»

Цели и задачи изучения дисциплины iconАннотация программы учебной дисциплины для направления подготовки...
...

Цели и задачи изучения дисциплины iconЦели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами знаний о состоянии рынка информационных ресурсов и услуг и приобретение практических...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск