Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации»






НазваниеУчебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации»
страница1/10
Дата публикации28.10.2013
Размер2.01 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Учебно-методический комплекс

(ОПД.Ф.04 для специальности 061100 «Менеджмент организации»)


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВПО


Специальность

061100 Менеджмент организации

ОПД ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.00 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

^ ОПД.Ф.04 ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации, организация и управление; теория организации и ее место в системе научных знаний; закон синергии; закон информированности-упорядоченности; закон самосохранения; закон единства анализа /синтеза/; закон развития; законы композиции и пропорциональности; специфические законы социальной организации; принципы статической организации; принципы динамической организации; принципы рационализации; проектирование организационных систем; развитие организаторской и организационно-управленческой мысли; организационная культура; субъекты организаторской деятельности.

Автор – составитель:

Кутыева Э. Р., кандидат культурологии, доцент кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий
Рецензенты:

Захарова Л. Н., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий

Васильева Л. В., к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии Тюменского государственного нефтегазового университета


Учебно-методический комплекс «Теория организации» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта второго поколения по специальности «Менеджмент организации». Комплекс знакомит студентов с проблемами становления, функционирования и развития организаций, позволяет освоить законы, регламентирующие деятельность социальных организаций, принципы действия организаций статического и динамического типа, принципы рационализации, а также методы и приемы проектирования организационных структур. Комплекс предназначен для студентов дневного и заочного обучения, изучающих курс «Теория организации».


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Теория организации»
Организации давно и настолько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что некоторыми социологами выдвигается тезис о существовании особой «организационной реальности», или «третьей природы». Более того, лишь в этой реальности человеку и становится доступно общество, предстающее как конгломерат организаций. Сама же организация, в силу сложности своих внутренних процессов и структуры, зачастую уподобляется обществу. Феномен организаций настолько многогранен и сложен, что его изучению посвящены труды психологов, экономистов, социологов, менеджеров, юристов, антропологов, историков и других ученых. Некоторая степень междисциплинарности характерна и для данного курса «Теория организации». Единых, признанных большинством ученых, подходов и взглядов на природу организации, до сих пор нет.
Организационно-методические указания



  1. Целью курса «Теория организации» (ОПД.Ф.04 специальности «Менеджмент организации») является освоение студентами теоретико-методологической базы организационных систем управления. Одна из основных задач курса – вооружить будущих специалистов знанием законов, принципов и правил, необходимых для выработки современного организационного мышления.

Овладение элементами теории организации послужит формированию навыков разработки системных концепций для выявления и реализации организационных резервов совершенствования систем управления, формирования у студентов умений структурировать различные компоненты функционирования организаций, систематизировать виды организационных взаимодействий, осуществлять компетентный менеджмент своего поведения в организации и оказывать позитивное воздействие на поведение других людей.

Научное видение организации и умение использовать полученные при изучении данного курса знания и навыки анализа и управления организационным развитием позволит будущим специалистам соответствовать квалификационным характеристикам, указанным в Государственном образовательном стандарте второго поколения по специальности 061100 «Менеджмент организации» - обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития; планирование индивидуальной и совместной деятельности, организация работы по целям, ресурсам и результату; рациональный контроль деятельности сотрудников и организации в целом; руководство коллективом и координация деятельности во внешней среде; мотивация сотрудников; представительство организации и ее внешних интересов; исследование и диагностика проблем, прогнозов, целей и ситуаций; консультационная, методическая и образовательная работа с сотрудниками; инновационная деятельность в области управления.
2. Задачами курса «Теория организации» являются:
1. Определение места теории организации в предметной матрице, возникающей на пересечении ряда дисциплин: теории управления, социологии, менеджмента, экономической теории, социологии труда, социологии организаций и др.;

2. Раскрытие специфики организаций как объекта научного исследования;

3. Определение основных этапов и базовых концептуальных подходов к исследованию организаций в рамках исторического развития отечественной и зарубежной теории организации;

4. Характеристика способов и особенностей взаимодействия организаций с различными уровнями их внешнего социально-экономического окружения;

5. Приобретение студентами навыков аналитического и эмпирического исследования организации;

6. Выработка целостного представления о различных аспектах строения и функционирования организации на всех ее уровнях;

7. Формирование навыков организационного мышления и корпоративной культуры;

8. Систематизация знаний, получаемых студентами на смежных с дисциплиной «Теория организации», учебных курсах.
3. Место курса в профессиональной подготовке менеджера

Курс «Теория организации», являясь частью общепрофессиональной подготовки специалиста в сфере управления, связан многочисленными концептуальными и логическими связями с другими курсами, раскрывающими особенности внутри- и внешнеорганизационных процессов – «Социология управления», «Менеджмент», «Теория управления» и др. Особенностями преподавания данного курса являются умение наглядно представить современные организационные проблемы, способность сочетать синхронный и диахронный анализ организационных изменений, комплексно исследовать организационно-управленческие составляющие функционирования

организаций.

Можно выделить два основных направления, в рамках которых курс «Теория организации» интегрируется в учебный процесс подготовки современного менеджера. Первое направление – формирование организационного сознания в широком смысле. Этот аспект, наряду с формированием нового экономического мышления, требует специального теоретико-организационного подхода. Второе – методологическое, позволяющее представить «Теорию организации» в качестве системообразующей по отношению к ряду смежных организационно-управленческих дисциплин. К таковым относятся, с одной стороны, различные компоненты менеджмента: стратегический, инновационный, производственный, финансовый и т.п. С другой – социально ориентированные дисциплины: организационная психология, организационное поведение, социология и психология управления и др.

4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Для эффективного освоения курса целесообразно проводить занятия в следующих формах:

• семинары-конференции с заслушиванием докладов (сообщений) и содокладов, подготовленных студентами по тематическим вопросам, нуждающимся в углубленном изучении;

• семинары-дискуссии с привлечением проблемных ситуаций;

• разбор и анализ ситуаций, почерпнутых из жизни организаций по материалам

прессы или известных студентам по другим информационным источникам;

• тренинговые технологии, которые позволяют легко усваивать и адаптировать теоретический материал на конкретных ситуациях («Мозговой штурм», картирование идей, кейс-стади, портфолио, проектирование);

• деловые игры, соревнования в групповом решении кроссвордов, заранее составленных студентами на базе лексики понятийного аппарата теории организации;

• ознакомление путем чтения в группе с оригинальными и уникальными материалами, раскрывающими суть теоретических положений, специальными литературными источниками, отсутствующими в фондах общедоступных библиотек.

Изучение курса основывается как на традиционных формах обучения (лекции, семинарские занятия), так и на современных активных формах обучения (дискуссии, самостоятельные исследования, анализ ситуаций, case-study и т.д.). Самостоятельная работа базируется на изучении рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также ресурсов Internet.

В результате освоения курса студент должен

знать:

- место и роль теории организаций и ее взаимосвязь с другими разделами экономической и управленческой науки;

– основные законы и принципы теории организации;

– функции, цели, эффективность и разновидности структурных подходов при исследовании организаций;

- методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессы организационного развития сложных социальных систем;

- структурные характеристики социальной организации;

- основные элементы и составляющие организационной культуры;

- модели организации;

- методологические и теоретические основы организационного проектирования на предприятии;

- принципы и критерии группирования организационных единиц на предприятии;

- базовые конфигурации организационных структур управления на предприятии и их свойства;

уметь:

- использовать методологические и теоретические основы анализа организационных отношений, процессов организационно-экономического развития сложных социальных систем при проектировании организационных структур управления на предприятии;

- анализировать проблемы предприятий и их комплексов с точки зрения организационных отношений;

- применять системный подход при изучении функционирования и при прогнозировании будущего организации;

- корректно ставить и предлагать направления и методы решения задач организации на предприятии;

- применять на практике к конкретным предприятиям модели организации и специфицировать соответствующие их характеристики;

- обосновывать с точки зрения теории организации меру централизации/децентрализации управления на предприятии;

- определять общие задачи, функции подразделений и проектировать базовые потоки полномочий в организации.

Для успешного завершения курса необходимо изучение материалов лекций, активное участие в практических занятиях, выполнение курсовой работы (если предполагается планом кафедры, либо для студентов заочной формы обучения) и сдача экзамена.

В основу данного учебного пособия положены методические подходы таких ученых, как А.И. Пригожин, С.С. Фролов, В.В. Щербина, А.Ф. Баранников, Б.З. Мильнер, Р.А. Коренченко, В.Н. Парахина и Т.М. Федоренко, С.В. Рогожин и Т.В. Рогожина и др.
Общие методические указания по изучению курса «Теория организации»

Освоение курса методически реализуется в различных формах: традиционные (лекции, семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации) и активные («круглые столы» по обсуждению актуальных проблем организационной практики, дискуссии и т.д.).

Значительный объем учебного материала студенты изучают в ходе самостоятельной работы с учебной литературой, а также выполняя курсовую работу под руководством преподавателя и занимаясь подготовкой к экзамену.

Необходимым условием для качественной подготовки к практическим и семинарским занятиям по многим темам курса является использование современных данных, публикуемых в специализированных журналах: «Менеджмент в России и за рубежом», «Общественные науки и современность», «Социологические исследования».

Методические указания по организации

самостоятельной работы при изучении курса

Самостоятельная работа студента состоит из нескольких отдельных блоков: анализ лекционного материала; подготовка к семинарским занятиям; чтение и реферирование специальной литературы; выполнение письменной контрольной работы; подготовка к экзамену.

Анализ лекционного материала. Пройденный на лекциях материал, как правило, носящий теоретико-методологический характер, требует обязательной самостоятельной рефлексии студента. Для более эффективного освоения курса целесообразно анализировать лекционный материал следующим образом: повторно прочитав конспект лекции, необходимо пристальное внимание уделить ключевым понятиям темы, обратившись к справочной и рекомендованной учебной и специальной литературе. Следующий шаг – реконструкция максимального количества междисциплинарных связей пройденного материала с другими темами курса. Письменная фиксация найденных междисциплинарных связей каждой изученной темы в тетради поможет глубже понять основные методологические принципы, лежащие в основе теории организации как науки. Следующий прием – поиск подтверждающих и критических аргументов к каждой изученной теме. Указанные аргументы должны представлять как минимум два базовых видения: обыденный, жизненный опыт студента и научные аргументы других организационно-управленческих концепций и теорий. Весьма полезно фиксировать в конспектах лекций найденные аргументы для последующего содержательного анализа и обсуждения на семинарах. Поиск студентом критических аргументов помогает развитию специфических навыков и умений, весьма актуальных в условиях мультипарадигмальности теории организации, является основой формирования у студентов научного подхода. Основное требование к найденным аргументам – они должны быть тщательно обоснованы. Критика ради критики также мало продвигает к научному знанию, как и догматическое принятие всех постулатов, произносимых преподавателем.

Подготовка к семинарским занятиям. Поскольку активность студента на семинарах является предметом внутрисеместрового контроля его продвижения в освоении курса, подготовка к семинарским занятиям требует ответственного отношения. Не допускается выступление на семинаре по первоисточнику – необходимо иметь подготовленный письменный доклад, оцениваемый преподавателем наряду с устным выступлением. В связи с указанным требованием целесообразно иметь отдельную тетрадь для докладов на семинарах. Не допускается также и распределение вопросов к семинару среди студентов группы, в результате которого отдельный студент является не готовым к конструктивному обсуждению «не своего» вопроса. Все вопросы к семинару должны быть письменно проработаны каждым студентом. Для более эффективной подготовки к семинарским занятиям целесообразно активно использовать ресурсы сети Интернет. Можно обращаться и к другим Интернет-ресурсам, однако, в любом случае, необходимо выдерживать единое требование – исчерпывающая ссылка, обеспечивающая возможность проверки источника информации, обязательна. Всегда выступавшее основным средством подготовки к семинарским занятиям, и, несмотря на развитие Интернета, сохранившее свою значимость и в рамках данного курса, является чтение и реферирование учебной и специальной научной литературы.

Чтение и реферирование учебной и специальной литературы. Изучение учебной и специальной литературы к курсу (как основной, так и дополнительной) является важнейшим требованием и основным индикатором освоения содержания курса. Основные методические рекомендации к чтению специальной литературы следующие:

• Не рекомендуется допускать чтение вступления, введения и других вспомогательных частей текста, выступающих в качестве инструментов, организующих навигацию по тексту и позволяющих более глубоко понять авторский замысел;

• Весьма продуктивным является чтение текста с параллельным выписыванием

основных теоретических постулатов, авторской аргументации, интересных примеров и других фрагментов текста в виде цитат. Цитаты должны быть точными, с указанием автора текста, страницы и полного описания источника. Цитаты можно выписывать обычным способом, но в этом случае целесообразно завести специальную тетрадь. Самый продуктивный способ – ввод цитат сразу в текстовый редактор компьютера и создание отдельного файла, например, в Microsoft Word, с названием «Цитаты». Удобство электронной версии заключается в возможностях оперативного поиска необходимой цитаты по ключевым словам, автору и т.д., а также в простоте последующего создания собственных текстов, как правило, набираемых на компьютере. Собственный «банк цитат» в дальнейшем крайне облегчит написание различных письменных работ, таких как контрольная, курсовая или дипломная работа;

• Эффективно чтение с записью «мемосов» - собственных мыслей или комментариев, возникающих по ходу чтения текста. Человеческая память ненадежна, и в дальнейшем есть риск забыть эвристичную идею, возникшую гипотезу, которые могут дать интересные результаты. Технически это также удобнее делать на компьютере по аналогии с «банком цитат»;

• Особое внимание необходимо уделять анализу библиографии, т.к. читая текст по интересующей вас теме, можно сэкономить немало времени на поиск других

важных источников, воспользовавшись проделанной автором текста работой по

составлению списка важнейших текстов, затрагивающих или развивающих данную тему.

Подготовка к экзамену. Итоговый контроль освоения курса проводится в форме экзамена. Вопросы к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, носят характер зондирования как теоретико-методологических, так и методико-процедурных знаний студента. Особое внимание рекомендуется уделить работе с понятийным аппаратом теории организации, базовыми теориями и концепциями. Основными материалами для подготовки к экзамену являются: конспекты лекций, материалы к семинарам, учебная и справочная литература.
Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности:
Общие часы – (212) час;

аудиторные занятия – (102) час;

лекции – (68) час;

семинарские (практические) занятия – (34)час;

формы текущего и итогового контроля – экзамен


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ



№ п/п


Тема занятия


лекц.зан


сем.зан


Всего

аудит.


СРС

1.

Введение в теорию организации


2




2

5

2.

Природа и сущность организации


2

2

4

5

3.

Система законов организации


2

4

6

4

4.

Закон синергии как основной закон организации


2




2

2

5.

Закон развития организации


2




2

3

6.

Закон самосохранения организации


2




2

2

7.

Закон единства анализа и синтеза организации


2




2

2

8.

Закон композиции - пропорциональности организации


2




2

2

9.

Закон информированности – упорядоченности организации


2




2

2

10.

Основные принципы функционирования организации


2




2

4

11.

Классификации организаций


2




2

3

12.

Формы организации предприятий


2




2

4

13.

Организация и внешняя среда


2

2

4

4

14.

Классическая теория организации


2

2

4

4

15.

Системный подход в теории организации


2

1

3

5

16.

Антисистемный подход в теории организации


2

1

3

5

17.

Организационная среда и организационные отношения


2




2

3

18.

Организация и управление


2

2

4

3

19.

Организационные структуры управления


2

2

4

4

20.

Организация как система решений


2




2

4

21.

Организационное поведение


3

2

5

5

22.

Процессы самоорганизации и самоуправления


2

2

4

3

23.

Организационная культура


3

2

5

5

24.

Доверие в организациях


2




2

3

25.

Жизненный цикл и развитие организации


2




2

3

26.

Конфликты в организациях


2




2

3

27.

Коммуникации в организации


2

2

4

3

28.

Управление изменениями в организациях


2

2

4

3

29.

Организационное проектирование


4

2

6

5

30.

Оценка эффективности организационных систем


2

2

4

3

31.

Управление знаниями в организации


2

2

4

2

32.

Современные тенденции развития организаций


2

2

4

2




Итого

68

34

102

110


^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в теорию организации
Теория организации в системе наук. Организации как предмет междисциплинарного изучения. Система наук об организации. Вклад различных наук в теорию организации: менеджмента, психологии, социологии, социальной психологии, антропологии, экономических наук, юридических наук, информатики. Тектология А.А. Богданова. «Тектология. Всеобщая организационная наука». Тождественность организации систем разных уровней как основная идея тектологии. Вклад А.А. Богданова в развитие организационной науки. Тектология и смежные области научных знаний. Теория систем. Кибернетика. Соотношение между теорией организации, теорией систем и кибернетикой. Связь тектологии с естественными науками, математическими науками и системой социальных наук. Теория организаций как ветвь тектологии. Объект исследования тектологии и объект исследования теории организаций. Предмет теории организации. Иерархия организационных моделей. Макроуровень: тектология, теория систем, кибернетика. Мезоуровень: теория организаций, теория управления, теория информации и т.д. Микроуровень: организация и управление фирмой, организация предпринимательства, организация информационной системы и т.д.

Термины: самоорганизация; самосохранение; целевая общность; формальная структура; объект теории организации; предмет теории организации; теория систем; кибернетика; тектология; организационные модели.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05
«Менеджмент организации». Ее изучение предусмотрено Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в1 «экономическая информатика»...
Фгос впо (региональный компонент, блок опд) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
«менеджмент организации», «бухгалтерский учет, анализ и аудит», «государственное и муниципальное управление»

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс дисциплины экономика и социология труда...
...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок ценных бумаг» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Р. 3 «информационные технологии в экономике»
Фгос впо (региональный компонент, блок опд) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconРоссийский государственный торгово-экономический университет
Учебно-методический комплекс Организационное поведение составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс опд. Ф. 04 для специальности 061100 «Менеджмент организации» iconУчебно-методический комплекс для студентов дневной и заочной форм...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов высших учебных заведений культуры и искусства. Учебно-методический комплекс...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск