Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета






НазваниеТруктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета
страница1/7
Дата публикации20.11.2013
Размер0.98 Mb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7





Структура программы

  1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

-Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета;

  1. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования по классам;

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  2. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список используемой нотной литературы;

  • Список рекомендуемой методической литературы;


Приложение 1 - примерные репертуарные списки

I^ . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Специальность и чтение с листа” направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

^ 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа».

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

^ 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета « Специальность и чтение с листа»
Срок обучения 8 – 9 лет


Таблица1


Содержание

1 класс, 2-8 классы

9 класс

Максимальная учебная нагрузка в часах

1777

297

Количество часов на аудиторные занятия

592

99

Общее количество часов на аудиторные занятия

691

Общее количество часов на внеаудиторные

(самостоятельные) занятия

1185

198



^ 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
^ 5. Цели и задачи учебного предмета «Специальность и чтение с листа».

Цели:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;

  • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;

  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

^ 6. Обоснование структуры учебного предмета «Специальность и чтение с листа».

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы"Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения.

В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и психологических особенностей.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация пианистических приемов);

  • практический (работа на инструменте, упражнения);

  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано.

^ 8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Специальность и чтение с листа».

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по предмету ” Специальность и чтение с листа” должны быть оснащены роялями или пианино и должны иметь площадь не менее 6 кв. метров.

Необходимо наличие концертного зала с концертным роялем, библиотеки и фонотеки. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться. Музыкальные инструменты должны регулярно обслуживаться настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

  1. ^ Содержание учебного предмета "Специальность и чтение с листа".

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность и чтение с листа», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные

занятия:

Таблица 2




Распределение по годам обучения

Классы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

2,5

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

592

99

691

Количество часов на самостоятельную работу в неделю

3

3

4

4

5

5

6

6

6

Общее количество часов на самостоятельную работу по годам

96

99

132

132

165

165

198

198

198














Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

1185

198

1383



Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные и самостоятельные)

160

165

198

198

247,5

247,5

280,5

280,5

297

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1777

297

2074

Объем времени на консультации (по годам)

6

8

8

8

8

8

8

8

8

Общий объем времени на консультации

62

8

70

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей.

Резерв учебного времени можно использовать как перед промежуточной (экзаменационной) аттестацией, так и после ее окончания с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул.

Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ начального и основного общего образования. Объем времени на самостоятельную работу может определяться с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

^ 2. Требования по годам обучения.

Настоящая программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа может значительно отличаться по уровню трудности (см. 5 вариантов примерных экзаменационных программ). Количество музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях.

В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что большинство произведений предназначаются для публичного или экзаменационного исполнения, а остальные - для работы в классе или просто ознакомления. Следовательно, преподаватель может устанавливать степень завершенности работы над произведением. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.

  1. класс

Специальность и чтение с листа - 2 часа в неделю

Самостоятельная работа - не менее 3- х часов в неделю

Консультации - 6 часов в год

Одновременно с изучением нотной грамоты преподаватель занимается с учащимися подбором по слуху, пением песенок. С первого урока предполагается знакомство с инструментом фортепиано, работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. За год учащийся должен пройти 20-30 небольших произведений, освоить основные приемы игры: non legato, legato, staccato. В репертуаре предполагаются пьесы различного характера: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды, ансамбли, а также (для более продвинутых учеников) легкие сонатины и вариации.

За год учащийся должен сыграть: 1 зачет в 1 полугодии; переводной экзамен во 2 полугодии. На экзамене исполняются 2-3 произведения:

  • полифония (менуэт, полонез, маленькая прелюдия),

- этюд,

  • крупная форма (сонатина, вариации, рондо). Возможна замена крупной формы на пьесу.

Выбор репертуара для классной работы, зачетов и экзаменов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Примерные варианты экзаменационных программ

1. Шитте Л. Соч. 160 № 4 Этюд

Крутицкий М. Зима

Любарский Н. « Курочка»

Тюрк Д. Ариозо
2. Кригер И. Менуэт

Шитте Л. Соч. 160 Этюд № 22

Чешская народная песня

Жилинский А. «Веселые ребята»
3. Черни К. Этюд До мажор

Моцарт Л. Менуэт ре минор

Беркович И. Вариации на тему р.н.п. «Во саду ли»

Майкапар С. Вальс
4. Беркович И. Этюд ля минор

МоцартЛ. Менуэт ми минор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор 2 ч. «Романс»

Штейбельт Д. Адажио
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconПрограмма в области музыкального искусства «фортепиано» Предметная
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Москвы

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место...
«Фортепиано», может использоваться при реализации предмета «Хоровой класс» в рамках дополнительных общеобразовательных программ «Струнные...

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconКлиманова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы
Пояснительная записка (цели и задачи курса математики, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconЦентр Образования «Личность»
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconЦентр Образования «Личность»
Пояснительная записка (цели и задачи курса русский язык, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconРабочая программа курса «Английский язык»
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconСтруктура программы учебного предмета «хор» I. Пояснительная записка
Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор»

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по обществознанию...
Учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета обществознание; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Труктура программы Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; Срок реализации учебного предмета iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по технологии для...
Тика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета технологии; описание ценностных ориентиров содержания учебного...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск