Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы






НазваниеУрок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы
страница1/12
Дата публикации24.11.2013
Размер1.44 Mb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Русский язык 3 класс 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века»

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы…………

Цель: развивать умение сопоставлять слова, анализировать их и правильно писать собственные имена существительные.

Ход урока

I. Чистописание.

п т // г ч // н к // л м // х ж // Желтые листья // синие ленты.

II. Повторение изученного материала.

1. Наблюдение за употреблением большой буквы в письменной речи.

На доске записаны предложения:

^ Мою кошку зовут Звездочка.

На небе появилась первая звездочка.

Наступила теплая осень.

Осень – чудесное время года.

Учитель предлагает учащимся прочитать предложения и ответить на вопросы:

– Чем отличается написание выделенных слов?

– Почему одни и те же слова написаны по-разному?

Задание: запишите любую пару предложений.

^ 2. Выведение правила правописания большой буквы.

Учитель читает отрывок из стихотворения Е. Измайлова:

Буква обычная выросла вдруг,

Стала заметно выше подруг…

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело…

Вопросы:

– Какие важные дела поручены большой букве?

– Воробей ^ Тишка,

Поросенок Гришка,

Красотка синичка.

Как напишешь клички? (С большой буквы.)

– Коля, Ира, Алексей

И Серёжа, и Андрей.

Не должны вы забывать,

Что большой буквой выделять? (Имена людей.)

На доске записано задание: допишите начало правила.

_______________________ пишутся с большой буквы.

^ 3. Работа в рабочей тетради № 1.

1) Выполнение упражнения 1 по заданию учителя.

Вставьте нужные слова вместо пропусков. (Россия, Москва, Красная площадь, Кремль, Москва-река.)

2) Выполнение упражнения 2 по заданию.

^ Учащиеся списывают текст с необходимыми изменениями, предварительно разделив его на предложения.

На что вы будете обращать внимание при списывании?

Физкультминутка

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3 (учебник) по вариантам.

Задание: спишите предложения, выбирая нужные слова.

I вариант. ^ Миша мечтает съездить в город…

Высоко в небе парил…

II вариант. За свой характер кот получил кличку…

Старый… сошел на берег.

Самооценка. На полях учащиеся рисуют линейки и отмечают на них уровень своей работы. (К – красиво, П – правильно, × – себя оценили).



^ IV. Словарная работа.

Коллективное выполнение упражнения 3 (рабочая тетрадь).

Учащиеся разгадывают кроссворд, обеспечивающий повторение словарных слов.

V. Итог урока.

– Какую орфограмму мы повторили сегодня на уроке?

– Что в написании большой буквы мы будем помнить всегда?

^ Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1).

Русский язык 3 класс 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века»

Урок 3 Тема:Фонетический анализ слова …………………..

Цели: повторить правила переноса слов; научить применять алгоритм выполнения фонетического анализа слова.

Ход урока

^ I. Чистописание.

ци цы // щи щи //

цирк, птицы, щипцы ///

II. Повторение правила переноса и деления слов на слоги.

Учитель. Вы уже знаете, что слова делятся на слоги.

– Как узнать, сколько слогов в слове? (В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.)

– Как разделить слова на слоги?

На доске записаны слова:

^ Ли-са, ма-ли-на, ма-й, те-тра-дь, ли-мон, и-ва, въ-езд, я-ма, пять, ю-ла.

Учитель предлагает ученикам выполнить задание: найдите слова, которые неправильно разделены на слоги. Объясните причину ошибки. Разделите эти слова на слоги правильно, запишите в тетради. По окончании работы выполните взаимопроверку.

Учитель. К нам за помощью обратился первоклассник.

Послушайте его рассказ и определите, какое правило он не усвоил? Помогите ему правильно перенести слова.

^ Один учащийся читает стихотворение В. Волиной «Как я перенес слова».

Рассказ первоклассника

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенёс:

^ Едва я перенёс:

Е- Два, –

Так получил за это «два».

Укол я перенёс:

У- Кол

И получил за это «кол».

Опять я перенёс:

О- Пять

Теперь, наверно, будет «пять».

– А вы как думаете, ребята?

Учащиеся помогают первокласснику правильно перенести слова, рассказывают правило переноса слов.

III. Изучение нового материала.

^ 1. Постановка учебной задачи.

Учитель. Вы знаете, что слова можно записывать по-разному: буквами, с помощью транскрипций и с помощью звуковых моделей.

На сегодняшнем уроке нам предстоит учиться проводить фонетический анализ слова устно, а затем записывать его.

^ 2. Чтение алгоритма «Как выполнять фонетический анализ слова».

3. Артикуляционная гимнастика.

Учащиеся 5–7 раз повторяют скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Физкультминутка

^ 4. Проведение фонетического анализа слов по алгоритму.

Учащиеся, выполняют фонетический анализ слова, рассуждают и действуют последовательно, согласно указаниям алгоритма:

1) Запишем слово, разделим на слоги, запишем его с помощью транскрипции: ^ Ракета, ра-ке-та, [рак’э́та].

2) Запишем слово по буквам в столбик и рядом транскрипцию [ ] звука.

3) Дадим характеристику звукам.

4) Подсчитаем количество букв и звуков.

р – [р] – согласный, твердый, непарный.

a – [а] – гласный, безударный.

к – [к’] – согласный, глухой, парный ([г]).

е – [э] – гласный, ударный.

т – [т] – согласный, глухой, парный ([д]).

а – [а] – гласный, безударный.




6 букв, 6 звуков.




^ Учащиеся делают фонетический анализ слова луна.

IV. Итог урока.

Учитель. Как вы думаете, для чего надо уметь выполнять фонетический разбор слов?

Слова различаются правописанием и произношением. И редко, когда произношение и написание совпадают, чаще всего они различаются. Для того, чтобы правильно писать слова, надо уметь различать их на слух, характеризовать звуки, знать их буквенное обозначение и еще очень многое, что нам предстоит изучать на уроках русского языка.

^ Домашнее задание: внимательно прочитайте алгоритм в учебнике.

Русский язык 3 класс 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века»

Урок 5 Тема: Повторяем: текст, его признаки и типы

Цели: закрепить знания учащихся о типах текста; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока

^ I. Чистописание.

с ж Самуил Яковлевич Маршак

II. Повторение изученного материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.

Послушайте несколько текстов.

В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала из-под снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени…

Вопросы по тексту:

– О чем я вам прочитала?

– Какой это тип текста?

– По каким признакам вы определили, что это текст-описание?

Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под деревом в полном унынии.

Вопросы по тексту:

– Какой тип текста я прочитала?

– Какие признаки текста-повествования вам известны?

Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев. Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в продолжение лета…

Вопросы по тексту:

– Какой тип текста я прочитала?

– По каким признакам вы определили, что это текст-рассуждение?

Физкультминутка

III. Определение типа текстов.

^ 1. Выполнение упражнения 1 устно (учебник).

– Можно ли стихотворение назвать текстом? Проблема!

Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текст-повествование.

^ 2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник).

Учащиеся работают в парах.

– Можно ли сказать, что это текст-описание?

– Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.)

– А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали.

^ IV. Итог урока.

– Можно ли определить содержание текста по его окончанию?

Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.

^ Русский язык 3 класс 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века»

Урок 6 Тема: Фонетический анализ слов ………………………..

Цели: закрепить знания об омонимах; учить выполнять фонетический анализ слова по алгоритму.

Ход урока

^ I. Чистописание.

Туман, зонт, дождь, шарф, пруд.

II. Повторение изученного материала.

На доске записаны стихотворения В. Волиной:

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

– Не мука, а мука,

Поварам наука.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся, это окуни.

Учитель. Найдите одинаковые по написанию слова.

– Чего не хватает в словах, чтобы был понятен смысл?

Поставьте ударение. Прочитайте стихи.

– Вспомните, как называются слова одинаковые по написанию, но разные по произношению?

Приведите примеры омонимов.

III. Тренировочные упражнения по выполнению фонетического разбора слов.

^ 1. Выполнение упражнения 1 (учебник).

Учитель. Прочитайте стихотворение из упражнения 1.

Что вы можете сказать о выделенных словах?

Проведите фонетический разбор любого выделенного слова, рассуждая по алгоритму (учебник).

Образец: Замка, зам-ка, [замка́].

з – [з] – согласный, звонкий, парный ([с]);

а – [а] – гласный, безударный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный;

к – [к] – согласный, глухой, парный ([г]);

а – [а] – гласный, ударный.




5 букв, 5 звуков.




^ 2. Выполнение упражнения 3 по вариантам (учебник).

I вариант – учащиеся рассматривают Олин вариант фонетического анализа слова умею.

II вариант – учащиеся рассматривают Сережин вариант фонетического анализа слова умею.

Затем учащиеся находят ошибки, исправляют их, записывают правильный фонетический разбор слова умею.

Учитель предлагает сверить выполненное задание с фонетическим анализом слова на доске.

Умею, у-ме-ю, [ум’эй’у].

у – [у] – гласный, безударный;

м – [м’] – согласный, звонкий, непарный;

е – [э] – гласный, ударный;

ю – [й’] – согласный, звонкий, непарный;

[у] – гласный, безударный.




4 буквы, 5 звуков.




Физкультминутка

^ 3. Орфоэпическая тренировка.

На доске записаны слова: атлас, квартал, свёкла, пироги.

Учитель. Какие из этих слов имеют омонимы с другим ударением? (Атлас, пироги.)

Оставшиеся два слова научитесь говорить правильно. (Кварта́л, свёкла.)

IV. Итог урока.

– Какие слова мы называем омонимами? Приведите примеры.

– Что такое фонетический анализ слова? Как его проводить?

^ Домашнее задание: письменно приведите примеры 4–5 омонимов.

Русский язык 3 класс 1 четверть УМК «Начальная школа 21 века»

Урок 8 Тема: Повторяем состав слова ………………….

Цели: повторить части слова и их обозначения; развивать умение разбирать слова по составу.

Ход урока

^ I. Чистописание.



ез ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр

Подберезовик, боровик – грибы.

^ II. Словарный диктант.

Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.

III. Повторение изученного материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»?

Вспомните, как называется:

џ часть слова, которая изменяется…

џ окончание, не выраженное звуками…

џ часть слова без окончания…

џ общая часть родственных слов…

џ часть слова, которая стоит за корнем и служит

для образования новых слов…

џ часть слова, которая стоит перед корнем и служит
для образования новых слов…

^ 2. Чтение алгоритма.

На доске написаны условные обозначения:

Учитель. Какие части слова так обозначаются?

– Какие части слова остались без обозначения? Обозначьте их на доске.

Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).

– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?

– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.

– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconУрок обучения грамоте. Чтение в 1а классе По теме «Звук [к], [к'] Буквы «К, к»
Цели: Познакомить с особенностью произношения и написания звуков [к], [к']. Буквы «К, к»

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconОбразовательный минимум по русскому языку для 3 класса за 1 четверть
Запиши правила написания заглавной буквы. ( Заглавная буква пишется в начале предложения; в названиях городов,рек, деревень, улиц;...

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconСочинение Гац Маргариты, ученицы 7 «В» класса
Мама. Сколько смысла можно вложить в это слово, сколько эмоций Не было бы ее, не было бы и меня! Она самый дорогой и любимый в мире...

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconТема урока: Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
Обучающая: познакомить учащихся с правилом написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных, показать значение суффиксов...

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconУрок русского языка Тема: «Алфафит»
Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconУрок 97 морфологический разбор категории состояния Цел и
Цели: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора категории состояния; повторить правила написания наречий; продолжить...

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconТема: Буквы З,з, обозначающие согласные звуки [з], [з]
Обж – учить детей правильно применять правила личной безопасности, если остались дома одни

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconПравописание о е после шипящихицв окончаниях существительных
Цель: освоение правила написания букв “О”, “Е” после шипящих и “Ц” в окончаниях имён существительных, формирование умений и навыков...

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconУрок «Обучение грамоте» в 1 «В» классе. Тема: «Согласные буквы б б, обозначающие звуки [б] [б’]»
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите ребята на них, поздоровайтесь. Садитесь

Урок 2 Тема: Вспоминаем правила написания большой буквы iconУрок по теме: «Слитные и раздельные написания производных предлогов»
Цель: формировать навык правильного написания предлогов, учить определять стилистическую принадлежность предлогов



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск