Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»






Скачать 59.66 Kb.
НазваниеРазработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Дата публикации17.12.2013
Размер59.66 Kb.
ТипРазработка урока
top-bal.ru > Литература > Разработка урока
Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»

Пояснительная записка.
Лингвистический анализ создает представление о языке как о целостной функциональной единице и является одним из главных средств подготовки к ЕГЭ и ГИА. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Данный дидактический материал можно использовать как на уроках, так и в качестве домашнего задания для формирования, закрепления и обобщения знаний по определенным темам курса русского языка в 8 классе.


^ Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умение производить комплексный анализ текста; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к разным стилям речи.

Воспитательные: воспитание человечности, ответственности за своих близких

Развивающие:

- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык,

- аргументировать, доказывать;
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Устный и письменный.

Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Необходимое оборудование: презентация к уроку по теме, раздаточный материал для работы в группах, опорные схемы.

I. Организационый момент.

II.Актуализация. Беседа по вопросам:

-Что мы называем текстом?

-Назовите типы текста.

-Вспомните стили речи.

III.Cообщение темы и цели урока.

IV.Знакомство с текстом.
1)На днях Володя Зайков (в одном подразделении служили) пригласил на рыбалку.(2) Я решил Светлану на недельку отправить в больницу.(3) Может, подлечат заодно. (4)Захотел отдохнуть. Не могу уже. (5)В бабу превратился: и стирка, и уборка, и варка на мне. (6)Пока жена была здоровая, я иногда к девчатам подваливал.(7) И хотелось, и моглось.(8) Даже интересно было: вроде на оперативной работе.(9) А сейчас не пойму, что со мной. (10)Скрываться не от кого. (11)Никому отчёта давать не надо.(12) Рад бы отчитаться, да не нужен мой отчёт никому…

(13)С медиками договорился. (14)Пока бегал в магазин, приехали. (Ни раньше, ни позже.) (15)У подъезда «скорая помощь».(16) Крест, будто алой кровью по белому.(17) Беда явилась не чёрным вороном – тревожной чайкой.(18) Дверь в квартиру приоткрыта. (19)В оторопи остановился. Помедлил. Захожу. (20)В прихожей санитар с носилками. (21)Фельдшер с саквояжем.

(22)Светлана…(23)Она сидела на пуфике в большой комнате.(24) Некрасивая. (25)Бледная.(26) Голова безвольно наклонена набок. (27)Тёмно-русые волосы до плеч. (28)Длинные худые руки с неухоженными ногтями плетьми лежали на коленях.(29) И всё это – моя жена.(30) Она заметила мой приход.(31) Голова дёрнулась. (32)Глянула отрешённо снизу вверх, затем глаза уставились в одну точку, чуть выше моей переносицы.

(33)Фельдшер «скорой», женщина лет сорока в мятом колпаке, дымила, закинув ногу на ногу.(34) Увидев меня, затушила папиросу в блюдце и с видимым облегчением поднялась:

–(35) Вы кем больной доводитесь?

– (36)Муж…

– (37)Ну вот и славно.(38) Госпитализируем в стационар.(39) Ей самой будет полезней.(40) Да и вам, думаю.(41) Вы мужчина ещё молодой…(42) Давайте грузить. (43)Петя, сделай укол.

(44)При этих словах жена как-то сжалась вся, сделалась меньше, беспомощней. (45)Пальцами вцепилась в края пуфика.

– (46)Не нужно. Она сама. Светлана, вставай. Пойдём.

(47)Жена посмотрела сквозь меня и глухо произнесла:

– (48)Куда?

– (49)Пойдём.

(50)Приёмный покой.(51) Бумажные формальности. (53)Медсестра, открыв спецключом дверь, заученно придерживая за локоток, увела её вглубь.(54) Она ушла, даже не посмотрев на меня.
(51)На рыбалке были вдвоём.(52) В Москву вернулись в среду.(53) Светлану нужно было забирать лишь в следующий вторник.(54) Опять пил. Уже один. Ходил в магазин. Ещё пил. От водки и вина только чернело на душе. Началось в четверг. В пятницу больше...

(55)Такая тоска взяла.

(56)Поехал.(57) Волнуюсь.У метро купил букет поздних цветов.

(58)Приёмный покой.(59) Дежурный врач: Раньше решили? Ну, забирайте. Ей лекарства уже не помогут. Запустили вы больную.

(60)Я томился в ожидании на кушетке.(61) Её долго не приводили… Медсестра заводит Светлану – тихую, отрешённую. Под глазами чёрные тени. Увидела меня. Остановилась у порога. Мы смотрели друг на друга и молчали. Я не знал, куда деть руки, куда сунуть букет, не мог двинуться с места.

(62)Пронзительная пауза повисла между нами. Напряжение возрастало. Обманчивая тишина сгущалась, накапливая невиданную энергию, готовую, словно мощная электрическая дуга, соединить нас.

(63)Вдруг лицо у неё как-то странно переменилось.(64) Глаза широко раскрылись, наполняясь слезами.(65) В них возник свет сознания.(66) И с воем она кинулась мне на грудь.

– Я думала, не увижу тебя больше… Родной.

Мы с жаром обнялись. Она громко рыдала. У меня на скулах ходили желваки. Я закрыл глаза. Уткнулся лицом в её растрёпанные волосы. Смешанные чувства изумления, восторга, миновавшего горя, внезапно свалившегося счастья захлестнули меня. Левой рукой я крепко прижимал её к себе, а правой гладил, перебирая пальцами пряди волос. Сердца наши часто бились.(67) В тихой радости приоткрыл глаза... Волосы её сделались седыми.
Незнакомое прежде, тектонически сильное чувство переполняло меня.

Я не знал ему названия.

Но оно владело мной безраздельно.
V.Комплексная работа по тексту:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Докажите, что это текст.

  3. Тема текста__________________________________________________

  4. Основная мысль текста_________________________________________

  5. Стиль текста_________________________________________________

  6. Тип текста__________________________________________________

  7. Выпишите из текста 2-3 слова, в которых звуков больше, чем букв, сделайте их фонетическую транскрипцию.(нее,изумления,перебирая)

  8. Найдите в тексте сложносокращенные слова. Объясните способ образования.

  9. В каком значении употреблено слово томился в тексте, подберите к нему синоним.мучился

  10. Выпишите из текста:

Эпитеты( неухоженными пронзительная пауза поздних цветов отрешённую. неухоженными ногтями)

олицетворения ( тишина сгущалась)

сравнения (словно чужие, беда явилась не чёрным вороном – тревожной чайкой, руки плетьми лежали на коленях)

метафоры (тоска взяла)

  1. Выпишите из текста примеры слов, соответствующие схемам:

∩ ,∩^^ ,∩^^^

  1. Произведите разбор следующих словосочетаний: захлестнули меня, кинулась с воем,странно переменилось,обманчивая тишина

  2. Определите способ связи между предложениями третьего абзаца.

  3. Выпишите из текста выделенное предложение и выполните его синтаксический разбор

Задания типа части В ЕГЭ:
В1.Определите способ образования слова ПЕРЕБИРАЯ.

В2.Из предложений 27-29 выпишите все предлоги.

В3.Из предложений 43-45 выпишите словосочетание(я) со связью примыкание.

В4. Среди предложений 48-54 укажите номера односоставных предложений.
В5.Из предложений 30-34 укажите номера предложений с обособленным обстоятельством.

В6.Среди предложений 3-10 укажите сложноподчиненное с придаточным времени.

В7.Среди предложений 63-66 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью предлога и личного местоимения. Укажите его номер.

В8.Известный современный писатель А.В.Костюнин, настраивает читателя на серьезные раздумья. С этой целью он использует, например, к такое лексическое средство ,как___(предл.5)В этом автору помогает и такое синтаксическое средство,как___(предл.56-57).Автор создает яркие художественные образы при помощи такого тропа,как___(предл.17)А такой троп, как__(предл.67) помогает передать душевное состояние героя.

Список терминов:

1)эпитет

2)односоставные предложения

3)фразеологизмы

4)метафора

5)сравнение

6)гипербола

7)антитеза

8)лексические повторы

9)риторическое обращение

Ответы:

В1. суффиксальный

В2. до,с,на

В3. как-то сжалась

В4. 49,50,51

В5. 33,34

В6. 6

В7. 65

В8. 3,2,4,1

Обобщение.Подведение итогов урока.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение о главной идее рассказа В.А.Костюнина «Офицер запаса», прочитав его полностью на сайте

http://kostjunin.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconПроект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К. Г. Паустовским»
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению»

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconМетодическая разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка литературы, Владимирская область Судогодский район село Мошок, e- mail

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconКомплексный анализ текста
Обучающие: Расширять и углублять знания учащихся по теме «Комплексный анализ текста». Формировать устойчивый познавательный интерес...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические признаки...
Содействовать развитию у учащихся умений работать в группах, осуществлять самооценку результатов своей работы на уроке, способствовать...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconЭлективный курс «Комплексный анализ текста»
В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconПояснительная записка направление : урок русского языка в 11 классе...
Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconУрок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconУрока русского языка в пятом классе по теме: «Буквы о-а в корнях с чередованием -лаг-лож»
Цель: создать условия для знакомства с основными этапами урока, построенного на основе деятельностного подхода в обучении через моделирование...

Разработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста» iconРазработка урока русского языка во 2 классе по теме «Постановка учебной...
Данный урок русского языка построен на основе технологии ро д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск