Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»






Скачать 52.76 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»
Дата публикации17.12.2013
Размер52.76 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Теняева Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Никифоровская СОШ №2»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное».
Цели:
1. Обобщить и систематизировать теоретический материал об имени

прилагательном с помощью морфологического и морфемного

разборов.

2. Повторить орфограммы имени прилагательного.

3. Провести наблюдение о синтаксической роли прилагательных в тексте,

о частотности употребления их в речи, о функции прилагательных

в описательном тексте.

4. Проверить умение учащихся употреблять прилагательные в своих творческих

работах при описании предмета.

5. Углубить знания о языковых средствах выразительности.

6. Воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.
Методические приёмы:


  1. Анализ текста, решение орфографических и пунктуационных задач.

  2. От анализа чужого текста к созданию собственного описания с использованием прилагательных и средств выразительности.

  3. Поисковая аналитическая работа и умение делать выводы.

  4. Различные виды разбора как способ обобщения и систематизации изученного.


Ход урока:


  1. Оргмомент (подписать листы для работы).

  2. Кратко рассказать о целях и задачах урока.

  3. Коллективная работа с текстом (самостоятельно):

А) вставить орфограммы и пунктограммы;

Б) озаглавить текст и прочитать его вслух.

IV Работа в группах (ответы записываются каждым учеником в свой лист с

с текстом).

V Обсуждаются всем классом вопросы и задания 1 группы.

1. Докажите, что это текст.

2. Тема текста.

3. Главная мысль.

4. Стиль и тип речи.

VI В работу включается 2 группа и разбирает следующие вопросы:

  1. Какова роль прилагательных в данном тексте?

  2. Посчитать, сколько прилагательных, существительных, глаголов в данном тексте? (Прилаг. – 28, существ. – 36, глаголов – 29)

Сделать вывод: по частотности употребления на 1 месте – сущ. , затем глаголы и прилагательные. Примерно такая же статистика и по научным выводам, но в текстах описательного характера преобладают прилагательные, в повествовательных текстах – глаголы.

VII Выполняются задания 3 группы:


  1. Найти в тексте эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры:

(эпитеты: беспокойный зверёк, таинственная тишина, счастливый и страшный час, красавица-ёлка, олицетворения: стволики прижались, лес просыпается, шевелится, деревья ждут освобождения, берёзка как прыгнет, сравнения: снег лежит плотными подушками, зайчишка сел столбиком, метафоры: снежный плен, ветвями-крыльями).


  1. Синтаксический разбор предложения:


Тонкие стволики прижались к земле, примёрзли и ждут освобождения. (повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное).


  1. Выписать слова с приставкой при-(со значением неполного действия):

(пригнулись, приподняться, прислушивается, присматривается, привстал, прикрытый).

  1. Слова с морфемным разбором.

VIII Выполняются задания 4 группы:

  1. Прочитать притяжательные прилагательные, которые образованы от

существительных ( лисий, совиный, тетеревиный, заячий, волчий).

  1. Выписать притяжательные прилагательные из текста ( птичьи, медвежий,

мышиная).

  1. В каком слове звуков больше, чем букв: (ель, еловые, ельник, зайчик)



IX Переходим к творческой работе.
В нашем тексте речь шла о красавице-ёлочке с ветвями-крыльями, она стоит в снежном плену. Ей тяжело под снеговыми подушками. Вот такую же ель нарисовал художник Иван Иванович Шишкин. Наверное, она его поразила своей красотой, он остановил время, и так одинокая ель скучает более ста лет.

Скоро Новый год, и мы будем украшать лесных красавиц. Не стоит дожидаться праздника и начнём уже сейчас. На цветных шариках вы напишите красивые словесные украшения для нашей маленькой виновницы наступающего Рождества и Нового года.

Пусть это будут красивые сравнения, эпитеты, метафоры. Лучшие из ваших словесных образов будут висеть на ёлочке.
X Все шарики складываются под ёлочку (по 1 человеку от каждой группы отбирают лучшие украшения, читают вслух отдельные и называют языковое средство).
XI Вывод учителя.
На примере анализа текста мы обобщили всё, что знаем о прилагательном.

-Что же обозначает прилагательное?

-На какие группы по значению делятся прилагательные?

-Как изменяются?

-Какова их функция в речи, в тексте?

-В каких текстах прилагательных больше, почему?

XII Cдача материалов для оценки.
Д/з. написать мини-сочинение-описание зимнего вечера.

Всё чаще появляется на высоком зимнем небе яркое солнце, но в лесу снег л_жит плотными подушками. Деревья пр_гнулись под его тяжестью стоят в снежном плену. Тонкие ствол_ки пр_жались к земле пр_мёрзли и ждут освоб_ждения.

Но вот пр_ходит долг_жданный час, самый счас_ливый для неподвижных деревьев и страшный для лесных зверей и птиц. В полной таинственной т_шине ш_вельнётся вдруг еловая веточ_ка и закачает_ся, хочет_ся ей пр_поднят_ся.

А под высокой красавицей-ёлкой, пр_крытый её широкими густыми ветвями-крыльями, спит косой зайчишка. Страшно ему, он пр_слуш_вается к странным звукам. Бе_покойный зверёк м_тнулся побежал сел столбиком и пр_сматривает_ся, откуда беда, куда бежать. И только пр_встал трусишка на задние лапки, как прыгнет вверх перед самым его носом, как выпр_мится целая берёзка!

Всё пр_образилось в лесном царстве. Всюду прыгают упругие ветки пр_одолевают пр_грады вырывают_ся из снежного плена. Весь лес кругом шев_лится просыпается слыш_тся тревожные птичьи голоса, медвежий рёв, мышиная возня.

( по М. Пришвину)

Расставьте недостающие знаки препинания.

Вставьте пропущенные буквы.


Задания для групп


III ГРУППА


  1. Выпишите из текста слова с приставкой при- ( в значении неполного действия).

  2. Сделайте синтаксический разбор указанного предложения.

  3. Еловая.

  4. Выпишите из текста слова, соответствующие схемам.


I ГРУППА
1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Тема текста

4. Основная мысль.

5.Стиль и тип речи.

6. Найдите в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.

^ II ГРУППА
1.Какова роль прилагательных в этом тексте?

2. Посчитай, сколько в тексте прилагательных, существительных и глаголов.

3. Разбейте прилагательные на группы по значению.

4. Произведите морфологический разбор прилагательных :

счастливый час;

в лесном царстве;

птичьи голоса.
IV ГРУППА


  1. Составьте словарный диктант из слов с орфограммами из данного текста.

  2. В каком слове звуков больше, чем букв :

ель, еловые, ельник, зайчик.

  1. Образуйте от данных существительных притяжательные прилагательные : лиса, сова, тетерев, заяц, волк.

  2. Используя выразительные средства языка, опишите ёлочку в зимнем лесу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconУрок комплексного анализа текста. Оборудование: текст рассказа Михаила...
Тема: комплексный анализ текста при повторении темы «сложные предложения с разными видами связи»

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconРазработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные...

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: «Имя прилагательное», повторительно-обобщающий урок
Изучение части речи «Имя прилагательное» начинается с начальной школы. В 6 классе происходит углубление представления о прилагательном....

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconПроект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К. Г. Паустовским»
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению»

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconПояснительная записка направление : урок русского языка в 11 классе...
Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является...

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconЗакрепление темы «Имя прилагательное» по произведениям А. С. Пушкина
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в форме дифференцированного обучения

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconУрок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах
Цели и задачи урока: 1 повторить и обобщить знания уч-ся по различным разделам современного русского языка, как-то: морфологии, словообразованию,...

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconЭлективный курс «Комплексный анализ текста»
В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6 классе по теме: «Морфологические признаки...
Содействовать развитию у учащихся умений работать в группах, осуществлять самооценку результатов своей работы на уроке, способствовать...

Урок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск