Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах






Скачать 141.58 Kb.
НазваниеУрок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах
Дата публикации17.12.2013
Размер141.58 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок




Поваренская СОШ

2006 год

учитель Шарушинская А.В.
УРОК ( 2 часа)
ТЕМА: Комплексный анализ текста в 10-11классах

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ урока: 1) повторить и обобщить знания уч-ся по различным разделам современного русского языка, как-то: морфологии, словообразованию, фонетике, орфографии, синтаксису, лексике, пунктуации;

2) отрабатывать навыки в постановке знаков препинания в разнообразных синтаксических конструкциях, в составлении графических схем с использованием кинематических знаков;

3) работать над анализом изобразительных средств художественного текста;

4) посредством синтаксических конструкций особой структуры в конкретном тексте пробуждать у уч-ся интерес к такого рода явлениям в синтаксисе современного русского языка;

5) воспитывать у уч-ся любовь к родной природе, используя содержание контекста;
ОБОРУДОВАНИЕ урока: распечатанные тексты и задания к нему ;


^ ХОД УРОКА
1.Организационный момент.

  • Слово учителя:


- Сегодня на уроке мы проведем комплексный анализ текста. Повторим различные разделы языка: фонетику, орфографию, морфологию, словообразование, лексику, синтаксис и пунктуацию. Также потренируемся в составлении графических схем и выявим нестандартные явления русского синтаксиса в конкретном тексте.
2. Пропедевтическая работа с текстом ( тексты и задания к комплексному анализу текста розданы каждому уч-ся. Знаки препинания в тексте не стоят)


Текст
Бодро хорошо идти по земле ра…им утром1. Воздух еще (не)ставший знойным приятно освежает гортань и грудь.2 Солнце еще (не) вошедшее в силу гре…т бережно и ласково.3 Под косыми лучами утре…го солнца все кажется каким(то) рельефным выпуклым и мостик через к…наву дерев…я подножия которых еще затопле…ы тен…ю а в…рхушки влажно поблескивают румя…ые и яркие.4 Даже (не)большие (не)ровности по дороге и по ст…ронам ее бр…сают свои маленькие тени чего уже (не)будет в (пол)день.5

В лесу то и дело поп…даются б…лотца ч…рные и гл…нцевитые.6 Тем з..ленее трава р..стущая возле них.7 Иногда из глубины леса пр…бежит ручеек.8Он п…р…секает д…рогу и т…ропливо скрывается в лесу.9 А водном месте к нашим н…гам вып…лз из лесного сумрака словно гиган…ский удав сочный пышный (не)стерпимо яркий поток мха.10 В середине его почти (не)естстве…ой зелени струился кофейно (корич(ь)невый) ручеек.11 ( по В.Солоухину)
Задания к комплексному анализу текста


    1. Прочитайте, докажите, что перед вами текст

    2. Озаглавьте текст

    3. Определите стиль и тип речи

    4. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания

    5. Пересекает2, торопливо2

    6. Выпишите слова со следующими орфограммами:

1 вариант – на правописание НЕ с различными частями речи

2 вариант – на правописание -Н- - -НН- с разными частями речи

7. Найдите и объясните правописание слов на следующие орфограммы:

1 вариант - на правописание приставок ПРЕ-,ПЕРЕ-,

ПРИ-

2 вариант- на правописание О-Е после шипящих в корне слова

8.Найдите слова, которые пишутся через дефис, прочитайте их. Продолжите данный ряд слов своими примерами (устно)

9.Найдите частицу в тексте и определите ее роль.

10.ИНОГДА3

11.Найдите обособленные определения, выраженные:

1 вариант - ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

2 вариант - ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ

12.Найдите предложения с различными видами связи

13.Найдите СПП с придаточными присоединительными. Определите смысловые отношения между его частями

14 Расскажите о своих впечатлениях от встречи с утренним лесом. (задание дается предварительно)
1. Чтение текста вслух учителем

2. Чтение текста учащимися про себя

3.Выполните 1,2,3 задания ( устно )
3. Фронтальная работа с текстом (выполнение заданий)

  • Слово учителя:

- Для того, чтобы выполнить следующие задания , повторим теоретический материал:

  1. Что изучают такие разделы современного русского языка,

как морфология, лексика, орфография, словообразование, фонетика? (ответы учащихся)

  1. Выполните задание 4 ( самостоятельная работа с последующей проверкой вслух)

  2. Выполните задание 5 ( на доске индивидуально)

  3. Одновременно класс выполняет задание 6 по вариантам (фронтальная проверка заданий вслух)

5. Выполните задание 7 ( по вариантам)

6. Одновременно выполняются задание 8 (индивидуально)

7. Приведите из текста примеры слов с разделительным Ь и

объясните их правописание

8. ТЕНЬЮ1 ( на доске индивидуально)


  • Слово учителя:


- Итак, мы повторили и обобщили некоторые сведения по различным разделам русского языка, морфологии, фонетике, словообразованию, орфографии, лексике. А сейчас мы займемся повторением синтаксиса. Синтаксис является своеобразной вершиной языка, так как именно в нем аккумулированы и синтезированы знания по вышеперечисленным разделам современного русского языка.

Синтаксис - верхний ярус в системе языка. И немаловажно, чтобы вы в этой системе разбирались и могли видеть красоту, стройность, логичность синтаксического строя языка. С этой целью мы и повторим с вами некоторые сведения по синтаксису, используя предложенный текст.

  • Перед вами задания по синтаксису - №11, 12, 13. Выполним их.

После завершения этой работы мы попытаемся на основе одного из предложений текста выявить и определить нестандартность смысловых отношений, возникающих между частями некоторых сложных синтаксических конструкций, и узнаем, как квалифицируются некоторые виды сочинительной и подчинительной связей.


  1. Пропедевтическое повторение раздела «Синтаксис».

Беседа по теории синтаксиса:

  • Что изучает синтаксис русского языка?

  • Назовите виды предложений

  • Какие синтаксические конструкции служат для уточнения, выделения какой-либо мысли?

  • Какую роль в предложениях играют причастные обороты?

  • Что вы знаете об обособленных членах предложения?

  • Какую роль в речи играют однородные члены предложения?




  • 5.Фронтальная работа с текстом.( выполнение заданий по синтаксису):

  1. Определите, какие синтаксические конструкции встречаются в предложенном тексте? (обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными; сравнительные обороты; сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью; ряды однородных членов предложения; предложения с обобщающим членом при однородных членах; )

  2. Выполните задание №11 ( по вариантам)

  3. Выполните задание №12. ( устно). Выпишите это предложение.

Под косыми лучами утреннего солнца все кажется каким-то рельефным, выпуклым: и мостик через канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, а верхушки влажно поблескивают, румяные и яркие.


  • Слово Учителя:

- А теперь давайте поработаем с этим предложением.

  • Какой вид связи мы наблюдаем в этом предложении?

( сочинительная и подчинительная связь)

  • Сколько в этом предложении простых предложений? (три)

  • Найдите главное предложение

  • В каких смысловых отношениях находятся следующие части предложения:

А) …и деревья… (1) и … подножия которых еще затоплены тенью (2) ( подчинительная связь, главное предложение - 1 определительное придаточное – 2 )

  • В каких смысловых отношениях находятся следующие части предложения:

Б) … подножия которых еще затоплены тенью… (1) и

а верхушки влажно поблескивают, румяные и яркие.(2)

( сочинительная связь, между частями - отношения сопоставления, выраженные союзом А)

  • Каким подчинительным союзом, выражающим значение сопоставления, можно заменить союз А? ( МЕЖДУ ТЕМ КАК, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК)

  • Прочитайте предложение, используя эти союзы.

( чтение примера)

Под косыми лучами утреннего света все кажется каким-то рельефным, выпуклым: и мостик через канаву, и деревья, подножия которых еще затоплены тенью, МЕЖДУ ТЕМ КАК ( в то время как, тогда как) верхушки важно поблескивают, румяные и яркие.


  • Слово учителя:

-Как видим, смысл предложения не изменился при замене сочинительного союза А на подчинительный союз. Можно сделать следующий вывод: в синтаксисе русского языка выделяется особый тип сложных предложений, так называемый ПЕРЕХОДНЫЙ, суть которого заключается в том, что отношения сопоставления между частями предложения , выраженные

сочинительными союзами, близки по значению к подчинительным. Перед нами типичный случай переходности, когда СОЧИНЕНИЕ переходит в ПОДЧИНЕНИЕ. Но вопрос о переходности в синтаксической науке еще не решен окончательно.

Но мы должны уметь видеть такие явления в синтаксисе сложного предложения и делать соответствующие выводы.

  • Сделайте графическую схему этого предложения

и определите, в чем особенность выражения однородных членов предложения ( выражены рядом существительных, одно из которых представляет собой ряд предложений с сочинительной и подчинительной связью)

Схема предложения







: и , и , которых , а





между тем как

в то время как

тогда как



  1. Выполните задание № 13 и определите, в чем особенность присоединительных конструкций ( нельзя задать вопрос).

  2. Какие смысловые отношения возникают между частями

этого предложения? ( противопоставления)


6.Проверка домашнего задания


  • Слово учителя:

- Мы прочитали текст В.Солоухина, определили его тему, рассмотрели этот отрывок с точки зрения его лингвистических особенностей. А сейчас мы послушаем, как вы подготовили домашнее задание – рассказ «Моя встреча с утренним лесом». Это задание №14. (чтение рассказов учащихся)

7. Заключительный этап урока: подведение итогов,

слово учителя о достижении поставленных целей












Сказуемое

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Каков? Что есть такое?

Кто есть такой?



Подлежащее

Что? Кто?

Дополнение

Вопросы косвенных падежей

( косвенные падежи –это все падежи, кроме именительного)




ОПРЕДЕЛЕНИЕ

^ КАКОЙ? ЧЕЙ?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

ГДЕ? КОГДА? КАК?

КАКИМ ОБРАЗОМ?

С КАКИХ ПОР? ДО КАКИХ ПОР?

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗАЧЕМ?

ПОЧЕМУ?

В КАКОЙ СТЕПЕНИ? НАСКОЛ

Классный час
«Давайте будем людьми счастливыми...»

Д.С.Лихачев
Читаем «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева
Учитель Сегодня мы с вами поговорим о том, каким должен быть человек, какие нравственные ценности должны составлять основу его жизни

« …человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях…»

Каким должен быть человек, чтобы он был счастлив?
Учитель В наше непростое время, когда , к сожалению многие нравственные понятия, такие, как любовь, доброта, сострадание, уважительность, забота, интеллигентность, забываются или не понимаются, разговор об этом как никогда очень важен и нужен. И в этом разговоре нам помогут письма Д.С.Лихачева.


ЬКО?

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром.сл.5
Сотрадание -


Цитаты

Я буду счастлив, если читатель, к какому бы возрасту ни принадлежал, найдет в моих письмах хотя бы часть того, с чем он сможет согласиться.(начало)

.

Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность: цените их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга – односельчане или соученики…
Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек.

Видеть, слушать, запоминать – и все это с любовью к людям: как это важно!

(группа предарительно готовит презентацию)

1…главная жизненная задача… должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему народу, стране, ко всей вселенной…

Сл.1

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Учитель Наверное,
2.

(Н.Заболоцкий)

3. Беседа

Что вы понимаете под добротой?

В каких поступках может проявляться доброта? Сл.3

Совершали ли вы какие-нибудь добрые поступки?
4. Доброта - это

Интерактивная мгра

(картинки, рисунки)
Тв. раб. О дружбе

Тв. раб «З.заб.»
Как вы понимаете чувство заботы? Приходилось ли вам когда-нибудь проявлять заботу?
Давайте послушаем творческую работу Б.Кулешова «Зимние заботы»

(чтение тв. работы)
Учитель Выводы. Человека, если он будет проявлять доброту, сострадание, заботу о других, можно назвать счастливым. Вы согласны с этим утверждением?

(ответы учащихся)

( группа готовит презентацию на эту тему) рассуждения Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны правильно.

^ Урок второй. Назовем его уроком ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
О каких же «исходных данных» говорит Д.С.Лихачев?
Человек должен быть интеллигентен! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.

Интеллигентность… проявляется в тысячах и тысячах мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья.
Если следовать размышлениям Дмитрия Сергеевича, то каждый человек должен быть интеллигентен. Только тогда он сможет многое сделать и для людей, и для страны, в этом, по его мнению, и заключается и личное счастье человека.
Беседа

Встречали ли вы среди своего окружения интеллигентных людей?

В чем проявляется их интеллигентность?

И хочется ли вам быть по-настоящему интеллигентным человеком? Каким, по-вашему, мнению, для этого нужно быть? И что для этого надо делать? Помогут ли вам советы Дмитрия Сергеевича?

Урок 3 Урок воспитанности
Получить хорошее воспитание можно не только в семье или в школе, но и … у самого себя.

…нужно начинать с себя…

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо…

Надо уметь не мешать друг другу.

Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать надо… то, что выражается в манерах. Бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, в которых ты живешь, и т.д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного уважения к людям.
Беседа
Каким вы представляете воспитанного человека?

Какими манерами должен обладать воспитанный человек?

Какое, на ваш взгляд, самое главное качество воспитанного человека?
(ответы учащихся)

Урок 4. Урок патриотизма

.

(определение патриотизма)
Не будет корней в родной местности, в родной стране – будет много людей, похожих на степное растение перекати-поле.

У природы есть своя культура. Природа по-своему «социальна». «Социальность» ее еще и в том, что она может жить рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот в свою очередь …бережет ее, не наносит ей непоправимого ущерба.

Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы.
Русский пейзаж в основном создавался усилиями двух культур: культуры человека… и культуры природы. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур…

Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем.

И чем более дика природа, тем острее и глубже ее сообщество с человеком.
Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек – носитель прошлого и носитель национального характера. Человек – часть общества и часть его истории.
1981 год


Природа создавала человека много миллионов лет… Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в этой жизни поддерживать эту созидательную тенденцию…

Урок счастья…
… задача каждого человека….повышать этот уровень счастья… И свое личное счастья тоже не остается вне этих забот. Но главным образом, окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А кроме того, это значит повышать уровень счастья своей страны и всего человечества в конце концов.

У каждого есть такая возможность …(

в конец))

Урок первый





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconУрок русского языка в 6 классе Тема : «Комплексный анализ текста...
Тема: «Комплексный анализ текста при обобщающем повторении темы «Имя прилагательное»

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconКомплексный анализ текста
Обучающие: Расширять и углублять знания учащихся по теме «Комплексный анализ текста». Формировать устойчивый познавательный интерес...

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconУрок комплексного анализа текста. Оборудование: текст рассказа Михаила...
Тема: комплексный анализ текста при повторении темы «сложные предложения с разными видами связи»

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconРазработка урока русского языка в 8 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные...

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconПояснительная записка направление : урок русского языка в 11 классе...
Нужно отметить, что в связи с довольно большими интеллектуальными нагрузками, которые приходится выдерживать старшеклассникам, является...

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconПроект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К. Г. Паустовским»
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению»

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconГлавное управление образования курганской области
Выполните комплексный анализ текста прозаического или поэтического. Выбор типа текста право участника олимпиады

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconЭлективный курс «Комплексный анализ текста»
В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики, языка и речи, слова и текста, русского языка и литературы

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconТема урока: Комплексный анализ текста по сказке В. И. Даля «Война грибов с ягодами»
Привитие и развитие интереса к слову, к новым знаниям, расширение кругозора, обогащение словарного запаса учащихся

Урок ( 2 часа) тема: Комплексный анализ текста в 10-11классах iconМалюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс
Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск