Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф.






Скачать 376.45 Kb.
НазваниеКлиманова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф.
Дата публикации19.12.2013
Размер376.45 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», в соответствии с целями и задачами образовательной программы ГБОУ гимназии № 1597.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год – 5 ч в неделю.
Для реализации программного содержания используются:

Литературное чтение: учебник для 3 класса начальной школы: в 2 частях/ сост. Л.Ф. Климанова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.

Литературное чтение: рабочая тетрадь для 3 класса / сост. М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2013 г.

Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения ; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2012 г.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
^ Содержание программы:

Курс призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора-музыканта.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения на втором году обучения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
^ Цели обучения:

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
^ Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
По результатам диагностики выявлено:

- успеваемость учащихся соответствует планируемым результатам;

-проблемной зоной является самооценка учащихся;

- придерживаясь данного тематического планирования, необходимо на каждом уроке в разных формах учить учащихся планировать и оценивать свои действия.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Основные разделы курса

Самое великое чудо на свете

      Рукописные книги древней Руси.

      Первопечатник Иван Федоров.

^ Устное народное творчество

      Русские народные песни.

      Докучные сказки.

      Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь

      1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели

      1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь

      1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки

      1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы

      1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь

      1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое

      1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь

      1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок

      1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

      1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература

      «Храбрый Персей».

      Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».
Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности 1 ч в неделю отводится на внеклассное чтение.

Цель уроков внеклассного чтения - выработать у учащихся свой вкус и свои читательские интересы.

Внеклассное чтение создает предпосылки для изучения литературы, но это не фон, а основы литературного развития, поскольку заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта.

При определении места внеклассного чтения в системе начального обучения русского языка необходимо помнить, что:

  • основная цель уроков обучения грамоте - научить детей читать;

  • уроков литературного (классного) чтения - совершенствование техники чтения и выработка навыков работы с текстом;

  • цель уроков внеклассного чтения - сформировать основы читательской самостоятельности младшим школьникам, т.е. привить им положительное отношение к чтению, научить выбирать книги и осваивать их содержание.


3 период ( 3 класс).

^ Учебный материал: художественные и научно познавательные детские книги с ограничением объема, группировка монографическая.

Время занятия: 45 мин (1 урок) 1 раз в неделю.

Учебная деятельность: обязательная самостоятельная по заданным признакам на уроке и вне.

Метод: чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием.

.
Требования к отбору детских книг:

  1. Круг чтения расширяется, охватывает 10-12 тем, плюс детские журналы и газеты.

  2. Объем книги не имеет четкой регламентации: от 16 до 300 страниц. В III период толстые книги - сборники рассказов, дети могут прочитать несколько. В IV период - книги-повести.

  3. Размер шрифта лучше сохранить, т.к. мелкий шрифт трудно воспринимается.


^ Структура и содержание типового урока: развиваются основы читательской самостоятельности. Урок - главная форма обучения, умению самостоятельно выбирать и правильно читать книги, хотя большая часть самостоятельной читательской деятельности осуществляется уже вне урока, вне школы. Урок же подводит итог работы детей с книгой, дает возможность детям проконтролировать себя и обеспечивает последовательность и систематичность детского чтения.

  • Самостоятельно прочитанные во внеурочное время книги учащиеся приносят в класс, выставляют у доски и коллективно рассматривают. Выделяют те книги, которые представляют интерес со всех точек зрения. (3-5 мин).

  • Всесторонний анализ выделенных книг, беседа о героях прочитанных книг и их авторах. (20-25 мин).

  • Дополнение, расширение читательского опыта детей учителем: знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами чтения и писателями; под руководством учителя выявляются закономерности, которые помогут в дальнейшем самостоятельном выборе книг действовать более квалифицированно. (15-20 мин)

  • Сообщение темы следующего урока внеклассного чтения, разъяснение целей. Содержания и приемов самостоятельного выбора и чтения детских книг. (2-3 мин).


Требования к урокам внеклассного чтения.

  1. На каждом уроке проводится учёт того, что дети читали самостоятельно.

  2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг.

  3. На каждом уроке чтение какого-либо произведения.

  4. На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях, имеют место элементы анализа прочитанного в форме беседы и в форме свободных высказываний.

  5. Словарная работа играет вспомогательную роль, пересказ отходит от традиционной формы.

  6. Вопросы беседы должны быть рассчитаны на более высокую самостоятельность учащихся.

  7. Необходима тщательная продуманность форм самостоятельной работы.


Формы руководства самостоятельным детским чтением.

  1. Основная форма – урок внеклассного чтения.

  2. Пропаганда книг (списки рекомендуемой литературы, выставка книг-новинок или книг на определенные темы, отзывы о книгах в стенгазете, пропаганда книг библиотекарем и т.д.).

  3. Индивидуальная помощь и повседневный контроль: беседы с учащимися о книгах, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, знакомство с домашней библиотекой учащихся, просмотр записей о прочитанных книгах и т.д.

  4. Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, рукописный журнал, встречи с писателями и учителями литературы старших классов, литературные экскурсии.

  5. Запись в библиотеку.

  6. Учёт прочитанного:

а) просмотр читательских формуляров;

б) читательские дневники:

начальный этап: Ф.И. автора, название книги;

основной этап: Ф.И. автора, название книги, отзыв или краткое замечание о содержании.

в) запись о книгах на карточках;

г) устные формы (индивидуальные беседы).
Виды работы на уроках внеклассного чтения.

Основными являются 3 формы работы:

  1. рассказывание;

  2. рецензирование (устные и письменные отзывы о прочитанных книгах);

  3. уроки пропаганды книги (следует использовать нечасто).

Во внеклассное время:

  1. организация классной библиотеки, составление списка-каталога, картотеки;

  2. составление учителем списка книг для внеклассного чтения;

  3. устройство выставки книг-новинок или книг на определенную тему;

  4. читательские конференции;

  5. беглые беседы учителя с учащимися о прочитанных книгах в перемену или после уроков:

    • рассказать, о чем читал;

    • пересказать эпизод;

    • ответить на вопросы по содержанию;

  6. организация различных литературных игр (литературные загадки, викторины, игры в рифмы и т.д.);

  7. детские литературные утренники;

  8. коллективное чтение книг во внеурочное время.


Оценка внеклассного чтения в начальных классах.

Вся учебная деятельность школьников по внеклассному чтению на каждом этапе контролируется и оценивается.

На подготовительном и учебном этапах внеклассного чтения положительная оценка текущей деятельности школьника выражается учителем в форме устного одобрения, поощрительной записи в дневнике и т.д.

На основном уже вводится выставления оценок за внеклассное чтение (негативную оценку выставлять нельзя).


Планируемые результаты обучения по разделам:
^ «САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ»

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

^ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

знать:

  • виды сказок и их структуру;

  • различные произведения устного народного творчества;


уметь:

  • приводить примеры произведений фольклора

  • (пословицы, загадки, сказки);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • пересказывать текст.


«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (8 ч) + 3 ч

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- находить в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
^ «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ»

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

- заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.

^ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-характеризовать выразительные средства;

-читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

- заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).

^ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня),

сказки народные и литературные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения
^ «БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой

на авторский текст;

- оценивать события, героев произведения

-воспринимать на слух и понимать художественные произведения

разных жанров;

-передавать их содержание по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.
^ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»

знать:

- названия, основное содержание изученных литературных произведений;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать стихотворные произведения наизусть.
^ «ЛЮБИ ЖИВОЕ»

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
^ «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
^ «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

- понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

уметь:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведения;

-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)

- участвовать в литературных играх (инсценирование);

-оценивать события, героев произведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
^ «ПО СТРАНИЦАМ ЖУРНАЛОВ»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;

-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах.
^ «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

знать:

-названия, основное содержание изученных литературных

произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ (34 ч)

знать:

- 2-3 книги каждого автора, представленного в обучении;

- 3-6 книг на каждую тему чтения, соответствующую возрасту;

- знать приемы выбора книг на определенную тему, пользуясь

выставкой, рекомендательным указателем, каталогом детской

библиотеки или открытым доступом к книжным полкам;

- важнейший отличительный признак справочной литературы, уметь

ею пользоваться.

уметь:

- ориентироваться в каталожной карточке;

- подбирать материал из нескольких источников для высказывания о самостоятельно прочитанной книге, ее авторе или литературном герое (привести факты, поступки, размышления, выразить к ним свое отношение), составить рассказ по плану, заданному учителем;

- целенаправленно читать детскую периодику (газеты, журналы) и систематически использовать помещенные там материалы на уроках и во внеурочное время.
Для организации учебно-познавательной деятельности используются следующие технологии:

адаптивного обучения, игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, исследовательская, здоровьесберегающая.

^ Для формирования ключевых образовательных компетенций используются такие средства, формы и приемы обучения, как:

-метод сотрудничества

-методики проектирования

- дифференцированный подход

- деятельностный подход

- работа по алгоритму и др.

Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся к концу года

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса.

Обучающиеся должны:

  • владеть навыками правильного, сознательного, достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;

  • понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;

  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;

  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;

  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;

  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);

  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;

  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;

  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

Обучающиеся должны знать:

  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;

  • названия, темы и сюжеты произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;

  • народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.


^ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
В 3 «Б» КЛАССЕ


НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(5 часов в неделю, всего 170 часов)
Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградовская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. – М. ОАО «Просвещение», 2013 г


урока

Дата

Тема

ИКТ

^ I ПОЛУГОДИЕ

Самое великое чудо на свете

1




Рукописные книги древней Руси




2




Первопечатник Иван Фёдоров




3




Урок- путешествие в прошлое




4




Устное народное творчество. Русские народные песни




5




Вн. чт. Устное народное творчество




6




Докучные сказки




7, 8, 9




«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Видеосюжет

10




Вн. чт. Русские народные сказки




11, 12, 13




«Иван – Царевич и серый волк»

Видеосюжет

14




«Сивка – бурка»




15




^ Вн. чт. Русские народные сказки




16, 17




«Сивка – бурка»

Видеосюжет

18




Обобщающий урок по теме




19




Наши проекты

Презентация

20




^ Вн. чт. Русские народные сказки




Поэтическая тетрадь №1

21




Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза»

Аудиозапись

22




Ф. И.Тютчев « Листья»

Аудиозапись

23




А. А. Фет « Мама, глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»

Аудиозапись

24




И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Утро»

Аудиозапись

25




Вн. чт.

Стихи поэтов – классиков для детей




26




И. Никитин «Встреча зимы»

Аудиозапись

27




И. Суриков «Детство»

Аудиозапись

28




И. Суриков «Зима»




29




Обобщающий урок




30




Вн. чт.

Стихи поэтов – классиков для детей




Великие русские писатели

31




А. С. Пушкин «Стихи»

Аудиозапись

32




А. С. Пушкин «Стихи»

Аудиозапись

33, 34




А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»




35




Вн. чт.

Стихи поэтов – классиков для детей




36, 37




А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Видеосюжет

38




И. А. Крылов «Мартышка и очки»

Видеосюжет

39




И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

Видеосюжет

40




Вн. чт.

Басни И. А. Крылова




41




И. А. Крылов «Ворона и лисица»

Видеосюжет

42




М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком»




43




М. Ю. Лермонтов «Утёс»

Аудиозапись

44




М. Ю. Лермонтов «Осень»

Аудиозапись

45




Вн. чт.

Басни И. А. Крылова




46




Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)




47




Л. Н. Толстой «Акула»

Аудиокнига

48




Л. Н. Толстой «Прыжок»

Аудиокнига

49




Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

Аудиокнига

50




Вн. чт.

Рассказы и басни Л. Н. Толстого

Аудиокнига

51




Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»




52










53




Обобщающий урок по теме




54




Наши проекты

Презентация

55




Вн. чт.

Рассказы и басни Л. Н. Толстого

Аудиокнига

Поэтическая тетрадь №2

56




Н. А. Некрасов «Славная осень!», « Не ветер бушует над бором»

Аудиозапись

57, 58, 59




Н. А. Некрасов « Дедушка Мазай и зайцы»

Видеосюжет

60




Вн. чт.

Работа с текстом




61




К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

Аудиозапись

62




И. А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»

Аудиозапись

63




Обобщение по теме




64




Наши проекты

Презентация

65




Вн. чт.

Работа с текстом




Литературные сказки

66




Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

Аудиокнига

67




Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Аудиокнига

68, 69




В. Гаршин « Лягушка – путешественница»

Видеосюжет

70




Вн. чт.

О братьях наших меньших




71



В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Аудиокнига

72




Обобщающий урок по первой части учебника




73 – 75




Резервные уроки




^ II ПОЛУГОДИЕ

Были - небылицы

76, 77




М. Горький « Случай с Евсейкой»




78, 79




К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

Аудиокнига

80




Вн. чт.

К.Паустовский .Рассказы




81, 82




А. Куприн «Слон»

Аудиокнига

83




Урок – путешествие по «Былям – небылицам»




84




Наши проекты

Презентация

85




Вн. чт. О братьях наших меньших




Поэтическая тетрадь №1

86




Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»

Аудиозапись

87




А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Аудиозапись

88




С. Есенин. «Черёмуха»

Аудиозапись

89




Урок – викторина по теме «Поэтическая тетрадь №1»




90




Вн. чт.

Стихи поэтов - классиков




Люби живое

91




М. Пришвин «Моя родина»

Аудиокнига

92, 94




И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

Аудиокнига

95




Вн. чт.

Пришвин «Кладовая солнца»




96, 97




В. И. Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»




98, 99




В. Бианки «Мышонок Пик»




100




Вн. чт.

Рассказы В. Бианки




101, 102




Б. Житков «Про обезьянку»

Аудиокнига

103




В. Л. Друров «Наша Жучка»




104




В. П. Астафьев «Капалуха»




105




Вн. чт.

Рассказы Б. Житкова




106




В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

Аудиокнига

107




Обобщающий урок по теме « Люби живое»




Поэтическая тетрадь №2

108




С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»

Аудиозапись

109




А. Барто «Разлука», «В театре»

Аудиозапись

110




Вн. чт.

Любимые стихи детских поэтов




111




С. В. Михалков « Если»

Аудиозапись

112




Е. Благинина «Кукушка»,

« Котёнок»

Аудиозапись

113




Обобщающий урок




114




Наши проекты

Презентация

115




Вн. чт.

Е Шварц «Сказка о потерянном времени»

Видеосюжет

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

116




Б. Шергин «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок»




117




А. П. Платонов «Цветок на земле»

Аудиокнига

118




А. П. Платонов « Ещё мама»

Аудиокнига

119




Н. Носов «Федина задача»




120




Вн. чт.

Платонов « Разноцветная бабочка»




121




Н. Носов «Телефон»

Аудиокнига

122




В. Драгунский «Друг детства»

Аудиокнига

123




Урок – конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»




124




Наши проекты

Презентация

125




Вн. чт.

Писатели - детям




^ По страницам детских журналов

126




Ю. Ермолаев « Проговорился», «Воспитатели»




127




Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»




128




Р. Сэф. «Весёлые стихи»




129




Читательская конференция «По страницам детских журналов»




130




Вн. чт.

А Волков «Волшебник изумрудного города»




Зарубежная литература

131 - 134




Мифы Древней Греции




135




Вн. чт.

Мифы, легенды, предания




136 - 139




Мифы Древней Греции




140




Вн. чт.

Волшебные сказки братьев Гримм

Аудиокнига

141 - 142




Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Видеосюжет

143 - 144




В. Гауф « Маленький Мук»




145




Вн. чт.

Харрис Дж. Сказки дядюшки Римуса




146 -149




С. Лагерлёф « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Видеосюжет

150




Вн. чт.

Сказки Р. Киплинга




151 - 154




А. Линдгрен «Повести о малыше и Карлсоне»

Видеосюжет

155




Вн. чт.

Сказки Ш. Перро




156




Развивающий час по теме «Зарубежная литература»




157 - 168




Резервные уроки




169




Брейн ринг




170




Литература на лето







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconТематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение»...
Литературное чтение / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2008г., Буп оу 2004 г.; и методическими...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconУчебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. «Родная...
При разработке рабочей программы использовано методическое пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс»: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса...
Рабочая программа предназначена для изучения литературного чтения в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Л. Ф....

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
В. А. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Литературное чтение: рабочие программы. 1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г к учебнику...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2013-2014...
Учебная программа «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение» авторов: Климановой Л. Ф., Горецкого...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение»: авторы Климанова Л. Ф., Голованова М. В., Горецкий В. Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.:...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа на 2012-2013 учебный год Предмет: Литературное чтение 1 класс
Программа: Перспектива. Азбука. Л. Ф. Климанова; С. Г. Макеева. Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий,...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconПрограммно-методическое обеспечение школы учебниками в 2013-2014
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л. А. и др. «Литературное чтение(в 2-х ч.)+СД»- 1кл

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального...
В. А. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Литературное чтение: рабочие программы. 1-4 класс». М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику...

Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения; методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 кл. / Л. Ф. iconПрограмма «Литературное чтение» составлена на основе программы «Литературное чтение»
...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск