Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века»)






Скачать 64.78 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века»)
Дата публикации19.12.2013
Размер64.78 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: Л.Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века»)



Цели: развитие читательских умений.

Задачи урока:

-познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность.

-работать над осознанностью чтения, над развитием читательских умений;

-расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

-воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, печатные листы с биографией автора, карточки «Дерево предсказаний», тексты произведения, рабочие тетради.


Ход урока

^ 1.Организационный момент

Задача нашего урока – продолжить работать над развитием читательских умений, значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
Методический прием «Корзина понятий».

- Вы узнали, кто это?

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?

Нам известны некоторые произведения Л.Н. Толстого.

_ О чём и о ком писал великий писатель 19 века? (О природе, о Родине, о людях, о детях).
_ Назовите жанры произведений Л.Н. Толстого. (рассказы, сказки, были, былины, басни).

- Значит, произведения Толстого можно назвать разножанровые.

Он писал как художественные, так и научно – познавательные произведения.

Вспоминаем: художественные – вызывают чувства, научно – познавательные – сообщает факты.

Приведите примеры произведений.
2^ . Метод «Чтение с пометами.

-Все ли знаете об этом писателе?

При чтении биографии карандашом выставлять пометки на полях.

V уже знал

+ - узнал новое

? – хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

-Что узнали нового?

Музей – усадьба ^ Я́сная Поля́на - в Щёкинском районе Тульской области.
Вывод: Продолжим изучение произведений писателя.
^ 3. Работа над новым материалом.

Методический прием «Предположение».

-Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа ( рисунок акулы).

Тема: о животных.

-Как бы Вы озаглавили?

-Что знаете об этих животных? (Выступление подготовленных детей об акулах).

-Какая это информация? Почему? (научно-познавательная, сообщает факты) .

Рассматривание рисунков с изображением акул.

- Что может произойти в рассказе с таким названием?
^ Чтение учителем. Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки).
Задание до чтения:

1. Определить, какой это рассказ?

2. Ответить на вопрос: Что поразило?
^ Чтение 1 части с.4 - 5 по 7 абзац. (Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.)
Методический приём «Дерево предсказаний»

Вы видите « Дерево предсказаний», в центре его – главные герои рассказа: акула, отец, мальчики.
Групповая работа. (На столах карточки с заданием).
Подумайте и дайте ответы на вопросы.

1.Что будет дальше?

2.Чем закончится текст?

3.Как могут развиваться события?

Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».

-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
Чтение 2 части с.6 абзац 6 (Раздался выстрел…) – (продолжает читать учитель)

-Какие у вас возникли чувства?

- Прочитайте текст до конца и узнайте, как закончится рассказ.
^ 4. После чтения рассказа. Мозговой штурм.

-Совпали ли предположения?

- Какой это рассказ?

- Что поразило?

-Расскажите, какие чувства вы испытали при чтении произведения?

-Уже в названии есть что-то тревожное, предчувствуешь – что-то случится.

.

^ Лексическая работа:

- Как понимаете выражения? (затем толкование открыть)

Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

^ Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Физминутка.
^ 5. Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана (образы героев)

-На сколько частей вы бы разделили этот текст? ( на 4)

-На какие части можно разделить текст?

1 часть: Купание

2часть: Акула

3 часть: Выстрел

4 часть: Спасение
-Какой литературный прием использует автор в произведении? (описание)

-Прочитайте, как Л.Н. Толстой описывает погоду.

^ Выборочное чтение (1 абзац) Как нужно читать этот эпизод? (спокойно)

-Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?

(Сравнение “...и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары”.)

-Какое настроение было у людей? Как нужно читать этот эпизод? (весело, радостно)

^ Выборочное чтение ( 2 абзац. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не выдавай! Понатужься! )

-Что же вызвало тревогу?

^ Выборочное чтение (Вдруг с палубы кто-то крикнул: … )

-Сменилось ли настроение людей? Какие чувства испытали все, кто были на корабле?

Выборочное чтение ( Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.)…(Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь смотрел на детей)--Как изменилось настроение матросов после выстрела? (Но когда дым разошёлся над водою,...)- ропот- радостный крик.

-Какой знакомый литературный приём вы увидели? Противопоставление.
Чтение, сопровождается построением схемы на доске.


смелый, мужественный испуганные, беззащитные




находчивый, решительный радостные, веселые, ………………………………………………………………………………….озорные




волнующийся………………………………………………………… глупые

самоотверженно любящий

хищник, морское чудовище
-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

-Какой момент в рассказе самый напряжённый? Почему вы так считаете?

-Прочитайте. ( Визг этот как будто разбудил артиллериста…)

Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?

^ Рассказать обо всех переживаниях отца.

-Проследим по тексту действия и состояние.

-Мужественный ли он человек?

-Что пережил артиллерист за короткое купание мальчиков?

(Оцепенел от ужаса, потом действовал решительно, смело и находчиво. Он не мог справиться со своим волнением, горем, если бы попал в ребят.

Он упал у пушки, поднялся, когда понял, что опасность миновала.)

-Как вы оцениваете поступок капитана?

-Какие качества характера проявились у капитана?

-А как бы вы поступили на месте отца?

-Что двигало им? (любовь к ближнему) ( открывается характеристика отца)
-^ Кто является главным героем рассказа? Почему?

-Какое настроение было у мальчиков в начале рассказа? (весёлое, радостное)

-Во время встречи с акулой? (испуганные, беззащитные)

-Какая угроза нависла над ними?
^ Как можно было избежать её с самого начала?

-Значит, как можно назвать мальчиков? ( глупые, неопытные)
-Что хотелось бы сказать о произведении?

(Короткий рассказ, но картин и чувств много. Звуковое кино. Переживают не только герои, но и читатели. А главное и важное в его рассказе – это не только изображение событий, а изображение характеров героев, их внутреннего мира.)
-Сравните его с произведением «Прыжок».

(В «Акуле» лучше показано состояние отца, в другом – мальчика.

^ В характере отца – смелость, умение действовать и не теряться.

Сходство – место действия, переживания, настроение, отец спасает сына.)
Вывод:

-Почему так озаглавлен текст?

-Что хотел автор донести до читателей этим произведением?

Итог:

-Как фамилия, имя, отчество писателя- автора рассказа «Акула»?

-Какой это рассказ?

-Посмотрите на выставку книг Л. Н. Толстого. Наша школьная библиотека богата произведениями этого замечательного писателя. Читайте, и вы узнаете очень много полезного для своей дальнейшей жизни!
Домашнее задание: чтение с.4 – 7, подготовить рассказ об отце мальчика по плану или подробный пересказ текста, работать над заданиями в тетради на с. 6-7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconУрок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» Тема: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!» Цели:...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconПрограмма курса «Литературное чтение»
Преподавание литературного чтения во 2 классе ведётся по программе «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconПрограмма курса «Литературное чтение»
Преподавание литературного чтения в 3 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconУрок литературного чтения, 2 класс (умк «Начальная школа XXI века»)...
Какое упражнение помогает нам научиться говорить быстро, чётко, понятно? (Скороговорка)

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconРабочая программа учебного курса «Литературного чтения»
Рабочая программа учебного курса «Литературного чтения» для 3 класса составлена на основе авторской программы курса «Литературного...

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconТема урока: «Слова исконные и заимствованные»
Урок русского языка во 2 классе по умк «Начальная школа 21 века». (автор: С. В. Иванов)

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса с учетом фгос....
На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю)

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconУрок литературного чтения (чтение) с элементами внеклассного чтения в 1 классе Тема
Цели: формировать навык плавного, слогового, осознанного чтения слов и предложений с изученными буквами

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Л. Н. Толстой. Акула. («Начальная школа 21 века») iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4г классе
«Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального образования, на основе авторской...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск