Учебно-методический комплекс дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/5
Дата публикации03.01.2014
Размер0.78 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
top-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра зарубежной литературы


Английская драма от Шекспира до Шеридана

Дисциплина по выбору студента

(Учебно-методический комплекс дисциплины)

ООП 050300.62 – филологическое образование (бакалавриат)

Филологический факультет

Курс IV, семестр 8

Москва 2010

УДК 821(4) 09

ББК 84.3 (4 ВЕЛ) 4 я 73
Рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ
Автор-составитель:

доцент кафедры зарубежной литературы,

кандидат филологических наук Т. Г. Чеснокова

^ Зав. кафедрой:

профессор кафедры зарубежной литературы,

доктор филологических наук Б. А. Гиленсон

Рецензент:

доцент кафедры зарубежной литературы,

кандидат филологических наук Н. Б. Калашникова
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. ООП 050300.62 – филологическое образование (бакалавриат). Курс IV, семестр 8 / Автор-сост. Т. Г. Чеснокова. – М.: МГПУ, 2010. – с.
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен на заседании кафедры зарубежной литературы 9 декабря 2009 года (протокол № 4) и утвержден на заседании ученого совета факультета 16 декабря 2009 года (протокол № 5)


© Т. Г. Чеснокова, 2009

© ГОУ ВПО МГПУ, 2010

^ Часть I. Программа учебной дисциплины
Пояснительная записка
Настоящая программа соответствует требованиям ГОС ВПО для бакалавров (стандарт 2005 г., общее количество часов – 60, из них 28 – в аудитории, 32 – самостоятельная работа).

Цель дисциплины: формирование образованного филолога – педагога и редактора, обладающего комплексными знаниями и компетенциями в области филологической науки, широкой эрудицией, навыками филологического анализа произведений классической английской драматургии на стыке литературоведения и лингвистики с учетом историко-литературных, историко-культурных и общеэстетических особенностей изучаемого предмета.

Задачи:

- представить в наиболее полном и удобном для восприятия объеме историю английской драмы от зрелого творчества Шекспира (начало XVII века) до завершения эпохи традиционализма (вторая половина XVIII столетия: в английской драматургии – творчество Р. Б. Шеридана, предромантизм);

- сформировать у студентов углубленные теоретические представления о важнейших процессах, протекавших в драматургии и театре названного периода, об их культурных основах и литературном выражении, о связи художественных явлений с основными стилевыми направлениями XVII – XVIII веков (барокко, классицизмом, сентиментализмом, рококо) в их взаимодействии и самостоятельном развитии;

- сформировать необходимые представления о творческих индивидуальностях наиболее выдающихся драматургов изучаемого периода, об эволюции их творчества, значимых произведениях;

- научить грамотному литературоведческому анализу драматических произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и с учетом специальных требований, предъявляемых профилем обучающихся.

Курс «Английская драма от Шекспира до Шеридана» является дисциплиной по выбору и читается на IV курсе (VIII семестр) у студентов, получающих высшее образование по направлению «Филологическое образование» (профиль «Литературное редактирование»). Курс непосредственно связан с предшествующим ему по времени курсом литературы и культуры зарубежных стран, выступая как его дальнейшее расширение и теоретическое углубление, а также с циклом дисциплин общегуманитарной подготовки (философия, история и т. п.).
^ Требования к первоначальному уровню подготовки учащегося
Студент, приступающий к изучению спецкурса «Английская драма от Шекспира до Шеридана», должен владеть необходимым объемом историко-литературных знаний и навыков, усвоенных в пропедевтическом курсе «Литература и культура средних веков, Возрождения и XVII – XVIII веков» и курсе древнерусской литературы, в курсах зарубежной литературы и культуры XIX и XX веков, а также русской литературы и культуры XIX века и XX века. Он обязан знать основные термины и понятия литературной теории (введения) и уметь применять их к изучению произведений художественной литературы. Необходимым фоном обучения является также хорошее знание истории и культуры начала Нового времени, полученное в рамках обязательных дисциплин гуманитарного цикла.
^ Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен:

- знать тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения, в переводах и (по желанию студента) в подлиннике, уметь отвечать на вопросы по их содержанию, не допуская фактических ошибок;

- ориентироваться в корпусе существующих переводов, уметь грамотно оценить их качество;

- освоить лекционный материал и основной объем рекомендованной учебной и специальной литературы; свободно ориентироваться в проблематике научных подходов к изучаемому предмету и методам его преподавания, в принципах издательской практики по отношению к представленным в курсе памятникам драматургии;

- разбираться в историко-культурном контексте изучаемых литературных процессов (включая основы театральной деятельности в XVII – XVIII вв.);

- иметь представление о творческой эволюции каждого из авторов, чье творчество рассматривается в рамках курса монографически (У. Шекспир, Дж. Драйден, У. Конгрив, Г. Филдинг, Р. Б. Шеридан);

- обладать навыками анализа художественных текстов, применять усвоенные теоретические знания на практике (уметь охарактеризовать жанр произведения и обосновать его принадлежность к тому или иному стилевому направлению; анализировать композицию, стиль, языковые особенности произведения, отражение мировоззренческих принципов автора и т. п.);

- четко представлять себе место английской драмы XVII – XVIII вв. в истории мировой драматургии, уметь самостоятельно определять межпредметные связи изучаемой дисциплины в рамках историко-литературного и гуманитарного цикла;

- применять полученные знания в научно-исследовательской работе и практике, в дальнейшей профессиональной деятельности.

Программа рассчитана на один семестр и включает промежуточную аттестацию, складывающуюся из суммы баллов за основные виды, выполняемых в течение учебного семестра (см. технологическую карту), а также итоговую аттестацию в форме экзамена.

Курс включает 28 ч. лекций, 32 ч. – самостоятельной работы, всего – 60 часов на дисциплину.
^ Основное содержание дисциплины
1. Предмет и периодизация курса. Истоки английской драмы XVII века. «Гамлет» У. Шекспира в контексте мировоззренческих и художественно-стилевых тенденций эпохи

Предмет курса – английская драма позднего традиционализма (XVII – XVIII вв.). Обоснование его единства и внутренняя периодизация: 1) драматургия 1601–1642 гг. («младшие современники Шекспира» / английский театр накануне революции), 2) драматургия Реставрации (1660 – нач. 1700-х или нач. 1720-х гг.), 3) драматургия XVIII века (эпоха Просвещения). Смена жанровых систем и художественно-стилевых установок в драматургии Англии в XVII–XVIII вв. Национальная («шекспировская») традиция как фактор эстетической преемственности: противоречивость ее роли и места в развитии английского театра «от Шекспира до Шеридана». Общность постренессансных и позднетрадиционалистских основ английской драмы изучаемого периода. Место последней в истории английской и мировой драматургии.

Шекспир «между» Ренессансом и XVII веком: проблемы культурно-исторической интерпретации драматургии Шекспира (позиции Ю. Б. Виппера, Л. М. Баткина, А. А. Смирнова, Р. И. Хлодовского, А. А. Аникста, А. Н. Горбунова и др.). Единство основ английской драматургической поэтики конца XVI – первой трети XVII века и ее эволюция на фоне «брожения стилей» рубежа XVI–XVII вв. «Гамлет» Шекспира как знаковое явление художественной и культурной жизни начала XVII столетия. Философско-исторический и художественный контекст трагедии. Кризисные явления в европейской культуре XVI – XVII вв.: близость их внутренних основ и национальные различия. Следы разочарования в идеалах и методах ренессансного гуманизма в континентальной европейской культуре XVI – начала XVII века: политическая теория Н. Макиавелли, «карнавальный» гуманизм Ф. Рабле, скептицизм Монтеня, смех Сервантеса. Понятие «трагического гуманизма»: обобщенное содержание (А. А. Смирнов), применение к континентальной литературе XVI – нач. XVII вв. Маньеризм и барокко в европейском искусстве и литературе второй половины XVI – начала XVII в.: происхождение и соотношение терминов, нюансы их употребления. Стилевые признаки и важнейшие проявления маньеризма и барокко в искусстве и литературе. Проблема соотношения социально-идеологических движений и формально-стилевых тенденций в литературе и искусстве заката Ренессанса. Формальные и духовные основы маньеризма и барокко.

Судьбы ренессансного гуманизма в Англии эпохи Тюдоров. Своеобразие гуманизма Т. Мора и общее направление развития английского гуманизма в середине – второй половине XVI в.: гуманизм и Реформация. Природа культурного синтеза времен Елизаветы I: границы и критерии гуманистических явлений в литературе и искусстве елизаветинцев. Кризис елизаветинского синтеза, его связь с общеевропейским кризисом и национальное своеобразие, социально-политические и духовные аспекты. Особенности религиозной жизни английского общества первой половины XVII в. Рождение экспериментальной науки и эмпирической философии (Ф. Бэкон), их влияние на общественное сознание. Феномен «меланхолии» в английской культуре первой трети XVII в. Следы вышеназванных тенденций в художественной структуре «Гамлета».

«Гамлет» и художественные стили начала XVII века. Трагедия Шекспира в контексте широких трактовок маньеризма и барокко. «Гамлет» как явление маньеризма в теории А. Хаузера. Концепции барочной основы шекспировского творчества (Л. М. Баткин, Г. К. Косиков, И. С. Приходько и др.). Дифференцированный («узкий») подход к английскому маньеризму и барокко в отечественной науке: важнейшие особенности мировоззрения и поэтики маньеризма в английской драме первой трети XVII в. (по А. Аниксту и А. Н. Горбунову). Сдвиг функциональной роли английского маньеризма от раннего Возрождения к позднему (А. Т. Парфенов). Трагедия мести и трагикомедия в ряду важнейших жанров английского маньеризма («Месть Антонио», «Недовольный» Дж. Марстона). Черты обоих жанров в «Гамлете» и дальнейшая маньеристская трансформация трагедии мести (трагедии С. Тернера). Трагедия и трагическое в «Гамлете»: основы трагического конфликта пьесы в трактовке философов, писателей, критиков, литературоведов XIX–XX вв. (Г.-В.-Ф. Гегель, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, Л. Е. Пинский, А. А. Аникст и др.). «Гамлет» с точки зрения концепции «трагического гуманизма» в истории советского и российского шекспироведения (А. А. Смирнов, Р. И. Хлодовский, И. О. Шайтанов, Т. Г. Чеснокова), границы применимости термина. Шекспировский «Гамлет» и «Гамлет» романтизма, модернизма и постмодернизма (важнейшие тенденции). Важнейшие вехи сценической (и кинематографической) истории «Гамлета». Понятие «русского Гамлета» в отечественной литературе и культуре XIX–XX веков: трансформации жанра, стиля и образа. Наиболее известные переводы пьесы на русский язык: проблема художественно-стилевой интерпретации текста, принципы издательской деятельности. «Неслиянность» и «нераздельность» художественно-стилевой природы «Гамлета» и художественных стилей шекспировской эпохи. Шекспир как исток и нижняя «граница» новой эпохи в английской драме (XVII век). Отталкивание позднейшей драмы от своего «истока».
2. Драматургия первой половины XVII века

Драматургия «младших современников Шекспира», ее хронологические рамки, «постренессансый» характер. ^ Бен Джонсон – крупнейший из младших современников Шекспира, теоретик и практик раннего классицизма. Сочетание классицистических и маньеристских тенденций в творчестве Джонсона. Джонсон и жанр сатирической («городской») трагедии «гуморов». «Гуморы» Джонсона и характеры Мольера: сходство и отличия. Полемика Джонсона с эстетическими принципами английской драматургической системы, апология «правил», оппозиция природы и искусства. Традиции итальянской «ученой комедии» и расширение «гумористических» принципов в комедии «Вольпоне, или Лис». Сюжетообразующий характер мотива «обманутых обманщиков». Нанизывание сатирических зарисовок. «Ироническая справедливость» финала. «Римские» трагедии Джонсона («Сеян», «Катилина»): общая характеристика на фоне античных трагедий У. Шекспира. Традиции Джонсона в английском романе XVIIIXIX вв. (Т. Смоллетт, Ч. Диккенс, У. М. Теккерей). Драматургия Шекспира в оценке Б. Джонсона.

«Высокий» маньеризм в английской драме начала XVII в. Истоки и жанровый состав драматургии маньеризма. Особенности поэтики маньеристской «городской» сатирической комедии. Герои-марионетки, мотивы ловушки, лабиринта, маскарада и принцип «иронической справедливости» в комедии Т. Миддлтона «Безумный мир, господа!». Популярность испанских и итальянских сюжетов в трагедиях и трагикомедиях зрелого английского маньеризма. Переосмысление испанской трагедии чести («Оборотень» Т. Миддлтона), тяга к аллегоризму и трагедийный вариант «иронической справедливости» («Трагедия мстителя» С. Тернера), патологические эффекты, эстетика «ужаса» («Герцогиня Амальфи» Дж. Уэбстера). Традиции городской комедии и «придворной» трагикомедии маньеризма в т. н. «проблемных пьесах» У. Шекспира (У. М. В. Тилльярд) – «Мера за меру», «Троил и Крессида», «Все хорошо, что хорошо кончается». Сюжет «Меры за меру» в поэме А. С. Пушкина «Анджело».

^ Творчество Т. Деккера и Т. Хейвуда: возрождение традиций «романического» дошекспировского театра, элементы «народного маньеризма». Черты патриархальной утопии, мещански-благопристойная версия «карнавального» комизма в комедиях «Праздник башмачника» Т. Деккера и «Четыре лондонских подмастерья» Т. Хейвуда. Перенос проблематики испанской трагедии чести на английскую протестантскую почву и ее неизбежные метаморфозы в рамках «семейной трагедии» («Женщина, убитая добротой» Т. Хейвуда). Зародыши сентиментальной комедии в пьесе Деккера «Добродетельная шлюха». Творчество Хейвуда и Деккера как один из жанровых источников английской «буржуазной трагедии» XVIII в. Барочные мотивы в позднем творчестве Т. Деккера («Дева-мученица»).

^ Барочные тенденции в английской драме 10-х – 40-х гг. XVII в. Жанрово-стилевое своеобразие романических трагикомедий, или «последних пьес» Шекспира в контексте эпохи. Маньеризм и барокко в творчестве Бомонта и Флетчера: неполнота перехода к барокко и «рецидивы» маньеризма. Жанровый состав творчества. Механизмы сюжетного развития в трагикомедиях Бомонта и Флетчера. Гамлетовская ситуация и ее переосмысление в романической трагикомедии «Филастр». Своеобразие конфликта в «Трагедии девушки». Комедии Бомонта и Флетчера («Укрощение укротителя», «Охота за охотником»): «остроумие» и война полов как ведущие комедийные мотивы. Влияние Бомонта и Флетчера на комедию времен Реставрации. Пародирование «народного маньеризма» и прием «пьесы в пьесе» в театральном бурлеске Ф. Бомонта «Рыцарь пламенеющего пестика». Дальнейшая эволюция театрального бурлеска от Бомонта через драматургию Реставрации и XVIII столетия – к романтической иронии Л. Тика («Кот в сапогах»). Утверждение художественных принципов зрелого барокко в драматургии Джона Форда («Разбитое сердце», «Как жаль ее развратницей назвать»): перенос основного конфликта в сферу интимных страстей, психологизм и экзальтация, соседство мотивов платонической любви и кровосмесительной страсти, тема рока.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и история русской литературы Культурология — 031400. 62 Форма подготовки очная

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Стилистика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301. 65 «Русский...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировой культуры»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс информация о дисциплине
Электроника, ч. 2: учебно-методический комплекс (информация о дисциплине, рабочие учебные материалы, информационные ресурсы дисциплины,...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Статистика»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Статистика» для студентов очной формы обучения специальности: 1001100. 65 «Домоведение»,...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс Методология культурологии Направление 031400. 62 «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск