Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература






Скачать 412.27 Kb.
НазваниеОсновная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература
страница1/3
Дата публикации03.01.2014
Размер412.27 Kb.
ТипОсновная образовательная программа
top-bal.ru > Литература > Основная образовательная программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

(ХГУ им.Н.Ф.Катанова)





УТВЕРЖДАЮ

Ректор
__________________________ ФИО
«____» ________________ 20 ____ г.


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по специальности
050301. 65. РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Квалификация - Учитель русского языка и литературы

Абакан
1. Пояснительная записка
1.1. Цели основной образовательной программы по специальности 050301.65 Русский язык и литература формируются в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным с учётом региональных особенностей, запросов работодателей, востребованности выпускников, сложившихся научных школ.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования разработана на кафедре литературы Института филологии ХГУ. Квалификация выпускника – Учитель русского языка и литературы.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы специальности 050301.65 Русский язык и литература, при заочной форме обучения - 5,5 лет.

^ Цели ООП по специальности 050301.65 Русский язык и литература области обучения и воспитания личности.

В области обучения целью ООП является формирование универсальных (общих) – социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных – и профессиональных (в том числе профессионально-профилированных) компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

В области воспитания личности целью ВПО по направлению подготовки 050301.65

Русский язык и литература является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, культурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбию, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели.

^ Область профессиональной деятельности выпускников.

Область профессиональной деятельности выпускников по специальности 050301.65 Филология со специализацией Русский язык и литература - исследовательская и практическая в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления.
^ Объекты профессиональной деятельности выпускников.

Объектами профессиональной деятельности выпускников по специальности 050301.65 Русский язык и литература по квалификации Учитель русского языка и литературы являются:

– язык в его теоретическом и практическом, социокультурном и диалектологическом аспектах;

– художественная литература (отечественная и зарубежная) с учетом общих законов ее создания, а также закономерностей развития и бытования в различных странах и регионах;

– устное народное творчество в его историческом и теоретическом аспектах с учетом этнографических особенностей бытования;

– различные типы текстов – как письменных, так и устных и виртуальных (включая гипертексты и мультимедиа);

– теория и практика устной и письменной коммуникации.
^ Виды профессиональной деятельности выпускников:

научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях;

производственно-прикладная (преподавательская, редакторская, экспертная и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области социокультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности;

проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах; осуществляется выпускниками-филологами, обладающими творческими способностями к разработке и реализации соответствующих проектов.

– организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах;
^ Задачи профессиональной деятельности выпускников.
а) научно-исследовательская деятельность:

– применение теоретических и практических знаний в отдельных областях филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;

– анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых и литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов текстов с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;

– устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;

– сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, подготовка презентаций и т. п.;

– участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

– самостоятельное изучение и критический анализ теории и практики в сфере филологии и иных гуманитарных наук;

– участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике;

– самостоятельное исследование системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;

– высококвалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований в области филологии, проведенных иными специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;

– подготовка и проведение семинаров, научных дискуссий и конференций, подготовка и редактирование научных публикаций.

б) производственно-прикладная деятельность:

– сбор, обработка, организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение языковой и литературной информации, в том числе с использованием современных технологий и вычислительной техники;

– создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы; официально-деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.); ведение документации в учреждении или на предприятии;

– доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров;

– участие в составлении словарей и энциклопедий, выпуске периодических изданий, работе с архивными материалами и т. п.;

– осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам) и межнациональной, реализующейся между народами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации.

в) проектная деятельность

– разработка проектов по созданию экспозиции для литературных и литературно-художественных музеев;

– разработка проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения;

– разработка филологических проектов для рекламных и PR-кампаний;

– разработка проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся в рамках кружков детского творчества, создание сценариев литературных игр, литературно-драматических и поэтических фестивалей;

– проведение учебных занятий в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования; подготовка учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам;

– создание, редактирование, реферирование и систематизирование всех типов деловой документации, инициативная высококвалифицированная работа в качестве референтов, пресс-секретарей в органах государственного управления, образования и культуры, в представительных органах субъектов федерации и т. п.;

– создание, редактирование и реферирование публицистических текстов, аналитических обзоров и эссе, овладение теорией и практикой проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии: образовательных программ, учебных планов, программ учебных курсов (дисциплин) и их методического обеспечения, включая учебные пособия инновационного типа и дидактического инструментария;

– разработка образовательных проектов в области воспитания и пропаганды филологических знаний: создание проектов по мониторингу уровня речевой деятельности в регионе, поддержание речевой культуры, проектирование филологических лекториев, праздников, фестивалей, торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам, обладающим высокой культурной значимостью;

– разработка филологических проектов в рамках грантовой деятельности;

– разработка проектов, связанных с профильным гуманитарным образованием в средней и высшей школе;

г) организационно-управленческая деятельность:

  • подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса;

  • участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации,

- организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности НСО и иных студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;

планирование деятельности и творческое управление секретариатами и производственными коллективами, созданными для решения конкретных задач в гуманитарной сфере; редакционными отделами, рабочими группами по изучению и каталогизации архивных и иных материалов и т. п.;

инициативное управление проведением научных исследований, деловых переговоров, научных и иных встреч.

^ Квалификационные требования

Выпускник по специальности 050301.65.Русский язык и литература подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии со своей квалификацией, видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

а) производственно-прикладная деятельность:

- преподавание филологических дисциплин в учреждениях общего и среднего образования, в том числе: планирование и проведение различных типов учебных занятий, участие в их обсуждении, изготовление наглядных пособий, решении различных методических задач, участие в работе методических объединений преподавателей и т. п.;

  • квалифицированная интерпретация различных типов текстов, в том числе раскрытие их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний;

  • квалифицированная трансформация различных типов текстов (изменение стиля, жанра, целевой принадлежности текста и т. п.), в том числе создание на базе трансформируемого текста новых текстов;

  • продуцирование самостоятельных, обладающих смысловой, эстетической и практической ценностью словесных конструктов - деловой документации, рекламных, пропагандистских, публицистических и др. текстов, сценариев информационных кампаний и т. п.; планирование и осуществление публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства;

- квалифицированный анализ различных типов текстов, в том числе художественных произведений;

б) научно-исследовательская деятельность:

  • применение широких теоретических и практических знаний в области филологии и иных гуманитарных наук для собственных научных исследований;

  • самостоятельный анализ (на базе изучения достаточно масштабных языковых и литературных явлений и процессов, художественных произведений и иных типов текстов) существующих научных (лингвистических, литературоведческих, фольклористических и т. п.) концепций с аргументированным предложением поправок и дополнений к ним;

- изучение современных достижений филологической науки, передового отечественного и зарубежного опыта; расширение и структурирование собственных филологических познаний.

в) проектная деятельность:

  • разработка проектов, связанных с созданием и реализацией учебных программ разных образовательных уровней;

  • разработка проектов, связанных с пропагандой и популяризацией филологических знаний, культуры родной речи, истории родной и зарубежной литературы;

  • разработка проектов в сфере межкультурной коммуникации, межнационального речевого общения, речевого этикета в поликультурной среде;

  • разработка новых книгоиздательских проектов;

  • разработка проектов в области перевода с родного языка на иностранный и с иностранного языка на родной.

г) организационно-управленческая деятельность:

- организация и проведение различных типов учебных занятий в общеобразовательных учреждениях; организация индивидуальной работы по предмету, факультативных занятий и внеклассной работы, проведение контрольно-тестовых проверок, сочинений и иных письменных работ учащихся и т. п.;

организация переводческого обеспечения различных форм совещаний консультаций, деловых переговоров и т. п.;

организация процесса редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов.
^ 1.2. Требования к результатам освоения ООП
Выпускник по направлению подготовки 050301.65 - Русский язык и литература, квалификации Учитель русского языка и литературы - должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными (общими):

углубленными научными компетенциями:

  • способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

  • способность использовать углубленные знания в области информационных технологий для решения теоретических и практических задач в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности;




  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

  • способность использовать углубленные знания правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов;

  • системными компетенциям:

  • способность порождать новые идеи (креативность);

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности;

- способность адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;

- способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться языками, как средством делового общения;

- способность к активной социальной мобильности;

-способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении научным коллективом;

б) общепрофессиональными:

углубленными концептуальными (теоретическими):

- знание современной научной и образовательной парадигмы в области филологии и представление о динамике развития избранной отрасли науки;

знание системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

знание теории и истории языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо- , этно- и социолингвистики как теоретической базы исследовательской и прикладной деятельности в области отечественного и зарубежного языкознания;

владение методикой сравнительного исторического и типологического литературоведческого анализа;

знание основных концепций современного отечественного и зарубежного литературоведения;

понимание места литературоведения в системе современного гуманитарного знания; взаимосвязи и взаимодействии науки о литературе с другими науками об обществе и человеке;

  • знание антропологических, семиотических, герменевтических и других основ коммуникации и использование их в теоретической и практической деятельности;

  • способность к междисциплинарному взаимодействию и умение сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач;

способность к инновационной деятельности; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи;

способность к критическому анализу собственной (научной и прикладной ) деятельности;

углубленными практическими:

- способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности ;

способность творчески и критически осмыслять филологическую информацию для решения научно-исследовательских и практических задач в сфере профессиональной деятельности;

  • умение формулировать основные цели и вытекающие из них задачи практической деятельности;

  • умение определять научную и практическую ценность решаемых задач в области филологии;

умение самостоятельно анализировать, интерпретировать и представлять результаты исследовательских и практических работ в соответствии с действующим стандартом;

владение методами и приемами многоаспектной передачи профессиональных знаний;

владение различными способами речевого поведения в разных сферах коммуникации, в ситуациях предотвращения и урегулирования конфликтов и т.д.;

владение коммуникативными стратегиями, тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач;

- умение использовать законы риторики в профессиональной деятельности;

навыки системного анализа информационного поля, адекватной оценки информационных объектов, устойчивость к информационным и коммуникативным воздействиям любого типа и уровня;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины Специальность 050301 «Русский...
Современный русский литературный язык : учеб метод компл дисц спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью»...

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс Направление: 050301. 65 Специальность «Русский язык и литература»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины по выбору «Методика преподавания русского языка в старших классах» с другими дисциплинами...

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050301. 65...
Специальность: 050301. 65 специальность «Русский язык и литература» (специалитет, заочная форма)

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconПрограмма государственных итоговых экзаменов по специальности 050301....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. №5)

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Зубрицкая Е. М., к п н., доцент кафедры общей психологии и психологии развития мги

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconС. В. Науменко, Филиал кгпу им. В. П. Астафьева в г. Канске
Основная профессиональная образовательная программа по специальности 032900 «Русский язык и литература» состоит из федерального,...

Основная образовательная программа по специальности 050301. 65. Русский язык и литература iconРабочая учебная программа по дисциплине «Просеминарий по современной...
Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2010. – 22 с



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск