Тема курсового проекта






Скачать 294.92 Kb.
НазваниеТема курсового проекта
страница1/2
Дата публикации07.01.2014
Размер294.92 Kb.
ТипКурсовой проект
top-bal.ru > Литература > Курсовой проект
  1   2
Предмет: страхование
Тема курсового проекта:

Развитие рынка страхования имущества в России: особенности, тенденции и перспективы

Требования к выполнению курсового проекта:
1. ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом заочной формы обучения студентов ГУУ по специальностям «Финансы и кредит», «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент» предусматривается выполнение по дисциплине «Страхование» курсового проекта на основе изученного и освоенного материала.

Цель разработки курсового проекта - закрепление общетеоретических положений дисциплины «Страхование», приобретение самостоятельных навыков и рациональных подходов работы с научной, научно-исследовательской, научно-методической, периодической литературой и применение положений теории страхового дела при анализе и обобщении фактического материала на практике.

Курсовой проект охватывает основные темы учебной дисциплины «Страхование» и представляет собой необходимый элемент процесса подготовки специалиста финансового профиля.

В соответствии с установленными требованиями курсовой проект включает введение, 3 главы, заключение и список использованной литературы (в отдельных случаях – приложения). Каждая тема предусматривает освещение проблемных вопросов, различных точек зрения по отдельным аспектам исследуемой темы; анализ фактического материала (в таблицах, диаграммах, графиках, схемах) за последние 2-3 года на основе общестатистической информации, цифровых данных печатных и периодических изданий. В работе представляются студентом собственные научные позиции, взгляды по проблемным вопросам и конкретные предложения, рекомендации по основным направлениям развития, совершенствования того или иного процесса, явления в сфере страхования.
^ 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Подготовка, выполнение и защита курсового проекта представляет собой совокупность осуществления следующих работ:

  • определение и выбор темы курсового проекта.

  • подбор литературы, ее изучение и составление плана курсового проекта.

  • обработка подобранной литературы и статистической информации.

  • написание отдельных глав работы и периодические консультации на кафедре в соответствии с учебным планом.

  • завершение курсового проекта, его оформление и представление на проверку преподавателю кафедры.

  • работа над замечаниями преподавателя и доработка (переработка) курсового проекта.

  • защита курсового проекта на кафедре.

К основным требованиям, предъявляемым на защите курсового проекта, относятся следующие:

  1. Глубокая и всесторонняя и глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе научной, методической и экономической литературы по страхованию.

  2. Логически последовательное, профессионально грамотное и самостоятельное изложение материала.

  3. Применение для оценки и анализа статистических данных за 2-3 последних года, характеризующих основные тенденции, особенности и изменения в изучаемом процессе, явлении страховой деятельности.

  4. Правильная систематизация цифровых данных в виде таблиц, диаграмм, графиков с соответствующим анализом, обобщением и выявлением основных закономерностей, недостатков и негативных тенденций.

  5. Критический подход к изучаемым теоретическим, фактическим материалам и выявление дискуссионных вопросов, резервов повышения эффективности, направлений улучшения конкретной деятельности, процесса, явления.

  6. Разработка конкретных предложений, рекомендаций по устранению недостатков, отрицательных тенденций и реализации выявленных резервов, направлений по совершенствованию деятельности, процессов в сфере страхования.

  7. Теоретическая и методическая обоснованность разработанных предложений, рекомендаций, их аргументированность и реальность осуществления на основе аналитического материала, зарубежной практики и опыта успешно развивающихся страховых компаний.

  8. Оформление материала в соответствии с установленными требованиями.

^ 3. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ

Темы курсовых проектов, как правило, охватывают конкретную отрасль страхования и носят научно-проблемный характер. В связи с этим процесс работы с литературными источниками предполагает научно-исследовательский подход студентов к изучаемой теме.

^ 4. ПОДБОР, ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Основной учебно-методической задачей курсового проектирования является приобретение студентами навыков, способностей:

  • правильной работы с научной информацией;

  • творческого библиографического поиска;

  • рациональной систематизации, обобщения и анализа научно-практического материала.

В связи с этим студенты должны проявить серьезную собственную мыслительную деятельность в процессе изучения и оценки содержания научной, специальной и периодической литературы.

Цель работы с научной информацией – установить существующие представления о предмете исследования. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в курсовом проекте. Изучение следует начинать с учебников, учебных пособий и научных словарей. Затем необходимо ознакомиться с научными монографиями, материалами научных конференций, а потом – с научными статьями из периодических изданий (научных специальных журналов, газет).

Знакомиться с научными источниками рекомендуется в порядке обратном хронологическому, т.е. вначале следует изучить самые свежие публикации, затем – прошлогодние, потом – двухгодичной давности и т.д. При этом необходимо использовать ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Это:

  • общее ознакомление с научным произведением в целом по его оглавлению;

  • изучение введения или предисловия;

  • выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенным иллюстративным материалам (таблицам, графикам, схемам, рисункам);

  • внимательное чтение представляющих интерес глав, параграфов;

  • выписка отдельных материалов; критическая оценка записанного;

  • его редактирование и запись как фрагмент будущего курсового проекта.

В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связное и сжатое изложение своими словами обработанного материала.

При изучении литературы необходимо выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При этом следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных научных позициях, дать сравнительную, критическую оценку их точек зрения и представить собственное суждение по данному вопросу. Оно может быть выражено в форме согласия с научными взглядами одного из авторов (или группы авторов) и аргументировано научными доводами, положениями. Собственное суждение может представлять и совершенно новую научную позицию студента – исследователя, имеющую веские теоретические доказательства и логические рассуждения из сравнительной оценки различных взглядов ученых. Изложение научных позиций, суждений по изучаемой теме других исследователей и формирование собственного взгляда свидетельствуют о глубине проработки теоретического материала, творческом подходе к разрабатываемому курсовому проекту и повышают его качество, ценность.

В результате изучения подобранной литературы составляется развернутый план курсового проекта, который представляет собой тактику научного исследования и программу творческого поиска студента в рамках утвержденной темы.

В плане выделяются следующие главы:

  • теоретическая глава, включающая разделы (параграфы), в которых освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций (не менее 3-х разделов или параграфов);

  • аналитическая часть, где раскрываются количественные параметры, характеристики, статистические показатели и выявляются основные тенденции, закономерности, недостатки в развитии изучаемого процесса, явления (не менее 2-х разделов или параграфов), а также анализируются системы страховых выплат (в соответствии с установленным вариантом);

  • проектная глава представляет собой решение основных проблем с позиций финансовой теории и собственных взглядов по изучаемой теме с наиболее подробным научным обоснованием и доказательствами из практического, статистического материала (не менее 2-х разделов или параграфов); проектную разработку схем всеобщей классификации страховых отношений по двум отраслям и проектирование тарифных ставок в личном страховании.

Каждая глава имеет название в соответствии с темой и подразделяется на соответствующие разделы и подразделы (параграфы и подпараграфы) (см. более подробно раздел 10 «Примерные планы к курсовым проектам»).

При разработке отдельных тем допускаются по согласованию с научным руководителем курсового проекта некоторые отступления от рекомендуемой структуры работы.

Во многих случаях наименования научных статей в периодической литературе (журналах, газетах, материалах научных конференций) дают возможность представить основные направления работы по главам и выделить наиболее существенные вопросы, проблемы и пути их решения.

Список использованной литературы должен составляться и оформляться в соответствии с общеустановленными стандартами библиографического описания произведений печати. Первыми в списке указываются Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Федеральные и региональные Законы, Указы Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ, Постановления Министерства финансов РФ и других Министерств, Ведомств, а также различные государственные, нормативные акты, документы. Далее приводятся научные труды – монографии, учебники, учебные пособия, рекомендации, методики и научные статьи из периодической печати в строго алфавитном порядке в соответствии с фамилией автора или наименованием сборника трудов, коллективного издания под редакцией (фамилия редактора, руководителя сборника – указывается после). При этом приводится объем печатного издания в стр., а для периодической литературы (журнала, газеты, бюллетеня) – конкретные страницы (начальные и конечные), на которых находится указанная статья. Особенностью отражения в списке литературы материала из периодических изданий является то, что вначале указывается фамилия И.О. автора статьи, далее – название публикации, после – наименование журнала (газеты, бюллетеня), год издания, номер выпуска и конкретные страницы. Например, статья из научного журнала: 15. Смирнов А.Я. Основные ориентиры страхового бизнеса. Финансы, 2007, № 2, с. 14-16.

Для печатных изданий указываются фамилия И.О. автора, название работы, место издания, наименование издательства, год издания и количество страниц общего объема книги.

^ 5. УКАЗАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ

И ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Написание каждой главы и других составных частей курсового проекта имеет свои особенности. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи работы, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования.

Введение и заключение должны быть по объему 2-3 страницы (в отдельности) и содержать четкие, ясные формулировки актуальности, цели, задач и т.п., а в заключении – выводы по каждой главе. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества научной работы студента, так как именно введение и заключение являются «визитными карточками» курсового проекта и на их основе складывается мнение о работе в целом при проверке и защите.

Актуальность изучаемой темы раскрывается в следующих аспектах:

  • во-первых, объективной и субъективной необходимостью ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному положению в экономике, стране, регионе и сфере деятельности;

  • во-вторых, степени научной ее проработанности в трудах ученых, крупных специалистов, практиков и сути самой проблемности, требующей решения в сложившейся ситуации;

  • в-третьих, значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние национальной экономики, отдельных отраслей, регионов и сфер деятельности.

Правильное раскрытие актуальности темы работы свидетельствует об умении студента отделять главное от второстепенного, выяснять то, что известно в науке, практике и что пока неизвестно в предмете исследования.

От доказательства актуальности изучаемой темы необходимо перейти к формулировке цели курсового проекта, которая заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке рекомендаций, направлений по совершенствованию, улучшению, развитию предмета исследования (1-2 предложения). Правильная постановка цели является таким же важным процессом, как и формулирование выводов в заключении курсового проекта.

Исходя из цели работы определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих «ключевых» слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, выявить, обобщить, разработать и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав, разделов курсового проекта. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы.

Предмет исследования определяется теми финансово-экономическими отношениями, которые изучаются, анализируются в курсовом проекте. При указании объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень возникновения исследуемых финансово-экономических отношений (по стране в целом, отдельному региону, конкретному сектору экономики или в рамках отдельного субъекта).

В качестве информационной базы исследования может служить общая статистическая информация о развитии страхового дела, отдельных отраслей и форм страхования; конкретный цифровой материал по отдельным регионам, сферам деятельности и страховым компаниям, публикуемых в периодических изданиях, а также специальные данные (параметры конкретных субъектов рынка, международных организаций, отдельных страховых компаний и промышленных предприятий). Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач работы.

Устаревшие статистические данные (двух-трехлетней давности) значительно снижают качество выполняемого исследования и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в сфере страхования.

В заключении курсового проекта излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач. По объему оно не должно превышать 4 страниц.

Заключение носит форму синтеза полученных в курсовом проекте результатов теоретического, аналитического и рекомендательного характера. Как правило, оно представляет собой «выводное знание», т.е. новое по отношению к исходному знанию и являющееся предметом обсуждения при защите работы. В связи с этим оно не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать главные итоговые результаты курсового исследования.

Заключение оформляется в самом конце работы над изучаемой темой в отличие от введения, которое пишется сразу после утверждения темы.

При работе над введением необходимо быть готовым к тому, что текст этой составной части проекта будет перерабатываться два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это обусловлено важностью данной части работы и творческим характером ее написания. В процессе работы над другими частями могут возникнуть новые идеи по уточнению цели задач и актуальности темы, а также дополнительные источники информации по проблемным вопросам, что существенно влияет на содержание введения и, соответственно, требует его тщательного оформления.
^ 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ ПРОЕКТА

Материал и содержание теоретической, аналитической и проектной глав курсового проекта должны иметь логическую связь и стройность, последовательность изложения основных направлений темы. В противном случае может быть получен отрицательный результат в виде незавершенности, нецелостности и незаконченности исследования.

Логически построенная курсовая работа не содержит материала, который может быть изъят из него без нарушения стройности, а предлагаемые мероприятия, направления совершенствования в третьей главе являются непосредственным результатом теоретического, аналитического исследования в первой и второй главах проекта.

Первая глава, как правило, посвящается рассмотрению теоретических аспектов исследуемой темы и служит основой для дальнейшего ее анализа, изучения. В ней рассматриваются сущность, содержание, принципы, основы классификации, организация исследуемого процесса, его составные части и элементы.

Данная глава включает основополагающие моменты того или иного процесса в сфере страхования с позиций финансово-экономической теории. Это раскрытие самого понятия, объекта исследования, его экономической сущности и содержания с различных научных позиций, точек зрения и взглядов. Для выяснения сущности рассматриваемого понятия достаточно часто производится его классификация по одному или нескольким критериям. При классификации необходимо придерживаться следующих правил: соразмерности, единичности критерия, исключительности, непрерывности.

Как известно, любой экономический процесс, явление базируются на основных принципах осуществления, реализации и развития. К ним относятся разного рода принципы формирования и организации, принципы управления и планирования, принципы построения и классификации, принципы взаимодействия с другими смежными экономическими процессами и сферами деятельности.

Следующим важным теоретическим направлением исследования являются изучение видов, форм реализации процесса, финансовый механизм функционирования отдельных его элементов, звеньев и составных частей. При этом рассматриваются подотрасли и основные виды страхования исследуемой отрасли (содержание, особенности, организация проведения, заключение договоров и т.д.). Конкретные виды страхования выбираются, исходя из их связи с работой предприятия, организации или принадлежности к конкретной деятельности экономических субъектов.

По основным теоретическим положениям, необходимо представить дискуссионные вопросы и различные научные взгляды, точки зрения ученых, научных школ и систем. По возможности следует более подробно освещать различные теории, взгляды (их содержание, обоснование, особенности) по изучаемой проблеме.

Как правило, дискуссионные вопросы постоянно и широко освещаются в периодической печати и дают возможность выбрать наиболее основные. В дальнейшем это способствует формированию собственного взгляда на данную проблему и принятию конкретных решений при разработке рекомендаций в проектной главе.

Теоретическая глава должна включать не менее 3 самостоятельных разделов (параграфов), которые при необходимости могут быть разделены на подразделы (подпараграфы).

^ 7. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ

Информационно-статистический и расчетно-цифровой материал по исследуемой теме курсового проекта, отражающий основные процессы в экономике страхования должен быть представлен во второй главе проекта. Исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе, необходимо проанализировать количественные характеристики, параметры и показатели, принятые финансово-экономической теорией и практикой, а также данные конкретных страховых компаний, производственно-коммерческих предприятий, фирм и других структур, связанных со страховой деятельностью. Это как макроэкономические показатели и параметры, так и микроэкономические, отражающие основные тенденции, закономерности и направления развития, а также количественные взаимосвязи между собой. При этом необходимо учитывать следующее. Во-первых, приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверными (ссылки на источники информации). Во-вторых, при подборе фактических данных из разных источников и их сравнения следует обеспечить их сопоставимость. В-третьих, цифровой материал должен отражать общую направленность и закономерность исследуемых процессов, а не исключения из них.

Основой информационного материала являются данные Приложений 1-4, представленные за ряд лет по основным отраслям страхования. Дальнейшая их аналитическая обработка (в виде расчетов абсолютных, относительных показателей в специальных таблицах, графиках, диаграммах) обеспечивает получение дополнительного цифрового материала по теме курсового проекта. Например, по медицинскому страхованию или по страхованию ответственности перевозчиков грузов возможно рассчитать по данным Приложений 1-4 суммы страховых премий и выплат в абсолютном выражении, выявить динамику их изменений по годам, определить структуру конкретной отрасли страхования и установить тенденции развития исследуемых форм, отраслей и подотраслей страхового сектора экономики.

В ходе анализа устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, выявляются недостатки и негативные явления в изучаемом процессе, рассматриваются факторы изменений, колебаний в конкретной отрасли страхования и сфере деятельности. Указываются причины, повлиявшие на изменения в процессе (явлении) как в общеэкономическом, историческом, так и в конкретно обособленном, специфическом аспектах. Период времени, за который приводятся фактические данные и статистический материал, зависит от особенностей исследуемого процесса (явления) и не может быть меньше двух последних лет. В отдельных случаях возможно представление и прогнозных показателей, углубляющих изучаемую тему, а также цифровой материал упущенных финансовых возможностей, потерь и убытков.

Аналитическое исследование должно быть представлено в 2-3 самостоятельных разделах (параграфах) и при необходимости с выделением подпунктов (подпараграфов).

Конечным этапом аналитической главы (2.3 или 2.4) является оценка (анализ) различных систем страховых выплат, применяемых в страховании личностных, имущественных, финансовых рисков и гражданской ответственности. По данным таблиц 3-5 в соответствии с номером установленного варианта необходимо рассчитать страховую премию по договору, размер страховой выплаты по указанным системам (способам) возмещения (обеспечения) и условиям страхования – а) и б), провести их сравнительный анализ, оценку полученных результатов и сделать выводы по эффективности применения, использования той или иной системы для страхователя и страховщика.

Расчеты, как правило, осуществляются последовательно по трем основным и двум дополнительным этапам.

Этап А характеризуется установлением финансовых обязательств страхователя и страховщика по договору, которые выражаются в определении страховой оценки, объема страховой ответственности, ее распределении, страховой премии, первого платежа и т.д. При расчете страховой премии необходимо учитывать скидки за применение добровольной франшизы (см. Приложение 9).

Этап Б включает расчеты после наступления страхового случая, которые предусматривают определение размера ущерба, различных видов потерь и убытков, фактической страховой выплаты и т.д.

Этап В отражает расчеты по эффективности применения системы (способа, двух систем) страховой выплаты с позиций страхователя и страховщика.

Дополнительные этапы по оценке применения различных систем возмещения (обеспечения) представляют собой сравнительные расчеты по ним и определение экономических отношений участников прямого страхования, сострахования и двойного (тройного) страхования.

При сравнительной характеристике различных систем, способов страхования следует определить сумму и процент ответственности страхователя, страховщика (состраховщиков), размер остаточной ответственности, процент экономии по фактической страховой премии, уровень выплат (из расчета 1 страхового случая на 6 подобных договоров) и размер упущенной выгоды страховщика (страхователя).

Конечные показатели данного раздела рекомендуется представить в сводной таблице и использовать их при формулировании выводов по обоснованию эффективности конкретной системы страховой выплаты.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ ГЛАВЫ

Конечным этапом курсового проектирования является разработка конкретных предложений и мероприятий в третьей главе работы, представляющих совершенствование, улучшение и развитие изучаемого процесса (явления) в сфере страхования. Основой их является материал теоретического исследования дискуссионных вопросов в первой главе и выводы по анализу конкретных цифровых параметров этого процесса в структурном, временном аспектах, сделанные во второй главе.

Разрабатываемые предложения, рекомендации должны решать те задачи, которые сформулированы во введении. Желательно определить несколько вариантов достижения цели с установлением их оценки по одному-двум критериям. Это позволит выявить все положительные и отрицательные стороны предлагаемых вариантов и выбрать наиболее предпочтительный. Проектные предложения должны быть достаточно обоснованными и представлены в виде конкретного механизма их реализации. В противном случае они будут голословными и выглядеть как «лозунги» и «призывы», которые, как правило, сопровождаются в тексте следующими фразами: «необходимо совершенствовать», «надо улучшить», «нужно изменить» и т.д. Поэтому разрабатываемые предложения, рекомендации должны представлять материал, отвечающий на вопросы: «Каким образом совершенствовать?», «Как улучшить?», «С помощью каких стимулов, экономических рычагов изменить?» и т.д.

В проектной главе предусматривается изучение зарубежного опыта в сфере страхования и его применение в российской практике с учетом выявленных недостатков, тенденций в аналитической главе. Это могут быть теоретические, методологические и методические положения или направления по государственному регулированию страховой деятельности или меры по совершенствованию и развитию страховых отношений или особенности налогообложения, финансирования страховых операций или характер, качество инвестиционных вложений страховых компаний и т.п.

В проектной главе приводятся расчеты по выявлению резервов, упущенных финансовых возможностей и потерь. Исходной базой таких расчетов являются: 1) Данные аналитической главы; 2) Цифровой материал из Российского статистического ежегодника; 3) Данные из специальных периодических изданий (см. список литературы); 4) Материалы конкретных страховых компаний; 5) Информация о развитии страхования в зарубежных странах.

В одном из разделов проектной главы могут быть разработаны предложения по совершенствованию организации страхования и процедуры взаимоотношений его участников в конкретной отрасли (подотрасли), а также рекомендации по совершенствованию методов установления, расчета страховых выплат на основе материала соответствующих разделов аналитической главы.

Убедительно обоснованные и аргументировано представленные предложения этой главы определяют практическую значимость проекта и реальность разработанных мероприятий.

Особенность работы над проектной главой заключается в том, что студенту необходимо показать свою финансово-экономическую эрудицию, свободу логического мышления, собственную профессиональную точку зрения по изучаемым вопросам и проблемам.

Проектные предложения, рекомендации должны быть представлены в 2-3 самостоятельных разделах (параграфах) и при необходимости с выделением подпунктов (подпараграфов).

В последующем разделе проектной главы (3.3 или 3.4) предусматривается разработка всеобщей классификации страховых отношений на основе российского и зарубежного опыта. В данном разделе должны быть отражены теоретические положения научной классификации, охватывающие необходимость и назначение классификации, принципы, критерии на каждом иерархическом уровне, обоснование выделения конкретных отраслей и подотраслей страхования. На основе теоретических положений разрабатывается графологическая схема классификации страховых отношений.

Исходные данные по видам, подвидам представлены в Приложении 5. Классификация страховых отношений осуществляется по двум отраслям: исследуемой (в соответствии с установленным вариантом) и другой отрасли, указанной в таблице 6.

При выделении критериев классификации страховых отношений необходимо указать объекты страхования и принципиальные их различия в изучаемых отраслях. Критерии (принципы) классификации следует представлять для трех иерархических уровней – отрасли, подотрасли, вида страхования.

^ Требования к построению графологической схемы:

  1. Каждая подотрасль страхования включает подвиды (разновидности) страхования, т.е. имеет 4-й уровень иерархии (вертикальные связи). При этом не каждый вид может иметь подвиды (разновидности) страхования. Например, одна из подотраслей страхования подразделяется на десять видов страхования, но только четыре из них классифицируются на подвиды страхования (см. Приложение 10).

  2. Конкретный вид и подвид страхования указываются на схеме только один раз, хотя они могут относиться одновременно к разным подотраслям (видам). Так, страхование содержимого строений в равной степени относится и к страхованию имущества юридических лиц, так и к страхованию имущества физических лиц. В связи с этим данный вид (подвид) располагается на схеме так, что стрелками логической связи указывается его принадлежность к разным подотраслям (видам) страхования.

  3. Подотрасли страхования в составе конкретной отрасли связаны между собой через наличие общих видов (подвидов) страхования, что отражается на схеме стрелками горизонтальных связей. При формировании трех подотраслей устанавливаются связи как между первой и второй подотраслями, второй и третьей, так и между третьей и первой подотраслями страхования.

  4. Блоки каждого звена классификации располагаются на схеме на одном уровне графического построения. Тем самым наглядно и ясно устанавливается сложность формирования и многозвенность той или иной отрасли, подотрасли страхования, а также зависимость и соподчиненность отдельных элементов классификации.

  5. Схема каждой отрасли страхования в соответствии с заданием должна быть представлена на отдельном листе, что дает возможность оценить сложность формирования страховых отношений и особенности структуры классификации.

Проектирование классификации страховых отношений включает также проведение сравнительной оценки 2-х разработанных схем по структуре, характеру и сложности их построения, разветвленности связей внутренних звеньев, элементов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Данный раздел завершается разработкой рекомендаций по совершенствованию всеобщей классификации страховых отношений в исследуемых отраслях страхования.

Окончательным этапом курсового проектирования являются расчеты по проектированию годичных тарифных нетто-ставок и страховых премий в личном страховании (вне зависимости от исследуемой отрасли). Они представляют собой отдельный самостоятельный блок ведения страхового дела – актуарные расчеты, основанные на методах долгосрочных финансовых вложений, теории вероятности и математических методах статистики.

Исходные данные по соответствующим вариантам приведены в табл. 8.

Расчеты необходимо осуществлять по логическим формулам на основе показателей таблицы смертности и средней продолжительности жизни (см. Приложение 7), а также используя значения дисконтирующих множителей (см. Приложение 8).

Результаты сравнительного анализа показателей базового и проектного вариантов следует представить в сводной таблице с указанием количественного влияния отдельных факторов и отразить их в основных выводах по тексту раздела.

Тарифные нетто-ставки по смешанному страхованию жизни рассчитываются как сумма нетто-ставок по страхованию на дожитие до определенного возраста, по страхованию на случай смерти и по страхованию от несчастных случаев. Две первые нетто-ставки определяются как единовременные ставки и затем с помощью коэффициента рассрочки, который также рассчитывается по логической формуле, переводятся в годичные.

При расчетах по страхованию жизни с двойной ответственностью нетто-ставки на случай смерти и по страхованию от несчастных случаев удваиваются (исходя из формулы по смешанному страхованию жизни), а ставка на дожитие, составляющая более 90 % всей совокупной нетто-ставки, остается неизменной. Тем самым размер совокупной нетто-ставки увеличивается незначительно, а ответственность страховщика по соответствующим видам страхования удваивается, что служит привлекательным фактором и стимулирующей основой для страхователей.

^ 9. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовым проектам, как и дипломным работам, присущи определенные стилистические особенности. Это направленность всей информации, материала и знаний на людей, располагающих такой же информацией, материалом. Поэтому стиль написанной работы должен характеризоваться точностью, ясностью и краткостью.

Смысловая точность выражается в умении передавать информацию при помощи слов, не искажая суть, смысл передаваемого материала, не представляя двоякого толкования той или иной фразы и избегая повторений слов, оборотов речи.

При необходимости следует использовать синонимы, не нарушая точности передачи информации. Терминов-синонимов в одном высказывании и предложении следует избегать.

Ясность работы выражается в умении писать доходчиво, используя конкретные формулировки, слова и термины. При этом не следует применять словосочетания со слишком обобщенным или неопределенным значением, например, такие слова, как «отдельный», «надлежащий» или словосочетания «известным образом», «специальным методом». Все это свидетельствует о том, что автор в действительности не знает, каким образом или методом необходимо рассматривать изучаемую проблему.

Краткость – это умение избегать ненужной детализации и излишней конкретизации при описании изучаемого явления, процесса, а также словесного мусора в тексте. Слова и словосочетания, не имеющие никакой смысловой нагрузки, следует исключить из работы. Многословие, которое проявляется в употреблении лишних слов или конкретных терминов с более общими понятиями, например: «На случай наступления неблагоприятных событий техногенного характера осуществляется страхование» (события техногенного характера всегда неблагоприятны), или «в мае месяце», «схематический прогноз», «пять единиц станков» и т.д.

Краткость выражается также в использовании не слишком длинных предложений. «Длинное предложение» характеризуется тем, что, прочитав его до конца, можно забыть слова в начале предложения и потерять его общий смысл.

При написании курсового проекта возникает необходимость высказывания студентом своего личного мнения по какому-либо вопросу, проблеме. Это следует излагать в тексте от лица автора-студента во множественном числе и вместо местоимения «я» использовать «мы», что является общепринятым в современных издаваемых научных работах. Выражение авторства как формального коллектива («мы») обусловлено, во-первых, тем, что любой излагаемый взгляд является результатом обобщения многих позиций, школ, дающих исследователю (автору) базу данных для размышлений, анализа и синтеза в качестве основы, руководства (своего рода «учителя»); во-вторых, научная работа, как правило, пишется под конкретным руководством, подтверждающим убедительность, фундаментальность новых высказываний, идей и мнений (студенческая работа также выполняется с руководителем). Поэтому и в курсовом проекте следует придерживаться данного правила.

Допускается использование в тексте конструкций, исключающих частое употребление местоимения «мы» или «по нашему мнению», к которым относятся неопределенно-личные предложения (например, «В конце осуществляют выбор основных параметров и определяют их влияние на процесс»); формы изложения от третьего лица («Автор предлагает»); предложения со страдательным залогом («Рекомендован новый способ установления»).

После завершения работы над текстом необходимо еще раз вернуться к введению и заключению. При повторном чтении введения следует уделить особое внимание актуальности темы; целям и задачам работы.

Наличие в каждой главе курсового проекта графического материала – диаграмм, схем, рисунков, графиков – является обязательным и характеризует глубину теоретического, аналитического исследования темы. При его оформлении необходимо установить единую нумерацию с указанием конкретного заголовка, который располагается под рисунком. В тексте необходима ссылка на рисунки, схемы, диаграммы с подробным их описанием.

Таблицы в тексте также должны иметь нумерацию и соответствующие заголовки, отражающие содержание цифрового материала. Заголовки располагаются над таблицами. В случае наличия громоздких больших таблиц разрешается их перенесение в Приложения с соответствующей нумерацией (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

Нумерация страниц проставляется в верхнем правом углу. Титульный лист считается первым, содержание – вторым, введение располагается на третьем листе, однако цифры на них не проставляются. Первая цифра 4 проставляется на четвертом листе. Это может быть продолжение введения или новый раздел работы. Расстояние между текстом и номером страницы должно составлять 5 мм, т.е. первая строка должна быть ниже верхнего края листа на 2,5 см.

Поля в соответствии со стандартами делопроизводства на листе составляют: верхнее и нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см.

Курсовой проект может выполняться в машинописном виде (64 символа в строке ´ 32 строки на лист »2000 символов на листе, 14 шрифт Word) и рукописном (высота строчной буквы должна быть 3-4 мм). Каждый раздел должен иметь объем не менее 3-4 стр. машинописного текста или 4-5 страниц рукописного.

Объем курсового проекта должен составлять не менее 30 стр. машинописного текста (без Приложений). Максимальный его размер ограничивается до 45 страниц (без Приложений).

Ссылки на источники оформляются в тексте в конце данной страницы (под чертой): указывается Ф.И.О. автора, наименование источника, место и год издания, а затем страницы, на которых приведен используемый материал. Например: Самсонов Н.Ф. Страхование рисков в деятельности организаций. Учебное пособие – М.: Синергия, 2006. С. 25-28.

Методические материалы, положения нормативно-правовой базы и т.п. в основной текст работы не включаются. В случае необходимости они могут быть включены в Приложения.

В Приложения следует включать вспомогательные материалы, необходимые для обоснования проектных решений, рекомендаций, а также промежуточные расчеты, формы документов, громоздкие таблицы с исходными цифровыми данными, действующие методики, инструкции, описания используемых алгоритмов, программ и т.п.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными стандартами Федерального агентства по образованию РФ, предусматривающими указание наименования ВУЗа, института, кафедры, по которой выполняется работа, дисциплины, темы, ФИО руководителя и студента. Образец титульного листа представлен в Приложении 6.

Материал курсового проекта сброшюровывается в твердую папку и сдается на проверку научному руководителю.

^ 10. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ К КУРСОВЫМ ПРОЕКТАМ

Тема «Страхование во внешнеэкономических связях»

Стр.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема курсового проекта iconМетодические указания по написанию курсового проекта для студентов...
Методические указания по написанию курсового проекта для студентов всех форм обучения специальности 080801. 65- прикладная информатика...

Тема курсового проекта iconПроекта
Введение наряду с классно-урочной системой обучения с применением курсового проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной...

Тема курсового проекта iconМетодические рекомендации к курсовому проекту по дисциплине «бизнес-планирование»
Методические указания предназначены для выполнения курсового проекта по дисциплине «Бизнес-планирование» студентами специальности...

Тема курсового проекта iconПоложение о рейтинге по курсовому проекту по дисциплине «Проектирование...
Итоговый семестровый рейтинг за выполнение и защиту курсового проекта (КП) составляет 100 баллов

Тема курсового проекта iconКонкурса I тема проекта
Тема проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников в проектной деятельности «Моя малая родина в стихах односельчан»

Тема курсового проекта iconКурсовой проект пояснительная записка
Цель курсового проекта закрепление теоретических знаний, полученных в лекционном курсе и приобретение навыков самостоятельного применения...

Тема курсового проекта iconЗадания к курсовому проекту По дисциплине «Бухгалтерская финансовая отчетность»
Целью выполнения курсового проекта является закрепление полученных теоретических знаний по курсу «Бухгалтерский учет» и приобретение...

Тема курсового проекта iconМетодические указания и задания к курсовому проекту и курсовой работе...
Поэтому в курсе изучения «Теории механизмов и машин» предусматривается обязательное выполнение студентами курсового проекта или курсовой...

Тема курсового проекта iconЗадание на курсовой проект и методические указания к его выполнению....
Целью проекта является приобретение практических навыков в использовании полученных знаний при разработке баз данных, закрепление...

Тема курсового проекта iconМетодические указания к выполнению курсовых проектов Красноярск 2010
Маркетинг: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507. 65 всех форм обучения. Красноярск,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск