Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе






Скачать 148.22 Kb.
НазваниеИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе
Дата публикации10.01.2014
Размер148.22 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

Использование модулей олимпийской тематики

на уроках литературы в 5 классе

Составил: Мосина Г. А., учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории Олимпийских и Паралимпийских игр современности и античности)

При разработке данных рекомендаций учитывалось, что подготовка нашей страны к Олимпиаде 2014 предполагает не просто ознакомление школьников с фактами из хроник проведения олимпиад и с особенностями популярных видов спорта, а прежде всего, имеет целью погружение в идеи олимпизма, понимание основных олимпийских ценностей.

Цель - включение в уроки литературы материалов, связанных с ценностями олимпизма, с идеями общечеловеческого гуманизма, которыми проникнута вся мировая литература.

Задача - показать, как это можно сделать, не отходя от темы, изучаемой на занятии.

Для более эффективного использования материалы разделены на два блока-модуля по следующему принципу:

 в первом блоке предлагаются контекстные вставки с использованием олимпийской тематики, которые можно включать в учебные занятия при изучении конкретных разделов и тем;

 во втором блоке содержатся разработки уроков (по одному на каждую параллель 5-9-ых классов), при составлении которых использовались материалы, идейно связанные с темами изучаемых произведений.

При желании предлагаемые материалы можно комбинировать в других темах, а также создавать на их основе оригинальные разработки, как учебных занятий, так и контекстных включений в урок.

МОДУЛЬ I

Контекстные включения к урокам литературы в 5 классе

Раздел «Из мифологии»

1. К уроку по теме «Мифы Древней Греции. Боги и герои»

В рассказе учителя о Прометее предлагаем использовать следующую информацию:

Прометей

Прометей украл священный огонь из кузницы Гефеста, спрятал его в тростниковый посох и принес людям... С этой легендой связана история Олимпийского огня. В 1912 году историк, педагог и общественный деятель Кубертен придумал идею и создал загадочный ритуал зажигания Олимпийского огня, считающегося живым, так как он загорается от солнечного света. Специальным вогнутым зеркалом солнечные лучи собираются в один тонкий луч, от которого факел сперва начинает дымиться, а потом вспыхивает ярким пламенем. На родине Олимпийских игр в Олимпии, где древние развалины старинных зданий помнят победителей древних олимпиад, и зажигается этот факел Олимпийского огня, который потом отправляется в путешествие по всему земному шару. «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, - Олимпийские игры» (Пиндар). Эти хвалебные слова были произнесены более 2 тысяч лет назад, но в памяти людей они сохранились до сих пор.

Во время Олимпийских игр 1936 года, проводившихся в Берлине, впервые была проведена эстафета Олимпийского огня.

Огненный факел священного огня, что отдал Прометей людям, символизирует стремление к совершенству, а разве не это считается целью проведения олимпиады? Также есть исторические упоминания о том, что в некоторых областях Греции Прометея считали Богом людей, и в честь него устраивали Прометейи – соревнования бегунов с зажженными факелами, воссоздающими древнюю легенду.

^ Домашнее задание:

Представь, что ты Прометей. С какой речью ты хотел бы обратиться к участникам Зимних Олимпийских и Паралимпийских Игр «Сочи 2014»? Однако тебе нужно соблюсти условие: использовать в своей речи слова «дружба», «совершенство», «уважение» (олимпийские ценности) или слова «смелость», «равенство», «решительность», «вдохновение».

^ 2. На одном из уроков учитель обязательно должен объяснить смысл фразеологизма

Олимпийское спокойствие

Олимпийское спокойствие (величие)

Обителью древнегреческих богов считалась гора Олимп, высящаяся на 2917 метров над нынешним Салоникским заливом. Ее вершина почти всегда закрыта облаками; именно поэтому ее таинственные высоты и стали в воображении эллинов местом пребывания небожителей.

В связи с этим греческие боги получили прозвание «олимпийцев» - жителей Олимпа, а присущие им величие, спокойствие и другие качества стали именоваться «олимпийскими». Скоро слово это стало означать просто превосходную степень; в этом смысле употребляем его и мы. У нас «олимпийское спокойствие» или «величие» - невозмутимое, предельное, как у древнего бога.

Надо, однако, знать, что наши слова «олимпийские игры», «олимпиада» связаны со словом «Олимп» лишь косвенно: они произошли от названия небольшого городка Олимпия на реке Алфей, где греки устраивали священные состязания, называвшиеся «Олимпийскими играми».

Раздел «Устное народное творчество»

К уроку по теме «Малые формы фольклора: загадки».

Эта тема позволяет учителю включить достаточно обширный материал о зимних олимпийских и паралимпийских видах спорта, органично вплетая данную информацию в канву урока.

Рассказывая о загадках, учитель предлагает учащимся отгадать несколько загадок о зимних видах спорта, после того как ученики угадают загадки, учитель дает комментарий, рассказывающий о данном виде спорта.

^ 1)Выйду в поле – благодать.

Ни травинки не видать.

Только гладкое стекло

Из конца в конец легло (каток).

В 1838 году в России был открыт первый каток. В 1864 году был основан первый клуб конькобежцев. Он подготовил немало способных спортсменов. Этот клуб провел в 1889 году в Москве I чемпионат России по конькобежному спорту. Наш соотечественник Александр Паншин стал победителем матча скороходов, который состоялся в Амстердаме в 1889 году и стал фактически I чемпионатом мира по конькобежному спорту.

Задание: напишите письмо в прошлое первому русскому чемпиону, в котором расскажете об успехах современных конькобежцев.

2)Ты попробуй бегать день,

А потом попасть в мишень,

Метясь лежа, из винтовки…

Тут нельзя без тренировки!

А мишень тебе не слон,

Спорт зовется … (биатлон)

Биатло́н (от лат. bis — дважды и греч. ’άθλον — состязание, борьба) — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. Биатлон наиболее популярен в Германии, России и Норвегии.

Прародителем биатлона считаются соревнования военных патрулей — вид спорта, правила проведения которого напоминают современную биатлонную командную гонку. На сегодняшний день существует много разновидностей биатлона, сочетающие: лыжную гонку и стрельбу из спортивного лука (арчери биатлон), гонку на снегоступах и стрельбу из винтовки (биатлон на снегоступах), гонку на охотничьих лыжах и стрельбу из охотничьей винтовки (охотничий биатлон).

3)Трудно что ни говори

Мчать со скоростью с горы!

И препятствия стоят,

Там флажков есть целый ряд.

Лыжнику пройти их надо!

За победу ждет награда,

Хлынут поздравленья валом…

Этот спорт зовется (слалом)

^ Сла́лом (англ. slalom) — ряд соревновательных дисциплин спортивного сноубординга. Два спортсмена спускаются по параллельным трассам с установленными на них флагами синего и красного цветов. Побеждает спортсмен прошедший дистанцию быстрее, при условии соблюдения правил прохождения трассы (траектория, штрафы и т. д.).

^ Домашнее задание (по рядам): придумать 6-8 аналогичных загадок о зимних видах спорта. Для этого ученикам необходимо записать 15 олимпийских видов спорта: лыжный спорт (горные лыжи, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, лыжное двоеборье, сноуборд, фристайл), конькобежный спорт (скоростной бег на коньках, фигурное катание на коньках, шорт – трек), хоккей на льду, биатлон, керлинг, санный спорт, бобслей (бобслей, скелетон) и 5 паралимпийских видов спорта ( биатлон, следж –хоккей на льду, лыжные гонки, керлинг на колясках, горные лыжи).

На следующем уроке ученики сами загадывают и отгадывают свои загадки, по ходу урока учитель дает информацию об этих видах спорта, а также о спортсменах. В середине урока можно предложить ребятам отгадать «мимические загадки» (мимический этюд), который бы иллюстрировал олимпийские и паралимпийские ценности. (На задание отводится три минуты. Желающие выступают у доски, одноклассники угадывают.)

К уроку по теме «Русские народные сказки: Сказка «Царевна – лягушка»

Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата – царевича стреляют из лука. Учитель может дать учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого мужчины была около 80 кг (для сравнения: сила современного спортивного лука - 20 кг). Стрельба из лука стала олимпийским видом спорта с 1900 года. С 1960-х годов этот вид спорта стал популярен в СССР. На Олимпийских играх в Москве (1980) Кетеван Лосаберидзе стала чемпионкой в личном первенстве.

В настоящее время планируют изменить соревнования по стрельбе из лука и приблизить их к биатлону. Ребята, интересно узнать, что именно стрельба из лука стала первым паралимпийским видом спорта. А было это так…

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери основал Центр лечения спинных травм и, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, решил ввести спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Так возникла идея провести первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. Это произошло 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение.

В фольклоре северных народов часто встречается образ героя-охотника, прекрасного лыжника и стрелка из лука. В современных олимпиадах есть отголоски фольклорных мотивов снежных краёв земли.

Арчери-биатлон.

Название происходит от англ. archery (стрельба из лука), иногда этот вид спорта обозначается как ски-арчери (англ. ski – лыжи).

Бег на лыжах с луком и стрелами известен в Скандинавии – как форма охоты – не одно столетие, что нашло отражение в местном фольклоре и работах художников разных эпох. (Эмблема зимних Олимпийских игр 1994 в норвежском Лиллехаммере представляла собой стилизованное изображение лучника на лыжах.)

Как вид спорта стал культивироваться во Франции, Италии, а позже и др. альпийских странах, в 1970–1980-е. За минувшие годы претерпел существенные изменения и расширил свою географию, получив распространение в ряде европейских стран, а также в Северной Америке и Японии. В 1982 прошли первые международные соревнования. В 1991 этот вид спорта получил официальное признание ФИТА (Международная федерация стрельбы из лука), которая в настоящее время – совместно с ИБУ – разыгрывает мировое первенство и Кубок мира.

Программа соревнований во многом напоминает «обычный» биатлон. Участники ведут стрельбу по мишеням (с расстояния 18 м) из положения стоя, а также с колена. Поначалу в арчери-биатлоне использовались такие же мишени, как в традиционной стрельбе из лука, из-за чего результаты стрельбы можно было оценить только по окончании гонки. Сейчас применяются мишени, аналогичные биатлонным, что позволяет сразу фиксировать попадание или промах спортсмена.

К уроку по теме «Библия. Новый Завет»

Учитель: Библия – одна из великих книг. Постижение ее – процесс, бесконечно протяженный на многие столетия. Древнегреческий текст был переведен на старославянский язык. Текст славянской Библии уже известен современным читателям в русском переводе. Но и старославянский, и русский варианты параллельно являются источниками фразеологизмов, которых в современном русском литературном языке насчитывается более двухсот.

Учитель называет некоторые из них и объясняет их значение (например, камень преткновения, манна небесная, соль земли, петь Лазаря, крестный путь). Останавливаясь на значении последнего фразеологизма, учитель рассказывает ученикам о последнем – крестном пути Иисуса Христа к Голгофе. («И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли его»).

Учитель: Поэтому выражение «Голгофа» употребляется как символ страданий. В этом же значении применяется выражение «крестный путь» - путь Христа на Голгофу – путь нечеловеческих страданий. О людях, претерпевших страдания, мы говорим: они прошли свой «крестный путь». Ребята, я хотела бы вам рассказать об одном маленьком кондитере из Италии, в жизни которого был такой «крестный путь». Речь пойдет о итальянском марафонце Дорандо Пиетри, ставшем одним из героев IV Олимпиады в Лондоне. (Учитель начинает рассказ.)

Старт марафону давался в Виндзоре. По просьбе членов королевской семьи место старта было отнесено к террасе Виндзорского дворца. Оказалось, что от дворца до стадиона "Уайт Сити" чуть больше 42 километров. Если быть уж совсем точным, то 42 километра 260 метров, на 65 метров больше классической марафонской дистанции.

Но это обстоятельство не могло служить помехой, и вот жарким июльским утром в дальний и нелегкий путь из Виндзора в Лондон двинулись 56 спортсменов из шестнадцати стран. Среди них малоизвестный кондитер из Италии Дорандо Пиетри. Незадолго до Олимпиады, буквально за несколько недель до приезда в Лондон, Пиетри блестяще выиграл в Париже забег на 30 километров. Но большой известности эта победа ему не принесла: в Париже не было ни одного из тех спортсменов, кто вышел на старт марафона в Лондоне.

Пресса и убежденные ею зрители считали основным фаворитом южноафриканца ^ Чарльза Хефферсона. И он добросовестно пытался не обмануть их надежд, бессменно лидируя на протяжении 35 километров. Но за шесть километров до финиша Хефферсон не выдерживает огромного напряжения и падает прямо на дорогу. Подбежавший врач констатирует: упадок сил. Хефферсон все-таки встает и пытается продолжать бег.

В это время вторым уже бежал Пиетри. Он отставал от лидера на целый километр. Итальянец, предупрежденный о том, что Хефферсон выбился из сил и бежит уже еле-еле, резко спринтует. Довольно быстро он догоняет африканца и на сорок первом километре обходит его. Но последний рывок слишком дорого дался Пиетри, он тоже переоценил свои силы. С огромным трудом он приближается к воротам стадиона. Почти в бессознательном состоянии появляется на дорожке "Уайт Сити" и, вместо того чтобы бежать налево, поворачивает направо. Судьям стоит больших трудов направить его по правильному пути. Последняя прямая - это настоящий "крестный путь".

В семидесяти метрах от финиша Пиетри плашмя падает на гаревую дорожку. Два врача бросаются ему на помощь. Но он снова поднимается, как боксер после тяжелейшего нокдауна… Пиетри поднимается в полной прострации, бежит дальше. Через двадцать метров он падает вновь и - о чудо! - снова встает. Весь стадион, затаив дыхание, напряженно следит за тем, как маленький марафонец ведет нечеловеческую борьбу с самим собой и с последними метрами дистанции.

До финишной ленточки остается всего 15 метров! Именно в этот момент весь стадион поднялся, чтобы приветствовать второго атлета, появившегося на дорожке,- американца Джонни Хэйса.

Пиетри, подавленный этим шумом, не выдержал и рухнул на землю. К нему подбегают два человека - судья и журналист (хроникеры того времени говорят, что это был сэр Артур Конан Дойль - "отец" Шерлока Холмса). Они склоняются над итальянцем, хлопают его по щекам, стараясь привести в чувство, поднимают его, ставят на разъезжающиеся, как на льду, ноги и сопровождают, поддерживая под руки, до финишной ленточки. Дорандо Пиетри пересекает ее победителем и... побежденным.

После очень долгих дебатов судейская коллегия все же дисквалифицировала Пиетри за то, что он воспользовался посторонней помощью. Олимпийским чемпионом был объявлен Джонни Хэйс. После награждения королева Александра пригласила Дорандо Пиетри на трибуну и вручила ему золотой кубок, похожий на тот, который получил победитель. Своим удивительным мужеством, твердостью и упорством маленький итальянец заслужил победу. "Крестный путь" Дорандо Пиетри стал самым драматическим событием IV Олимпиады.

Творческая мастерская

«Сочиняем стихи»

Учитель: Ребята, вы думаете, что не умеете сочинять стихи? Конечно, чтобы писать настоящие стихи, нужно родиться поэтом. Такие поэты, как Пушкин или Лермонтов, – явление уникальное. Этому научиться нельзя.

А вот играть в стихи или сочинять рифмованные строчки может каждый. И это очень интересно. Давайте вместе попробуем придумать рифмы.

1.Дети встают в круг или остаются сидеть за партами. Учитель бросает мяч кому - нибудь из учеников и произносит какое угодно слово, например: лето. Тот, кто поймал мяч, должен ответить в рифму: примета. Бросая мяч следующему игроку, он говорит новое слово, например: зима. Поймавший мяч отвечает: страна. Кто за 10 секунд не успел придумать рифму, выбывает из игры, а мяч отдает соседу. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Так же можно играть и без мяча: просто называть слова и рифмы к ним. Можно передавать по цепочке листок со словами. Каждый, кто получил послание, вписывает туда рифму и новое слово.

2.Ребята, мы с вами попробуем написать буриме. Слово «буриме» образовано от двух французских слов: bout - конец и rime – рифмованный.

Эта игра была популярна еще во времена Пушкина. Игрокам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение. Предлагаю вам дописать стихи на тему спорта по следующим заданным рифмам:

написание буриме

не спорьте …стоят

в спорте …ряд

лыжне …Антон

мне …чемпион

ловким

тренировки

в груди

впереди

играли

пасовали

час

раз

3. Одним из способов развития воображения является дописывание стихотворения по двум первым строчкам. Строчки, предлагаемые ребятам, содержат завязку какого – то происшествия. Задача детей – придумать развязку, соблюдая при этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму. Снова обратимся к спортивной теме!

1. Наш Зарипов высший класс!

Он порадовал всех нас

2. Он как бог на льду катался

И тулуп крутил тройной

3. Ирина наша Роднина

Так нежна и так стройна

Дети могут сочинять по одному или в группах. По истечении определенного времени учитель читает вслух все стихи и говорит, какое стихотворение оказалось самым интересным и почему.

^ Раздел «Зарубежная литература»

К уроку по теме «Марк Твен. Юмористический рассказ «Укрощение велосипеда» (для самостоятельного чтения)

Учитель: Ребята, какое впечатление произвел на вас рассказ?

 Какие эпизоды показались особенно смешными? Какие фразы заставили вас смеяться?

 Зачем герой, по-вашему, хотел так упорно научиться ездить на велосипеде?

 Стоило это стольких мук и такого количества синяков, смазанных «свинцовой примочкой»?

 Скажите, а кто из вас умеет ездить на велосипеде?

 А вам неведомы муки нашего персонажа, или вы также имели такой печальный опыт?

 А что вам дает езда на велосипеде? Какие чувства вы испытываете?

Ребята, а вы знаете, что велосипедный спорт – одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. На первых олимпийских играх в Афинах лидировали велосипедисты Франции и Великобритании. Русские велосипедисты на олимпийском треке впервые выступили в Стокгольме в 1912 году, но, надо сказать, неудачно, затем олимпийский дебют советских гонщиков состоялся только в 1952 году и тоже был неудачным. За горечью этих неудач пришла радость первых побед. Первым советским чемпионом по велоспорту стал Виктор Капитонов в 1960 году на Олимпиаде в Риме…

Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге «велосипедист», даже не скажут «спортсмен». Непременно произнесут слово «гонщик», ибо для них «гонщик» - синоним слова «боец». Этот титул – большая честь, его надо заслужить.

 Можно ли назвать персонажа Марка Твена «бойцом»?

Домашнее задание: составьте шутливое интервью с персонажем рассказа Марка Твена «Укрощение велосипеда».

По методическим материалам сайта «Сочи 2014»

http://www.sochi2014.com/games/education/manuals/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 7 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconИспользование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 6 классе
Пояснительная записка к методическим материалам для использования на уроках литературы (на основе материалов, посвящённых истории...

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconПоложение о районном конкурсе «Новогодние сюрпризы Деду Морозу»
Сувенирная продукция из различных материалов новогодней или олимпийской тематики

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconМетодическая разработка на тему: «Использование информационно-коммуникационных...
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе icon«Развитие коммуникативных способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы»
«Иярченле кушма җөмләләр», открытый урок в рамках районного семинара для учителей татарского языка по теме: «Использование на уроках...

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе icon«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках...
«Использование информационно-коммуникационнных технологий на уроках русского языка и литературы»

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconМбоу «сош №12» Публичко Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Использование приёмов технологии критического мышления для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе iconИспользование информационно коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование модулей олимпийской тематики на уроках литературы в 5 классе icon«Совершенствование навыков самостоятельной работы школьников через...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск