Скачать 0.59 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бимская средняя общеобразовательная школа Агрызского муниципального района Республики Татарстан Сочинение на ЕГЭ по русскому языку Примерные сочинения (часть С1) выпускников 11 класса Бимской СОШ (2009-2010 учебный год) Учитель русского языка и литературы Бимской СОШ Корнева О.В. 2012 г. Модели сочинений учащихся Бимской средней общеобразовательной школы. 2010 г. Вариант №1 Исходный текст Прости меня, мама… (1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно. (15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?» (23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот. (24) «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» - шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!» (30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно… (32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама… (По А.Алексину)
1) 6 2) 23 3) 25 4) 32
В1. Из предложений 1-23 выпишите 4 слова, образованные неморфологическим способом. В2. Из предложений 10-14 выпишите все наречия. В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании ГОТОВНОСТЬ ПРОТИВОСТОЯТЬ. В4 . Среди предложений 15-22 найдите односоставные предложения (в том числе в составе сложных) и укажите их номера. В5. Найдите в тексте предложения с обращением и укажите их номера. В6. Среди предложений 15-33 найдите СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением. Укажите номер предложения. В7. Среди предложений 15-20 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и лексического повтора. Укажите номер предложения. В8. «Грустная тональность и тема эссе А. Алексина никого не могут оставить равнодушным. Печальный мысленный диалог писателя со своей матерью заканчивается словами раскаяния в том, как невнимательны мы бываем к нашим матерям. Автор для подтверждения основной идеи текста прибегает к _____________(предл. 15, 24), ___________ (предл. 13). Текст насыщен различными средствами выразительности: лексическими ___________ (предл. 31) и синтаксическими __________(предл. 31)». Список терминов:
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с ней. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента). Объем сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ^ В тексте А. Алексина можно выделить две основные проблемы: 1) проблема жертвенной материнской любви; 2) проблема нашего отношения к матери; ^ может содержать размышления о том, что такое любовь и жертвенность и как проявляется жертвенность материнской любви. Наши матери готовы не спать ночами, выхаживая больного ребенка, они жертвуют карьерой, интересной работой ради своих детей. Наши матери делают для нас все, что в их силах, но мы, к сожалению, не всегда можем по достоинству оценить жертвенность их поступков. ^ может развивать мысль о том, что осознание значения материнских поступков и ответное чувство благодарности приходят к нам слишком поздно. Позиция автора:
Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение. ^ , обратите внимание на то, что тема материнской любви широко представлена как в русской поэзии (М. Цветаева – цикл «Стихи к сыну»; А. Ахматова – «Реквием») так и в современной прозе (В. Закруткин «Матерь человеческая», В Токарева «Террор любовью» и др.). В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие высказывания знаменитых людей. «Вы не перестанете быть ребенком, пока у вас есть мать» (С. Джейет); «Господь не может поспеть всюду одновременно, и поэтому он создал матерей» (Менандр) «Сердце матери – неиссякаемый источник чудес» (П. Беранже) «Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» (О. Бальзак) «Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт) «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Г. Белинский) Сочинение 1
Сочинение 2
Вариант №2 Исходный текст Вещи и книги (1)Мы живем среди овеществленных человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу. (2)Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, - а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. (3) Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования. (4)Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. (5) Но овеществленная мысль их осталась навсегда. (6) Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы. (7) Овеществленные мысли ждут нас, когда мы еще не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. (8) Но всех нетерпеливее нас ожидают книги. (9) Вещи не требуют собеседника. (10) В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. (11) Они созданы для того, чтобы служить, и они служат не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. (12) Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. (13) Они живы, пока живут, и живут, пока служат. (14) Книги без собеседника мертвы. (15) Они смогут молчать многие годы. (16) Но когда приходит собеседник – они оживают. (17) У них особая судьба. (18) В отличие от вещей они умеют радоваться и печалиться, потому что кроме ума и догадливости в них еще вложены страсти. (19) Еще нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. (20) Мы размышляли о своем бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. (21) Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже давно изобретен. (22) Книги ждут собеседника. (23) И в отличие от вещей им вовсе не все равно, кто к ним явится в этом качестве. (24) Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. (25) Люди одинаково пользуются вещами. (26) Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. (27) Но каждый обращается с книгой по-своему. (28) Один читает в ней то, что написано, другой не то, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. (29) Вещи живут во времени. (30) Время живет в книгах. (31) Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределенное. (32) Время мудрее вещей. (33) Книги мудрее времени. (34) Потому что время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле. (35) Книги мудрее времени. (36) Они оставляют в себе время, которое ушло. (37) В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут. (38) Время покорно книгам. (39) Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. (40) В них встретится тот, кто еще не родился, с тем, кто ушел навсегда. (41) Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы… (42) Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. (43) Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придет отделить плевелы от зерен. (Л.Лиходеев) 1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
2.Определите стиль речи данного текста.
3.В каком значении используется в предложении 43 выражение ^
В1.Укажите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЙ (предложение 20) В 2.Среди предложений 1-6 найдите глагол в форме сослагательного (условного) наклонения и выпишите его. В3.Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании С ЦЕЛЬЮ ВОЗВЫСИТЬСЯ (предложение2). В4.Среди предложений 9-14 найдите предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием. Укажите номер этого предложения. В5.Среди предложений 22-34 найдите предложение с обособленными одиночными однородными определениями. Укажите номер этого предложения. В6. Среди предложений 19-30 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью и укажите его номер. В7. Среди предложений 35-43 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи парцелляции и личного местоимения и укажите его номер. В8.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. «Рассказывая о вещах и книгах, Л.Лиходеев использует такой прием, как ______ (например, на нем построен весь пятый абзац). Яркой приметой публицистического стиля этого текста являются повтор и _________________ (предложения 29-30, 32-33, 35,38), придающие особую экспрессивность тексту. Кроме того, в тексте часто употребляются ______________ (предложения 12,14, 18, 22 и другие). Использование книжного ______________ в последнем предложении текста придает ему особую приподнятую тональность». Список терминов:
5) олицетворение |
![]() | Образовательная программа предназначена для подготовки слушателей к сдаче егэ по русскому языку | ![]() | Факультатив по русскому языку «Сочинение- рассуждение как вид и жанр повышенной сложности на егэ» |
![]() | Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа... | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки... |
![]() | Тема: Подготовка к написанию сочинения по тексту М. Худякова с учётом требований к заданию с с развёрнутым ответом егэ по русскому... | ![]() | Егэ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения (система презентаций) |
![]() | Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме теста. Материал, включенный в тесты, охватывает программу по русскому... | ![]() | Примерная Программа основного общего образования по русскому языку и рабочая Программа по русскому языку к предметной линии учебников... |
![]() | «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова, М., «Просвещение»... | ![]() | Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать... |