Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью






Скачать 131.7 Kb.
НазваниеПояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью
Дата публикации15.01.2014
Размер131.7 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Пояснительная записка
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности

Целью обучения в 5 классе является знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи.

Задачи обучения в 5 классе:

Обучающие:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
Развивающие:

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к родной природе, обычаям, верованиям, стихам, сказкам, дворцам, храмам, картинам.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

^ Календарно-тематическое планирование




ур

Тема урока


Дата

проведения

1

Музыка рассказывает обо всем




2

Истоки




3

Искусство открывает мир




4

Искусства различны, тема едина




5

Два великих начала искусства




6

Стань музыкою, слово!




7

Музыка дружит не только с поэзией




8

Песня – верный спутник человека




9

Заключительный урок




10

Мир русской песни




11

Песни народов мира




12

Романса трепетные звуки




13

Мир человеческих чувств




14

Народная хоровая музыка




15

Что может изображать хоровая музыка




16

Заключительный урок




17

Опера – самый значительный жанр вокальной музыки.




18

Из чего состоит опера.




19

Единство музыки и танца.




20

"Русские сезоны" в Париже.




21

Музыкальность слова.




22

Музыкальные сюжеты в литературе.




23

Живописность искусства




24

Музыка – сестра живописи.




25

Может ли музыка выразить характер человека?




26

Пейзаж в музыке.




27

Волшебная красочность музыкальных сказок.




28

Сказочные герои в музыке.




29

Тема богатырей в музыке.




30

Хорошая живопись-это музыка, это мелодия




31

Никто не забыт, ничто не забыто"




32

«Памяти павших будьте достойны»




33

Обобщение темы года. Итоговое тестирование.




34

Урок – концерт





Содержание программы


Раздел I. «Музыка и другие виды искусства». 4 часа

Музыка рассказывает обо всем. Истоки. Искусство открывает мир. Искусства различны, тема едина.


^ Раздел II. Музыка и литература. 17 часов

Два великих начала искусства. «Стань музыкою, слово!». Музыка «дружит» не только с поэзией. Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Романса трепетные звуки. Мир человеческих чувств. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Что может изображать хоровая музыка. Самый замечательный жанр вокальной музыки. Из чего состоит опера. Единство музыки и танца. «Русские сезоны» в Париже. Музыкальность слова. Музыкальные сюжеты в литературе.


^ Раздел III. Музыка и изобразительное искусство. 12 часов
Живописность искусства. «Музыка – сестра живописи». Может ли музыка выразить характер человека? Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. Волшебная красочность музыкальных сказок. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке.»Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

^ Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 5 класса.
-умение находить взаимодействия между музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков;
-умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета;
-знание новых имен композиторов – К. Дебюсси, М. Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
- проявление навыков вокально- хоровой деятельности (правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания).

^ Контроль и система оценивания

Контроль системы оценивания по музыке в 5 классе осуществляется на основе локального акта «Положение о системе, форме, порядке переводной промежуточной аттестации учащихся.


С целью осуществления оценки результатов обучающихся используются различные виды контроля:

текущий, тематический, итоговый.
Контроль осуществляется в следующих формах: устный опрос, взаимоопрос, тесты, музыкальные викторины, исполнение песен, творческие задания.
Конкретные даты и формы проведения указаны в календарно-тематическом планировании.

^ Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music/

Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/

Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru/

Музыкальный архив православного портала «Предание»: Богослужебные песнопения. Сборники духовных песнопений. Канты. Духовные песни и народные ансамбли. Колокольные звоны – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.predanie.ru/music/

Пасхальный канон преподобного Иоанна Дамаскина. Текст и запись с возможностью скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon86.htm?id=86

Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Запись с возможность скачать. – Электронный ресурс. Режим доступа - http://www.predanie.ru/mp3/Velikij_Pokajannyj_Kanon_Prepodobnogo_Andreja_Kritskogo/

Житие святителя Андрея Критского. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/187642.html

Житие преподобного Иоанна Дамаскина. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann_damaskin.html

Житие преподобного Романа Сладкопевца – Электронный ресурс. Режим доступа: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitrii_rost1/842.html

Песнопения в исполнении Архиерейского хора Вятской епархии. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.trifonovmonastyr.ru/audio/99/

Аудиотека Страны Вятской: Песнопения в честь Вятских святых. Солдатские, народные казачьи песни, романсы, песни о Вятке. - Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vstrana.ru/

^ Использование медиаресурсов:


  1. «Антология русской симфонической музыки» в 8 компакт-дисках, «Мелодия», RMG records, 2004:

СD 1 «М.В.Глинка, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский»,

СD 2 «А.К.Глазунов»,

CD 3 «Ляпунов. Направник. Аренский. Лядов»,

CD 4 «С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский»,

CD 5. «А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и В.С.Калинников»,

CD 6 «А.К.Глазунов, П.И.Чайковский»,

CD 7 «А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.К.Глазунов»,

CD 8 «С. И.Танеев, Н. А.Римский-Корсаков»

  1. CD «Культурология», учебное электронное издание по курсу, издание Министерства образования Российской Федерации, 2007.

  2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» на 8 компакт-дисках. –

«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2009.

  1. «Большая энциклопедия России: Искусство России». - ИДДК, 2007

  2. Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки» Кирилла и Мефодия» -

«Кирилл и Мефодий», ООО «New Media Generation», 2000.

  1. Мультимедийная энциклопедия «Лувр» - ИДДК, 2005.

  2. Мультимедийная энциклопедия «Эрмитаж» - «Интерсофт», 1998.

  3. DVD-фильм о духовной музыке «Мелодия духа». – СПб, Успенское подворье Оптиной пустыни, 2008.

  4. CD «Пасха», «Великий пост»



Технические средства обучения:

- компьютер,

- мультимедийный проектор,

- экран проекционный,

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование:

музыкальный инструмент

Учебно-методический комплект
1. Музыка. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2005.

2. Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 5 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Музыка. 5 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

4. Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.
Дополнительная литература для учащихся:


        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

        2. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

        3. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

        4. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        5. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

        6. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        7. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

        8. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        9. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.


Дополнительная литература для учителя:
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconПояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном...
Целью обучения в 6 классе является знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconПояснительная записка к рабочей программе по музыке на 2013 2014 учебный год
Цель предмета «Музыка» заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconРабочая программа по музыке 5-8 классы
Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconРабочая программа по музыке 8 класс Составитель: Белова Ольга Николаевна
Целью уроков музыки в 8 классе является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью icon«В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам»
Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью icon«Роль предметных недель по английскому языку в духовно-нравственном воспитании школьников»
Возможности иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconПояснительная записка Целью
Целью данной программы является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconРабочая программа по изо 4 класс. Пояснительная записка
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconПояснительная записка Программа разработана на основе примерных образовательных...
Урное чтение играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности...

Пояснительная записка Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности Целью iconРодительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей»
Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск