Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2»






Скачать 107.68 Kb.
НазваниеСценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2»
Дата публикации19.01.2014
Размер107.68 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Сценарий урока

Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с.Каргасок, МБОУ «Каргасокская средняя общеобразовательная школа № 2»

Предмет: русский язык

Класс: 8

Учебно-методическое обеспечение: учебник Р.И Альбетковой « Русская словесность» 8 класс, авторская презентация POWER POINT

Время реализации: 45 минут

Цель урока: формирование у учащихся речевых компетентностей; развитие понятийного мышления

Задачи урока:

Образовательные - актуализировать у учащихся знания о средствах выразительности речи, формировать понятие о метонимии и синекдохе, раскрыть их существенные признаки

Развивающие - развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению

Воспитательные - воспитание любви к родному языку , любви к родной природе, воспитание «чувства Родины»

Тип урока: комбинированный ( усвоения новых знаний и применение их на практике

Форма урока: урок-исследование

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, листы с заданиями

План проведения урока:



Этапы занятия

Временная реализация

№ слайда

1.

Организационный момент: приветствие, объявление темы урока

1

1

2.

Повторим тропы

5

2-3

3.

Познакомимся! (формирование понятий метонимии и синекдохи)

8

4-8

4.

Узнайте! (работа со словарём)

4

9

5.

Тренинг

7

10-12

6.

Закрепим! (работа с раздаточным материалом)

7

13

7.

8.
9.

Проверим себя (тест)

Домашняя работа
Подведение итогов.

7

1
1


14
























^ ХОД УРОКА :

1.Орг. момент (объявление темы и целей урока) (слайд1)

Вступительное слово:

Ребята, мы продолжаем изучать значения и изобразительно-выразительные возможности слов .
« Всё познаётся в сравнении» - этот афоризм древнего китайского философа Конфуция особенно справедлив , когда мы заводим речь о художественном творчестве , о поэзии .

^ 2.Вспомним ! ( слайд 2)

Что называется тропом? Какие виды тропов знаем?

( тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, литота, гипербола, ирония, метафора)
Назови троп!( слайд 3)
Определите типы тропов и прокомментируйте их роль в тексте.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна,

На печальные поляны льёт печально свет она. ( А.С.Пушкин )

2. Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде... ( С.А.Есенин )

3. Пока ещё последние колена

Последних соловьёв не отгремели

И смутно брезжит у твоей постели

Боярышника розового пена ... ( А.Тарковский )

список терминов:

1.эпитет 4. метафора

2. сравнение 5.гипербола

3. олицетворение

Ключ: 1- 1,3 2- 2,1 3- 4

Сегодня нам предстоит узнать о распространенных тропах - метонимии и синекдохе

Задание: исследуя теоретический материал о метонимии, сделайте вывод, что лежит в её основе, каковы отношения между предметами и явлениями 1.Познакомимся! (слайды 4-8)

Метонимия

( От греческого metonomadzo- переименование ) - перенос наименования с одного предмета на другой по принципу связи. ( А.П.Квятковский «Школьный поэтический словарь» )
Вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления признаки или связи. ( Краткий словарь литературоведческих терминов)
Случаи таких переносов многообразны, главные из них следующие.
^ Узнайте! Виды метонимии ( слайд 5 -6 )

1. Перенесение содержащего на содержимое:

Я три тарелки съел ( И.А.Крылов )
2. Указание на связь между человеком и национальностью:

Где хохол прошёл, еврею делать нечего.( пословица)
3.Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета:

У наших ушки на макушке . ( М.Ю. Лермонтов)
4. Упоминание имени автора вместо его произведения:

Траурный Шопен громыхал у заката. (М. Светлов)
^ Сделаем вывод: Что лежит в основе метонимии?

( В основе метонимии лежит принцип связи между предметами, перенос значений по смежности явлений)

- Чем метонимия отличается от метафоры?

( Метафора - скрытое сравнение. В её основе лежит сходство предметов, явлений, действий, признаков. Сходство может проявляться по форме, по цвету, по впечатлению, по расположению предметов. В метонимии – главное- это связь между предметами.)
Задание: исследуя теоретический материал о синекдохе, сделайте вывод, что лежит в её основе, каковы отношения между предметами и явлениями
^ Познакомимся! Синекдоха (слайд 7)
Синекдоха - (от греческого . SYNEKDOCHE - соотнесение ) разновидность метонимии, перенесение значение одного слова на другое на основе замены количественных отношений. ( Краткий словарь литературоведческих терминов) .

^ Виды метонимии (слайд 8)

1.Употребление множественного числа вместо единственного:

Рука бойцов колоть устала.(М.Лермонтов)
2.Употребление части вместо целого:

Все флаги в гости будут к нам. ( А.С. Пушкин )

Отколе, умная, бредёшь ты голова? (И.А.Крылов)

3. Употребление определённого вместо неопределённого:

Одну минуточку!
Сделаем вывод: Что лежит в основе синекдохи?
( В основе синекдохи лежат количественные отношения, обозначение целого через его часть)

^ 4.Это интересно! ( слайд 9) Работа со словарями

Многие фразеологизмы основаны на синекдохе.

Пользуясь фразеологическим словарём, определите значение следующих фразеологизмов, составьте с данными выражениями предложения:

брать быка за рога - смело, энергично начинать с самого важного-

вставлять палки в колёса - умышленно мешать кому-либо что-либо делать, чинить препятствия

водить за нос - вводить в заблуждение, поступать недобросовестно, обманывать.
^ Роль метонимии и синекдохи (слайд 10)
Как вы думаете, какова роль метонимии и синекдохи?
(Метонимия и синекдоха помогают понять связи между явлениями, представить их ярко, наглядно, конкретно; придаёт изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску)
^ 5. Тренинг ( слайд 11-12)

1.Найдите в отрывках из стихотворения «Бородино» М.ЮЛермонтова метонимию:
а) Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

б) Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

в) Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам:

Да жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

г) Тогда считать мы стали раны…
2. Прочитайте фразы из повести А.С.Пушкина «Метель», найдите в них метонимии и объясните их смысл:

А) Как сильно билось русское сердце при слове Отечество!

Б) Открылась сильная горячка, и бедная больная две недели находилась у края гроба.

В) Он объяснил им, что нога его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном
3.Найдите в поэтических строчках синекдоху:


1. Ослы! Сто раз вам повторять?

Принять его, позвать, просить, сказать, что дома…

(А.Грибоедов)

2. Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне. (А.Пушкин)

3. …Где повелительные грани

Стамбулу русский указал. (А.Пушкин)

  1. Мне // и рубля // не накопили строчки. (В.Маяковский)


Ответы: сто раз; русский штык; Стамбул( т.е. Турция) ; рубль

^ 6.Закрепим! Подумайте и ответьте (слайд 13)

(работа с раздаточным материалом)


А) Рассмотрите фотографию памятника Петру I - знаменитого «Медного всадника» работы скульптора Э. Фальконе.

Б) Почему, когда вы видите памятник, у вас возникает мысль о Петербурге, а не о каком-либо другом городе?

В) Можно ли сказать, что между памятником и городом есть связь как между частью и целым? Определите на основании этого троп.

Г) Постарайтесь объяснить, почему часть говорит нам о целом, о городе.


7. Тест

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.

Задание 1.

  1. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома? (Н.Гоголь)

  2. Уж вечер… Облаков померкнули края,

Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)

  1. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.(Н.Некрасов)

  2. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские ёлки. (О.Мандельштам)
а) сравнение в) синекдоха

б) олицетворение г) литота

Задание 2.

  1. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)

  2. Не то на серебре - на золоте едал. (А.Грибоедов)

  3. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)

  1. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)


а) олицетворение в) метонимия

б) метафора г) оксюморон

Задание 3.

  1. И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)

  1. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

  2. Я обручился с тишиной,

Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

  1. И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт! (Г.Державин)
а) сравнение в) метонимия

б) метафора г) синекдоха

Задание 4.

  1. Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

  2. Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)

  1. Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. ( Д.Самойлов)

  1. И раб судьбу благословил. ( А.Пушкин)


а) синекдоха в) метонимия

б) метафора г) эпитет
Ответы к тесту:

Задание 1: 1-в, 2-б, 3-г, 4-а

Задание 2: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а

Задание 3: 1-б,2-в,3-г,4-а

Задание 4: 1-в, 2-б,3- г,4-а


8. Домашняя работа: из художественной литературы подобрать 6 примеров метонимии (синекдохи).
^ 9.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Объясните, как вы поняли, почему синекдоха представляет собой вид метонимии?

Список использованной литературы и Интернет- ресурсов:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 8 класс .М.: Дрофа 2003.

  2. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка.- Ростов н/Д : Феникс, 2003.- 448с.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение 1988.

  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь. М.: Просвещение,1980

  5. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. М.:Дрофа 2003.

6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок «Как открывать знания с учениками». Пособие для учителя.- И, 2002.- 168С

7. Фотография памятника Петру I скульптора Э.М.Фальконе http://www.turinfo.ru/attracti


Краткие рекомендации

Рекомендации:

1 слайд - Титульный (по щелчку)

2 слайд - Вспомним!

3 слайд - Назови троп!

4 слайд – Познакомимся метонимия!

5 слайд – Узнайте! Виды метонимии.

6 слайд – Виды метонимии.

7 слайд – Познакомимся! Синекдоха.

8 слайд- Виды синекдохи

9 слайд- Это интересно!

10 слайд – Роль метонимии и синекдохи.

11 слайд – Потренируемся!

12 слайд – Найдите в поэтических строках синекдоху.

13 слайд – Потренируемся!

14 слайд – Подумайте и ответьте!

15 слайд – Спасибо за урок!

16 слайд – Информационные ресурсы


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconСценарий занятия Автор: Георгиу Марина Дмитриевна, учитель немецкого...
Необходимое оборудование и материалы для занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер со звуковыми колонками, мультимедийные...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconСценарий урока с использованием компьютера Преподаватель Гричневская...
Образовательное учреждение Томская область, Шегарский район, село Победа, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Побединская...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconМетодическая разработка урока Предмет русский язык Тема: «Второстепенные члены предложения»
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconСтрана треугольников
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Осиновка, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Осиновская...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» icon«Как узнать человека?»
Образовательное учреждение – Томская область, Кожевниковский район, с. Старая Ювала, Муниципальное общеобразовательное учреждение...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconАктивизация мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся...
Устяхина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу бейской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного)...

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» icon1. Осадчева Ольга Александровна, учитель русского языка высшей квалификационной категории
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 г. Нижнего Новгорода

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconМетодическая разработка урока на тему: «Комплексный анализ текста»
Хамрина Марина Александровна, учитель русского языка литературы, Владимирская область Судогодский район село Мошок, e- mail

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconКонкурс чтецов «Калейдоскоп»
Сценарий подготовила Кирсанова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы. 2013 год

Сценарий урока Автор: Брагина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Образовательное учреждение: Томская область, Каргасокский район, с. Каргасок, мбоу «Каргасокская средняя общеобразовательная школа №2» iconПредставление опыта работы по использованию системы «КонсультантПлюс:...
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №12 имени Олега Кошевого»...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск