Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина»






Скачать 334.49 Kb.
НазваниеУрок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина»
страница1/3
Дата публикации20.01.2014
Размер334.49 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3
Список информационно - педагогических модулей

ИПМ 1. Сведения об авторе

ИПМ 2. Условия формирования опыта

ИПМ 3. Актуальность и перспективность опыта

ИПМ 4. Теоретическая интерпретация опыта

ИПМ 4.1. Теоретическая база опыта

ИПМ 4.2. Новизна опыта

ИПМ 4.3. Адресная направленность

ИПМ 4.4. Трудоёмкость опыта

ИПМ 5. Технология опыта

ИПМ 5.1. Нетрадиционные типы уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся

ИПМ 5.2. Урок словесности

Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И.А.Бунина» (приложение)

Урок словесности в 6 классе по теме: «Изобразительная роль наречий в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева» (приложение)

ИПМ 5.3. Урок – коммуникация

Комментарии к уроку – коммуникации в 7 классе по теме: «Причастие. Типы и стили речи».

ИПМ 5.4. Урок развития речи. Работа на уроках русского языка с

произведениями искусства

Урок развития речи в 8 классе по теме: «Описание картины В.М.Васнецова «Сирин и Алконост» (приложение)

ИПМ 6. Работа по словарям разных видов на уроках русского языка

ИПМ 6.1.Творческие задания с использованием словарей разных

видов на уроках русского языка

Фрагмент урока в 5 классе по теме: «Подорожим

народным языком» (приложение)

ИПМ 7. Работа с текстом на уроках русского языка в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся

ИПМ 8. Речетворчество детей на уроках русского языка.

ИПМ 9. Работа с лингвистической миниатюрой

Лингвистические миниатюры, сочиненные школьниками (приложение)

ИПМ 10. Формы организации внеурочной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся

Детские рукописные журналы

Организация исследовательской работы

ИПМ 11. Результативность педагогического опыта

^ ИПМ 1. Сведения об авторе
Образование: высшее, закончила Елецкий государственный педагогический институт в 1999 году по специальности филология

Педагогический стаж:15 лет

Квалификационная категория: высшая

^ Повышение квалификации:

5

ИПМ 2.Условия формирования опыта
На формирование опыта повлияло ряд факторов:

1. Новые подходы в обучении, связанные с переходом на Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе.

3.Работа в классах, которые на начальной ступени обучения занимались по системе Л.В.Занкова, где значительная роль при изучении русского языка и литературы отводились формированию коммуникативной компетенции учащихся.

4.Деятельность школьного методического объединения учителей русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 имени О.А.Морозова» г. Ефремова Тульской области. Одной из задач работы ШМО учителей русского языка и литературы является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

5. Изучение литературы по теме исследования:

Антонова Е.С. Тайна текста. – М.: Вербум М., 2000
Жинкин Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. – М.,1985
Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. – М.,1998

6. Переход к государственной (итоговой) аттестации в форме

ЕГЭ

6

ИПМ 3.Актуальность и перспективность опыта
Данный педагогический опыт позволяет:

1.Учесть ведущие виды деятельности учащихся разного возраста и типовые ситуации, мотивирующие включение школьников в речевую деятельность того или иного вида.

2.Экономно использовать учебное время, динамично продвигая учащихся вперед в знаниях, умениях, навыках.

3.Повысить интерес школьников к занятиям родным языком в силу новизны приобретенных знаний и умений, осмысления практической полезности последних, соответствия учебной деятельности потребностям жизненной практики.

4. Обеспечить развитие учащихся (речевое, языковое, духовное, интеллектуальное).
Современный выпускник ОУ должен владеть разными видами речевой деятельности, чтобы чувствовать себя высококультурным человеком. Коммуникативные умения являются базисным для успешной работы школьника по всем предметам, в занятиях по интересам, в самообразовании, в общественной, в трудовой деятельности, в разных жизненных ситуациях.
Таким образом, полученные знания используются:

1.На уроках русского языка и литературы (прежде всего).

2.На школьных и районных олимпиадах.

3.При сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Методические принципы формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

1.Принцип от простого к сложному, с учетом дидактических требований и возрастных особенностей.

2.Принцип комплексного и системного подхода к развитию механизмов речи.

3.Принцип педагогической эффективности.

Формировать коммуникативную компетенцию помогает герменевтический подход. Понимание текстов, толкование их замысла во многом обуславливает качество формирования коммуникативной компетенции школьников. Ведущий метод – интерпретация текста.

Опыт основывается на методических рекомендациях, предложенных Е.С.Антоновой в книге «Тайна текста. Методические рекомендации по развитию речи и мышления школьников».

7

ИПМ 4.Теоретическая интерпретация опыта

ИПМ 4.1. Теоретическая база опыта
Данный педагогический опыт основывается на научных позициях, нашедших своё отражение в книге Н.И.Жинкина «Психологические основы развития мышления и речи».

Чтобы мотивировать изучение русского языка и литературы, учитель может опереться на данные, которые предлагает психолингвистика. В своих трудах Н.И.Жинкин наметил методические приемы развития механизмов речи у школьников.

I.Механизм эквивалентных замен, т. е. перевод внутренней речи во внешнюю с помощью языковых средств.


Чтобы развивать этот механизм необходимо:

-обогащение словарного запаса учащихся;

-отбор учащимися слов, адекватных замыслу высказывания;

-понимание общего смысла текста и его пересказ.

II. Механизм памяти.

Его развитие предполагает:

-работу со словарями, книгами;

-обучение школьников созданию различных синтаксических конструкций;

-формирование у школьников умения подчинять составление синтаксических конструкций общему замыслу высказывания.

III. Механизм предугадывания.

Не зная содержания текста в целом, учащиеся прогнозируют общий замысел. Развитие этого механизма предполагает:

-формирование умения видеть и предугадывать структуру предложения и текста;

-упражнения в дополнении, трансформировании текста;

-обучение школьников умению моделировать текст.

Очевидно, что механизмы действуют только в единстве.

^ 8

Данный педагогический опыт разрешает следующие противоречия:

  1. Между необходимостью формирования коммуникативных умений учащихся и отсутствием у школьников желания учиться вообще и родному языку в частности.

  2. Между необходимостью повышения качества обучения и затруднением восприятия учебного материала учащимися.


ИПМ 4.2. Новизна опыта заключается:

  1. В разработке и проведении нетрадиционных типов уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся.

  2. В проведении нетрадиционных форм организации внеаудиторной деятельности по формированию коммуникативной компетенции учащихся.


ИПМ 4.3. Адресная направленность

Педагогический опыт рекомендуется преподавателям русского языка и литературы и может быть успешно использован как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением русского языка и литературы.
^ ИПМ 4.4. Трудоёмкость опыта

Материал, изложенный в опыте, соответствует содержанию любого из ныне действующих учебников, поэтому не требует дополнительных затрат времени и сил педагога. Свободное время можно использовать для самообразования, саморазвития, творчества.

9

ИПМ 5. Технология опыта

ИПМ 5.1. Нетрадиционные типы уроков

Цели:

  1. Формирование у детей целостного взгляда на мир.

  2. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

  3. Включение ученика в процесс добывания знаний.

Нетрадиционные типы уроков:

1.Урок, основанный на оригинальной организации учебного материала: урок словесности, урок – коммуникация.

2.Урок по аналогии с известными формами и методами деятельности: урок развития речи.
ИПМ 5.2. Урок словесности

Объект интеграции: русский язык, литература, краеведение.

Преимущество технологии.

  1. Формирование у детей целостного взгляда на предмет, явление.

  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

  3. Развитие гармонически интеллектуальной личности.

  4. Интеграция – возможность для самореализации педагога и ученика.

Технология основана на принципах последовательности. Весь урок - единое целое, этапы урока – фрагменты целого.
^ Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И.А.Бунина» (приложение).
Урок словесности в 6 классе по теме: «Изобразительная роль наречий в пейзажных зарисовках И.С.Тургенева» (приложение).

10

ИПМ 5.3. Урок – коммуникация
Суть технологии в создании мотивированной речевой ситуации.
Цели:

1.Формирование навыка осмысленного построения беседы, употребления языковых средств.

2.Воспитание интереса к слову, повышение культуры речи.
Результат урока-коммуникации - способы действий, которыми овладевают школьники:

-понимание замысла текста, близкое авторской идее;

-объяснение тех приёмов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;

-объяснение влияния грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание;

-сочинение собственных текстов, адекватных речевой ситуации

^ Комментарии к уроку – коммуникации в 7 классе по теме: «Причастие. Типы и стили речи» (приложение).

Общие направления работы с текстом:

-фонетико – синтаксическое (ученики понимают интонационное оформление в соответствии со знаками препинания);

-лексико – семантическое (при анализе и сочинении текста особое внимание обращается на синонимию, антонимию, омонимию);

-парадигматическое (анализ функционирования словоформ, роль части речи, её категориальных значений в тексте);

-стилистическое (особенности текстопостроения, жанровые характеристики, композиция).

Старая яблоня.

И.А.Бунин

Вся в снегу, кудрявом, благовонном,

Вся – то ты гудишь блаженным звоном

Пчёл и ос, завистливых и злых…

Старишься, подруга дорогая?

Не беда. Вот будет ли такая

Молодая старость у других!

Самая распространенная среди плодовых культур – яблоня. Яблоня – зимостойкая культура. Она выдерживает морозы до 30оС. Яблоки употребляют в пищу в свежем виде, их сушат, приготовляют из них соки, варенье, повидло, мармелад.

11

Комментарии:

1.Сравни тексты. Что общего у них, в чём разница?

2.Что хотел сказать каждый из авторов своим текстом?

3.К каким стилям следует отнести эти тексты?

4.Можно ли представить себе автора стихотворных строк?

5.Какие чувства его переполняют?

6.Какими языковыми средствами Бунин создаёт образ?

7.Почему второй текст не нуждается в образности?

8.В какой речевой ситуации уместнее всего использовать эти тексты?

Обратите внимание детей:

на лексику: терминология, точность, выраженная цифрами в тексте научного стиля, в поэтическом тексте эпитеты, метафоры, олицетворение, оксюморон;

построение предложений: прямой порядок слов, предложения повествовательные, двусоставные, глаголы в форме настоящего времени – в научном стиле; простые, осложненные обращением, обособленными определениями и однородными членами предложения, односоставные, с инверсией – в художественном стиле;

на замысел автора: в научном – передать знания наиболее аргументировано, в художественном – передать впечатление, чувство, вызванное цветущей яблоней.
Задание. Напиши небольшой рассказ, в центре которого окажешься ты как персонаж, читающий один из этих текстов.


ИПМ 5.4. Урок развития речи. Работа на уроках русского языка с произведениями искусства

Цель:

  1. Развитие творческих способностей личности.

  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся.

  3. Воспитание эстетического вкуса, интереса к произведениям искусства.

Принципы работы с произведением искусства:

  1. Предоставление права ученику на собственные суждения о произведении.

  2. Изучение знаковой системы изобразительного искусства.

  3. Обращение к разным родам и видам искусства.

  4. Развитие ассоциативного мышления.


12

Приёмы, используемые на уроке развития речи:

  1. Справки (сведения о художнике, истории создания картины, прототипы,исторический комментарий, судьба произведения)

  2. Выдвижение ключевого вопроса, помогающего понять специфический язык живописи (композиции, колорита, светотени, формата, размера, ритма, особенности мазка)

  3. Развитие ассоциативного мышления.

Примерные вопросы:

Определи своё место в пространстве картины?

Каким цветом ты выразил бы настроение в данный момент?

Видел ли ты подобную красоту в жизни?

Какую музыку ты услышал?

  1. Нетрадиционные жанры сочинений.

^ Сочинение – зарисовка (набросок) – небольшой текст, дающий информацию о какой – либо детали, раскрывающей собственную (авторскую) мысль.

«Глаза Алёнушки» (по картине В.М. Васнецова).

^ Сочинение – миниатюра – немногословный анализ произведения искусства.

Сочинение – ассоциация – сочинение, в произвольной форме описывающее воспоминания о пережитом или художественные ассоциации, вызванные встречей с картиной.

^ Сочинение – этюд – сочинение, близкое по содержательному признаку зарисовке. Композиционная структура: тезис, доказательства, вывод.

«Почему Снегурочке страшно?» (по картине В.М.Васнецова).

^ Сочинение – эссе. В нём описывается не сам факт, а впечатления, раздумья. Композиция свободна.

«О красоте» (по «Портрету В.С. Мамонтовой» В.М.Васнецова), «Когда надо сделать выбор» (по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»).

^ 13
Урок развития речи в 8 классе по теме: «Описание картины В.М.Васнецова «Сирин и Алконост» (приложение)
Цели урока:

  1. Продолжить работу по повышению художественной и речевой компетенции учащихся.

  2. Познакомить учащихся с произведением В.М.Васнецова, определить основную идею картины.

  3. Дать возможность ученикам развивать собственную фантазию и выражать в художественных образах свой взгляд на мир.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок словесности на тему: «стилистические особенности бессоюзных...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок русской словесности в 8 классе
Цели : уметь анализировать текст, определяя роль фонетических, лексических, морфологических, синтаксических, словообразовательных...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconЛитература по теме «Образ рассказчика»
Белова, Н. А. Словесное выражение образа рассказчика : урок словесности в XI классе / Н. А. Белова // Русская словесность. 2008....

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок английского языка. Урок-закрепление в 4 классе по теме «Степени...
...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок по литературе в 7 классе тема: «По страницам жизни и творчества...
Цель: познакомить учащихся с личностью поэта, показать связь Бунина с родным краем, развить поэтическое чутье, воспитать чувство...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок русской словесности в 3 классе. Тема: «Фразеологизмы»
Цель: Сформировать у учащихся представление о фразеологизмах и возможностях их употребления в речи

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconРабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана...
...

Урок словесности Урок словесности в 7 классе по теме: «Роль союзов в способах выражения сравнения в произведениях И. А. Бунина» iconУрок словесности в 7 классе «Язык художественной литературы как особая...
Аннотация. На примере произведений А. С. Пушкина учащиеся, выполняя задания проблемно-поискового и творческого характера, открывают...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск