Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв






Скачать 211.71 Kb.
НазваниеОпыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв
Дата публикации21.01.2014
Размер211.71 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы
Управление образования администрации Ракитянского района


Филологический анализ текста

как средство повышения уровня речевой компетенции обучающихся.
Нерозина Наталья Викторовна

учитель русского языка

и литературы

МОУ «Пролетарская средняя

общеобразовательная школа №1»

Ракитянского района

Белгородской области


п. Пролетарский

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Информация об опыте…………………………………………….. 2 - 8


Технология описания опыта…………………………………….. 8 - 13

Результативность опыта………………………………………….. 13 - 15

Библиографический список……………………………………... 15

Приложение к опыту………………………………………………. 16 - 36

^

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения и становления опыта

В начале XXI века общество (как в нашей стране, так и во всём мире) претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством анализа текстов разной стилистической направленности, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.

Автор опыта работает в МОУ «Пролетарская СОШ №1» Ракитянского района Белгородской области 17 лет. Контингент детей смешанный, ученики принадлежат к разным по социальному положению, национальной принадлежности, уровню образования и общекультурному уровню семьям, что, безусловно, влияет на организацию речевой деятельности. Как учителя русского языка и литературы его на протяжении всей педагогической деятельности интересовала проблема формирования речевой компетенции обучающихся.

Началом работы по теме опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетворительная.

Учитель воспользовался уже апробированными методами: метод диагностики сформированности коммуникативных навыков Т. Гордона (Приложение 1), а также метод диагностики уровня речевой и языковой компетенции Мельниковой Л.В – анкетирование, которые были доработаны с учетом возрастных особенностей школьников средней ступени обучения.


По результатам проведенных диагностик оказалось, что только 5 % обучающихся имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков речевой компетенции, 62% - средний уровень, 33 % - низкий уровень речевой компетенции. Таким образом, определилась необходимость активизации речевой компетенции обучающихся.
^ Актуальность опыта
Развитие речевой компетенции обучающихся становится всё более актуальной задачей, стоящей перед педагогами школы. Государственная политика в области образования направлена на развитие русской национальной культуры, в частности, на развитие русского языка, однако социальные сдвиги нашего времени, связанные с изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм.

Это выражается прежде всего в росте ненормативных вариантных элементов, в обилии новых иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения.

Возникает противоречие между задачами образования в области речевой компетенции обучающихся и уровнем речевой культуры личности в современном обществе. Это противоречие заставляет искать новые пути повышения уровня речевой компетенции, приемы и методы воспитания и обучения личности социально адаптированной к современной жизни, с развитой речью, способной логически выстраивать и формулировать мысль.

Одним из путей повышения уровня речевой компетенции обучающихся является активизация знаний, практических умений филологического анализа текста
^ Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является определение путей повышения уровня речевой компетенции обучающихся через филологический анализ текста


^ Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 г. по май 2012 г. В ходе работы были определены следующие этапы:

I этап: сентябрь 2009 – январь 2010 (прогнозирование проблемы, первичная диагностика, изучение научно-методической литературы по теме опыта, определение путей решения проблемы);

II этап: февраль 2010 – март 2012 (подбор и апробация наиболее эффективных форм и методов работы, составление плана-графика проведения интегрированных уроков, проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий);

III этап: апрель-май 2012 (продолжение работы по интегрированию предметов, диагностика и оценка результативности проведенной работы).
^ Диапазон опыта

Работа по развитию речевой компетенции прослеживается в системе уроков и во внеурочной деятельности.
Теоретическая база опыта
В основе данного педагогического опыта лежат идеи ученых и методистов, разрабатывающих проблемы формирования речевой компетенции обучающихся по средством филологического анализа текста

Текст, по определению М.М. Бахтина, - это «первичная данность» всех гуманитарных дисциплин и «вообще всего гуманитарно-филологического мышления… Текст является той непосредственной действительностью, действительностью мысли и переживания, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления»¹.

Цель филологичесого анализа текста - научить учащихся интерпретировать художественный текст на основе его основных единиц и категорий. «В связи с этим, - замечает П. Рикёр, - понятие интерпретации получает вполне определенное значение… Интерпретация… - это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении…»2

Успешность интерпретации, таким образом, связана с определением характера отношений в тексте, выделением его признаков и установлением связи его элементов. Анализ структуры текста в результате должен

________

1 Бахтин М.М. Язык в художественной литературе //Собр.соч.: в 7 т. – М., 1997. – Т.5. – С.306.

2 Рикёр П. Конфликт интерпретаций?: Очерки о герменевтике. – М., 1995. – С.18

предварять истолкование, а в дальнейшем дополняться выводами содержательного характера и соотноситься с ними.

Основными задачами анализа текста соответственно являются:

1) изучение признаков и основных категорий художественного текста как особой эстетической реальности;

2) рассмотрение принципов построения целостного текста;

3) выявление способов выражения авторской позиции в тексте;

4) знакомство с различными подходами к филологическому анализу художественного текста, с разными приемами его интерпретации;

5) рассмотрение межтекстового взаимодействия и выявление его роли в организации художественного текста;

6) формирование у учащихся умений и навыков анализа художественного текста и отдельных его категорий.

Работа учащихся на занятиях по филологическому анализу текста должна строиться как творческая, исследовательская деятельность: «Самое чтение поэта уже есть творчество. Поэты пишут не для зеркал и не для стоячих вод»1.

Филологический анализ текста обобщает и синтезирует данные лингвистического, лингвостилистического и литературоведческого анализа.

^ Лингвистический анализ текста является начальным этапом филологического анализа. Его основные задачи определены еще Л.В. Щербой в работе «Опыты лингвистического толкования стихотворений» (1922 г.): это определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», «создание… инвентаря выразительных средств русского литературного языка»2. Лингвистический анализ предполагает комментирование различных языковых единиц, образующих текст, и рассмотрение особенностей их функционирования с учетом их системных связей.

^ Лингвостилистический анализ – это анализ, «при котором рассматривается, как образный строй выражается в художественной речевой
___________

1 Анненский И.Ф. Избранные произведения. – М., 1988. – С.193.

2 Щерба Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.

системе произведения»1. Лингвостилистический анализ – своеобразный «мостик» между лингвистическим и литературоведческим анализами:

^ Литературоведческий анализ, наконец, это прежде всего анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения,

определение его места в ряду других текстов и др.

Филологический анализ должен способствовать постижению авторских интенций и учитывать те «стимулы художественного впечатления», которые активизируют восприятие читателей и помогают ему приблизиться к пониманию текста и предложить его интерпретацию.

Текст всегда организован той или иной точкой зрения, реализуется в форме лирического монолога, диалога, повествования.

Поэтому филологический анализ текста требует обязательного обращения к таким композиционно-речевым структурам, как авторская речь и речь персонажей, рассмотрения типов повествования и различных точек зрения, представленных в тексте. Это особенно важно в тех случаях, когда позиция повествователя (рассказчика) резко отличается от оценочной позиции автора.

Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего понимания текста. Именно текст служит в ней основным объектом изучения, именно он требует активности восприятия и повышает языковую и речевую компетенции обучающихся.

В отличие от языковой компетенции, предполагающей усвоение единиц языка (фонема, графема, морфема, словосочетание и т.д.) и правил их построения, речевая (коммуникативная) компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения своих собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя следующее:

- знание основных понятий лингвистики речи — стили, типы речи, строение описания, рассуждения, повествования, способы связи предложений в тексте и т.д.;

- умения и навыки анализа текста;

- собственно коммуникативные умения — умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

___________

1Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А. Бунина «Легкое дыхание») // Русский язык в школе. – 1993. - №6. – с.5.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы уроков с применением филологического анализа текста, позволяющих развивать речевую компетенцию обучающихся, а также в совершенствовании внеурочной работы в направлении развития речемыслительной деятельности.
^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть применим как в общеобразовательных классах средних общеобразовательных учреждений (преподавание русского языка по УМК под ред. М.М.Разумовской и др., литературы по УМК под ред. Г. С. Меркина и др.), так и в классах с углубленным изучением русского языка и литературы (преподавание русского языка по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др., литературы по УМК под ред. А.Б. Есина, М.Б. Ладыгина и др.), а так же при преподавании элективных курсов (русский язык по УМК под ред.Н. Л. Карнауха и др., литературы по УМК под ред. В. Ф. Чертова и др.),

^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Целью педагогической деятельности является формирование личности с высоким уровнем речевой компетенции, с развитой речью, способной выстраивать и формулировать мысль, посредством филологического анализа текста.

Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • введение в практическую работу с текстом приемов исследовательской деятельности, позволяющих глубже понять содержание текста;

  • создание системы работы с текстовой информацией, способствующей формированию умений грамотно систематизировать, логически распределять, свертывать полученную информацию;

  • определение круга художественных произведений, позволяющих избежать «механического подведения различных элементов под общий смысловой знаменатель»;

  • использование групповой и индивидуальной форм деятельности как способа развития самостоятельной поисковой позиции у обучающихся.

Одна из первостепенных задач, стоящих перед Натальей Викторовной, заключается в выявлении уровня сформированности коммуникативных навыков речевой компетенции. С этой целью в начале учебного года проведена диагностика, результаты которой определили планирование и содержание дальнейшей работы.

^ Организация учебно-воспитательного процесса шла поэтапно и осуществлялась следующим образом:

На первом этапе работы с текстом необходимо мотивировать обучающихся 5-6 классов к учебной деятельности на уроке, каждый ученик должен стать активным. В связи с этим, на уроках создаётся атмосфера совместной творческой деятельности. Такая работа пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаю к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения (Приложение №2). При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Важным для будущих  ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр, а также умение свертывать  информацию путем исключения избыточной, либо путем обобщения целого ряда известных фактов, умение переформулировать мысль.

Следующим этапом в работе над текстом для обучающихся 7-8 классов является обращение к конкретным произведениям, которое позволяет избежать «механического подведения различных элементов под общий смысловой знаменатель» и тем самым дает возможность устранить или хотя бы частично снять первую опасность, грозящую филологическому анализу, - опасность подмены его подходом, нивелирующим индивидуальность и поглощающим многообразие эстетического мира текста.

Предметом филологического анализа должны служить произведения разных родов и жанров. Однако в современной научной и учебно-методической литературе неравномерно освещены, с одной стороны, поэтические тексты, с другой – проза и драматургия.

Такой подход к анализу текста неизбежен, однако при этом обязательно нужно учитывать единство произведения, совокупность факторов художественного впечатления и рассматривать выделяемые элементы в системных связях и отношениях.

Предметом анализа может служить и фрагмент текста, и один из аспектов художественного целого (например, художественное время, пространство), однако и они должны рассматриваться как конструктивные элементы целого, связанные с другими системными отношениями.

На заключительном этапе для обучающихся 9-11 классов в работу с текстом включены разные формы и методы исследовательской деятельности для анализа текста, которые развивают  активность поисковой позиции ребят, открывают большие возможности самостоятельной работы. Дидактическая ценность их заключается в конкретном показе поступательного продвижения учащихся  от простого к сложному, от подражания к творчеству.  А выполнение  реконструктивных самостоятельных работ заставляет  школьников проявлять элементарные исследовательские умения, самостоятельно вести поиск и определять пути решения поставленной задачи.

Учитывая широкие возможности, которые предоставляются учителю, ведущему предметы гуманитарного цикла, в рамках представленного опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы.

 На уроке русского языка, изучая тему «Изобразительные средства художественной речи» в 10 классе, используется метод  лингвистического комментирования. Для анализа предложены эпизоды из романа Н.С.Лескова «Очарованный странник». Обучающиеся наблюдая за  пребыванием Ивана Флягина в плену, следя за обычаями и традициями народа, обучающиеся выписывают языковые средства, выделяют лексические особенности языка (просторечия, диалектизмы, игра слов, крылатые выражения, метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты). Этот метод можно использовать и  в 7 классе при изучении эпизодов повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Традиции и обычаи Запорожской Сечи». повествующих о быте и нравах Запорожской Сечи, наблюдая  за бытом запоржцев, традициями и обычаями Запорожской Сечи, находят историзмы, архаизмы, просторечные слова, объясняют стилистическую  игру автора. (Приложение №2)

 ^ Стилистический метод – это анализ используемых автором ярких, образных языковых средств. Используя данный метод, можно легко разобраться с текстами, в которых преобладает описание окружающей среды, человека, животного.

На уроке русского языка в 6 классе  по теме «Особенности художественного стиля речи», предложены отрывки из произведения И.С.Тургенева «Бежин луг». Проанализировав отрывки рассказа, обучающиеся сопоставляют  описание июльского утра и вечера, находят яркие образные языковые средства, наблюдают за тем, как соотносится природа с состоянием человека.

      Можно дополнить    заданием  -  убрать из данного отрывка все прилагательные и посмотреть, что станет с текстом. Текст лишён яркости, образности, выразительности. Этот метод называется лингвостилистический эксперимент – устранение какого-либо языкового явления из текста. Это один из приёмов анализа текста (Приложение №3).

        ^ Метод сопоставления авторских вариантов применяли на уроке русского языка в 10 классе по теме  «Художественный стиль. Особенности анализа поэтического текста». Для анализа взяты тексты И.А.Бунина, Н.М.Рубцова, А.П.Чехова. Наблюдали явление ветра. У Рубцова ветер – «человек», изливающий душу. У Бунина «демон», яростный, беспокойный. У Чехова «волк», воющий, плачущий.

^ Методика редактирования сосредоточивает свое внимание на сравнении вариантов текста, возникающих в процессе правки, сравнении неудачных вариантов с выправленными. На уроке русского языка в 6 классе при изучение темы «Текст. Редактирование и форматирование текста» игровой форме обучающимся предлагается вариант текста А. С. Пушкина в современной обработке, задание исправить текст. (Приложение №4)

^ Метод стилистического эксперимента заключается в искусственном придумывании стилистических вариантов к тексту. На уроке русского языка в 11 классе при изучении темы «Официально-деловой стиль речи» предложено задание: изменить текст разговорного стиля на текст официально-делового стиля. Обучающиеся, опираясь на знания терминов, правил оформления документов, стилистические языковые средства, выполняют предложенную работу.

Вышеперечисленные приёмы способствуют более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивают  лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.

        Становится очевидным, что внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию сформирует коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся, они будут свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания.

Поиски личностно-ориентированных подходов к образованию, желание максимально задействовать субъектный опыт ученика, дать каждому ребёнку личную возможность реализовать и развить свой ученический потенциал в 10-11 классе в 2011-2012, 2012-2013 уч. .гг. из предложенных вариантов преподавания элективных курсов выбран курс «Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения».

Конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.

При разработке данного курса была взята за основу уже разработанная и апробированная авторской программы «Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения », (автор: В. Ф. Чертов) 2009 г. Рабочая программа частично изменена с учетом особенностей класса.

Предложенная система уроков рассчитана на 70 часа: по 1 часу в неделю; включает в себя уроки повторения и систематизации знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по филологическому анализу текста и контрольные работы.

Каждая тема сопровождалась дидактическими материалами – текстами, которые были взяты из произведений русской литературы ХIХ – ХХ вв. К каждому тексту прилагались вопросы и задания, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. (Приложение №5).

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии и пунктуации, что позволяет исследовать предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво, пытаясь охарактеризовать его как единое целое.

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или филологическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов. Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны (что учитывается при личностно-ориентированном подходе к организации и содержанию учебного процесса), школьники к получению результата шли разными путями. Некоторые (а на начальном этапе работы – все) анализировали предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирали фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовили вопросы для филологического анализа «своих» текстов.

Отзанимавшись учебный год филологическим анализом текстов, опробовав на практике массу личных и заимствованных стратегий, оценив безусловную пользу такой работы и увлекшись ей, десятиклассники совместно с учителем собрали дидактический материал для учащихся других 10 классов (часть материала приведена в Приложении № 6,7,8).

Филологический анализ текста дает обучающимся в возможности выбора автора, произведения, форм и видов работы; одновременного повторения правил орфографии и пунктуации и идейно-художественного содержания литературного произведения; реализовать свои творческие и организационные способности; совершенствовать собственную речь в процессе.

Такое количество возможностей говорит о многом. Даже если бы школьники сказали на экзамене, что кто-то из них стал правильнее и свободнее говорить, кто-то грамотнее писать, а кто-то прочитал книгу (или её часть) в процессе сбора дидактического материала – это уже можно было бы считать успехом проекта.

Конечно, не все так гладко было в данной работе. Не секрет, что у многих учащихся ограничены речевые возможности, с каким трудом многие из них читают, как плохо они понимают прочитанное, не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять в высказывании главную информацию. Поэтому задача уроков русского языка с применение филологического анализа текста в том и состоит, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки.

В процессе формирования навыков филологического текста как средства повышения уровня речевой компетенции Нерозина Н. В. руководствуется требованиями программ по русскому языку и литературе для 5-9, 10-11 классов, максимально использует материал учебников, применяет дидактический материал.

Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по учебнику М.М. Разумовской, в 10-11 классах – по учебнику Власенкова А. И., Рыбченковой Л. М. Во всех учебниках есть необходимый материал для развития речи, формирования навыка анализа текста, для подготовки учащихся к выполнению задания С (ЕГЭ и ГИА).

По литературе обучение ведётся по учебникам Г. С. Меркина (8 класс) и В. Беленького (11 классы). Через тексты учебников старшеклассники погружаются в мир литературы, приобщаются к русской культуре, общечеловеческим ценностям, что даёт возможность для организации самостоятельных монологических высказываний.

На уроках широко используется раздаточный материал по темам и разделам русского языка. Создан богатый дидактический материал к урокам с использованием филологического анализа текста. В кабинете имеются различные виды словарей и другой справочной литературы, что даёт возможность организовывать исследовательскую деятельность. Наряду с этим систематически используются возможности информационных технологий: кабинет оснащён интерактивной доской, имеется возможность выхода в Интернет.
^ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Данный опыт для школы имеет высокую результативность. Повысился уровень мотивации учащихся к овладению ЗУН по русскому языку и литературе.
^ Уровень качества знаний обучающихся


Учебный год

Русский язык

Литература

успеваемость

качество знаний

успеваемость

качество знаний

2009-2010

100%

65%

100%

69%

2010-2011

100%

69%

100%

71%

2011-2012

100%

71%

100%

79%

Сред. показ.

100%

68,3%

100%

73%


Повысился уровень сформированности коммуникативных навыков и уровня речевой и языковой компетенции (метод диагностики Т. Гордона и метод диагностики Мельниковой Л.В)
^ Результаты диагностики уровня речевой компетенции 2009 год

Результаты диагностики уровня речевой компетенции 2012 год
Филологический анализ в какой-то степени помогает выпускникам определиться в выборе профессии, где большую роль играет умение свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания:
^ Предварительное трудоустройство обучающихся 11 класса

2 обуч-ся (12,5%) – Белгородский институт культуры

3 обуч-ся (19%) - Курский Государственный Медицинский Университет, педиатр, психиатр

3 обуч-ся (19%) – Белгородский государственный университет, учитель

3 обуч-ся (19%) - Белгородский государственный университет, юрист

^ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Арисова И.В. Литература: филологический анализ художественного текста: элективный курс. – Волгоград: Учитель,2007.

  2. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ текста. –М., 2002.

  3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

  4. Болотова Н.С. Филологический анализ текста. – Томск, 2001 -Ч 2. Николина Н.А. Филологический анализ текста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия,2003.

  5. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М.,1983.

  6. Голубева А.А. Программа курса «Филологический анализ текста» - ВИПКРО, 2006.

  7. Журнал «Русская словесность» // №4'1999; №8'2001; №3'2003; №4 '2005; №8'2006; №7'2007.

  8. Журнал «Русский язык в школе»//№4'2000; №2'2001; №6'2002.

  9. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новоселова Л.Л. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл. – М.: Просвещение, 1991.

  10. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель,2007.

  11. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе / Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель,2007.

  12. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. – М.,1988.

  13. Сергушева С.В. Комплексный анализ текста. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1 - Метод диагностики сформированности коммуникативных навыков Т. Гордона.

Приложение №2 - План анализа текста.

Приложение №3 – Урок русского языка на тему «Изобразительные средства художественной речи» 10 классе

Приложение № 4 - Урок русского языка на тему «Особенности художественного стиля речи» 7 класс

Приложение №-5 - Урок русского языка на тему «Текст. Редактирование и форматирование текста» 6 класс

Приложение №6 - Дидактический материал: тексты из произведений русской литературы ХIХ – ХХ вв, вопросы и задания к ним.

Приложение №7 - Карточки для индивидуальной и групповой работы.

Приложение №8 - Упражнения с анализом языковых и композиционных особенностей художественного текста

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconРусский язык, 7 класс Сентябрь 2013
Диагностика по русскому языку проводилась в сентябре 2013 года в 7 классах с целью определения уровня усвоения учащимися 7 классов...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconДиагностика обученности учащихся 5 класса по математике: организация, практика
Важным аспектом в работе учителя является организация сбора данных для оценки уровня усвоения учебного материала и выявления пробелов...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconРусский язык, 9 класс Сентябрь 2013
Диагностика по русскому языку проводилась в сентябре 2013 года в 9-х классах с целью определения уровня усвоения учащимися предметного...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconФизика, 10 класс Март 2013
Диагностика по физике проводилась в марте 2013 года в 10 классах с целью определения уровня усвоения учащимися предметного содержания...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconХарактеристика проверочных материалов
Стартовая диагностика по математике проводилась в сентябре 2012 года в 7-х и 9-х классах. Цель проведения стартовых диагностических...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconИсследование словесно логического мышления (4 класс). Тест «Найди несколько различий?»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconНазвание компетенции
Характеристика (обязательного) порогового уровня сформированности компетенции у выпускника вуза

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconВопросы, рассматриваемые при контроле : проверка уровня подготовленности...
...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconАнализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2008-2009 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности работы мо и роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства преподавания,...

Опыта стало проведение с учащимися 6, 8 классов в сентябре 2009 года диагностики по определению уровня речевой компетенции обучающихся и уровня логического мышления. Классы, в которых проводилась диагностика, характеризовались средним уровнем обученности, социальная характеристика классов – удовлетв iconСпецификация
Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 9-х классов общеобразовательных учреждений г. Северска по математике,...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск