Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования»






Скачать 123.59 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования»
Дата публикации21.01.2014
Размер123.59 Kb.
ТипПояснительная записка
top-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования»

9 класс

(в рамках сетевого взаимодействия)
Рабочая программа по учебному курсу составлена на основании программы по русскому языку для общеобразовательных учреждени1 5-11 классов .

Основной курс Элективный курсы.-3-е изд., стер.М.: Мнемозина,2009.Автор-составитель-С.И. Львова.
Цели и задачи данной программы:

Данный курс

- поможет удовлетворить естественное желание ребенка разгадать тайну появления слова в русском языке,

-даст ключ к анализу многих сложных явлений языка (орфографических, лексических, грамматических, стилистических), которые поддаются объяснению ,если взглянуть на них с точки зрения образования слова;
- послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как морфемно-словообразовательный анализ опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов. При этом постепенно совершенствуется способность к языковой догадке, когда по отдельному элементу (морфеме) ученик может определить важнейшую информацию о слове , его свойствах

(грамматических, лексических, орфографических), пытаясь воспроизвести его словообразовательную судьбу , часто сложную и запутанную;
- обеспечивает развитие и совершенствование разнообразных умений и навыков , в том числе и орфографических. Использование этимологического анализа помогает не только дать интересную информацию о происхождении слова, но и мотивировать его написание с опорой на исторически выделяемые в слове морфемы.
-Значительными обучающими возможностями обладает орфографический анализ структурно-семантических схем слова, или морфемно- словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку , способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов .


^ Изменения , внесенные в авторскую программу :
авторская программа рассчитана на 34 часа , фактически планируется провести 34часа. Возможные изменения , вносимые в авторскую программу , отсутствуют.

Распределение часов отражено в учебно-тематическом планировании.
Программа ориентирована на использование учебного пособия для учащихся общеобразовательных учреждений С.И. Львовой «Словообразование - занимательно о серьезном : практические задачи для учащихся 8-11 классов» - М . :2006.

Дополнительная литература :

Русский язык. Занимательное словообразование . 8-11 классы Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/С.И. Львова .- М.: Просвещение ,2010
^ Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная.
Формы текущего контроля:

устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение и анализ текста);

письменные виды контроля (письменный опрос, письменное выполнение тренировочных упражнений, выполнение самостоятельной работы, выполнение письменной проверочной работы).
^ Формы промежуточного контроля: устное сообщение по избранной теме

Требования к уровню подготовки учащихся :
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных языковых явлений
Уметь :

-разъяснять значение слова , его написание и грамматические признаки , опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

-разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

-определять способ образования слова ;

-пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей ;

-разъяснять значение слов общественно- политической тематики, правильно их определять;

-пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т .

-оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

-находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на словообразовательных возможностях русского языка;

морфология:

-распознавать части речи и их формы;

-соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

-распознавать типы сложных слов и объяснять их написание .

^ Содержание программы (34 ч.)
Исторические изменения в структуре слова(17 ч.)
Исторические измерения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение , переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем) .

Использование иноязычных элементов при образовании слов.

Словообразовательные и семантические кальки.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями ; работа с ними.

^ Изобразительные возможности русского словообразование (17ч)

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

Виды словообразовательных повторов : повторов служебных частей слова (приставок , суффиксов) , однокоренных слов. Повтор слов , образованных по одной словообразовательной модели . Слова - паронимы и паронимическое противопоставление.

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием . Особенности употребления слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества .Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох , литературных направлений , а также в произведениях разных писателей.

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем : графическое выделение их в тексте ; употребление морфем в качестве самостоятельных слов ; смысловое сопоставления производного и производящего слова и др.

Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических тестах.

Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем . Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации ) как средство выражения иронии , сарказма ; наивность детского восприятия мира ; как средство характеристики необразованных людей или людей , любящих пофилософствовать ; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.

Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Индивидуального- авторские образования (окказионализмы и их стилистическая роль в художественном тексте .

Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы


^ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Типы уроков ( по Конаржевскому)

Типы уроков: инз – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, зз – закрепление знаний и способов деятельности, кпз –комплексное применение знаний и способов деятельности, осз – обобщение и систематизация знаний и способов деятельности, пз – проверка и оценка знаний и способов деятельности, кр – коррекция знаний и способов деятельности.


п/п

Тема учебного занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям , умениям и навыкам учащихся

Подготов

ка к ГИА

Дата проведения по плану

Дата проведе

ния фактически

Домаш

нее задание

1

Исторические измерения в структуре слова .

инз

Знать исторические измерения в структуре слова (появление новых морфем, опрощение , переразложение, усложнение, изменения звукового облика морфем) .

Уметь работать с этимологическим словарем


А5 , А 7

22.09

22.09

22.09

22.09

22.09

22.09




2

Использование иноязычных элементов при образовании слов.


инз

Знать иноязычные элементы , используемые для образования слов.

Уметь опознавать иноязычные элементы , используемые для образования слов.


А6

20.10

20.10

20.10







3

Словообразовательные и семантические кальки.


инз

Знатьсловообразовательные и семантические кальки

Уметь опознавать иноязычные элементы , используемые для образования слов

А 5-7

23.11

23.11

23.11







4.

Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов

зз

Знать историю и этимологию отдельных слов

Уметь пользоваться этимологическим словарем

А5, А4

24.11

24.11

24.11







5

Этимологический словарь; работа с этимологическим словарем

кпз

Знать строение словарной статьи

Уметь пользоваться этимологическим словарем

А 5-6

21.12

21.12

21.12







6

Орфографический словарь с этимологическими комментариями

кпз

Знать строение словарной статьи

Уметь пользоваться словарем

А5-7

22.12

22.12







7

Словообразовательный повтор как стилистическое средство.

Виды словообразовательных повторов : повторов служебных частей слова (приставок , суффиксов) , однокоренных слов. Повтор слов , образованных по одной словообразовательной модели

инз

Знать виды словообразовательных повторов .

Уметь использовать при создании собственного текста словообразовательный повтор как стилистическое средство.


А3 ,В1

18.01

18.01

18.01







8

. Слова - паронимы и паронимическое противопоставление.


инз

Знать определение. слов – паронимов

Уметь опознавать их правильно использовать в речи

А1 , 2

19.01

19.01.

19.01







9

Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях разных исторических эпох , литературных направлений , а также в произведениях разных писателей.

инз

Знать особенности употребления слов с уменьшительно –ласкательными суффиксами в произведениях устного народного творчества ,своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях

Уметь анализировать текст

А3, В2

16.02

16.02

16.02







10

Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем

инз

Знать основные способы привлечения внимания к значению морфем : графическое выделение их в тексте ; употребление морфем в качестве самостоятельных слов ; смысловое сопоставления производного и производящего слова

Уметь производить разбор слова по составу , словообразовательный разбор

А3, В 1 , В2

16.03

16.03

16.03







11


12



Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем . Прием обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации ) как средство выражения иронии , сарказма .Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова.


Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка

инз

Знать приемы обыгрывания внутренней формы слова (прием этимологизации ) как средство выражения иронии , сарказма ; наивность детского восприятия мира ; как средство характеристики необразованных людей или людей , любящих пофилософствовать ; как средство оживления пейзажных зарисовок и т. д.

^ Уметь анализировать художественные произведения


Знать словообразовательные модели и их роль в художественном тексте
Уметь находить указанные приемы в произведениях художественной литературы


В 2 , 3,4

20.04

20.04

20.04

18.05

18.05







Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература :

Львова С.И. Словообразование-занимательно о серьезном : практические задания для учащихся 8-11 классов.-М., 2006
Дополнительная литература :

1С.И.Львова.Русский язык.Занимательное словообразовние.8-11классы М.: Просвещение ,2010

2.Львова С.И. Морфемика и словообразование.Пособие для учащихся .-М., 1996.

3.Шанский Н.М.Занимательный русский язык. В 2 ч.-М., 1996.

4 Ю.А.Поташкина «Учебник русского языка для 6-7 кл.» изд.8-е, исправленное и дополненное- Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет ,2007

5.Ю.А.Поташкина .Книга для учителя русского языка.Воронеж,2003

6.Малюшкин А.Б. Комплексный анализ теста .Рабочая тетрадь 8 класс М.: Творческий центр «Сфера» ,2008
Справочные пособия :

1.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка.-М., 1986.

2.Львова С.И. Краткий орфографический словарь школьника.-М., 2004.

3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.

4.Федорова Т.Л. ,Щеглова О.А. Словообразовательный словарь русского языка М.: «ЛадКом»,2009

5.С.И.Ожегов , Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2007
Мультимедийные пособия :

1.Образовательный комплект Т.Фроловой «Русский язык в таблицах»

2.Интернет-ресурсы

Электронный материал:

  1. http://it-n.ru – сеть творческих учителей

  2. http://ipkps.bsu.edu.ru/

  3. http://pedsovet.org/

  4. http://openclass.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по музыке рабочая программа по учебному курсу «Музыка»
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 3 «А» класса разработана на основе

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по музыке рабочая программа по учебному курсу «Музыка»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconРабочая программа предпрофильного курса «Секреты русского словообразования....
Данный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса. Его значение в условиях современной школы определяется...

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Истоки»
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconРабочая программа учителя Крыловой Светланы Геннадьевны по учебному...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и О. В. Прониной, являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Данный умк в полной...

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей учебной программе 2 класс
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 5-9...
...

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка рабочая программа по учебному курсу «Литература»
Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 5 класса составлена на основе авторской программы Г. С. Меркина для 5-11 клссов...

Пояснительная записка к рабочей программе по учебному курсу «Секреты русского словообразования» iconПояснительная записка к рабочей программе по природоведению для 5 класса
Рабочая программа – нормативно управленческий документ мбоу шамординской оош характеризующий систему организации образовательной...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск