Скачать 342.47 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углублённым изучением отдельных предметов» Рассмотрена на заседании Утверждаю методического объединения Директор МОУ СОШ № 26 учителей русского языка и Кальниченко Н.П. литературы « ___ »_______ 200 __ г. Протокол № от « __ » ________200__ г. Рабочая учебная программа по словесности для 5 – 9 эстетических классов Составлена на основе программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 -9 классы». Автор программы Р.И.Альбеткова. Сыктывкар, 2009 г. ^ Рабочая программа по русской словесности для 5 – 9 классов разработана на основе Программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 – 9 классы» и соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утверждёнными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Появление в современной школе специального курса словесности, суть которого состоит в интеграции двух школьных предметов – русского языка и русской литературы, продиктовано задачей «выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья». Курс русской словесности не является дублированием выше указанных школьных дисциплин, а оформляется в самостоятельный учебный предмет и решает собственные задачи. Термин «словесность» понимается современными исследователями 1) как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства; 2) как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений – книжных и устных народных; 3) как совокупность наук о языке и литературе. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления словесного искусства – и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности – рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка – т.е. всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова. Таким образом, если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных авторов, то программа по словесности – прежде всего как явления искусства слова. Обучающая значимость такого подхода очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него. Важно подчеркнуть практический характер уроков словесности. Чтобы избежать затерминологизированности, схематичности, сухости процесса обучения, учителю – словеснику необходимо организовать подачу материала с учетом практического его значения.«Целью классных упражнений не может ставится создание стилиста-теоретика: нужно создать кадры молодёжи, умеющей ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё». ^ курса словесности – организация систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней. Задачи курса словесности: - сформировать представление учащихся о законах употребления языка, его лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средствах, формах словесного выражения; - показать своеобразие словесного выражения содержания в художественных произведениях с учётом их родовидовой специфики; - постигая идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, осмысливая все компоненты содержания и формы в их взаимосвязи, сформировать представление учащихся о художественном произведении как целостном явлении искусства слова; - учить творческому употреблению родного языка, используя опыт изучения языка как материала словесности; - овладение учащимся навыками комплексного анализа художественного текста; - воспитание осмысленного, бережного отношения к языку, культуры чтения. Модифицированная программа по русской словесности адаптирована для учащихся 5- 9 эстетических классов. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год для каждого класса. Для реализации данной Рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Р.И. Альбетковой: учебники «Русская словесность. От слова к словесности» для 5- 9 классов и методические рекомендации к ним. В качестве дополнительной литературы на уроках используется учебник русского языка для соответствующих классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. ^ 5 класс. ( 35 часа, 1 час в неделю)
^ Ученики, закончившие 5 класс, должны знать: - понятия: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык; - типы речи, их особенности; - понятия: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, находить в тексте художественного произведения, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении; - определение темы и основной мысли текста; - виды устной народной словесности; - роды и жанры литературы. Ученики, закончившие 5 класс, должны уметь: - выразительно читать тексты, различные по теме высказывания и эмоциональной окраске и различные по типу речи; - различать разговорный и литературный язык и употреблять их в соответствующих условиях; - различать разговорную и книжную окраску выражений; - работать с толковыми словарями, читать словарную статью, определять лексическое значение слова, давать определение понятия; - находить в произведении эпитеты и сравнения, понимать их значения, понимать смысл аллегории; - создавать собственные тексты различных типов речи. ^
^ 6 класс. ( 35 часа, 1 час в неделю)
^ Ученики, закончившие 6 класс, должны знать: - понятия: общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова; - средства художественной изобразительности (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха); - средства создания юмора; - определение темы и основной мысли текста; - понятия: размер стихотворения, ритм, рифма, аллитерация. Ученики, закончившие 6 класс, должны уметь: - различать слова по их стилистической окраске; - находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значения; - отличать эпические, лирические и драматические произведения; - понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою; - различать героя, автора и рассказчика; - определять размер стихотворения, рифму. ^
|
![]() | Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности.... | ![]() | Рабочая программа по русской словесности для 5-9 классов составлена на основе примерных программ по русскому (родному) языку для... |
![]() | Данная рабочая программа разработана на основе программы Р. И. Альбетковой (Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности.... | ![]() | «Основы русской словесности. От слова к словесности» для 10-11 классов, автор А. И. Горшков. Москва. Дрофа: 2007г в расчёте 1 час... |
![]() | Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального... | ![]() | ... |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Основы русской словесности» для 11 класса составлена на основе | ![]() | Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по... |
![]() | Рф и на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор Альбеткова Р. И. – М.:«Дрофа», 2009 год.... | ![]() | Рф и на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор Альбеткова Р. И., Москва, «Дрофа», 2009... |