Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности.






Скачать 342.47 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности.
страница1/3
Дата публикации21.01.2014
Размер342.47 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26

с углублённым изучением отдельных предметов»


Рассмотрена на заседании Утверждаю

методического объединения Директор МОУ СОШ № 26

учителей русского языка и Кальниченко Н.П.

литературы « ___ »_______ 200 __ г.

Протокол № от « __ » ________200__ г.
Рабочая учебная программа
по словесности

для 5 – 9 эстетических классов

Составлена на основе программы «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 -9 классы». Автор программы Р.И.Альбеткова.


Сыктывкар, 2009 г.

^ Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности для 5 – 9 классов разработана на основе Программы Р.И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5 – 9 классы» и соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утверждёнными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Появление в современной школе специального курса словесности, суть которого состоит в интеграции двух школьных предметов – русского языка и русской литературы, продиктовано задачей «выработки у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, эстетической и нравственной компетенции, формирования русского национального самосознания и духовного здоровья».

Курс русской словесности не является дублированием выше указанных школьных дисциплин, а оформляется в самостоятельный учебный предмет и решает собственные задачи.

Термин «словесность» понимается современными исследователями 1) как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства; 2) как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений – книжных и устных народных; 3) как совокупность наук о языке и литературе.

Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления словесного искусства – и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности – рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка – т.е. всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

Таким образом, если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных авторов, то программа по словесности – прежде всего как явления искусства слова.

Обучающая значимость такого подхода очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Важно подчеркнуть практический характер уроков словесности. Чтобы избежать затерминологизированности, схематичности, сухости процесса обучения, учителю – словеснику необходимо организовать подачу материала с учетом практического его значения.«Целью классных упражнений не может ставится создание стилиста-теоретика: нужно создать кадры молодёжи, умеющей ценить чужое красивое и сильное слово (в литературном произведении, в авторской речи) и создавать своё».

^ Основная цель курса словесности – организация систематического и целенаправленного наблюдения за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней.
Задачи курса словесности:

- сформировать представление учащихся о законах употребления языка, его лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средствах, формах словесного выражения;

- показать своеобразие словесного выражения содержания в художественных произведениях с учётом их родовидовой специфики;

- постигая идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, осмысливая все компоненты содержания и формы в их взаимосвязи, сформировать представление учащихся о художественном произведении как целостном явлении искусства слова;

- учить творческому употреблению родного языка, используя опыт изучения языка как материала словесности;

- овладение учащимся навыками комплексного анализа художественного текста;

- воспитание осмысленного, бережного отношения к языку, культуры чтения.
Модифицированная программа по русской словесности адаптирована для учащихся 5- 9 эстетических классов. Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в год для каждого класса.

Для реализации данной Рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Р.И. Альбетковой: учебники «Русская словесность. От слова к словесности» для 5- 9 классов и методические рекомендации к ним. В качестве дополнительной литературы на уроках используется учебник русского языка для соответствующих классов под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.

^ Тематический план по курсу словесности.

5 класс.

( 35 часа, 1 час в неделю)



Разделы

Содержание учебного предмета

Количество часов

1.

Что такое слово


Слово как единица языка. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка.

Значение языка для жиз­ни общества. Слово-заповедь.


1

2.

Что такое словесность


Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свой­ства. Просторечие.

Диалог и монолог.

Язык художественной словесности. Отличие зна­чения языка в жизни от значения языка в произведе­нии.


3

3.

Богатство лексики русского языка


Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и многознач­ные. Употребление многозначных слов в произведе­ниях словесности.

Слова-термины, способы определения понятия.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна­чение в произведении.

Фразеологизмы, их способность придавать произ­ведению разговорную или книжную окраску.


8

4.

Прямое и переносное значения слова

Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.


3

5.

Текст


Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение.

6

6.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения


Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Особенности интонации в стихотворной речи: сти­ховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как еди­ница композиции стихотворной речи.

2

7.

Устная народная словесность


Виды сказок. Особеннос­ти словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, за­гадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговор­ки.

Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержа­ния.

2

8.

Литературное эпическое произведение


Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.

Эпическое произведение. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Особенности языка эпического произведения.

5

9.

Литературное лирическое произведение


Лирическое произведение.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

2

10.

Литературное драматическое произведение


Драматическое произведение.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

2







Контрольный тест.

1


^ Знания, умения и навыки учащихся 5 класса по предмету словесности
Ученики, закончившие 5 класс, должны знать:

- поня­тия: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык;

- типы речи, их особенности;

- понятия: многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, находить в тексте художественного произведения, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении;

- определение темы и основной мысли текста;

- виды устной народной словеснос­ти;

- роды и жанры литературы.
Ученики, закончившие 5 класс, должны уметь:

- выразительно читать тексты, различные по теме высказывания и эмоциональной окраске и различные по типу речи;

- различать разговорный и литературный язык и употреблять их в соответ­ствующих условиях;

- различать разговорную и книжную окраску выражений;

- работать с толковыми словарями, читать словарную статью, определять лексическое значение слова, давать определение по­нятия;

- находить в произведении эпитеты и срав­нения, понимать их значения, понимать смысл аллегории;

- создавать собственные тексты различных типов речи.


^ Этапы педагогического контроля знаний учащихся




Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

декабрь

Знать понятия: многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, находить в тексте художественного произведения.

Тестирование

2.

февраль

Определять тип текста, тему и основную мысль текста.

Анализ текста

3.

май

Освоение теоретических понятий учебного года и основных речеведческих умений.

Тестирование



^ Тематический план по курсу словесности.

6 класс.

( 35 часа, 1 час в неделю)



Разделы

Содержание учебного предмета

Количество часов

1.

Употребление языковых средств


Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от ус­ловий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупот­ребительная лексика, диалектизмы, профессиона­лизмы, заимствованные слова.


3

2.

Средства художественной изобразительности


Понятие о средствах художественной изобрази­тельности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.


9

3.

Юмор в произведениях словесности


Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.


3

4.

Произведения устной народной словесности


Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.


4

5.

Эпическое произведение, его особенности


Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие ха­рактера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произве­дении.


4

6.

Лирическое произведение, его особенности


Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувст­ва в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое, эс­тетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, жен­ские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

6

7.

Драматическое произведение, его особенности


Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и моно­лога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повест­вования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

4





Контрольный тест.


1



^ Знания, умения и навыки учащихся 6 класса по предмету словесности
Ученики, закончившие 6 класс, должны знать:

- поня­тия: общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова;

- средства художественной изобразительности (метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха);

- средства создания юмора;

- определение темы и основной мысли текста;

- понятия: размер стихотворения, ритм, рифма, аллитерация.

Ученики, закончившие 6 класс, должны уметь:

- различать слова по их стилистической окра­ске;

- находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значения;

- отличать эпические, лирические и драматические произведения;

- понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображе­ния характера героя и передачи авторского отноше­ния к герою;

- различать героя, автора и рассказчи­ка;

- определять размер стихотворения, рифму.

^ Этапы педагогического контроля знаний учащихся




Сроки

Какие знания, умения, навыки контролируются

Формы подведения итогов

1.

ноябрь

Знать средства художественной изобразительности и находить их в тексте.

Анализ текста

2.

март

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произве­дении.


Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.


3.

май

Освоение теоретических понятий учебного года и основных речеведческих умений.

Тестирование



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconРабочая программа по русской словесности для 5 класса 35 часов в...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности....

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconАннотация к рабочим программам по русской словесности 5-11 классов
Рабочая программа по русской словесности для 5-9 классов составлена на основе примерных программ по русскому (родному) языку для...

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconАльбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для...
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р. И. Альбетковой (Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности....

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconРабочая программа предмета «Русская словесность»
«Основы русской словесности. От слова к словесности» для 10-11 классов, автор А. И. Горшков. Москва. Дрофа: 2007г в расчёте 1 час...

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconПояснительная записка рабочая программа по словесности для 8 класса...
Рабочая программа по словесности для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, регионального...

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconПланирование элективного курса «Русская словесность» по русскому...
...

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconСодержание программы учебного предмета, курса, дисциплины Формы и средства контроля
Рабочая программа элективного курса «Основы русской словесности» для 11 класса составлена на основе

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconРабочая программа курса составлена на основе авторской программы...
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Львовой С. И «Уроки словесности», Программы элективных курсов по...

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconРабочая программа Скурятиной Ольги Васильевны I квалификационная...
Рф и на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор Альбеткова Р. И. – М.:«Дрофа», 2009 год....

Рабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана на основе Программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. iconРабочая программа Скурятиной Ольги Васильевны I квалификационная...
Рф и на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы», автор Альбеткова Р. И., Москва, «Дрофа», 2009...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск