Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности»






Скачать 115.03 Kb.
НазваниеРабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности»
Дата публикации21.01.2014
Размер115.03 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Олойская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена на заседании МО учителей русского языка и литературы

Руководитель МО Самеева М.И.



Согласована
зам. директора по УВР Дархаева Э.О.

Утверждена

Директор школы Хангажеева Н.М.

Рабочая программа

«От слова к словесности» в 10 классе

Всего часов: 34

Часов в неделю: 1

Учитель русского языка и литературы

Самеева М.И.

Олой 2013-2014

^ Пояснительная записка

Программа «От слова к словесности» составлена на основе программы «Основы русской словесности», составленной Горшковым А.И. из расчёта 34 часа (1 час в неделю).

Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

В наши дни, когда создаются школы и классы с углублённым изучением языка и литературы, гимназии и лицеи гуманитарного профиля, всё чаще раздаются призывы и делаются попытки «возродить русскую словесность» как учебный предмет. Однако возродить этот предмет в том виде, в каком он существовал сто лет назад, невозможно, так как прибавился целый век в истории литературы, далеко вперёд ушла филологическая наука, методика преподавания русского языка и литературы тоже не стоит на месте. Но можно и должно возродить филологический принцип сближения преподавания языка и литературы.

Следовательно, надо пытаться создать новые программы и учебные пособия, которые позволили бы вести в старших классах предмет «Основы русской словесности». Его цель – объединить и обобщить сведения о языке как «материале русской словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении, тексте как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Главное здесь – не набор сведений, а то, чтобы они были представлены в виде систематического курса.

Во вводной части курса раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».

В первой части описываются лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются тексты, произведения словесности.

Во второй части рассматривается текст, произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое» (Г.О. Винокур).

Основы русской словесности не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая» (Б.Н. Головин). Художественный текст в свою очередь выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания текста и способов языкового выражения этого содержания.

В результате изучения курса «От слова к словесности» учащиеся должны знать (понимать):

* единство содержания текста и способы языкового выражения этого содержания;

* связь языка и истории, культуры русского народа;

* взаимосвязь основных единиц и уровней языка;
Уметь:

  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • осознавать русский язык как духовную, нравственную и культурную ценность народа;

  • развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности, самовыражения;

  • увеличивать словарный запас, расширять круг используемых языковых и речевых средств;

  • совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


^ Календарно-тематическое планирование курса «От слова к словесности»


№ урока

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание







1. ВВЕДЕНИЕ

1




1.




Слово и словесность.













2.Русский язык и разновидности его употребления







2.




От древности к современности.

6




3.




Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.







4.




Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.







5.




Разговорный язык и литературный язык. Их вза­имосвязь и различия.







6.




Раз­новидности литературного языка: официально-де­ловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).







7




Урок- практикум













3.Стилистические возможности языковых средств.

8




8.




Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы







9.




Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова.







10.




«Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика».







11.




Прямое и переносное значение слов.







12.




Фразеология. Крылатые слова. Их источники.







13.




Морфология. Стилистическое использование мор­фологических форм существительных, прилагатель­ных, местоимений.







14




Синтаксис. Типы предложений, их соотноситель­ность. Соотносительность способов выражения глав­ных и второстепенных членов предложения.







15.




Типы связи частей сложного предложения.Сочинение и подчинение предложений. Порядок слов.













^ 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СЛОВЕСНОГО ВЫРАЖЕНИЯ

4




16.




Формы словесного выражения. Выражение устное и письменное. Различие поня­тий устный и разговорный, письменный и книжный (литературный).







17.




Повествование, описание и рассуждение как ти­пичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествова­ние, описание и рассуждение.







18.




Урок- практикум.







19




Качества словесного выражения.













^ 5. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

8




20.




Виды словесных средств художественной изобразительности.







21.

22




Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза.

Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония.







23




Автология и металогия.







24.




Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание и вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.








25.




Звуковые средства худ. изобразительности аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись.







26




Урок- практикум.







27




Словесно- звуковые средства художественной изобразительности.













^ 6. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТИХОСЛОЖЕНИИ

7




28.




Системы стихосложения. Размеры стиха.







29.




Рифма, ее виды.







30.




Строфа.







31.




Акцентный стих и свободный стих.







32.




Урок- практикум







33.




Итоговое занятие.







34.




Итоговое занятие









ЛИТЕРАТУРА

^ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


  1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М. 1971.

  2. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981

  3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.

  4. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.

  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

  6. Гор ш к о в А. И. Русская словесность: Методические ре­комендации к учебному пособию для 10-11 классов. Русская словесность (От слова к словесности). - М., 2010.

  7. Л а р и н . Б. А. Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974.

  8. Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972.

  9. Л о т м а н Ю. М. Структура художественного текста. - М., 1970.

  10. О д и н Ц о в В. В. Стилистика текста. - М., 1980.

  11. Ш м е л е в д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

  12. Щ е р б а Л. В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) / / Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ


  1. Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила· и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. - М., 1993.

  2. О Д и н Ц О в В. В. Лингвистические парадоксы. - М., 1976.

  3. О д и н Ц о в В. В. О языке художественной прозы. - М., 1973.

  4. Ш м е л е в д. Н. Слово и образ. - М., 1964.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по русской словесности для 5 класса 35 часов в...
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р. И. Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности....

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа предмета «Русская словесность»
«Основы русской словесности. От слова к словесности» для 10-11 классов, автор А. И. Горшков. Москва. Дрофа: 2007г в расчёте 1 час...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconПланирование элективного курса «Русская словесность» по русскому...
...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по курсу «Русская словесность» 7 класс Пояснительная...
Если программа по литературе рассмат­ривает произведения как создания определенных писателей, то программа по сло­весности — прежде...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по русскому языку для 7 класса 5 часов в неделю (всего 175 часов)
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconПояснительная записка Данная программа кружка разработана для учащихся...
Курс рассчитан на два учебных года (110 часов). Во втором классе предполагаются занятия 1 раз в неделю (34 часа в учебное время+...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по биологии в 7 классе 68 часов за год учитель Шатова Галина Андреевна
В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой «Биология 6-9 класс». Количество часов в неделю – 2 часа (всего 68 часов за год)....

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа Скурятиной Ольги Васильевны I квалификационная...
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по русской словесности для 5 9 классов разработана...
...

Рабочая программа «От слова к словесности» в 10 классе Всего часов: 34 Часов в неделю: 1 Учитель русского языка и литературы Самеева М. И. Олой 2013-2014 Пояснительная записка Программа «От слова к словесности» iconРабочая программа по литературному чтению во 2 классе на 2013-2014...
Настоящая программа разработана в связи с увеличением объёма часов на 1 час в учебном плане школы в вариативной части и рассчитана...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск