Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности






Скачать 104.34 Kb.
НазваниеДуховно-нравственное воспитание на уроках словесности
Дата публикации22.01.2014
Размер104.34 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности

Из опыта работы

Полупанова А.К., учитель русского языка и литературы,

руководитель отдела гуманитарных дисциплин

МБОУ лицея №17 г. Костромы

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное — проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Герои русской литературы никогда не скажут: мои желания — это самое главное. Александру Невскому принадлежат слова: «Нет выше чести, чем жизнь отдать за други своя...». Позже М. Горький скажет: «Пускай ты умер, но в песне сильных и смелых духом...». Между этими двумя высказываниями семь веков, но они выражают дух русского народа.

В русской литературе выстроена система ценностей, в основе которой лежит совесть. Это главное отличие от литератур других народов. Другая важная сторона духовной сути русской литературы — христианство, православие. Н. Бердяев говорил, что литература XIX века в России ранена христианской темой. Русская литература — искусство, исследующее личность, сознающее ценность каждой человеческой души. Эта литература устремлена к вечной гармонии. Русская литература православна по своей сути, по отношению к человеку и обществу. Именно эти черты делают ее одной из вершин художественного, философского и нравственного развития человечества. Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей; не частные, а всеобщие вопросы волновали сознание и душу творцов русской литературы.

Именно в русском языке и в русской классической литературе нашла отражение духовная, нравственная, сущность русского народа, и нельзя не воспользоваться тем материалом, который даёт наша словесность для духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Среди задач литературного образования в средней школе читаем: «Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры». Следовательно, это направление уже определено, заложено в основу курса «Литературы» как учебного предмета. Обратимся к программе по литературе (в нашем лицее, например, это программа авторов Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева), среди задач изучения литературы читаем: «Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который…служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует …воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств личности». Также среди направлений работы в процессе изучения творчества автора находим: «Гуманистическая направленность пушкинской сказки» (о «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина, 5 класс); «История и литература; любовь к родине, верность долгу» (о стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтова, 5 класс); «Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе» (о рассказе И.С. Тургенева «Муму», 5 класс); «…служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта..» (о рассказе «Бирюк» И.С. Тургенева, 6 класс); «Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко: добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, чувство благодарности, милосердие, сострадание» (о произведениях «Детство», «Бедные люди» Л.Н. Толстого и «В дурном обществе» В.Г. Короленко, 6 класс); «Человек и государство» (по произведению «Горе от ума» А.С. Грибоедова, 9 класс); «Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя» (о произведениях А.С. Пушкина, 9 класс); «Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова» (о произведениях писателя, 10 класс); «…евангельские мотивы…) (по произведениям Ф.М. Досто-евского, 10 класс; М.А. Булгакова, 11 класс); «Раздумья о судьбах России, гражданский пафос» (о лирике А.А. Ахматовой, 11 класс); «Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории» (о романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», 11 класс); «Гражданственность и нравственная высота позиции автора» (по произведениям А.Т. Твардовского, 11 класс). Это говорит о том, что вектор размышлений на уроке уже задан, нужно правильно выбрать те методические приемы, которые будут способствовать воспитанию духовности, нравственности.

Предлагаю ряд приемов из своей практической работы.

^ Обращение к биографии писателя особенно интересно для детей тогда, когда затрагивает их лично. В этом отношении логично говорить в 5 классе о годах детства писателей, в 6 классе — о периоде становления личности.

Как сделать так, чтобы этот разговор был живым, эмоциональным? В своей работе я использую ресурс Детского семейного образовательного телеканала «Радость моя» http://www.radostmoya.ru/,

«Телецикл «Мой Живой Журнал» будет интересен современным школьникам, позволит больше узнать о детстве и юности наших великих соотечественников. Иван Бунин, Антон Чехов, Константин Паустовский, Николай Гоголь и другие станут ближе и понятнее новому поколению» (Из аннотации). Эти небольшие, очень содержательные ролики так интересны детям, что заставляют их с удовольствием обращаться к биографии и творчеству писателей. Так, открытием для ребят стал фильм о Л.Н. Толстом, о теплых взаимоотношениях между родителями и детьми, о привязанности писателя к родному дому «Ясной поляне», а после просмотра фильма об А.П. Чехове, отвечая на мой вопрос: что Вас поразило в биографическом рассказе о Чехове, отвечали: его отношение к родителям. Такая работа имеет продолжение и в домашней работе: в учебнике предлагаются следующие задания: «Создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик».

Словарная работа на уроке на примере урока по стихотворению А.С. Пушкина «Пророк». Старославянизмы в тексте стихотворения.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился.

Метафорой «пустыня мрачная» поэт точно определил свое восприятие земной жизни, но духовная жажда — это предчувствие Иного знания. Духовная жажда вызвала посланника Божьего — шестикрылого серафима. Кто это? В чем смысл его появления? Смысл его появления — в духовном преображении поэта:

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами, легкими как сон,

Моих зениц коснулся он,

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Поэт говорит о том действии, которое производит серафим для пробуждения духовного зрения, духовного слуха. Перед нами вертикальная картина мироздания: от горнего (высшего) до дольнего (низшего), от ангелов до немой природы (лозы). Весь мир открылся перед поэтом, все мироздание целиком.

Если дети достаточно знающие, а это о своих учениках знает каждый учитель, то мы можем углубиться в историю создания произведения и предложить сопоставить библейский текст и пушкинское стихотворение или предложить продолжить разговор о картине М. Врубеля «Шестикрылый серафим». А вывод по результатам словарной работы может быть следующим: метафорическое использование образов этого видения (шестикрылый серафим, угль, пылающий огнем, Бога глас); насыщенность «Пророка» старославянизмами придают произведению суровое, трагическое звучание. Подчеркиваем мысль поэта о высокой миссии: «глаголом жечь сердца людей».
^ Работа с художественной деталью не менее важный эпизод урока. Изучая роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», обращаясь к содержательной стороне идеалогического конфликта — спорам Павла Петровича и Базарова, мы обращаем внимание на фразу «Я над всем, что сделано, ставлю „nihil“». Что значит это чужое слово в миропонимании Базарова, в мировоззренческой позиции автора? И далее подробно анализируем речь Базарова: «Взялся за гуж — не говори, что не дюж»; «Шила в мешке не утаишь»; «Там хорошо, где нас нет»; «Мёртвый живому не товарищ»; «Бабушка ещё надвое сказала»; «Днём с огнём не сыскать». Свободно владея богатствами народного языка, Базаров часто слегка изменяет народные выражения, легко и естественно вводит их в свою речь; «не богам же, в самом деле, горшки обжигать»; «у твоего отца, видно, губа не дура»; «от копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела»; «бедность, говорят, не порок»; «дурь из него не вся вышла»; «в тихом омуте... ты знаешь...». Говорит Базаров ясно и просто, свои мысли выражает с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он даёт людям враждебного лагеря, «феодалам»: Павел Петрович — «архаическое явление», «уездный аристократ», «идиот»; Николай Петрович — «божья коровка», «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета»; Аркадию он говорит: «Ты нежная душа, размазня...»; «Наша пыль тебе глаз выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...». Завершая разговор о спорах, мы задаемся вопросом: кто же оказывается победителем этой словесной дуэли? Традиционно принято считать Базарова победителем, однако ребята отмечают слабость его позиции в постоянном стремлении все разрушить, находят в доводах Павла Петровича близкое им понимание необходимости сохранения культурных традиции. И в конечном счете осуждают базаровское «всеотрицание», нигилизм потому, что он не имеет положительной программы. Так, обратившись к одной детали — речи персонажа, мы подходим к пониманию сущности образа героя произведения, к пониманию авторской позиции.

Другим примером подобной работы может служить обращение к роли уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи Иудушки Головлева в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Лицемерно-ласковыми, ханжескими словами полна речь Иудушки. Умирающему Павлу, назвавшему его предателем, он говорит: «Ах, брат, брат, какая ты бяка сделался!.. Ааах, грех какой! И как это язык у тебя, дружок, повернулся, чтобы этакое слово родному брату сказать! Стыдно, голубчик даже очень стыдно». Ограбленной и выгнанной из дому матери Иудушка кричит вслед: «Маменька... Так вы, голубушка, не забывайте нас... попросту, знаете, без затей! Мы к вам, вы к нам... по-родственному!» Об убитом им сыне он говорит: «Ах, Володя! Володя! Всем ты был пайка, только тем не пайка, что папку оставил!» Вот образец его речи: «Кому нехорошо, а нам горюшка мало. Кому тёмненько да холодненько, а нам и светлёхонько и теплёхонько. Сидим да чаёк попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимонцем. А захотим с ромцом — и с ромцом будем пить... У нас здесь и светленько и уютненько... Сидим мы здесь да посиживаем, ладком да мирком. В карточки захотелось поиграть — в карточки поиграем; чайку захотелось попить — чайку попьём... Милость божья не оставляет нас. Кабы не он, царь небесный, ...было бы нам и тёмненько и холодненько... В зипунишечке каком-нибудь, кушачок плохонький, лаптишечки... Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка». Свои хищнические поступки Иудушка неизменно прикрывает ссылками на бога. Набожность и религиозность не только не мешают, но даже помогают ему обездоливать и мучить людей, грабить их на «законном основании».

^ Сопоставительный анализ произведений помогает установить общие для литературы нравственные проблемы, темы. Продолжая разговор об Иудушке Головлеве и его хищничестве, мы проводим параллельные линии со стихотворением Н.А.Некрасова «Нравственный человек», с высказываниями Кулигина о нравах города Калинова (пьеса «Гроза» А.Н. Островского).

^ Проблемные вопросы, пробуждающие размышления, учат критическому отношению к действительности, способствуют формированию понимания своей нравственной позиции. На уроке, посвящённом Петру Гриневу, герою романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», уместен вопрос: «А есть ли заслуга семьи в том, что Гринев такой добрый, честный, совестливый?» Учащиеся вспоминают слова отца, сказанные при прощании. Доказывают, что этому наставлению юноша следовал всю жизнь. В центре всего семейного уклада Гриневых лежат вечные ценности: любовь, верность, доброта, честность. — А каково родительское наставление Швабрину? Его просто нет, значит, Швабрин — человек без корней, без нравственных устоев. Хотя Марья Ивановна и обмолвилась, что он «хорошей фамилии», т.е. знатного рода, но одной принадлежности к знатному роду недостаточно, чтобы быть порядочным человеком. Семья должна растить человека.

Изучая сущность образа Базарова, можно предложить для размышления следующие цитаты: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество» — «Прощайте, — проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» Эти фразы принадлежат одному персонажу — Евгению Базарову, однако складывается такое впечатлению, что произносят их разные люди. В чем причина такой перемены в мировосприятии героя?

Мы придем к пониманию того, что если раньше Базарова интересовал только объективный материальный мир, а человеческая неповторимость, индивидуальное проявление человеческого духа либо высмеивались, либо вовсе отрицались («Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой...»), то страдающий герой признается Одинцовой, что «всякий человек — загадка». Отмечается, что умирающий Базаров ведет себя мужественно и естественно. Перед лицом слепой силы, уничтожающей все, он ни за что не цепляется. Его цель — достойно уйти из жизни, не измениться, остаться самим собой. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану», — признается он Анне Сергеевне. Перед лицом смерти Базаров говорит языком поэта. Герой достойно проходит испытание и любовью, и смертью и умирает, как настоящий рыцарь.

^ Обращение к вечным сюжетам, темам, образам. Русская литература XIX века в этом отношении уникальна. Потому что от Василия Жуковского до Александра Блока она всегда была сосредоточена на жгучих нравственных проблемах, хотя и подходила к ним с разных точек зрения. Она всегда волновалась этими проблемами и редко могла останавливаться только на бытописании. В центре читательского внимания всегда были писатели, тревожащиеся проблемами вечного. «И в Духа Святаго, Господа Животворящего…» Духом этим наполнен был русский девятнадцатый век (даже когда бунтовал). Золотой век нашей литературы был веком христианского духа, добра, жалости, сострадания, милосердия, совести и покаяния — это и животворило его.

Молитва как поэтическая форма выражения лирического «Я» есть у Пушкина, у Лермонтова, и знаменателен и тот факт, что стихотворение Жуковского «Молитва русского народа» в переработанном варианте превратилось в гимн Российской империи: «Боже, царя храни».

Образы Библии традиционны для русской литературы: ангел, демон, пророк, образ Богородицы, образ Христа, картины Страшного суда, апокалиптические сюжеты, литургические образы, образы новозаветных притч. Когда мы говорим о библейской тематике в творчестве Достоевского, конечно, первое, что приходит на ум, это «Преступление и наказание». Раскольников убивает, проливает кровь, он нарушает библейскую заповеди «не убий». Он ставит под сомнение ее незыблемость. Значит, должно немедленно последовать возмездие, кара. Но внешней кары нет. Родион Раскольников мог уйти от ответственности и фактически ушел, никто не мог доказать его причастность к убийству старухи-процентщицы. Однако наказание настигло его: «Я же не старуху убил, я себя убил. Так-таки себя и ухлопал навеки». Оказывается, убийство — это преступление против себя. Заповедь «не убий» — не привычная фраза закона, существующая лишь на бумаге, а глубочайшее нравственное равновесие, которое дано человеку.

Таким образом, задачи духовно-нравственного воспитания учащихся необходимо осуществлять через уроки словесности, через изучение духовного опыта русской литературы, через постижение ее нравственной основы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconДуховно-нравственное воспитание на уроках биологии
Компонентами духовно-нравственного воспитания при изучении биологии являются: формирование ценностного отношения к природе (экологическое...

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconБбк 91. 9: 74 д 85 Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ
Духовно-нравственное воспитание и образование. Орксэ. Библиографический список / сост. Т. В. Нохрина, С. Л. Биктуганова. – Екатеринбург...

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconВы вкладываете в определения: «образование», «развитие», «воспитание»,...
...

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconИздания
Воспитание школьников и духовно-нравственное воспитание. Комплект по льготной цене

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconПроект духовно-нравственного воспитания «Древо жизни»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconВопросы и задания для самостоятельной работы
...

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconВы вкладываете в определения: «образование», «развитие», «воспитание»,...
Нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconОбщественное участие в духовно-нравственном образовании в мбоусош №4
«Духовно нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности». Проект определяет основные направления деятельности...

Духовно-нравственное воспитание на уроках словесности iconВы вкладываете в определения: «образование», «развитие», «воспитание»,...
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск