Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием






Скачать 216.93 Kb.
НазваниеОпределена в соответствии с календарно-тематическим планированием
Дата публикации22.01.2014
Размер216.93 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Шевченко Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы
Раздел: Преподавание литературы

Введение

Урок литературы «Родная природа в произведениях поэтов XX века» проводился в 6 А класс (19 учащихся). До 5 класса дети учились по программе «Гармония». На данный момент класс сильный в отношении учебы, коллектив дружный. Дети добрые, активные, любят участвовать во внеклассных мероприятиях, многие из них обладают артистическими способностями. В классе - 5 отличников, 10 хорошистов.

Тема урока определена в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала.

Цели урока достигнуты:

  • активизирована творческая и познавательная деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

  • На примере стихотворений, музыкальных и живописных произведений показана учащимся роль природы в жизни и в произведениях искусства, взаимосвязь литературы, музыки и других видов искусства.

  • Через рабочую наглядность раскрыта тема урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи выполнены:

познавательные:

  • показана учащимся на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова взаимосвязь литературы, музыки и изобразительного искусства;

  • дано детям представление о том, что поэт может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные картинам природы;

развивающие:

старалась развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова), образное восприятие, самостоятельность мышления, навыки выразительного исполнения стихотворений, художественные навыки;

воспитательные:

  • воспитывала личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях литературного, музыкального и изобразительного искусства;

Уверенна, что смогла помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту в художественных образах.

Методы организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

объяснительно-иллюстративный,

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности;

  • сравнение, анализ, обобщение;

  • приём сопоставления со смежными видами искусств по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного произведения, побуждение к восприятию).

Приёмы:

  • слушание;

  • исполнение;

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,

  • доска,

  • раздаточный материал.





^ РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
Шевченко Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Раздел: Преподавание литературы



Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, А.А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у шестиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.

Задачи: 

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков;

  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, А.А. Блока, А. А. Ахматовой, Н. М. Рубцова, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года». 




Ход урока

1. Мотивация

- Добрый день, дорогие дети. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе.

Эпиграф урока Слайд 1

В тебе величье моего народа,

Его души бескрайние поля,

Задумчивая русская природа,

Достойная красавица моя.

^ Р. Рождественский

Прочитав эпиграф урока, вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

-Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

Сообщение цели урока…

На уроке вы почувствуете себя литературоведами, художниками, чтецами.

Работаете в тетради и по предложенной таблице (Приложение 1)

Создание позитивного настроя:

^ Звучит музыка. На экране проецируются пейзажи России, репродукции картин русских художников.

-Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов XX века.

^ План урока. Слайд 2

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века:

А.А Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»;

С.А Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Еду. Тихо. Слышны звоны…»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»;

^ Н.М. Рубцов. «Звезда полей».

Природа в творчестве композиторов и художников.

Региональный компонент: И. Кашпуров. Стихотворение «За Ачикулаком».
^ На фоне музыки меняются слайды
- Какие чувства вызвали музыка, пейзажи России?

(Природа прекрасна! Она неповторима!)

2. Вступительное слово учителя по теме урока

^ Родная природа

Мы слышим часто и произносим эти слова. Это символ жизни всего на земле, символ полноты человеческого счастья.

Как много теплых, возвышенных слов сказано о природе! Её красота воспета великими мастерами слова: А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, С.А. Есениным, Н.М. Рубцовым…

Она воодушевила на создание шедевров И.Л.Левитана, И.И.Шишкина, Крамского и других замечательных художников.

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Поэтому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.

Как и в пейзажной лирике 19 века, в XX веке главным героем стихотворений является человек, его чувства и переживания. Мы поговорим о поэтах, которые по-прежнему вни­мательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтиче­ский язык заметно изменился: в нем появи­лось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении.

Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

  1. Чтение наизусть и анализ стихотворений поэтов XX века

    1. Первым нашим гостем будет А. А. Блок (1880 – 1921)

Слайд 3

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся воплотить.

А. Блоку милы убогие и скучные пейзажи родной страны. Ему близка неброская красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер».

^ Словарная работа:

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли; песня жницы – тот, кто жнет (убирает)в поле рожь.

Предполагаемый ответ: «Летний вечер» напоминает простую пейзажную зарисовку, где передается смена дня вечером и приближение ночи. В стихотворении встреча­ются эпитеты — «дремотой розовой», «красный диск луны». Они касаются душевных переживаний поэта. Ведь «дремота» не име­ет цвета. Эпитет «розовый» означает умиротво­ренность, спокойствие, мечтательность. Сочетание «красный диск луны» — не столько обозначение цвета луны, сколько ощущение тревоги дня, отраженной в этом цвете. Значит, Блок пишет стихотворение о том, что день с его тревогой, беспокойством, суе­той отошел и уступил место высоким чувствам и мыслям, высокому спокойствию души, когда она может думать о вечном. Здесь не остается места заботам, печалям, повседневной, обыденной жизни. Все это ушло. Вечером и особенно ночью он вольно отдается размышлениям и чувствам, вы­соким настроениям и переживаниям о великом и бесценном.

Учитель: Впрочем, Блок знает и другую ночь («О, как безумно за окном...» исполняет учащийся), не щадящую бездомных, лишенных крова страдальцев, которых треплет бушующий ветер. Это не столько обычный, всем знакомый ветер, сколько ветер метафорический. Он заставляет страдать несчастных и сам же со­чувствует им, изнывая в своих нескончаемых стонах.

- В чем смысл стихотворения? Какое настроение передает нам автор?

^ Предполагаемый ответ: В стихотворении Блок — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури

    1. Сергей Александрович Есенин (1896 – 1925) Слайд 4

Разбуди меня завтра рано.

Засвети в нашей горнице свет,

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт

^ С. Есенин

Учитель: Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы?

Ученик: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование, уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)

Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало. Но стихи его зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Учитель: Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит первая часть романса).

Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэ­тов всегда заключалась в том, чтобы очищать ду­ши. Перед лицом природы пропадает все нечис­тое, все скверное, все мелкое. Эту вра­чующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали...». (Прослушивание стихотворения).

^ Словарная работа: с венкой - с двухрядной гармонью

- Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…»?

Предполагаемый ответ: В стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски.

Есенин пишет о простом и даже «неприглядном» пейзаже, чуж­дом ярких красок, но вечно родном и любимом. С русской природой его роднит крестьянское происхождение — как всякий русский человек, он любит быструю езду зимой на санях, сделан­ных из осины, не стесняется признаться в любви каждой березке и всей «чахленькой местности». Его до слез трогает веселье деревенской молоде­жи. Во всем этом проявляется сила духа и нрав­ственное здоровье народа. И сам поэт становится лучше и чище, забывая обо всем суетном и по­стороннем ему как человеку.

- Какие изобразительные средства использует поэт?

^ Предполагаемый ответ: Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»).

Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

В последней строфе появляется образ русской гармошки - «венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...».

Учитель: Переходим к следующему стихотворению С. Есенина «Пороша».

- Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (монотонная, бесконечная зимняя дорога, простор, даль)

- Какое настроение передается поэтом в стихотворении «Пороша»?

- Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж, неприхотливый, не роскошный и в то же время близкий и родной?

В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.

В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны.

Во втором четверостишии начинается сказка:

Заколдован невидимкой (метафора)

Дремлет лес под сказку сна (олицетворение, метафора)

Словно белою косынкой (сравнение, основанное на олицетворении, эпитете)
Подвязалася сосна (метафора).

В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка (сравнение) 

Оперлася на клюку (метафора) 

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

Физминутка  под музыку Антонио Вивальди «времена года. Весна».  Антонио Вивальди (1678—1741) — итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза.




    1. Анна Андреевна Ахматова (1889 –1966) Слайд 5

На стыке веков рождаются и творят гении. Одним из них является ^ Анна Андреевна Ахматова. Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в её художественный мир. Анна Ахматова родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии –1889 год. В ночь её рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня.

Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала:

Когда шуршат в овраге лопухи,

И никнет гроздь рябины красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Анна Андреевна прожила тяжелую жизнь. Счастливым у неё было только детство.

В период с 1911 по 1917 год в лирике А. Ахматовой настойчиво проявляется тема природы с удивительной нежностью и любовью.

Об обновлении человека она по-иному сказала в стихотворении «Перед весной бывают дни та­кие...». (Читает наизусть учащийся)

- Какие чувства вызвало стихотворение?

^ Предполагаемый ответ: Стихотворение состоит из 8 строк. Наступает весна — и все на свете меняется: «Шумят деревья весело-су­хие, и теплый ветер нежен и упруг». То, что, ка­залось бы, каждый день перед глазами — дом, песня, — обновлено дыханием весны, мысли и чувства овеяны весенней свежестью, всё вокруг становится легким и неузнаваемым.

-  Какие художественные средства использует автор?

Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»).

Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:

...И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

Три строчки начинаются с союза «и». Этот прием азывается анафорой Запись ключевых слов композиционных частей в тетради:

1часть:                   2 часть:

Снег                         тело

Луг                           душа

Дерево                   дом

Ветер                      песня)

Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

    1. Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)

Слайды 10

О Русь – великий звездочет!

Как звезд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечет,

Не тронув этой красоты

^ Н. Рубцов

Вы догадались? Следующий поэт – Н.М. Рубцов. В 5 классе мы знакомились с его стихотворением «Родная деревня»:

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу…

Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Она с высоты небес­ной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льет духовный свет на всю жизнь, делая ее осмысленной и желанной.

Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова,  тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия… Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду.  Со звездой поэт связывает судьбу человека. Слайды 11-13

Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен.

Прослушивание песни «Звезда полей» в исполнении Уральского русского народного хора. Муз. Е Щекалева.

Учитель: Вспомним, что стихотворение, проникнутое грустью, называется элегией.

- Каким чувством проникнуто стихотворение Н. Рубцова?

^ Предполагаемый ответ: Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова «Звезда полей». Автор не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.

В стихотворении звучат и восхищённая нежность, и взволнованная радость, и тихая грусть.

Учитель: Образ звезды восходит к самым древним, мифологическим образам. Литература бесконечно черпает из мифологического источника, а он всё не скудеет, питает искусство многих и многих веков. Вспомним библейский образ Вифлеемской звезды, указавшей путь к Богу. По этому пути старает­ся идти и поэт Николай Рубцов. Он преображает традиционный образ звез­ды - и этот образ окрашивается теплым чувством любви к родине. «Звезда полей», отражаясь в полынье, соединяет небо и землю, бережет сон роди­ны. Она далека, но в то же время приветлива, она «горит, не угасая, / Для всех тревожных жителей земли».

- Какие художественные приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда смотрит (олицетворение) в полынью, эпитеты: «во мгле заледенелой», «лучом приветливым»

Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).

В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету: Звезда полей горит, не угасая,/ Для всех тревожных жителей земли…Присутствует восклицательная интонация восхищения, душевного волнения и грусти.

Антитеза – «во мгле заледенелой», «полынье» противостоит тепло осеннего золота, неугасимый свет звезды.

  1. Систематизация знаний по прослушанным стихотворениям

^ Слайды 14-15

Природа наделена человеческими способностями

(Страдание, радость…)

Цветовая гамма (Белый, красный, синий…)

Символы стихий (ветер, снег …)

Природа, Вселенная, Небесные светила (Солнце, звезда, закат)

  1. В мире живописи

Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр, изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:

Если видишь на картине нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.

Пейзаж – это жанр живописи, изображающий картины природы.

Каждый творец по-своему отображает мир, поэт – в стихах или прозе, композитор – звуками, художник - красками. Обратите внимание на картины, которые нарисовали вы, готовясь к уроку…

  1. Вашему вниманию предлагаю просмотреть картины известных художников Слайды 16 - 20


Полотна Ивана Ивановича Шишкина обрели огромную популярность. Его называли «царем леса». И конечно вам знакомы его картины: «Утро в сосновом бору», «Сосновый бор».

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим пейзажи картин «Март», «Вечерний звон», «Быстрая вода»…

  1. Картины природы в литературе, музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны

Демонстрация картин Саврасова А.К., Шишкина И. И., Поленова В.Д.,

М. Ю. Лермонтова, Куинджи А.И., Воробьёва М. Н. с комментариями.
6. Региональный компонент

6.1 Выдержки из сочинений учащихся о родной природе…

6.2 Поэт Ставрополья, И. Кашпуров, в своём стихотворении отразил природу нашего села. Послушаем стихотворение «За Ачикулаком».

Слайд 21
7. Выставка литературы

Вы можете обратиться к мастерам слова и найти массу примеров по теме нашего урока…

В центре внимания нашего урока - природа. Благодаря олицетворениям и сравнениям, природа видится нам живой, одухотворённой, ведь «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Завершая наш урок, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. И неслучайно все поэты? художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в природном окружении.

Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будите равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.

Дерево, Трава, Цветок и Птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сами научились слышать не только ушами, но и сердцем и шорох листьев, и шелест травы, и журчание ручейка, и пение птиц, чтобы вы научились любить и жалеть все живое в лесу, и сам лес – это необыкновенное чудо природы. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное, и тогда большой мир искусства откроет вам свои тайны.

8. Рефлексия

- Дети, какое у вас настроение? Покажите смайлики.

- Вы довольны своей работой на уроке?

- Что вы вынесете сегодня с урока, чем он вам запомнился?

9. Итоги урока

Таблицы, которые вы заполняли на уроке, сдайте на проверку.

Оценки за урок получили…

10. Домашнее задание

Слайд21

Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений.

Надеюсь, что советы Г. В. Артоболевского «Учимся выразительно читать» помогут вам при подготовке к уроку определить, как правильно расставить ударения, опре­делить место паузам, найти верную мелодику, интона­цию для каждого стихотворения.

Наш урок подошел к концу. Спасибо, дети, за активную работу. До свидания.

Приложение 1

Название

Летний вечер

О, как безумно за окном

Мелколесье. Степь и дали

Пороша

Звезда полей

Образ

Природа

Буря, дождь

Поэт

Сказочный лес

Звезда

Глаголы

Тревога, тоска, покой летнего вечера, неясность цели

Ревёт, бушует, несутся, льют, замирает, жаль, гонит, бороться, разделяет, изнывает

Восхищение, умиление, нежность, воспоминание о детстве

Спокойствие, восхищение зимним пейзажем

Любовь к Родине, стремление человека к лучшей жизни, к счастью и добру

Краски

Розовый, красный, серый, чёрный

Чёрный, серый, свинцовый

Чёрный, жёлтый, зелёный, белый, серебристый

Белый, серый, чёрный

Белый, серебро, золото

Художественные средства:

Эпитеты

Последний луч, розовая дремота, красный диск луны.

Буря злая, ужасная ночь, холод сырой.

Разливные бубенцы, неприглядная дорога, мёрзлые осины, чахленькая местность, звоны осин.

Серые вороны, бесконечная дорога.

Во мгле заледенелой, на свете белом

Олице-творение

Лучи лежат, трава объята дремотой, замирает песня.

Бушует буря, несутся тучи, сожаления гонят, изнывая ветер.

Юность веселится, зарыдали бубенцы.

Валит снег, стеллит шаль, дорога убегает, дремлет лес.

Звезда смотрит в полынью,

Сравне- ние










Белой косынкой подвязалася сосна, поднагнулась как старушка




Метафо-ра













Под золотом осенним, над зимним серебром

Стихотворения А.Блока передают чувства тревоги, одиночества, тоски, утраты душевного покоя, неясности цели и страха за свою судьбу 

Вывод: Особая любовь к природе, ярко отражено родство с окружающим миром.


Мир природы сказочный, необычный.


Настроение стихотворений близко к фольклору, появляется напевность, задушевность. 



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconОпределена в соответствии с календарно-тематическим планированием
До 5 класса дети учились по программе «Гармония». На данный момент класс сильный в отношении учебы, коллектив дружный. Дети добрые,...

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа с календарно тематическим планированием
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы»

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа по химии (профильный уровень) (с подробным календарно-тематическим...
Габриелян О. С., Остроумов И. Т., М. Просвещения 2007 год, рекомендованной Министерством образования РФ

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа с календарно тематическим планированием
Учителем и учащимися используется учебно-методический комплекс: учебник «Русский язык» 2 класс. В. П. Канакина. – М., «Просвещение»,...

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа с календарно тематическим планированием
При разра­ботке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуаль­ные различия в их познавательной...

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа по литературе (с подробным календарно-тематическим планированием)
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных...

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа по литературе (с подробным календарно-тематическим планированием)
Рабочая программа составлена на основе государственного стандарта основного общего образования, программы по литературе, автор Г....

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа по литературному чтению для начальной школы с тематическим...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconРабочая программа по литературному чтению (с подробным календарно-тематическим планированием)
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы начального общего образования...

Определена в соответствии с календарно-тематическим планированием iconАнализ выполнения Программы воспитания и обучения в детском саду 2012 2013 учебном год
Доу, соответствующую Федеральным требованиям к образовательной программе доу (2012 г), с интеграцией образовательных областей и комплексно–тематическим...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск