Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса






Скачать 112.46 Kb.
НазваниеСтолбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса
Дата публикации23.01.2014
Размер112.46 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы


Столбова Галина Александровна
Формирование грамотности чтения в компетентностно - ориентированной модели образовательного процесса.
Россия, ГБОУ СОШ с. Новый Буян Красноярского района Самарской области
В соответствии с новыми государственными стандартами содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения. Это возможно лишь на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, лингвистической и культуроведческих компетенций.

В примерной программе по русскому языку реализован коммуникативно – деятельный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.

Усиление коммуникативно – деятельной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Основными показателями функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются коммуникативные универсальные учебные действия (умение строить со сверстниками и взрослыми продуктивное речевое взаимодействие, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное и логичное изложение собственной точки зрения по поставленной проблеме и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, построение логической цепи рассуждения, нахождение доказательств и т.д.);

регулятивные универсальные учебные действия (постановка и формулировка цели деятельности, планирование последовательности действий, осуществление самоконтроля, самооценки и т.п.)

В пояснительной записке к новым примерным программам по русскому языку отмечено, что «процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, но и на формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационную переработку текстов, поиска информации и способов её передачи в соответствии с нормами литературного языка и этическими нормами общения».

А. Г. Асмолов в пособии для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» пишет: « В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения» В итоге, по словам учёного, наиболее полное определение грамотности чтения таково: это пособность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.»

Какие же умения свидетельствуют о полноте понимания текста?

Автор книги А. Г. Асмолов выделяет 5 таких умений:

-умение ориентироваться в прочитанном и понимать смысла текста;

-умение находить информацию, пробежав текст глазами;

-умение сравнить и противопоставить заключённую в тексте информацию, т. е интерпретировать текст;

-умение связать информацию текста со знаниями из других источников, найти доводы в защиту своей точки зрения;

умение оценивать не только содержание текста, но и его форму.

Именно эти умения оказываются востребованными на ЕГЭ в выпускных классах.

Исходя из опыта работы в 11 классе по русскому языку, можно прийти к выводу о том, что учащиеся при подготовке к экзамену в основном делают акцент на части «А» и «Б», считая часть «С» - написание сочинения – рассуждения - трудной, не обязательной при желании получить оценку «3». Важно убедить их в обратном.

Начиная с 5 класса, учителя – словесники неоднократно прорабатывают с учащимися такие речевые понятия, как тема текста, проблема, точка зрения автора, аргументы и т.д. Все эти и многие другие «незаметно» накапливаемые знания как раз становятся необходимыми при подготовке и сдаче ЕГЭ по русскому языку в частности части «С». На ЕГЭ предлагается написать на основе прочитанного текста сочинение-рассуждение в соответствии с требованиями – критериями, изложенными в инструктивных материалах: сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста, сформулировать позицию автора, высказать свою точку зрения, доказать её, т.е. аргументировать; грамотно, последовательно и связанно изложить, помня об объёме (не менее 150 слов).

Естественно, чтобы написать сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста, важно этот текст хорошо понять, разобраться в нём, т.е. иными словами, правильно прочитать исходный текст.

Существуют специальные памятки «Как работать с исходным текстом» (см. брошюру «Русский язык, сочинение-рассуждение», сдаем без проблем; М., Эксмо, 2008г.

  1. Внимательно прочитать предложенный текст.

  2. Определить его тему (о чём говорится в тексте).

  3. Выявить вопросы, проблемы, о которых размышляет автор (что волнует его, тревожит).

  4. Выяснить позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте(какие мысли, чувства являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения).

  5. Определить, с помощью, каких аргументов автор доказывает свою точку зрения.

  6. Выявить языковые средства художественной выразительности, с помощью которых автор выражает своё отношение к проблеме текста.

Пользуясь этой памяткой, можно предложить написать текст сочинение - рассуждение по определенному образцу (алгоритму, схеме)

^ Тема текста


Проблемы

Литература для аргументов

Человек и природа

1.Бездумное, жестокое, безответное отношение человека к природе.

2.Неспособность замечать красоту природы.

3.Уничтожение природы ведёт к гибели человечества.

4.Природа способна облагородить человеческую душу, раскрыть его лучшие душевные качества.

5. Влияние научно-технического прогресса на взаимоотношения человека и природы.

6. Силы природы целительны.

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»; Ф. Абрамов «О чёи плачут лошади»;

В. Астафьев «Царь- рыба»; «Васюткино озеро»;

В. Распутин «Прощание с Матёрой»;

Стихи С.А. Есенина, А.А.Ахматовой, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова, А.В.Кольцова, И.С.Никитина, А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова;

Публицистика Д.С.Лихачёва «Земля родная»; Е.Носов «Живое пламя»;

М. Пришвин, К.Г.Паустовский ;

И.С.Тургенев « Бежин луг»;

Л.Андреев «Кусака»…

Человек и общество



1.Нравственная проблема.

2.Проблема отцов и детей.

3.Проблема воспитания современной молодёжи.

4.Проблема материнства.

5.Проблема брошенных детей и сирот.

Д.И.Фонвизин «Недоросль», В. Г. Короленко, К.Г.Паустовский «Телеграмма», М.Пришвин «Кладовая солнца», В.Г.Распутин «Уроки французского», И.С.Тургенев стихи в прозе «Два богача», «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Детство», А П Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», Е.Носов «Кукла», Ю.Казаков «Тихое утро», публицистика Д.С.Лихачёва, А.С.Грибоедов «Горе от ума», Н.В.Гоголь «Мёртвые души», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», И.А.Гончаров «Обломов», Л.Н.Толстой «Война и мир»,И.А.Бунин «Цифры», «Господин из Сан – Франциско», «Чистый понедельник», А.И.Куприн «Куст сирени», В.Распутин «Последний срок», «Живи и помни», В.Астафьев «Последний поклон», «Печальный детектив», А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», А.Вампилов «Старший сын»…

^ Человек и история


1.Человечество не должно забывать уроков истории.

2.Ответственность человека перед будущими поколениями.


«Слово о полку Игореве», стихи Г.Р.Державина, А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», А.Толстой стихи, Л.Н.Толстой «Война и мир», проза И.А.Бунина, М.Ю.Лермонтов «Бородино», Н.А.Некрасов, «Русские женщины», «На Волге», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», Н.С.Лесков «Левша», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник», И. С. Тургенев «Муму», стихи К.М.Симонова о ВО войне, А.Блок «Двенадцать», оды М.В.Ломоносова, А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Борис Годунов», М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», М. Горький «Детство», М. Е. Салтыков –Щедрин «История одного города», стихи о ВО войне, А.Т.Твардовский «Василий Тёркин», А.Платонов «Возвращение», «Котлован», М.Булгаков «Собачье сердце», «Белая гвардия», М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», А.Ахматова «Реквием», стихи О.Мандельштама, Б.Пастернак «Доктор Живаго», произведения А.И.Солженицына и В,Т. Шаламова, стихи И.Бродского, Б.Окуджавы, В.Гроссман «Жизнь и судьба»…

Человек и культура

1.Проблема небрежного отношения к русскому языку – основе нации.

2.В языке отражен весь опыт человечества.

3.Только язык делает нас великим народом.

4.Сохранение культуры.

5. Россияне убивают русский язык.

6. Экология языка.


И.С.Тургенев «Русский язык», публицистика Д.С.Лихачёва, УНТ : пословицы и поговорки, загадки; предания, былины, думы, жития, «поучение Владимира Мономаха» оды Ломоносова, «Повесть временных лет», ,»Слово о полку…», басни И.А.Крылова, стихи поэтов «золотого века», Н.С.Лесков «Левша», «Старый гений», современная публицистика об экологии языка – Молина «Россияне убивают русский язык», статьи Богата о языке…

Человек и литература

1.Проблема воздействия на судьбы людей.

2.Роль книги в истории современного общества.

3.У каждого человека должна быть своя «золотая полка» произведений, которые помогают ему найти верные жизненные ориентиры.


Любимые авторские и народные сказки, стихи, произведения УНТ, М.Ю.Лермонтов «Бородино», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», произведения о природе, сатирические и юмористические произведения русских писателей, романы Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, Гончарова, произведения о мужестве в годы ВО войны, рассказы и романы А.И. Солженицына, В. Гроссмана, произведения писателей – «нравственников «и писателей – «деревенщиков» В.Распутина, Ф. Абрамова, В. Астафьева…

Человек и искусство

1.Современный человек черпает духовные силы в общении с искусством.

2.Благотворное и очищающее влияние искусства на душу человека.

3.Преклонение перед волшебной силой искусства.

Стихи русских поэтов 19 - 20веков ( К.Бальмонт «Как я пишу стихи», стихи Б.Пастернака, патриотическая лирика ), М. Булгаков «Мастер и Маргарита»,драматические произведения, современная публицистика…

Человек и родина

1.Проблема патриотизма. Что такое патриотизм? Как воспитывать патриота?

2.Утрата патриотического сознания в современном обществе (молодые люди не хотят служить в армии)

3.Настоящий патриотизм начинается с любви к своему дому семье.

4. Что такое подвиг в мирное время?

5.Каков он, герой нашего времени?



«Слово о полку…», М.Ю.Лермонтов «Бородино», стихи о войне 1812 года и о ВО войне, Н.С.Лесков «Левша», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», Н.А.Некрасов «Русские женщины», А.Твардовский «Василий Тёркин», А.Платонов «Возвращение», А.Куприн «Поединок»…

Личностные качества человека

1.Благородство, душевность.

2.Зависть, трусость.

3.У каждого человека есть свой талант.

4. Красота всегда незаметна

5.Духовность и бездуховность.


Н.С.Лесков «Очарованный странник», «Левша»,»Тупейный художник», А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «Юность», «Война и мир», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Н.Лесков «Очарованный странник», А.И.Солженицын «Матрёнин двор», рассказы А.П. Чехова, М.Булгаков «Мастер и Маргарита»,

Взаимоотношения людей.

1.Проблема любви, дружбы, ненависти, верности.

2.Проблема этикета.

3. Проблема одиночества.


Лицейская и любовная лирика А.С.Пушкина, лирика М.Ю.Лермонтова, стихи других русских поэтов 19 -20 веков, И.А.Бунин « Тёмные аллеи»,А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», К.Г.Паустовский «Телеграмма», В.Распутин «Последний срок»…



^ Написание сочинения - рассуждения по тексту.


Критерии сочинения, баллы


Содержание сочинения, клише

Вступление

(1-2 предложения)
(вступление необходимо тому, кто сомневается, что напишет текст объёмом в 150 слов)

^ Можно начать вопроса:

Что же такое совесть? Эту нравственную категорию каждый человек понимает по-своему, хотя существуют моральные принципы и приобретённый опыт.
^ Можно начать с темы, если понимаешь , о чём текст:

Автор (указать фамилию, имя и отчество автора текста) пишет о взаимоотношениях человека и животных.

^ С 1. Формулировка проблемы текста (1 балл)

(1-3 предложений, уместно взять цитату из текста)

Проблема, которую затрагивает автор данного текста, заключается в том, что…
Автор данного текста специально не поднимает проблем, однако из прочитанного следует, что тема, над которой он предлагает поразмышлять, очевидна...

^ С 2.Комментарий к сформулированной проблеме (2 балла)
(достаточно одного сложного предложения с объяснением)

Проблема (или тема, вопрос), над которой предлагает задуматься автор текста, действительно, очень актуальна(или важна, заслуживает внимания), так как…

^ С3. Позиция автора

(1 балл)
(2-3 предложения, уместна цитата из текста)

Сам автор думает по этому поводу следующее…(цитата из текста)…
Позиция автора ясна, он…
Автор убеждён в том, что…

^ С4. Высказывание собственного мнения по проблеме ( 1 балл)
( 1-2 предложения)

АРГУМЕНТЫ

(2 балла) :

(Один аргумент из читательского опыта, второй – из жизненного, от 2 до 6 предложений)

Трудно не согласиться с автором( писателем, поэтом, публицистом ) в том, что…
Автор, безусловно, прав в том, что …
Я, как и автор данного отрывка, также убеждён в том, что…
Во – первых, …

Во – вторых, …
Подобная ситуация рассматривается в книге (указать автора книги и название в кавычках)…
На страницах современных СМИ не раз обсуждалась данная проблема. Так, например, в газете…
В жизни также немало случаев, когда…

Заключение

(1 -2 предложения)

Таким образом, проблема, о которой говорит автор данного текста, может быть разрешена лишь тогда, когда …
Возвращаясь к проблеме, затронутой автором данного текста, хотелось бы подчеркнуть то, что может быть разрешена, если...



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconНа уроках чтения в течение года использовалась методика М. Г. Булановской...
«Создание модели индивидуализированного образовательного процесса», 2000-2005 гг

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconЗаведующий мбдоу №33 Капралова Галина Александровна

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconЗаведующий мбдоу №33 Капралова Галина Александровна

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconУроков чтения в начальной школе
Формирование функционально грамотных людей — одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются...

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «экономико-математические...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconСоставляющий проект
Беликова Софья Вадимовна, Печникова Ирина Александровна, Борщевцева Галина Алексеевна

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconЮго-Восточное окружное управление образования
Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта...

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconГражданско-патриотическое воспитание одно из основных направлений...
Бородинской битвы, 70- лет со дня Сталинградской битвы и традиционных мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Все...

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconКонкурс чтецов «Калейдоскоп»
Сценарий подготовила Кирсанова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы. 2013 год

Столбова Галина Александровна Формирование грамотности чтения в компетентностно ориентированной модели образовательного процесса iconКачан Галина Александровна учитель изобразительного искусства
Результативный педагогический опыт – это образец педагогической деятельности, который



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск