1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека






Название1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека
страница1/5
Дата публикации24.01.2014
Размер0.57 Mb.
ТипКонкурс
top-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2   3   4   5
1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ.
Искусство в жизни человека
Из мрачной глубины веков

Ты поднималась исполином…

И.Тальков

Начал писать и задумался: а не покажусь ли я смешным, выбрав тему о значении искусства в нашей жизни. О каком искусстве может идти речь, если сегодня царствует «господин доллар», если закрываются музеи, гибнут от сырости бесценные рукописи книг и картины старых мастеров?! Что-то давно уже никто не напоминает нам, что « красота спасет мир». И все-таки я верю, что так оно и будет. Искусство выжило и живет, несмотря на все катаклизмы истории. Рушились царства, умирали цари, а искусство живо. Живо не только современное искусство, но и искусство Древней Руси.

Многое об этом старом искусстве я почерпнул на уроках мировой художественной культуры, что-то прочитал и увидел. И мне хочется поделиться своими мыслями, чувствами о его роли в моей жизни.

Древнерусское искусство создано много веков назад, но оно не оставляет нас равнодушными и сегодня. Мы всматриваемся в иконы, фрески, храмы и церквушки и как будто слышим голос наших предков, радуемся их радостями, горюем вместе с ними.

В прошлом году мне посчастливилось побывать в местах, названных в справочнике экскурсовода «Золотое кольцо». Я увидел церковь Покрова на Нерли, построенную в 12 веке. И вспомнил историю, рассказанную на уроке учителем о том, что князь Андрей Боголюбский в память о погибшем сыне Изяславе построил эту церковь. Я благодарен судьбе, что увидел такое чудо. Эта церковь и сейчас перед глазами: высокая, белая, легкая, грустная, но вместе с тем и ясная. Даже праздничная немного.

Есть что-то печальное в ее одиночестве, словно она и в самом деле часовня над одинокой могилой. Кажется, что стены ничего не весят, словно бы они растаяли. Смотришь и удивляешься, как древнерусские люди владели языком архитектурных форм. И не просто удивляешься, а благодаришь Бога и людей за то, что они могли подарить и сохранить такую красоту.

Мне кажется, что если бы нас, подростков, юношей и девушек, чаще знакомили с прекрасным, то меньше было бы преступлений.

Неужели что-то можно сломать, разрушить, кого-то оскорбить, если ты прикоснулся к такой красоте?!

Когда я стоял перед этим чудом, то я даже разговаривал шепотом, боясь разрушить тот микроклимат, который создавала вокруг себя эта церковь. И, глядя на эти стремящиеся ввысь, почти растаявшие стены, сам стремишься душой своей прочь от земного, суетного. Хочется сделать что-то особенное, доброе, чтобы и о тебе помнили и говорили только хорошее.

Я думаю, что искусство всегда стояло на защите человека, и самым важным в нем было внимание к человеку, сочувствие его бедам.

Одинокая деревенская старуха, стоящая на коленях перед иконой Марии, ощущает это внимание и сочувствие. Покинутая людьми, она перед иконой не чувствует себя одинокой и заброшенной. Сама-то она, конечно, думает, что ей помогает Божья Матерь, а в действительности ей помогает искусство художника, который языком живописи говорит с этой старухой о ее печалях.

Именно эту службу и несла русская икона – один из прекраснейших видов древнего искусства. Вот передо мною «Троица» Андрея Рублева. Икону эту называют Великой. Несколько лет назад, когда мы знакомились по истории с древнерусским искусством, икона эта не произвела на меня никакого впечатления. Фигуры показались бледными, лица вялыми, невыразительными. И только недавно я понял, что икона – очень серьезное искусство, оно и учит серьезной мысли.

Чем больше всматриваюсь я в «Троицу», тем сильнее меня охватывает ощущение печали, грустной мысли. Хочется проникнуть мир в мир этих ангелов, узнать, о чем они говорят, думают, склонив головы. И для меня это не три ангела, пришедшие к Аврааму и Саре, а трое усталых, озабоченных людей, которые сочувствуют страданиям человечества. Сердце мое тоже сжимается, но не от ожидания тревоги, а от спокойной, тихой печали.

Забудется религиозное толкование сюжета «Троицы», но навсегда останутся в сердце большие, полные грусти глаза ангелов. И глядя на эту икону, вспоминаю печальные и светлые строки стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете»:

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

Нет в этом стихотворении рублевской картины, но прозрачность красок и общее лирическое настроение светлой печали и тишины, тишины такой, что ее жаль разрушить, - роднит эти произведения, написанные мастерами разных эпох и, пожалуй, миров.

И начинаешь сердцем, а не разумом понимать заповеди Христа: «Не убий, не укради». Еще раз хочу подчеркнуть, что мало остается места для красоты в нашей суетной жизни. Потому так и жестока она, что проходим мы мимо прекрасного, не замечаем его.

Как-то в телевизионной передаче «Репортаж ни о чем» журналистка останавливала на улице подростков и спрашивала, показывая репродукцию Джоконды: «Кто изображен здесь?» И только один подросток ответил, что это репродукция Леонардо да Винчи. Но зато все узнали Шварцнегера. Разве это нормально? Мы должны знать культуру, искусство своей страны: ведь только прекрасное может рождать добро. В этом сила искусства.

Я вспоминаю «Поучения Владимира Мономаха», которые, пройдя через века, остались современными и нужными людям: «Больного навести, умершего проводи. Держи глаза книзу, а душу ввысь». Мудрее этого я не встречал в русской литературе! И я еще раз убеждаюсь, что настоящее искусство учит человека добру, человечности.
Великая...

Легкая, стройная, гордая,

Устремленная ввысь на века,

Смотришь на нас ты, на грешных,

Не осуждающе, не свысока.

Как свеча, как часовенка в поле,

Плачешь ты, вместе со мною скорбя,

Плачешь о сыне, ушедшем безвременно.

Скорбь свою, вместе с отцом, разделив.

Что тебе слава твоя и величие?

Ведь не для этого создана ты.

Путник усталый, тоскою гонимый,

Душой своей чистой у стен отдохни.

Отдохни, помолись за себя и за князя,

И за всех, близких в жизни тебе.

И еще помолись, чтобы церковь стояла,

И чтоб внуки твои ее видеть могли.

1999 год. Пашкин Илья, ученик 6- Б класса.

1-е место в районном конкурсе творческих работ к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
Сочинение

Уроки повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Каждое литературное произведение, как урок в школе, нас чему-нибудь учит.

Это я понял недавно, когда прочитал повесть "Станционный смотритель".

Казалось, ничего особенного в ней нет. Дуня сбежала от отца с гусаром, а когда отец пытался ее вернуть, то она его не послушалась.

Отец с горя умер.

Я вначале недоумевал, зачем Пушкин так подробно описывает картинки о блудном сыне.

А потом я понял замысел поэта. Ведь какой Пушкин хитрый! Это он хотел, чтобы мы сами сравнили притчу о блудном сыне и рассказ о сбежавшей Дуне.

Действительно, если подумать, то их истории похожи.

И я извлек из этой повести два урока, которые никогда не забуду.

Первый урок состоит в том, что надо все-таки слушаться родителей. Осо­бенно это касается девушек. Разве так можно!? Два дня видит гусара, влюби­лась в него и так легкомысленно поступила.

Это хорошо, что он не бросил ее, а женился на ней. А если бы бросил? Куда бы ей деваться?

Но это касается и нас, мальчиков. Мы станем мужчинами, мы должны будем отвечать и за себя, и за свою семью. Поэтому мы должны быть более ответственными.

А второй урок, который я запомнил на всю жизнь, это урок прощения. Ошибки близких надо прощать, забывать обиды. Так сделал отец в притче о блудном сыне. Он простил своего легкомысленного сына, и им всем стало лег­ко на душе. Ведь это здорово, когда ты можешь простить! И как хорошо, когда прощают тебя!

А Дуня будет мучиться всю жизнь. Ее некому простить, ей не к кому припасть на колени. Отсюда вывод: все делать надо вовремя.

Вот чему научил меня мудрый Пушкин.

^ 2000 год. Минаева Варвара, ученица 11-А класса.

1-е место в районном и областном конкурсах творческих работ, посвященных памяти Зое Космодемьянской

«Ты осталась в народе живая…» (Агния Барто)
…Есть имена, и есть такие даты

С.Орлов

Да, пожалуй, в эти сентябрьские дни мои земляки отмечали одну из таких дат, дату, связанную с именем Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

Тринадцатого сентября ей исполнилось бы семьдесят пять лет. Трудно представить ее в таком возрасте. Для всех она останется вечно юной, яркой, как промелькнувшая на небе комета.

Очень трудно писать о человеке, о котором, кажется, написано и сказано все, тем более, что жизнь ее была такой короткой и небогатой событиями. О ней сложена песня, в честь ее названа новая планета, написаны и известная поэма Маргариты Алигер, и стихотворения многих поэтов. Памятник скульптуры Матвея Манизера стал визитной карточкой Тамбова.

Вчерашняя школьница шагнула в бессмертие, совсем не думая о том, что совершает подвиг. Так что же я могу написать нового о ней? Да практически ничего. Я и не хотела писать, но меня до глубины души взволновал разговор нашей учительницы литературы и моей одноклассницы. Когда нам предложили написать сочинение, посвященное памяти Зои Космодемьянской, моя подруга вдруг резко сказала: «Я не понимаю ее поступка. Это для меня очень далеко и несовременно».

Я почувствовала, что краснею, краснею потому, что не могу достойно ответить «нет» моей однокласснице. Вот этот случай и заставил меня взять ручку и поделиться своими чувствами и мыслями о подвиге Зои. Ведь Зоя была почти моя ровесница, когда

Крепко сжав окровавленный рот

Как на трон,

Партизанка России

На скрипящий взошла эшафот.

Что дало ей силы не сломаться, даже не заплакать? Разве она двужильная? Я поняла, что ей помогло выстоять чувство любви к Родине.

Работая над сочинением, я перечитала поэму «Зоя», воспоминания о ней, статьи в нашей областной газете и пришла к выводу, что с чувством патриотизма не рождаются, а его воспитывают изо дня в день на таких вот примерах. Читаю стихотворение Валентины Дорожкиной

Зачем живу? Чего я стою?

Смогла бы? – Да.

Смогла бы? – Нет.

Лгать бесполезно пред собою

Ни то, ни это – не ответ

и думаю о себе, о своих сверстницах: а мы смогли бы?

И вдруг почти физически, почти до боли ощущаю пытки, которые пришлось пережить Зое, и содрогаюсь: «Наверное, - нет!» А почему она смогла, почему осталась только для того, чтобы «уничтожить десяток немцев»?

Она так хотела быть достойной своих великих идеалов, борцов за народное счастье. А мы ведь даже стали стесняться таких высоких слов, стали стесняться говорить и петь о Родине. Нам не хватает чувства коллективизма, чувства сопричастности с людьми, мы перестали подавать милостыню, перестали сочувствовать и сопереживать. Мы просто потеряли чувство гордости за свою страну, за свой народ, за свою историю. Вернее, потеряли вы, взрослые, а нас вы просто не научили любить и беречь все эти ценности. Вот почему я и думаю, что с чувством патриотизма не рождаются.

Зоя тоже не родилась с этим чувством, но к семнадцати годам она знала, что хорошо, что плохо, что она частица огромной страны, которая нуждается в ней, в ее защите. И поэтому в ее поступке – идти на фронт – не было ничего необычного.

Таких, как Зоя, было много:

Нет, это горят не хаты:

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Это они, рядовые той страшной войны, принесли победу своей Родине:

Я готова.

Я выдержу все.

Прикажите!

Как – то совершенно по-новому, будто я тому свидетель, я читаю, как «делает она последний шаг…к смерти и вперед»

Она, не успевшая изведать самого прекрасного чувства – любви, не познавшая многих радостей в жизни, зато хлебнувшая неслыханное страдание, стала одной из многих, принесших мир на землю. Я тоже живу на этой земле, в этой стране, и мне очень хочется гордиться святым прошлым своей Родины, хочется помнить тех, шагнувших в бессмертие, ставших легендой.

Но точит, точит червячок сомнения: о мертвых мы хоть помним в связи со знаменательными датами, а о живых-то позабыли! Разве достойна гордости та страна, что забыла своих героев?! Героев живых, пока еще живых.

Со мной рядом живет пожилая женщина, участница войны, ровесница Зои. Я помню ее глаза, полные слез, когда она с горечью говорила моему отцу, что вспоминают о ней как участнице войны только в праздники, а в обычные дни со своими проблемами она никуда не может достучаться. Разве она заслужила такое отношение, отдав здоровье, молодость своей стране.

И сердцем, а не умом, понимаешь самоубийство Юлии Друниной, тоже вынесшей все тяготы войны:

Ухожу, нету сил…

Потому выбираю смерть

Как летит под откос Россия

Не могу, не хочу смотреть.

Вот почему многие из нас не знают ответа на вопрос: смог бы или нет?

И все-таки, несмотря ни на что, мы должны знать такие имена! Да, мы должны, просто обязаны отмечать такие даты. Знать, чтобы не забыть, чтобы помнить…

^ 2000 год. Демидова Вера, ученица 10 класса.

1-е место в районном конкурсе, посвященном годовщине создания «Слова о полку Игореве»
Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана ;

Из древней тьмы

hа мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И.Бунин

Наверное, нет в русской литературе произведения более значимого и более притягивающего к себе, чем "Слово о полку Игореве".

Притягивает оно не столько своими поэтическими образами, сколько необыкновенной силой слова, поэтического слова, близкого и понятного нам, несмотря на столетия, нас разделяющие.

Все дело, наверное, в том, что "Слово" близко народному языку. Тому языку, который понятен землепашцу, и мальчишке, и "новому русскому".

Уже сам образ «вещего Бояна" напоминает нам сказителя народных сказок. И не очень важно для нас, что сказка- "ложь", а здесь - историческая правда, от которой не отступает Боян, какой бы она ни была. Читаю "Слово"и вижу мудрого Святослава, который напоминает мне Илью Муромца. Ведь в пропетой Святославу славе князь представлен не только грозным и мудрым, но и великим богатырем, который растоптал холмы и овраги, возмутил реки и озера и как вихрь вымел Кобяка из Приазовья и доставил его в Киев. Именно он произносит свое "золотое слово", которое стало поэтическим символом, призывом единения русичей. А образ русской женщины Ярославны вообще занимает особое место среди других образов исторических лиц. В плаче-заклинании столько поэтического чувства, столько любви и преданности, что даже силы природы не остаются равнодушными:

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному.

И это позволяет вызволить из плена князя Игоря. Разве плач этой женщины не npимеp устного народного творчества?! И разве ее плач не близок нашим современным женщинам, молящимся

за своих сыновей и мужей. Читаю и вижу ее глаза, полные скорби, муки, ее руки, обращенные к небесным силам спасти и защитить ее мужа и его воинов. Земные силы ей не помогут. Она это знает:

Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки,

Стрелы половецкие вздымаешь

Мечешь их на русские полки?

Читаю эти строки и вспоминаю Пушкина, его сказку о Мертвой царевне, где Елисей, отчаявшись найти ответ среди людей, обращается к ветру, солнцу, месяцу.

Вот она, связь времен!

Можно бесконечно перечитывать описание боя князя Игоря с половцами и не переставать удивляться богатству выразительных средств языка автора:

Ночь прошла и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра.

«Кровяные зори»…Редкий и очень точный эпитет, эпитет – знамение, как и затмение солнца. А "синие зарницы", а" мутные реки"?!

Читаю и думаю: как бедна моя речь, как я косноязычна...

А ведь восемьсот лет назад безымянный автор сумел найти слова, чтобы передать всю гамму чувств героев!

Что еще поразило меня в « Слове" так это цветовое изображение лиц, явлений природы и вещей. Черный цвет – это половцы - "черные тучи", "черные вороны". Черное - это печаль, злоба. Святослава во сне накрывают черною попоной, земля становится черной, когда полита кровью.

Часто употребляется синий цвет: "синий Дон", "синее вино", "синяя мгла", "синее море". Есть определения и белого, и красного, и червленого. Все эти цвета связаны с различными оттенками человеческих чувств.

Наверное, автор был еще и музыкально одарен, потому что он держит нас в мире звуков. У него и "ночь стонет", и "телеги скрипят", и " лисицы лают". Скорбь и радость, плач и слава требовали музыкального оформления, и автор нашел звуковые средства для их выражения. Да, у великих поэтов нет мелочей. Они совершенны в большом и малом.

Таким и был автор и его "Слово".
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconУчащийся 10 класса нашей школы
Виктор Лукин занял I место в районном, а затем и в областном конкурсе стихов, посвященном Году российской истории. Виктор читал стихотворение...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение об Областном конкурсе творческих работ
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения Областного конкурса творческих работ «Моему любимому педагогу дополнительного...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение о проведении II
Всероссийском Конкурсе творческих работ «Здоровье – энергия и радость жизни!» (далее – Положение) устанавливает цели и задачи, определяет...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconДиплом моин челябинской области за 2 место в областном конкурсе «Лучшее...
Диплом моин челябинской области и денежная премия на приобретение технологического оборудования для пищеблока за 2 место в областном...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение об областном заочном конкурсе творческих работ по космонавтике...
Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина проводят областной заочный конкурс творческих работ по космонавтике...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
Знать: роль литературы в духовной жизни России, место книги в жизни человека. Уметь: владеть навыками литературного чтения, использовать...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconИсследование провел учащийся 2 класса моу «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа»
Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «я исследователь»

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение о проведении Всероссийского конкурса творческих работ «Живи ярко !»
Настоящее Положение о Всероссийском Конкурсе творческих работ «Живи ярко!» (далее – Положение) устанавливает цели и задачи, определяет...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение о проведении Всероссийского конкурса творческих работ «Весёлый и находчивый!»
Настоящее Положение о Всероссийском Конкурсе творческих работ «Весёлый и находчивый!» (далее – Положение) устанавливает цели и задачи,...

1997 год. Дубровин Максим, учащийся 11 класса. 1 место в областном конкурсе творческих работ. Искусство в жизни человека iconПоложение о проведении Всероссийского конкурса творческих работ «Живи ярко !»
Настоящее Положение о Всероссийском Конкурсе творческих работ «Живи ярко!» (далее – Положение) устанавливает цели и задачи, определяет...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск