Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность»






Скачать 293.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность»
страница1/3
Дата публикации24.01.2014
Размер293.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
top-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3






Оглавление





Оглавление 2

10. Методические рекомендации преподавателю

I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования
Настоящий УМК обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» (ОД.А.07.2)- модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (ООП ППО) разработана на основании законодательства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования, в том числе: Федерального закона РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 27.03.1998 № 814 (в действующей редакции); составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к разработке, на основании Приказа Минобрнауки России №1365 от 16.03.2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» и инструктивного письма Минобрнауки России от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12.



  1. Цели изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины «Барокко и новая русская словесность» является:

- углубление знаний по ряду теоретических проблем, возникающих в процессе изучения так называемого переходного периода русской литературы (от древнерусской к литературе нового времени, т. е. литературе 18 в., в которой велика доля барочной литературы);

- теоретическое и практическое овладение аспирантами сущности барокко как особой области эстетического самосознания и словесного искусства, специфики его видов и жанров, особенностей поэтики, места барокко в новой русской литературе, в художественном творчестве и филологической подготовке специалиста;

- помочь аспиранту грамотно организовать изучение модуля путем комплексного подхода, где курс лекций выполняет направляющую роль, а самостоятельная работа призвана углубить полученные ранее знания.
Задачи дисциплины заключаются в изучении:

- закономерностей генезиса и эволюции барокко в России как эстетического явления культуры и литературы как составной ее части переходной эпохи от 17 к 18 вв.;

- отхода от заданной свыше стержневой идеи движения человека по лабиринту жизни к возрастанию в сознании человека деятельного, личностного начала; утверждение представления о жизни, как предсказуемом и переменчивом процессе;

- своеобразия граней художественного мышления русских классицистов и представителей русского барокко в их общности и разъединенности;

- специфики показа концепции личности в ведущих жанрах барокко, классицизма, сентиментализма, раннего русского реализма и предромантизма;

- системности литературной культуры барокко, классицизма и сентиментализма (жанр и стили);

-значимости барокко в становлении новой русской литературе XVIII века и литературы последующих столетий.


  1. ^ Результаты освоения дисциплины

Аспирант или соискатель должен:

Знать:

- эстетику и «идеологию» европейского и русского барокко в литературе ХУП-ХУШ вв. в их современной интерпретации;

- наполняемость термина «барокко». Разные его виды (словесный, музыкальный, хореографический и др.).

- жанровую систему барокко и классицизма, их творческую взаимосвязь и место в литературном процессе;

- разнообразие сотворческих контактов барокко с литературой и другими видами профессионального искусства;

- достижения отечественного барокко в новой русской словесности ХУШ-Х1Х вв.; проблемы и задачи их изучения, стоящие перед литературоведением на современном этапе.

Уметь:

- анализировать эпические, лирические, драматические произведения;

-характеризовать художественный мир писателя, своеобразие его мировоззрения, принадлежность к литературному направлению/течению;

-ориентироваться в способах и формах усвоения художественной традиции в истории литературы;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- собирать, структурировать и излагать материал по проблемам истории русской литературы (письменно и устно в различных жанрах, актуальных в научной и учебно-методической деятельности);

- разрабатывать и научно обосновывать разные по своей идейной и эстетической направленности важнейшие явления литературной жизни как разновидности единого русского литературного процесса 18 века в свете современного литературоведения.
^ Демонстрировать: владение навыками

- литературоведческого анализа художественных текстов, филологического подхода к литературно-художественному материалу в его историческом развитии, макро- и микроуровневых параметрах;

- определения функционирования художественных приемов в произведениях поэзии, драматургии и прозы, различных их жанров;

- самостоятельного исследования литературного произведения.

Выпускник аспирантуры также должен демонстрировать способность и заинтересованность использования в практической деятельности полученных знаний особенностей, закономерностей литературного развития русской литературы 18 века и ее основных философских и эстетических категорий. Он должен самостоятельно изучать и понимать специальную (отраслевую) научную и методическую литературу, связанную с эстетическими и литературоведческими проблемами.


  1. Структура и содержание дисциплины (модуля)

«Барокко и новая русская словесность»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, т.е. 72 часа.
^ 4.1.Объем дисциплины и количество учебных часов

Вид учебной работы

Кол-во зачетных единиц*/уч.часов

Аудиторные занятия




Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

1 (36)

Семинар

-

Практические занятия

-

Другие виды учебной работы (авторский курс, учитывающий результаты исследований научных школ Университета, в т.ч. региональных)

-

Внеаудиторные занятия:

-

Самостоятельная работа аспиранта

1(36)

ИТОГО

2(72)

Вид итогового контроля

^ Составляющая экзамена кандидатского минимума


*) Одна зачётная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут.

^ 5. Содержание дисциплины

  1. Содержание лекционных занятий

№ п/п

Содержание

Кол-во уч.часов

1

Древнерусская литература и русская культура Нового времени

2

2

Наполняемость термина «барокко». Предпосылки и черты барокко. Разные его виды (словесный, музыкальный, хореографический и др.).

2

3

Эстетика и «идеология» европейского и русского барокко в литературе ХУП-ХУШ вв. в исторических спорах и в современной интерпретации

4

4

Страницы литературы европейского барокко

4

5

Русская литература Ренессанса и барокко: историко-культурная роль барокко и его особое положение между Ренессансом и классицизмом.

2

6

Барокко и новая русская словесность, их творческая взаимосвязь и место в литературном процессе

2

7

Витиеватость стиля, «плетение словес», любовь к контрастам, формальные увлечения, идея «суеты сует» всего существующего, хронологическая поучительность и многое другое — характерные черты русского барокко, явившиеся продолжением в нем своих местных традиций. Жизнерадостный, человекоутверждающий и просветительский характер русского барокко.



2

8

Симеон Полоцкий – крупнейший представитель русского барокко

2

9

Утверждение барокко в России через поэзию Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева, Андрея Белобоцкого, через канты, придворный театр, проповедь, сборники переводных повестей, через «литературные» сюжеты стенных росписей, через Печатный Двор и Посольский приказ, через появившиеся частные библиотеки и новую школьную литературу, через музыкальные произведения В. П. Титова и многое другое.

4

10

Киев и Киево-Могилянская академия как крупнейшие центры культуры барокко, игравшие первостепенную роль в формировании новой русской словесности. Поэзия и драматургия Ф.Прокоповича. Для литературы барокко особенно характерны жанры риторической церковной проповеди и школьной драмы, где важное место занимают аллегорические фигуры-персонификации; самобытно развиваются также различные виды сатиры, роман, большие и малые формы метафорически насыщенной поэзии


4

11

Барокко в русской литературе первой половины ХУШ века. Типологические черты барокко и жанровая система.

2

12

Преломление принципов барокко в творчестве М. В. Ломоносова  



2

13

Вторая половина 18 века - поздняя фаза барокко. Классицизм в его просветительской стадии все чаще подвергает барокко критике за "вычурность" и "безвкусие" (сам термин изначально нес негативный оттенок). Сходя на нет, барокко эпизодически возрождается в историко-романтических стилизациях (таких, как необарокко в зодчестве 19 века). Выдвижение на передний план, с одной стороны романа и драматургии (в особенности жанра трагедии), с другой, культивирование сложной по концепции и языку поэзии. Преобладающими становится пастораль, трагикомедия, роман (героический, комический, философский). Особым жанром является бурлеск – комедия, пародирующая высокие жанры, грубо приземляющая образы, конфликт и сюжетные ходы этих пьес. В целом во всех жанрах выстраивалась «мозаичная» картина мира, причем в этой картине играло особую роль воображение, и нередко совмещались несовместимые явления, используется метафоричность и аллегория. Влияние стиля барокко на творчество Г. Р. Державина и отчасти Н.М.Карамзина.

Взаимодействие в русской культуре барокко и рококо.

4

Всего:

1(36)


^ 5.2. Самостоятельная работа аспиранта

№ п/п

Виды самостоятельной работы

Кол-во уч.часов

1

Повторение лекционного материала

6

2

Подготовка материалов спецвопросов

10

3

Изучение монографий, статей по проблемам курса

10

4

Чтение текстов кандидатского минимума по русской литературе 18 века

10

Всего:

1(36)

.
^ Спецвопросы по курсу « Барокко и новая российская словесность»
1. Проблема национального и заимствованного в русской литера­туре петровского времени.

2. Общественно-политические преобразования в России начала XVIII в. и их отражение в литературе.

3. Процесс обмирщения русской литературы и культуры переход­ного от средневековья к новому времени периода.

4. Новаторский характер публицистики петровской эпохи.

5. Газета "Ведомости" и ее значение в истории русской журнали­стики.

6. Проблема нового отношения к женщине, любви и браку в рус­ской литературе второй половины XVII – первой четверти XVIII в.

7. Новый тип героя и принципы его изображения в "гисториях" первой трети XVIII столетия.

8. Традиционное и новое в повестях петровского времени.

9. Проблема "отцов и детей" и особенности ее решения в русской прозе рубежа XVII—XVIII вв.

10.Значение нравственно-дидактической литературы петровско­го времени в формировании нового бытового и литературного этикета ("Юности честное зерцало", "Приклады, како пишутся комплимен­ты").

11. Художественные особенности русской лирики первой трети XVIII в.

12.Роль панегирической литературы петровского времени в фор­мировании одической поэзии XVIII столетия.

13.Патриотическая тема в репертуаре школьного театра петров­ской эпохи.

14. Образ просвещенного монарха в ранней русской драматургии.

15.Особенности перевода и художественной интерпретации рус­скими драматургами начала XVIII в. пьес западноевропейских авто­ров.

16.Традиции лубочной литературы в развитии русской сатиры XVIII столетия.

17. Образ Петра Первого в произведениях русских писателей XVIII в.

18. Барокко в старообрядческой литературе петровского времени.

19. Стиль барокко в русской литературе и искусстве начала XVIII в.

20. Значение путевых записок рубежа XVII—XVIII вв. в становле­нии жанра литературного путешествия.

21. Житие и хождение Иоанна Лукьянова.

22. Проблема авторства путевых записок Неизвестной особы.

23. Итальянская тема в русской путевой литературе XVIII столе­тия.

24.Жанрово-стилевое своеобразие "Путешествия стольника П.А.Толстого по Европе. 1697—1699".

25. "Путешествие" П.А. Толстого и "Путешествие" Б.П. Шере­метева.

26. "Путешествие" П.А. Толстого и "Хождение" И.Лукьянова.

27. Формирование и развитие идеи внесословной ценности чело­века в русской литературе средневековья и XVIII в.

28. Трагическое и комическое в пьесе Феофана Прокоповича "Владимир".

29. Феофан Прокопович – публицист.

30. Лирика Феофана Прокоповича.

31.Историческая тема и особенности ее решения в произведениях писателей петровского времени.

32. Традиции русской демократической сатиры в творчестве Антиоха Кантемира.

33. Поэтика сатир Антиоха Кантемира.

34. Тема науки и просвещения в поэзии А.Кантемира и М.Ломоно­сова.

35.Проблема воспитания в русской литературе XVIII столетия (А.Д. Кантемир, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин).

36. Роман В.К Тредиаковского "Езда в остров Любви" и его зна­чение в формировании любовно-галантного этикета в русской лите­ратуре XVIII в.

37. Литературно-теоретические взгляды В.К Тредиаковского.

38. Национально-патриотическая тема в творчестве М.В.Ломо­носова.

39. Художественные особенности научно-философской лирики М.Ломоносова.

40. Эстетические взгляды М.В. Ломоносова.

41. Тема "войны и мира" в поэзии М.Ломоносова и Г.Державина.

42. Становление и развитие жанра оды в творчестве М.В. Ломо­носова.

43. Петровская тема в творчестве М.Ломоносова и А.Радищева.

44. Роль и функции библеизмов в поэзии М.В. Ломоносова.

45. Значение творчества М.Ломоносова в развитии русского ли­тературного языка.

46. А.П. Сумароков – создатель жанровой системы русской лирики.

47. Проблема историзма трагедий А.П. Сумарокова.

48. А.П. Сумароков – баснописец.

49. Эволюция жанра комедии в творчестве А.П. Сумарокова.

50. Русский быт и нравы в изображении Сумарокова-сатирика.

51. Сравнительный анализ комедий "Рогоносец по воображению" А.П. Сумарокова и "Бригадир" Д.И. Фонвизина.

52. "Вздорные оды" А.П. Сумарокова как пародия на одический стиль М.В.Ломоносова.

53. Философско-эстетические взгляды А.П. Сумарокова и их от­ражение в работах писателя по теории и истории русского классициз­ма.

54. Образ Самозванца в трагедиях А.П. Сумарокова ("Димитрий Самозванец") и А.С.Пушкина ("Борис Годунов").

55. "Карманный поэт" Екатерины II – В.П. Петров.

56. Политический аспект творчества Екатерины П, историка и драматурга.

57. Значение творчества Ф.Эмина в истории русского романа.

58.Национальное и инонациональное в сборнике М.Чулкова "Пересмешник, или Славянские сказки".

59. Просветительский характер "Письмовника" Н.Г. Курганова.

60. Урбанистический пейзаж в ирои-комической поэме В.И. Май­кова "Елисей, или Раздраженный Вакх".

61. Жанрово-стилевое своеобразие лирики А.Ржевского.

62.Традиции древнерусской литературы в эпических поэмах М.М. Хераскова.

63. Роль М.М. Хераскова и поэтов его кружка в формировании русского сентиментализма.

64. Жанровый состав лирики М.Хераскова.

65. Эволюция русской комической оперы XVIII в.

66. Быт и нравы поместного дворянства в изображении Н.И. Но­викова, Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева.

67. Обличение дворянской галломании в русской литературе XVIII в. (от А.Кантемира до И.Крылова).

68.Проблема авторства "Писем к Фалалею" в русском литерату­роведении.

69.Сюжетно-композиционный анализ комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".

70. Комедия Д.Фонвизина "Бригадир" как преддверие "Недоросля".

71. Бытовое и бытийное в "Послании к слугам моим..." Д.И. Фон­визина.

72. "Письма из Франции и Италии" Д.И. Фонвизина в контексте русской путевой литературы XVIII в.

73. Прием саморазоблачения героев в комедиях Д.И. Фонвизина.

74.Сравнительный анализ образов Иванушки и Митрофанушки в комедиях Д.Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".

75. Своеобразие творчества Я.Б. Княжнина-комедиографа.

76.История и современность в трагедии Я.Б. Княжнина "Вадим Новгородский".

77. Проблема художественного метода комедии В.В. Капниста "Ябеда".

78.Особенности композиции и сюжетосложения комедии В.Кап­ниста "Ябеда".

79. Жанр басни в творчестве И.И. Хемницера.

80. Анакреонтическая тема в поэзии М.Ломоносова и Г.Державина.

81. Преодоление поэтики классицизма в оде Г.Р. Державина "Фелица".

82. Цикл произведений о Фелице в творчестве Державина.

83. Державин в русской критике XVIII—XIX вв.

84. Тема поэта и поэзии в творчестве Державина.

85. Сравнительный анализ стихотворений "Памятник" М.В. Ло­моносова, Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.

86. Автобиографический характер поэзии Г.Р. Державина.

87. Предромантические веяния в творчестве Державина.

88. Державинская традиция в лирике А.С. Пушкина.

89."Душенька" И.Ф. Богдановича и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина.

90. Своеобразие поэтического творчества Н.А. Львова.

91.Значение творчества М.Н. Муравьева в истории русской по­эзии XVIII—XIX столетий.

92. Тема "вольности" в поэзии А.Н. Радищева и А.С. Пушкина.

93."Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и "Путешествие из Москвы в Петербург" А.С. Пушкина.

94. Значение и функции "сна" в повести "Каиб" И.А. Крылова и в "Путешествии из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева.

95. Тема древнего Новгорода в творчестве Н.М. Карамзина, исто­рика и писателя.

96. "Письма русского путешественника" Н.Карамзина и "Путе­шествие из Петербурга в Москву" А.Радищева.

97.Особенности и характер историзма повестей Н.М. Карамзина "Наталья, боярская дочь" и "Марфа Посадница".

98. Русская повесть последней трети XVIII века. Проблема типо­логии и эволюции жанра.

99. Традиция сатирических журналов Н.И. Новикова в творчестве И.А. Крылова.

100. И.И.Дмитриев – баснописец.

101. Поэзия Ивана Дмитриева и русский фольклор.

102. Мотивы "Слова о полку Игореве" в русской поэзии конца XVIII – начала XIX в.

103. "История о царстве Казанском" и русская литература XVIII в.

104. Агиографическая традиция в творчестве русских писателей XVIII в.

105.Русская литература "осьмнадцатого столетия" в оценке А.С. Пушкина.

106. В.Г. Белинский о русской литературе XVIII в.

107.Традиция сентиментальной литературы в творчестве Ф.М. Достоевского.

108. Особенности псалмодической поэзии XVIII в.

109. Созвучие лирики Н.М. Карамзина и В.А.Жуковского.

110. Неоклассицизм в русской литературе рубежа XVIII—XIX вв.

111. Проблема периодизации русской литературы XVIII в. в со­временном литературоведении.

112. Развитие науки о русской литературе XVIII столетия.

113. Особенности изучения творчества русских писателей XVIII в. в школе.

114. Новые сценические и кинематографические версии произве­дений русской литературы XVIII столетия.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconМетодические рекомендации преподавателю Место дисциплины в структуре...
Приказа Минобрнауки России №1365 от 16. 03. 2011г. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Курс представляет собой дисциплину по выбору аспиранта в рамках блока обязательных дисциплин образовательной составляющей учебного...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Курс представляет собой дисциплину по выбору аспиранта в рамках блока обязательных дисциплин образовательной составляющей учебного...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дисциплина «Основы профессионального саморазвития педагога» относится к дисциплинам по выбору аспиранта цикла «Обязательные дисциплины»...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Дисциплина «Методы научного исследования» относится к дисциплинам по выбору аспиранта цикла «Обязательные дисциплины» образовательной...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Место учебной дисциплины в структуре ооп: дисциплина относится к дисциплинам по выбору образовательной составляющей учебного плана...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconПрограмма составлена в соответствии с фгт к структуре основной профессиональной...
Программа предназначена для аспирантов и соискателей выпускников неспециальных гуманитарных факультетов, прошедших курс обучения...

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ооп ппо)

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Модуль основной образовательной программы послевузовского профессионального образования подготовки аспирантов (ооп ппо)

Методические рекомендации преподавателю I. Общие положения и нормативная база основной образовательной программы послевузовского профессионального образования Настоящий умк обязательной дисциплины по выбору аспиранта «Барокко и новая русская словесность» iconАннотация к рабочей программе по учебному предмету «Русская словесность»
Рабочая программа по учебному предмету «Русская словесность» для 8-9 классов составлена на основе программы учебного предмета «Русская...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск