Скачать 182.66 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа научно-исследовательского семинара «Русская поэзия ХХ века: текст и комментарий» для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра Автор программы: О. А. Лекманов, д.ф.н., профессор lekmanov@mail.ru Одобрена на заседании кафедры [Введите название кафедры] «___»____________ 200 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 200 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________200 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. ^ Настоящая программа научно-исследовательского семинара устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинар, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», обучающихся по программе бакалавриата и участвующих в научно-исследовательском семинаре (раздел Б.4 «Научно-исследовательские семинары ООП бакалавриата по направлению «Филология»). Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования НИУ ВШЭ по специальности 032700.62 «Филология». Целями освоения НИС являются:
^ В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
^ Для направления 032700.62 «Филология» участие в НИС является обязательным. Изучение НИС базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения НИС студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знания и навыки, полученные в ходе НИС, применяются при изучении следующих дисциплин:
^ Критерии оценки устных выступлений (сообщений, докладов, участия в дискуссии) Наличие четкой структуры выступления и логики изложения; Оригинальность; Доказательность аргументации; Умение услышать собеседника, отвечать на поставленный вопрос Стилистическая выдержанность устной речи; Владение нормами академического этикета. ^ Научно-исследовательский семинар ««Русская поэзия ХХ века: текст и комментарий» предполагает обсуждение ключевых проблем поэтики русской поэзии ХХ столетия, знакомство студентов с базовыми техниками анализа и интерпретации повествовательных стратегий и мотивной структуры поэзии. Исходя из своих предпочтений, студенты выбирают ОДИН ТЕКСТ для самостоятельного научного исследования. Предполагаемый список произведений поэтов XX века: Александр Блок «Скифы» Андрей Белый «Телеграфист» Иннокентий Анненский «Братские могилы» Михаил Кузмин «Где слог найду…» Николай Гумилев «Рабочий» Анна Ахматова «Молитва» («Дай мне горькие годы недуга…») Осип Мандельштам «Петербургские строфы» Велимир Хлебников «Народ поднял верховный жезел…» Владимир Маяковский «Император» Борис Пастернак «Петербург» Марина Цветаева «Челюскинцы» Владислав Ходасевич «Авиатору» Георгий Иванов «Хорошо, что нет царя…» Сергей Есенин «Весна» («Припадок кончен…») Николай Олейников «Надклассовое послание (Влюбленному в Шурочку)» Иосиф Бродский «На независимость Украины» Владимир Высоцкий «Банька по белому» Сергей Гандлевский «Элегия» («Апреля цирковая музыка…») Тимур Кибиров «20 сонетов к Саше Запоевой» Раздел 1. Понятие научного исследования, специфика научных исследований в филологии и литературоведении. Раздел 2. Понятие научной проблемы, ее постановка и формулировка. Цели и задачи исследования. Раздел 3. Источниковедение и эвристика в сфере истории литературы. Источниковедение истории русской литературы ХХ века. Типы публикаций текста, авторитетные издания. Справочники и пособия. Интернет-эвристика. Наиболее авторитетные интернет-порталы с выверенными текстами художественной литературы. Интернет-библиотеки и архивы. Раздел 4. Составление библиографии: ресурсы и проблемы Устройство библиотечных каталогов, карточных и электронных. Знакомство с базой ИНИОН, подбор справочников по автору и периоду, практические задания по составлению библиографии по теме собственного исследования. Раздел 5. Типы комментария художественных текстов. Комментарий как инструмент и результат работы филолога. Типы комментария. Текстологический, реальный, историко-литературный комментарии. Комментарий и интерпретация. Образцы жанра применительно к русской поэзии ХХ века. Раздел 6. Анализ поэзии: мотивный анализ, закрытая и открытая интерпретация, подтекст как ключ к тексту Поэтический текст «сам по себе» и в контексте поэтической книги. Подходы Ю. И. Левина, Б. М. Гаспарова, М. Л. Гаспарова к мотивному анализу поэтического текста. Коммментарий к стихотворению О. Мандельштама «Мастерица виноватых взоров» и мотивный анализ этого стихотворения. Подтекстный метод анализа поэтического текста К. Ф. Тарановского. Раздел 7. Анализ поэзии: творчество поэта как составляющая «мировой культуры» Русская и европейская поэзия ХХ века как две составляющие одного литературного процесса. Анализ стихотворения А. Блока «Венеция» в сопоставлении с итальянскими стихотворениями о Венеции. Специфика контактов русских поэтов с «мировой культурой» в советскую эпоху. Раздел 8. Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии Каждый участник семинара обязан сделать одно сообщение на раннем этапе работы над курсовым проектом. Сообщение должно включать обоснование выбора текста, историю его публикации, предварительный обзор исследований. Дискуссия по сообщению является коллективной попыткой предварительного анализа выбранного текста и подразумевает индивидуальную подготовку каждого участника. Раздел 9. Доклады студентов по теме курсовой работы. В третьем и четвертом модуле участники семинара выступают с полноценными научными докладами, представляющие основные результаты курсового проекта на данном этапе. Количество студентов в академической группе для изучения данной дисциплины не может превышать 15 человек. Основная цель работы НИС – программирование и контроль самостоятельной работы студента над курсовым проектом. Руководители НИС одновременно являются научными руководителями курсовых работ большинства студентов. Индивидуальная траектория студента в рамках НИС (точки контроля):
Работа в команде (точки контроля):
Выступления и участие в дискуссии являются как формой, так и средством контроля и аттестации студента. ^ Преподаватель оценивает посещение студентами занятий и их активность на занятиях, активное участие в дискуссиях, подготовленные дома устные комментарии к обсуждаемому тексту. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется как Оучастие. Преподаватель оценивает выступления студентов с сообщением о плане исследования и доклад о результата исследования. рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за этот вид работы определяется как Овыступления. Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по теку-щему контролю следующим образом: Отекущий = 0,5·Овыступления + 0,5·Оаудиторная; Отдельного вида итогового контроля не предусмотрено. Оценка за итоговый контроль равна оценке текущего контроля. Результирующая оценка равна оценке текущего контроля. Способ округления оценки текущего и итогового контроля: арифметический. ^ Мирский Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с англ. Р. Зерновой. — London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. — 882 с. См. также: http://feb-web.ru/feb/irl/default.asp?/feb/irl/irl/irl.html 11.2. Дополнительная учебная литература
^ Аверинцев С. С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996. Гаспаров Б. М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. М., 1994. Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX – начала XX в. М., 1992. Гаспаров М. Л. Поэтика «Серебряного века» // в кн. Русская поэзия «Серебряного века». 1890-1917. Антология. М., 1993. См. также: http://destructioen.narod.ru/gasparov_ser_vek.htm. Гаспаров М.Л. Поэт и культура (Три поэтики Осипа Мандельштама). // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001. Жирмунский В. М. Поэтика Александра Блока // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм; О поэзии классической и романтической; Анна Ахматова и Александр Блок // Жирмунский В. М. Избр. труды: Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. Лавров А. В. «Соловьиный сад» А. Блока: Литературные реминисценции и параллели // Лавров А. В. Этюды о Блоке. СПб., 2000. Лавров А.В. «Судьбы скрещенья» (Теснота коммуникативного ряда «Доктора Живаго») // НЛО. 1993. No 2. Левин Ю., Тименчик Р., Топоров В., Сегал Д., Цивьян Т. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма// Russian Literature. № 7/8. 1974. См. также: http://www.gumilev.ru/acmeism/8/. Максимов Д. Е. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Максимов Д. Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1975. Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов; «Петербургский текст» и русский символизм (совм. с М. Безродным и А. Данилевским); Миф о пути и эволюция писателей-символистов (совм. с Н. Пустыгиной); Об эволюции русского символизма; К изучению периода «кризиса символизма» (1907-1911); О трилогии Д. С. Мережковского «Христос и Антихрист» // Минц З. Г. Блок и русский символизм. Избр. труды: Поэтика русского символизма. СПб., 2004. Минц З. Г. Лирика Александра Блока; Символ у Александра Блока; Функция реминисценций в поэзии Ал. Блока // Минц З. Г. Блок и русский символизм. Избр. труды: Поэтика Александра Блока. СПб.,1999. Петер Алберг Йенсен. Стрельников и Кай: «Снежная королева» в «Докторе Живаго»// Scando-Slavica, Tomus 43, 1997. Peter Alberg Jensen. Нильс Люне и Доктор Живаго: Форма и преемственность// Christianity and the Eastern Slavs. Vol. 3. Berkeley, 1995. Петер Алберг Йенсен. Крутая черная сказка: «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена в Детстве Люверс Пастернака // Wiener Slawistischer Almanach. Bd. 59 (2007). Тименчик Р.Д. Автометоописание у Ахматовой. // Russian Literature. № 10/11. 1975. Тименчик Р.Д. После всего. Неакадемические заметки // Литературное обозрение. № 5. С. 22-26. См. также: http://www.akhmatova.org/articles/timenchik.htm. Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. ^
11.5. Интернет-ресурсы Библиотечные каталоги, картотеки, базы данных Электронные ресурсы библиотеки НИУ ВШЭ http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm ИНИОН - http://www.inion.ru/index6.php Online: поиск по базам данных с 1986 года (книги и статьи) РНБ - http://www.nlr.ru/res/cat/ Online: Генеральный алфавитный каталог книг на русском языке (1725-1998, сканированные карточки, поиск по разделителям); электронный каталог книг на русском языке с 1980, иностр. языках с 1994 года, и др. Полный перечень каталогов http://www.nlr.ru/res/cat / РГБ - http://www.rsl.ru/index.php?f=97 Сетевые библиотеки http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ) - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. http://imwerden.de Некоммерческая электронная библиотека «ImWerden». Библиотека Андрея Перенского, личный выбор, сканированные первые издания многих произведений русской классики и модернизма http://www.rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека. Пользователи получают доступ к научно выверенным текстам произведений русской литературы, снабженным профессионально подготовленным справочным аппаратом http://lib.ru/ Библиотека Максима Мошкова. Из описания: «Самая известная в Рунете www-библиотека, открыта в 1994. Авторы и читатели ежедневно пополняют ее. Цитировать можно, но осторожно: не все тексты выверены http://www.imli.ru/structure/litnasled/elbibl.php - журнал «Литературное наследство» в электронном виде. http://books.google.com/ - сканированные книги 19 века http://www.ebdb.ru/ Книжная поисковая система (русский и английский языки) - поиск онлайн книг. http://bookfi.org/ -поиск книг в pdf. Архивы, институты ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) - http://www.pushkinskijdom.ru/ Издания Пушкинского дома - http://lib.pushkinskijdom.ru/ ИМЛИ РАН - http://www.imli.ru/ РГАЛИ - http://www.rgali.ru/ Гуманитарные проекты, онлайн-издания vivovoco.rsl.ru Рутения Старостин Национальный корпус русского языка Грамота www.philology.ru nevmenandr.net Textology.ru Журнальный зал НЛО Поиск http://scholar.google.ru/schhp?as_sdt=2000 – Гугл сколар – поиск научных статей 12Материально-техническое обеспечение НИСНа занятиях используется ноутбук с выходом в интернет и проектор. |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов, обучающихся по направлению «Филология» ивыбравших данный научно-исследовательский... | ![]() | Вкр и магистерских диссертаций (для студентов 4-го курса бакалавриата и 2-го курса магистратуры) |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080500- «Бизнес-информатика»,... | ![]() | Американская литература XX века; русский символизм; русская поэзия Серебряного века |
![]() | Наш век не нуждается в пространных презентациях как современность наших дедов, отцов, матерей, братьев, сестер, детей | ![]() | Целью освоения дисциплины (модуля) русская литература 18 века является ознакомление студентов с историей русской литературы 18 века,... |
![]() | Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века | ![]() | Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века |
![]() | Сми, развить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, создания самостоятельного научно-исследовательского труда | ![]() | Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: пособие для студентов нац. Прупп пед ин – тов/ Сост. И. Т. Крук. –... |