Скачать 54.4 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6» «Музыка осени». Урок музыки. 1 класс. Выполнила: Кислова Н.И., учитель музыки Старый Оскол. 2011год Тема: «Музыка осени». Цели: углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке». Задачи: 1. Воспитательная – формирование любви к красоте родного края через творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов и художников. 2. Образовательная – знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди, русского композитора П.И.Чайковского; с полотнами русских художников; с русским народным творчеством. 3. Развивающая – развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма; развитие умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать. Оборудование: портреты композиторов П.И.Чайковского, А.Вивальди, портрет художника И.Левитана; магнитофон, компьютер. аудиокассеты, СД- диски, репродукции картин: «Золотая осень», «Поздняя осень», «Первый снег», «Туман» И. Левитана. ^ : «Осенняя песнь. Октябрь» П.И.Чайковского; А.Вивальди, «Осень»; Ц.Кюи «Осень»; Ход урока Вход под музыку П.И.Чайковского «Осенняя песня». Учитель: Вот художник так художник, все леса позолотил. Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл. Отгадать загадку просим, кто художник этот? Дети: Осень. Учитель: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени». Давайте мы с вами сейчас вспомним все краски уходящей осени. ^ Учитель: Какую вы услышали осень? - Какие картины представили? - Какую осень нарисовал композитор А.Вивальди? (Сведения о композиторе.) Дети: Разноцветная осень, разноцветные леса. - Музыка нарисовала весёлый характер осенних листьев. - Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. - Музыка полна радости и счастья. Учитель: А знаете ли вы, что бывает три осени? Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье. Вторая приходится на октябрь – глубокая осень. И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень. Сейчас мы поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.) ^ И.Левитана «Золотая осень». Учитель: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад. Теперь покажите движением этот карнавал листвы. ^ Учитель. Какая музыка? Дети. Музыка спокойная. Светлая, мягкая, нежная, задумчивая. Учитель. Правильно, и движения вы передали, соответствующие характеру музыки. А какими красками пользуется художник для изображения осени? Дети. Оранжевыми, красными, желтыми. Учитель. Но не только художники, но и поэты выражают свое настроение по поводу осени. Сейчас я вам предлагаю послушать, как поэт Плещеев изобразил осень в своем стихотворении. ( стихотворение «Осень».) А сейчас мы споем две песни о листопаде композитора Тамары Попатенко, которая выражает свое отношение к листопаду и свое настроение. ^ Учитель. Чем отличаются эти песни друг от друга? (Одна песня по характеру грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая. Другая – веселая, звонкая, легкая, солнечная, под нее хочется танцевать.) Эти песни отличаются друг от друга по характеру и содержанию. Сентябрь – самый грибной месяц года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой. Когда собирают грибы, приговаривают: «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку». Но не всякий гриб в лукошко кладут. А какие грибы можно собирать? ^ Учитель. Много грибов набрали в кузовок? Хочу предложить вам исполнить песню «Попадайся, грибок!», музыка и слова В. Герчик. Пусть эта песня станет закличкой, и когда вы с родителями будете собирать грибы в осеннем лесу, то обязательно наберете полную корзину. Будем петь весело, задорно, звонко, чтобы грибам захотелось к вам в лукошко. ^ Учитель. А сейчас поговорим об октябре и ноябре. Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.) ^ Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как он изобразил в музыке характер октября. (Звучит грамзапись.) А сейчас мы с вами попадём в волшебную мастерскую и кистями и красками подберём фон октября. Фон октября должен соответствовать услышанной вами музыке. (Дети работают.) В каких тонах вы изобразили фон октября? (Темные фиолетовые, серые, синие.), Какое произведение у П.И. Чайковского по характеру? (Хмурое, печальное, грустное.) (^ Учитель: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. (А.С. Пушкин) Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить? Дети. О ноябре. Учитель. Ноябрь – предзимье. Выделите характерную особенность ноября. (Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.) (Дети рассматривают картину И. Левитана «Первый снег») Учитель: А теперь давайте «войдем» в эту картину. Возьмите снег, который лежит на перилах. Какой снег? (Холодный, мокрый.) Давайте поиграем в снежки. (^ « лепят» воображаемые снежки и кидают в друг друга – физкультминутка.) Учитель. А теперь послушайте, как композитор Ц. Кюи изобразил ноябрь в своей песне «Осень». ^ Какое настроение в этой песне? (Грустное, печальное, тоскливое…) Дети, а вы знаете, что осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы? ^ Только осень успела прийти, как слышатся недовольные голоса. Люди говорят: - Ах, какая жалость, лето красное кончилось… Птицы в стаи сбиваются: - Опять нам лететь на чужбину… Звери лесные ворчат: - Кончилось вольное житье… И никто, видать, приходу Осени не радуется. Призадумалась Осень: - Отчего бы это? – спрашивает, - Чем я не хороша? Чем не пригожа? И богата, и щедра, и красива – только живи, да радуйся! За лето реки да озера обмелели. Я (Осень) их до бережков налила. На полях, на лугах трава за лето выгорела. Я (Осень) их стеклянной росой да серебряным инеем покрыла. Были леса темные. Я (Осень) их раскрашивать разными красками начала… Наконец, надумала у людей спросить, отчего приходу Осени никто не радуется. Подведение итогов урока. Учитель. Давайте ответим на вопрос Осени: почему мы не радуемся ей? (Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет…) И всё-таки осень, ребята, это и хорошо и плохо; как любое время года, оно приносит нам и радость, и грусть. Домашнее задание: нарисовать осенний пейзаж. |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа» |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «однолуцкая основная общеобразовательная школа» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горношумецкая основная общеобразовательная школа» образовано на базе Починковской... |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №1» | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Осинская основная общеобразовательная школа» |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Реченская основная общеобразовательная школа |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №2 | ![]() | Муниципальное бюджетное учреждение «Информационно-методический центр» исполнительного комитета Мамадышского муниципального района... |