Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы»






Скачать 431.99 Kb.
НазваниеРабочая программа модуля «Поэтика русской литературы»
страница1/4
Дата публикации28.01.2014
Размер431.99 Kb.
ТипРабочая программа
top-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Институт филологии и журналистики
УТВЕРЖДАЮ

Ректор СГУ им. Н.Г. Чернышевского

профессор Л.Ю. Коссович

___________________________

"__" __________________2011 г.
Председатель НМК ИФиЖ

___________________________

"__" __________________2011 г.

Номер внутривузовской регистрации _______________________________

Рабочая программа модуля

«Поэтика русской литературы»
Направление подготовки

032700 – Филология

магистерская программа «Русская словесность и журналистика»

^ Научный руководитель – д.ф.н, проф. В.В. Прозоров
Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная
Саратов, 2011

1. Цели освоения модуля

Получить навыки профессионального анализа художественного текста, составить представление о национально-культурной специфике русской литературы; ознакомиться с основными законами взаимодействия и эволюции художественных элементов, общими структурно-типологическими закономерностями движения литературы как системы; составить представление о становлении литературного стиля и его взаимосвязи с литературной и исторической эпохой; получить навык работы с информационными и стилистическими пластами литературного произведения, составить представление об организации литературного текста.
^ 2.Место модуля в структуре ООП магистратуры

М.2. В 1. Профессиональный цикл. Вариативная часть.

Модуль 1 «Поэтика русской литературы» объединяет в себе дисциплины «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XIX века», «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XX века», «Опыты медленного чтения русских художественных текстов конца XX века-начала XXI века».

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в бакалавриате по широкому спектру гуманитарных направлений. Освоение модуля «Поэтика русской литературы» осуществляется параллельно с изучением важнейших дисциплин теоретико-практической подготовки будущих магистров филологии – «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Саратовская филологическая (литературоведческая) школа: история и современность», «Спецсеминар», «Спецкурс», «Основы журналистской критики», «Методика преподавания русской словесности и журналистики в высшей школе: традиции и инновации», «Поэтика журналистских текстов», «Практикума по текстообразованию», модуля «Текст как инструмент профессиональных коммуникаций».
^ 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения модуля «Поэтика русской литературы».

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000– «Филология»:

а) общекультурные компетенции:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

- способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).

б) профессиональные компетенции:

Общепрофессиональные:

- способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических приемов филологического исследования (ПК-1);

- способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

- Владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);

^ По видам деятельности в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры:

Научно-исследовательская деятельность:

- способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере филологии и других гуманитарных наук для собственных научных целей (ПК-4);

- владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

- владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований, проведенных другими специалистами, с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

^ Педагогическая деятельность:

- владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);

- владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);

- способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);

^ Проектная деятельность:

- умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);

- способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских и других проектов (ПК-18);
^ 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость модуля составляет 9 зачетных единиц, 324 часа всего, из них 84 часов аудиторных.

Трудоемкость дисциплины «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XIX века» составляет 3 кредитных единицы, 108 часов, из них 32 часа отведено на аудиторные практические занятия, 40 часов на самостоятельную работу студентов.

Трудоемкость дисциплины «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XX века» составляет 3 кредитных единицы, 108 часов, из них 20 часов отведено на аудиторные практические занятия, 61 час на самостоятельную работу студентов.

Трудоемкость дисциплины «Опыты медленного чтения русских художественных текстов XIX века» составляет 3 кредитных единицы, 108 часов, из них 32 часа отведено на аудиторные практические занятия, 40 часов на самостоятельную работу студентов.



п/п



Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

^ Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)




«Опыты медленного чтения русских художественных текстов XIX века»

1

Медленное чтение. Анализ. Интерпретация.

1

1,2

Практическое занятие

4

2

6

Комментированный реферат статьи Н. Эйдельмана «Учитесь читать».

2

Поэтика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

3-5

Практическое занятие

6

6

12

Эссе с анализом роли в пьесе одного из второстепенных или внесценических персонажей.

3

«Миражный сюжет» в прозаическом произведении. Поэтика «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя.

1

6,7

Практическое занятие

4

6

10

Мини-эссе с анализом одного из фрагментов городского пейзажа или интерьера петербургских помещений в повестях Н.В. Гоголя «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Нос».

4

Поэтизация русской прозы. «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева

1

8

Практическое занятие

2

2

4

Работа на практическом занятии.

5

Автор и герой в сатирическом эпосе. «История одного города» М.Е. Салтыкова Щедрина

1

9,10

Практическое занятие


4

4

8

Самостоятельная работа по списку анахронизмов и противоречий в выбранной главе романа «История одного города»

6

Сатира и читательский опыт. Заимствованные образы у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

11

Практическое занятие

2

4

6

Письменное аудиторное мини-эссе на тему «Источники заимствованных персонажей».

7

Сюжет, конфликт, персонаж в комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

1

12

Практическое занятие

2

2

4

Работа на семинаре

8

Приближение к «невыразимому» в русской поэзии середины 19 века. Поэзия А.А. Фета.

1

13

Практическое занятие

2

6

10

Аудиторная контрольная работа по стиховедческому анализу самостоятельным анализу стихотворения Фета

9

Метод «Диалектики души» в творчестве Л.Н. Толстого.

1

14- 16

Практическое занятие

6

8

14

Эссе по анализу фрагмента романа Л.Н. Толстого «Война и мир».




Подготовка к экзамену













36

36

Экзамен




Всего

1







32

40+36

108




«Опыты медленного чтения русских художественных текстов XX века».

1

Двадцатый век в истории русской литературы. Проблемы поэтики и стиля.

2

1

Практическое занятие

2

2

4

Работа на семинаре

2

Прозаизация драмы. «Вишнёвый сад» А. П. Чехова.

2

2

Практическое занятие

2

6

8

Письменное 15-минутное аудиторное задание по анализу первой ремарки первого действия в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

3

Поэзия русского модернизма начала 20 века.

2

3

Практическое занятие

2

6

8

Анализ предложенных стихотворных фрагментов.

4

Сатирическая комедия советского времени.

2

4,5

Практическое занятие

2

8

10

Эссе «Мир будущего у В.В. Маяковского» на материале пьес «Клоп» и «Баня».

5

ОБЭРИУ и их эстетическая деятельность. Поэтика абсурда в творчестве Д. Хармса.

2

6

Практическое занятие

2

8

10

Работа по анализу фрамента цикла Д. Хармса «Случаи».

6

Литературная сказка для театра.

2

7

Практическое занятие

2

8

10

Эссе по анализу выбранного аспекта пьесы.

7

Военная лирика 1940-х.

2

8

Практическое занятие.

2

6

8

Выполнение письменных заданий.

8

Послевоенная проза.

2

9

Практическое занятие

2

6

8

Эссе по анализу рассказа А. Платонова «Возвращение»

9

Стиль и манера изображения в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

2

10

Практическое занятие

2

6

8

Эссе на тему «Автор и герой в рассказе Солженицына».

10

Провинциальная жизнь в пьесе А. Вампилова «Утиная охота».

2

11

Практическое занятие

2

7

9

Работа на семинаре. Проверочная работа по анализу художественного текста.




Подготовка к экзамену

2










27

27

Экзамен




ВСЕГО

2







20

61+27

108




«Опыты медленного чтения русских художественных текстов

конца XX века-начала XXI века»

1

Поэзия И.А. Бродского 1980-х годов

3

1-2

Практическое занятие

4

6

10

Самостоятельный анализ стихотворения И. Бродского. Эссе «Основные мотивы лирики Бродского последних лет».

2

Заря русского постмодерна. Вен. Ерофеев и поэма «Москва - Петушки».

3

3

Практическое занятие

2

4

6

Эссе «Две поэмы-путешествия в русской литературе».

3

Перестроечная литература. В. Астафьев.

3

4

Практическое занятие

2

2

4

Выполнение письменных заданий

4

«Деревенская проза» перестроечного времени. В. Распутин «Прощание с Матерой» и «Пожар».

3

5

Практическое занятие

2

2

4

Анализ предложенных фрагментов произведений В. Распутина.

5

Притчевое сказание в романе Ч. Айтматова. «Плаха».

3

6

Практическое занятие

2

2

4

Анализ «евангельской главы» романа.

6

Поэзия советского концептуализма.

3

7

Практическое занятие

2

4

6

Анализ стихотворений Д. Пригова и Д. Иртеньева.

7

Роман-эпопея в конце ХХ века. Роман А.И. Солженицына "Красное колесо".

3

8-9

Практическое занятие

4

4

8

Эссе «Исторический роман или альтернативная история».

8

Проза 80-90-х. Рассказы Л. Петрушевской.

3

10

Практическое занятие

2

4

6

Эссе «Стиль Л. Петрушевской в 80-е и 90-е годы. Приметы. Устойчивые элементы»

9

Проза 90-х. Роман Д. Рубиной «Почерк Леонардо»

3

11

Практическое занятие

2

2

4

Эссе «Мир предметов и профессиональная деятельность в романах Д. Рубиной»

10

Постмодернистская притча в контексте 90-х годов. В. Пелевин "Затворник и Шестипалый".

3

12

Практическое занятие

2

4

6

Эссе «Социум и религия в рассказе В. Пелевина».

11

Сказовые традиции в романе Т.Н. Толстой «Кысь».

3

13

Практическое занятие

2

2

4

Анализ выбранного фрагмента романа.

12

Литературная стилизация как литературный концепт. Б. Акунин "Азазель".

3

14

Практическое занятие

2

4

6

Эссе «Стилевые заимствования Б. Акунина. Источники»

13

Современная проза. Сборник Л. Улицкой «Люди нашего царя».

3

15

Практическое занятие

2

2

4

Анализ выбранного рассказа.

14

Векторы развития русской литературы. С 1985 до наших дней. Дальнейшие перспективы. Потенциал поэтики русской литературы.

3

16

Практическое занятие. Коллоквиум.

2

2

4

Работа на коллоквиуме




Подготовка к экзамену

3










36

36

Экзамен




Всего










32

40+36

108







^ ВСЕГО ПО МОДУЛЮ

1-3







84

141+99

324



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Задача изучения курсов истории античной литературы, зарубежной литературы средних веков и Возрождения, хvii–хviii вв состоит также...

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconЛитература: Основная: Аристотель. Поэтика. Любое издание. Аверинцев...
«Проблемы изучения зарубежной литературы и русско-зарубежных литературных связей»

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconТипология и поэтика портрета в русской лирической поэзии
Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики Литературного института им. А. М. Горького

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconРабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Цель – дать системные знания о современном литературном процессе, основных тенденциях развития литературы, значимых представителях...

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconАустин Андрея стихотворные диалоги вячеслава иванова (поэтика, эволюция и типология) (1900-1910)
Работа выполнена в Отделе русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века Института мировой литературы им. А. М. Горького ран

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconРусской литературы
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconЛирика а. Кешокова: своеобразие жанровой системы, мотивы и поэтика
Диссертация выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconРабочая программа по русской литературе для 8 класса Гильмутдиновой Лилии Назировна
Целью изучения литературы является приобщение обучающихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы, воспитание...

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconПоэзия зубера тхагазитова: жанровая система, тематика, поэтика
Работа выполнена на кафедре русской литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский...

Рабочая программа модуля «Поэтика русской литературы» iconПояснительная записка рабочая программа ориентирована на учащихся...
В учебник русской литературы для 8 класса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск