Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы






Скачать 64.12 Kb.
НазваниеФормирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы
Дата публикации29.01.2014
Размер64.12 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы

Формирование гражданской идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностной сферы. Идентичность (от лат.Identicus – одинаковый, тождественный) означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо. Процесс идентификации это процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой. Данное понятие широко используется в социальной философии, психологии, социологии культуры, а также педагогике.

Современные дети – представители иной культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомятся с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, все больше наблюдается непонимание и протест.

Сто пятьдесят лет назад, оценивая технические достижения человечества, историк К.С.Аксаков отмечал: «При невероятных материальных усовершенствованиях, при необъяснимом богатстве способов и средств для жизни, чувствуется и слышится повсюду страшная бедность души, оскудение внутреннего родника жизни, для которого только и можно трудиться и работать, при котором только и имеют цену все открытия и утехи. К чему эти богатства и удобства, если потеряет душу человек, одно, что даёт ему цену?»

Формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества обеспечивается изучением учебных предметов, содержание которых наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности. Успешность этого процесса во многом определяется эффективностью социально-гуманитарного образования, изучения русского и иностранных языков, литературы народов мира, истории религий, восприятием ведущих ценностей отечественной и мировой культуры. Содержание системы воспитания гражданской идентичности обучающихся на уроках русского языка и литературы включает в себя следующие направления реализации воспитательных задач:

1. Формирование приоритетных ценностей гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Понимание политических, экономических, культурных особенностей Волгоградской области способствует становлению гражданской позиции. Подготовка к выполнению своего воинского долга начинается с изучения примеров служения Отечеству наших земляков - известных государственных деятелей. Необходимо привлекать внимание не только к подвигам ратных героев, но и труду на благо страны.

3. Осведомленность и ориентация школьников в происходящих событиях, привлечение к анализу СМИ, участие в работе институтов гражданского общества. Гражданин должен быть инициативным, деятельным, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Усвоение ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей российского общества, формирование национального самосознания личности; формирование интереса к культуре казачества, уважения его самобытности. В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской идентичности.

Поэтому я применяю разные технологии: проектную, технологию проблемно-ценностных дискуссий, кейс-технологию. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременное формирование определенных личностных качеств. Очевидны преимущества проектной технологии: учащиеся стали самостоятельнее, проявляют больший интерес к предметам гуманитарного цикла, появился позитивный настрой, научная пытливость (поиск информации через Интернет), коммуникабельность. С помощью технологии (проекта) мы создаем условия для самореализации личности. Участие в муниципальных, областных, региональных конкурсах, таких, как «Моя семья», «Мы достойные внуки Победы», «Сталинградская сирень-сирень Победы», «Сталинград - наша гордость и слава», «Гренадеры, вперед!» и других позволяет достичь того, что знания детей в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Занятия по формированию гражданской идентичности организую, используя, как традиционные, так и нетрадиционные формы. Это и тематические беседы, уроки пресс-конференции, уроки-заочные путешествия, уроки-презентации с использованием ИКТ-технологии, музыкального и визуальноего оформления. Это позволяет более эффективно воспринимать материал урока обучающимися и влиять на их эмоциональную сферу. Основные принципы моей работы: -ставлю перед учениками стратегическую задачу и описываю тип и характеристики желаемого результата на перспективу; -вместе с учеником выбираем значимую для решения проблемы информацию;

-побуждаю обучающихся выдвигать идеи;

-предоставляю ученикам возможность самостоятельно планировать, пробовать, предлагать свое исследование;

-привлекаем необходимые факты из различных источников и сравниваем разные точки зрения.

Процесс формирования российской гражданской идентичности длительный и результаты можно получить не сразу. Главное – формировать личность ребенка как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Самое важное в нашей педагогической деятельности – это любить и уважать личность каждого ребенка. Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы, т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступает как составная часть его мировоззрения и поведения по отношению к родной стране, к другим нациям, народам и странам. Существенной стороной развития патриотического сознания обучающихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Широкие возможности в этом представляет соответствующий тематический материал по русскому языку, ознакомление с доступными литературными произведениями. Но устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания обучающихся в области патриотизма приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Глубокому уяснению сущности патриотизма способствуют диспуты и собрания: на уроке русского языка в 10 классе мной проводился диспут «Патриотизм: вчера, сегодня, завтра», а на уроке литературы в 11 класс - читательская конференция «Можно на войне выжить и остаться человеком?» по повести В. Кондратьева «Сашка»; в них подросткам и юношам приходится самим отстаивать свои взгляды по вопросу патриотизма. Формирование гражданской идентичности представляет широкое поле действия в век информационно-коммуникативных технологий. Обучающиеся охотно занимаются исследовательской деятельностью, а результаты оформляются в виде мультимедийных презентаций. Систематически проводится сбор материала о трудовом и боевом пути бабушек и дедушек, о героизме тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Образ исторического времени, взятый ими из книг и кинофильмов, дополняется образом реального человека, с которым они могут встретиться в действительности.

В МБОУ Добринском лицее сохранена традиция проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся смотр строя и песни, военно-спортивная игра «Зарница», спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!». Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурсы детского рисунка, выпуск листовок и тематических газет. Учащиеся лицея любят выезжать на экскурсии к памятным местам г. Урюпинска, Урюпинского района, Волгограда и соседних областей, активно участвуют в написании сочинений, посвященных героическому прошлому нашего края. С особым интересом многие обучающимся относятся к теме родной природы, её красоте и неповторимости. Подготовленное выразительное и осмысленное чтение наизусть, а также последующий анализ стихотворений о Родине, родной природе даёт возможность обучающимся прочувствовать эмоциональное состояние поэта через описание картин природы и передать свое восприятие к окружающему миру, развивают воображение, умение видеть и слышать природу. Предлагаю по тексту выразить свои ассоциации с музыкой, живописью, фотографией. Оригинальные и увлекательные сценарии литературных вечеров, разнообразные по форме, содержанию и особенностям подготовки, помогают реализовать программу по формированию нравственных ориентиров во внеурочное время. Участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятий формирует их социальную активность, помогает развивать способности, дать таланту вырваться на свободу, стать человеком творческим, думающим. На протяжении последних десяти лет ежегодно ребята успешно выступают в качестве актёров, либо чтецов в районных конкурсах. Воспитать гражданина невозможно без уважения к истории своего Отечества, без ощущения причастности к делам предков. Сочинения, рефераты, исследовательские работы на основе краеведческого материала прочно вошли в систему занятий по русскому языку и литературе в старших классах. Итак, в процессе разнообразной и содержательной работы у школьников формируются яркие представления о человеке-патриоте, рождается стремление стать достойным гражданином своей страны, осознающим свою сопричастность с судьбой Родины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconПрограмма спецкурса «Развитие гражданской идентичности личности в...
Цель данной дисциплины – формирование представлений об основных закономерностях, стратегии, тактике и средствах формирования гражданской...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы icon«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка...
Опыт работы учителя русского языка и литературы муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconРабочая программа по математике
Тия и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconТехнологий на уроках русского языка и литературы
Статья посвящена актуальной проблеме активизации процесса обучения учащихся и педагогов путем внедрения интерактивных форм и методов...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconИсследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка...
Исследовательская деятельность обучающихся на уроках русского языка и литературы при изучении творчества А. И. Солженицына

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconМетодического объединения «Развитие логического мышления учащихся...
Аналитический отчет мо учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconАктивизация мыслительной деятельности и творческих способностей обучающихся...
Устяхина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу бейской общеобразовательной школы-интерната среднего (полного)...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы iconАналитическая справка о деятельности методического объединения учителей...
Мо работает над проблемой «Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы путем внедрения в учебный процесс информационно-коммуникативных...

Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы icon«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы» I. Введение
Целью моей работы является: Развивать творческие способности учащихся; Создать условия для реализации личности ребенка



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск