Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области»






Скачать 50.97 Kb.
НазваниеНикиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области»
Дата публикации29.01.2014
Размер50.97 Kb.
ТипДокументы
top-bal.ru > Литература > Документы

Никиточкина М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»


Серебряный век русской поэзии. Символизм.

План – конспект урока (фрагмент).

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

  1. Познакомить с понятиями «Серебряный век», «Символизм»

  2. Помочь детям найти точки соприкосновения двух искусств: литературы и живописи

Задачи урока.

Учебные:

1. Закрепление умений аргументировать свою точку зрения, грамотно строить ответ-рассуждение, опираясь на литературный текст и особенности живописи;

2. Закрепление знаний о выразительных средствах языка и живописи, и их роли в произведении;

3. Расширение кругозора учащихся посредством виртуальных экскурсий;

Развивающие:

- развивать общеучебные умения и навыки (анализ, сравнение, обобщение);

- развивать творческие умения;

Воспитательные:

- развитие познавательного интереса к различным видам искусства;

- воспитание умения слушать друг друга, уважительно относится к чужому мнению

Формы работы:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • фронтальная.

Ход урока

(фрагмент)

1. Слово учителя. Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX – начало ХХ века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства. Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала ХХ века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века.

Эпиграф нашего урока:

^ Солнце наивного реализма закатилось

А. Блок.

2. Понятие символизма

а) Индивидуальное задание. Выразительное чтение стихотворения В.Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь...»

- Каков строй мыслей и чувств стихотворения?

- Каковы ключевые слова?

^ Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий -

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете -

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете

б) Работа с учебником по группам. Русская литература 20 века. 11 класс. Под редакцией Журавлёва В.П. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010. – Ч.1, стр.19.

1 группа

- Выписать основные теоретические основы символизмы.

2 группа

- Выписать имена поэтов – символистов, дать краткий обзор творчества

в) Индивидуальное задание. Изучить материалы «Символизм» (возможно использование телефона для выхода в интернет)

http://literatura5.narod.ru/simvolizm.html

Дополнить ответы учащихся.

г) Проверка – фронтальный опрос. Составление конспекта.

3. Символизм в живописи.

- Символизм - одно из крупнейших направлений в искусстве, которое охватывало не только литературу, но музыку и живопись. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему.

- Совершим виртуальную экскурсию в ГТГ, чтобы познакомиться с символизмом в живописи.

Знакомимся с картинами Богаевского К. «Берег моря», Борисова – Мусатова В. (нашего земляка), «Призраки», Врубеля М. «Демон (сидящий)»

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/search/?string=%F1%E8%EC%E2%EE%EB%E8%E7%EC&collection=42&period=&gogogo=%CD%E0%E9%F2%E8

Работа в группах. Откройте в своих телефонах одну из картин

1 группа - Богаевский К. «Берег моря»,

2 группа - Борисов – Мусатов В. «Призраки»,

3 группа - Врубель М. «Демон (сидящий)»

Может быть, кого – то привлечет другая картина. пожалуйста! Подготовьте развернутый ответ по вопросам:

-Как в живописи воплотились идеи символизма?

- Какими выразительными средствами пользуются художники?

- С какой из картин наиболее соотносится стихотворение поэта – символиста Брюсова «Творчество»?

^ Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.
Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуке реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

1 марта 1895

(Валерий Брюсов. Стихотворения. –Москва: Детская Литература, 1971)

Это интересно! Знаете ли вы?

Впервые заявили о себе русские живописцы-символисты в 1904 году в городе Саратов. Там прошла выставка «Алая Роза» саратовских художников Кузнецова П.В., Уткина П.С.

Виртуальная выставка «Алая роза»

http://www.youtube.com/watch?v=zwmIvXwb710&feature=g-upl

3. Представление поэта. Работа в группах (Брюсов В., Бальмонт К., Белый А.). Группы должны представить:

  • краткие сведения о поэте;

  • краткий обзор творчества;

  • выразительное чтение стихов, краткий анализ.

  • Д/з Анализ одного стихотворения поэта символиста или творческое восприятие одной картины художника – символиста (на выбор)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconАлексеева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы моу-сош...
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconУрок русского языка. Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе умк
Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Петушки Владимирской области

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconУрока: тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Учитель русского...
Учитель русского языка и литературы мбоу «сош №29» г. Чебоксары Кирзенкова Ю. А

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconВизитная карточка
Место работы (название образовательного учреждения, занимаемая должность) учитель русского языка и литературы моу «сош с. Кочетное...

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconВнеклассное мероприятие по немецкому языку, 4-5-6 класс квн для 4-6...
Автор: Литвишко Людмила Валерьевна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы, филиал мкоу «сош п. Садовый Самойловского...

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconХатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу «сош №1 г....
В нашем кружке ребята создают интересные модели, но не хватает нам рабочих рук: у нас их пока только семь

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconМетодической разработки- «Удивительное путешествие в страну имен прилагательных»
ОУ, должность- мбоу «сош №87», г. Северск, Томской области, учитель русского языка и литературы

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconКонспект открытого предметного учебного занятия в рамках фгос и фгт учителя разработчики
Учителя разработчики: Бодрова И. В., учитель английского языка, Бардина Т. А., учитель русского языка и литературы маоу гимназия...

Никиточкина М. А., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №1 г. Калининска Саратовской области» iconСамоописание системы работы учителя русского языка и литературы моу...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск