Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте»






Скачать 133.17 Kb.
НазваниеУрока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте»
Дата публикации30.01.2014
Размер133.17 Kb.
ТипУрок
top-bal.ru > Литература > Урок
Урока русского языка по подготовке к ГИА

9 класс

Тема. «Роль простого предложения в тексте».

Цели урока:

1) подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения;

2) совершенствование навыков развития речи;

3) раскрыть функции простого предложения в тексте.

Опережающее задание. Подготовить сообщение об особенностях простого предложения

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о роли простого предложения в русском языке, будем учиться писать сочинение – рассуждение. Вспомните, что вы знаете о простых предложениях?

Ученик. Простые предложения бывают разными по цели высказыванию, односоставные и двусоставные. Они бывают распространенные и не- распространенные, полные и неполные, могут произноситься с особой интонацией. Простые предложения могут входить в состав сложно – сочиненного и сложноподчиненного предложения. Это синтаксическая единица языка, несущая определенную информацию.

Ученик. Я при подготовке к уроку изучил много литературы и нашёл следующий материал.

«Простое предложение как особая синтаксическая единица имеет еще и только ему принадлежащие весьма существенные языковые характеристики. Это: 1) наличие в грамматической основе предложения некоего отвлеченного формального образца (предикативной основы или, что то же самое, структурной схемы предложения), специально предназначенного языком для построения относительно законченной единицы сообщения, причем по этому образцу может быть построено неограниченное количество конкретных предложений одинаковой формальной структуры; 2) наличие иерархически связанных друг с другом языковых значений, вносимых как самим этим образцом, так и его взаимодействием с лексической семантикой тех слов, которые при образовании конкретного предложения заполняют синтаксические места в этом образце; 3) способность к таким формальным изменениям, которые не свойственны другим видам высказываний или обнаруживаются у них нерегулярно; 4) свои правила распространения; 5) возможности такого размещения частей, которое позволяет показать соотношение информативно более важного и менее важного, т. е. актуализировать информативный центр высказывания.»

Учитель. Цель нашего урока - подготовиться к сочинению рассуждению по теме: « Роль простого предложения в тексте».

Запишите следующие предложения. В Древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Какие русские писатели восхищались розой в своих произведениях? Вот и я остановился, чтобы змею через дорогу перебросить. Грибов там - хоть на воз грузи. "Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля" (названия кинофильмов); "Это было под Ровно" (название повести); "Грачи прилетели", "Всюду жизнь" (названия картин).

Начертите таблицу.

Познакомьтесь с функциями и заполните таблицу, распределив предложения по принадлежности к функциям.

Функции простого предложения

Примеры

1.Несёт самостоятельное(или относительно самостоятельное) сообщение (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то.




2 Выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения.

.

Функция замещения одного из главных членов простого предложения.




4.Несёт номинативную функцию (функцию именования); она обнаруживается в заголовках.




Учитель. Как выглядит ваша таблица?

Ученик. На мой взгляд, первое и второе предложения несут сообщение и должны стоять в таблице первыми, третье предложение вторым, четвертое - третьим и пятое – четвертым.

Функции простого предложения

Примеры

1.Несёт самостоятельное(или относительно самостоятельное) сообщение (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то.

В Древней Греции поэты называли розу царицей цветов.

Какие русские писатели восхищались розой в своих произведениях?

2 Выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения.

Вот и я остановился, чтобы змею через дорогу перебросить.

3. Замещает одно из главных членов простого предложения.

^ Грибов там - хоть на воз грузи

4.Несёт номинативную функцию (функцию именования); она обнаруживается в названиях, заголовках.

"Я шагаю по Москве", "Берегись автомобиля" (названия кинофильмов); "Это было под Ровно" (название повести); "Грачи прилетели", "Всюду жизнь" (названия картин

Учитель. Подведём итоги.

Ученик. Простое предложение несет самостоятельное сообщение или ищет сообщение у вопросительных предложений; и в том и другом случае это есть информация о чём – то.

Ученик. Выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения.

Ученик. Простые предложения замещают один из главных членов предложения.

Ученик. Они ещё несут номинативную функцию.

Учитель. Давайте, ребята, закрепим наши знания. Перед вами 2 карточки с текстами. Прочитайте и подберите к ним функции.

Карточка№1

Наступило раннее утро. Проснулись птицы, звери, люди. Начался новый день. Что он готовил всем?

Трудно было оставаться дома, и мы решили отправиться в лес на экскурсию. С пасмурного неба падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, потому что боялись их спугнуть. А снега в лесу – хоть замки строй. Долго ходили мы по зимнему лесу. Снег сверкал под лучами зимнего солнца. Невольно вспомнились строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

Прочитай, как вы распределили. У нас есть примеры для сочинения.

Карточка№2

Осень в этом году выдалась сухая и теплая. Деревья покрылись разноцветной листвой. Осенний пейзаж напоминал картину Левитана «Золотая осень»

Маша и Вера каждый день ходили играть в парк. Однажды под берёзой они увидели небольшую норку. Кто же жил в норке? Девочки стали наблюдать и поняли, что здесь живёт ёжик. А листьев натаскал -хоть воз грузи.

Учитель. Прочитайте. Как вы заполнили таблицу?

предложения

Функции простого Примеры

1.Несёт самостоятельное(или относительно самостоятельное) сообщение (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то.

Наступило раннее утро. Проснулись птицы, звери, люди. Начался новый день. Что он им готовил?

Долго ходили мы по зимнему лесу. Снег сверкал под лучами зимнего солнца.

Осень в этом году выдалась сухая и теплая. Деревья покрылись разноцветной листвой. Маша и Вера каждый день ходили играть в парк.

Однажды под берёзой они увидели небольшую норку. Кто же жил в норке?

Какие русские писатели восхищались розой в своих произведениях?

2. Выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения.

Мы осторожно дышали на них, потому что боялись их спугнуть.

Девочки стали наблюдать и поняли, что здесь живёт ёжик.


3. Замещает одно из главных членов простого предложения

А снега в лесу – хоть замки строй.

А листьев натаскал -хоть воз грузи.


4.Несёт номинативную функцию (функцию именования); она обнаруживается в названиях, заголовках.

Невольно вспомнились строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Осенний пейзаж напоминал картину Левитана «Золотая осень».


Учитель. Мы с вами научились определять функции простого предложения в тексте. А теперь вспомним, из каких частей состоит сочинение – рассуждение?

Ученик. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой – либо мысли. Это ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение –это функциональный тип текста, цель которого - изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

Учитель. Какова структура сочинения – рассуждения?

Ученик. Тезис, аргумент, вывод.

Учитель. Дайте характеристику каждому из составных частей сочинения – рассуждения.

Ученик. Тезис – главная мысль текста, которую необходимо доказать, обосновать. Аргумент – доказательство, приводимое в поддержку тезиса (факты, пример, иллюстрация, объяснение). Вывод – это итог рассуждения.

Учитель. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что структура рассуждения соответствует композиции ( построению) сочинению.

А теперь сформулируете вступление к сочинению – рассуждению.

Опираясь на таблицу, сформулируем тезис.

Вид тезиса

Примеры

1) тезис- утверждение актуальности данного вопроса

В разговорной и письменной речи без простых предложений обойтись нельзя, так как они играют немаловажную роль в тексте.

2)Риторическое восклицание

В разговорной и письменной речи без простых предложений не обойтись!

3) Риторический вопрос

Как обойтись в разговорной и письменной речи без простого предложения?

4) Тезис - небольшое отступление, подводящее к проблеме текста

Русский синтаксис- сложная система, чтобы разобраться в ней необходимо знать функции простого предложения в тексте.







Ученик. Я выбираю тезис- утверждение актуальности данного вопроса.

Ученик. Я неоднократно обращал внимание на то, как в разговорной и письменной речи не обойтись без простых предложений, которые играют немаловажную роль в тексте.

Ученик. Простое предложение- основа нашей устной и письменной речи, поэтому они играют в тексте большую роль.

Учитель. Что мы будем писать в аргументах?

Ученик. Во – первых, я напишу о том , что простые предложения несут самостоятельное(или относительно самостоятельное) сообщение (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация.

Например. Я услышал тихую песню. Он доносился из рощи. О чём эта песня? Кто её поёт?

Во - вторых, я хочу отметить, что простое предложение выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения.

Например. Судьи были заняты только тем, чтобы друг друга перекричать.

Я помню руки матери моей,

Хотя её давно уж нет на свете. (Н.И. Рыленков )

Учитель. Что мы будем писать в заключении? Перед вами карточки - информаторы с клише, которые можете использовать при составлении заключения.

Обобщим сказанное;

Таким образом;

Следовательно;

Подведем итоги.

Учитель. Попытаемся написать заключение.

Ученик. Таким образом, простое предложение выполняет несколько функциональных ролей в тексте. Самая главная - это, что она несёт информацию. Без простого предложения нельзя составить письменный текст.

Ученик. Я хочу представить своё заключение. Следовательно, без простого предложения нельзя обойтись, оно является основой нашей устной и письменной речи.

Учитель. Перед вами сочинение ученика. Прочитайте и проанализируйте эту работу.

Сочинение № 1

Простое предложение как особая синтаксическая единица имеет только ему принадлежащие весьма существенные языковые характеристики и выполняет следующие функции: самостоятельно (или относительно самостоятельно) сообщает (у невопросительных предложений) или ищет сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то, например « Наступило раннее утро. Проснулись птицы, звери, люди. Начался новый день. Что он готовил всем?»

Ёще простое предложение выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения. «Мы осторожно дышали на них, потому что боялись их спугнуть».

Таким образом, простое предложение выполняет несколько функциональных ролей. Без простого предложения нельзя составить письменный текст и организовать устную речь.

Анализ сочинения.

Ученик. В работе отсутствует тезис – главная мысль текста, которую необходимо доказать, обосновать. По-моему он должен быть таким: «В разговорной и письменной речи без простых предложений обойтись нельзя» Ученик выявляет разные функции простого предложения, приводит два примера – аргумента из текста, которые иллюстрируют две разные функции простого предложения.

Я думаю, что работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связанностью и последовательностью изложения (логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушения абзацного членения текста). Орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок нет.

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов ошибок нет.

Учитель. Прочитайте второе сочинение и проанализируйте его.

Сочинение № 2.

Русский синтаксис - сложная система, чтобы разобраться в ней необходимо знать функции простого предложения.

Простые предложения имеют несколько функций, среди них самыми распространенными я считаю во- первых, функцию самостоятельного (или относительно самостоятельного) сообщения (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то и, во – вторых, функцию главной или придаточной части сложного предложения.

Свою мысль я могу подтвердить следующими примерами: « Наступило раннее утро. Проснулись птицы, звери, люди. Начался новый день. Что он им готовил?» Примером, подтверждающим функцию главной или придаточной части сложного предложения, могут служить следующие предложения: «Мы осторожно дышали на них, потому что боялись их спугнуть» «Девочки стали наблюдать и поняли, что здесь живёт ёжик»

Следовательно, простое предложение – это синтаксическая единица, которая выполняет немаловажную роль в русском синтаксисе.

Анализ сочинения.

Ученик.

По – моему, ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив две функции простого предложения, привел два примера - аргумента из текста, которые иллюстрируют разные функции простого предложения.

Работа характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения (логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста). Нет перехода от основной части к главной.

Композиционная стройность завершена, ошибок в построении текста нет.

Орфографических, грамматических речевых ошибок нет, но есть пунктуационные ошибки. Он не выделил запятыми вводное слово.

Учитель. Обобщаем. Что нового мы с вами узнали? Чему научились?

Ученик. Мы сегодня узнали о роли простого предложения в тексте и о его функциях.

Ученик. Познакомились с написанием сочинения – рассуждения и его анализом.

Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему: «Роль простого предложения в русском языке»

Сочинение № 1.

В разговорной и письменной речи без простых предложений обойтись нельзя, так как они играют немаловажную роль в тексте, выполняют различные функции.

Во – первых, они несут самостоятельное(или относительно самостоятельное) сообщение (у невопросительных предложений) или поиск сообщения (у вопросительных предложений); и в том и в другом случае это есть информация о чем-то. Например. Наступило раннее утро. Проснулись птицы, звери, люди. Начался новый день. Что он им готовил?

Долго ходили мы по зимнему лесу. Снег сверкал под лучами зимнего солнца. Осень в этом году выдалась сухая и теплая. Деревья покрылись разноцветной листвой. Маша и Вера каждый день ходили играть в парк. Под берёзой они увидели небольшую норку. Кто же жил в норке? Какие русские писатели восхищались розой в своих произведениях?

Во – вторых, выполняет функцию главной или придаточной части сложного предложения. Это я могу подтвердить следующими примерами. Мы осторожно дышали на них, потому что боялись их спугнуть. Девочки стали наблюдать и поняли, что здесь живёт ёжик.

Следовательно, простое предложение – это синтаксическая единица, без которой не может быть текста ни письменного, ни устного.

Анализ сочинения.

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив две функции простого предложения, привел два примера - аргумента из текста, которые иллюстрируют разные функции простого предложения.

Работа характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения (логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста). Композиционная стройность завершена, ошибок в построении текста нет.

Орфографических, грамматических речевых, пунктуационных ошибок нет.

Сочинение № 2.

Русский синтаксис - сложная система, чтобы разобраться в ней, необходимо знать функции простого предложения в тексте. А их несколько. Я хочу остановить на двух из них.

Во - первых, замещение одно из главных членов простого предложения в тексте. Например. А раскаты грома нагоняли страх – хоть в подпол лезь. Остальное — мое дело. А снега в лесу – хоть замки строй. А листьев натаскал -хоть воз грузи.

Во – вторых, они несут номинативную функцию (функцию именования); она обнаруживается в названиях, заголовках. Это я хочу подтвердить следующими примерами. Днем мы поехали в город и посмотрели спектакль по драме Н. Островского « Гроза». Невольно вспомнились строки из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Осенний пейзаж напоминал картину Левитана «Золотая осень».

Я думаю что, простое предложение – это очень важная синтаксическая единица, без которой вообще нельзя представить текст.

Анализ сочинения.

Ученик дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив две функции простого предложения, привел два примера - аргумента из текста, которые иллюстрируют разные функции простого предложения.

Работа характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения (логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста). Композиционная стройность завершена, ошибок в построении текста нет.

Орфографических, грамматических речевых, пунктуационных ошибок нет.
Учитель Мухтарова С.Х.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconУрока русского языка. Тема: «Однородные члены предложения» Номинация...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «кемеш – кульская средняя общеобразовательная школа»

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconТема: Односоставные предложения, их виды. Главный член в односоставном предложении
Простого предложения, навыки письма – говорения – чтения на материале урока, работы с тестами разных типов; развивать интеллектуальный...

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconУрока Тема урока «Однородные члены предложения»
Автор: Алексеева Валентина Георгиевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Цивильская сош №2»

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconУрока с использованием икт тема урока: «Односоставные предложения»
Преподаватель: Сафарханова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconРоль односоставных предложений в художественном тексте. Комбинированный...

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Учитель русского языка и литературы
«С» единого экзамена, научиться формулировать проблему, поставленную в тексте, определять позицию автора прочитанного текста, выражать...

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за...
Продолжать учить комплексному анализу текста, расширяя представления о богатстве русского языка

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconЛитература 7 класс Тема урока: Виды информации в художественном тексте
Во втором случае следует уделить больше времени развитию и закреплению умения находить в тексте 3 вида информации. На последующих...

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconУрока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник...
Тема урока: А. С. Пушкин – родоначальник современного русского литературного языка (сопоставительный анализ языка произведений А....

Урока русского языка по подготовке к гиа 9 класс Тема. «Роль простого предложения в тексте» iconДиректор моу дпо «Методический центр пкпр»
План работы городской педсекции учителей русского языка и литературы по подготовке учащихся, педагогов к итоговой аттестации в форме...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
top-bal.ru

Поиск